0

Сравнение

VIP Club

Тест винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP5: классический минимализм | Stereo.ru

Автор статьи: Галимов Артур
20.08.2021 3176 4

Разработчики Audio-Technica известны скрупулезным, можно даже сказать, трепетным, но абсолютно реалистичным отношением к звуковой аппаратуре. Духов предков в трансформаторы не селят, древесину редких пород абы где не используют. Но конструкции свои прорабатывают до мельчайших деталей и музыкальный почерк аппаратуры выверяют самым внимательным образом. На этот раз мы поговорим о виниловой вертушке AT-LP5 — одном из достаточно демократичных творений японской компании.

Скажу сразу, что ни упертым, ни хотя бы амбициозным виниловодом я себя назвать не могу. Главным образом потому, что слышал достаточное количество высококлассных аналоговых сетапов, и отлично знаю, сколько денег, сил и времени нужно потратить для приближения к тому саунду, который можно без фиги в кармане сравнивать со звучанием действительно хороших цифровых источников.

С другой стороны, я прекрасно понимаю причины экзальтации новообращенных, слушающих первую пластинку на пускай недорогой вертушке после долгих лет общения исключительно с «цифрой» классом от среднего и ниже. Винил может чего-то недоговаривать, позволять себе вольности с тональным балансом и даже ритмикой, но он не выхолащивает звук и не убивает в нем все живое так, как это делает копеечный цифро-аналоговый тракт в каком-нибудь недорогом (а иногда и дорогом) смартфоне или, прости господи, в переходнике для наушников.

Audio-Technica AT-LP5

Даже далеко не идеальный виниловый сетап слушать почти всегда интересно — именно поэтому я периодически достаю с полки пластинки, и именно поэтому я решил взяться за тест проигрывателя Audio-Technica AT-LP5. Модели недорогой, но далеко не самой примитивной, да к тому же прямоприводной.

Оцифровка в комплекте

Итак, перед нами аппарат, явно нацеленный на молодых, прогрессивных и, скорее всего, совершенно неопытных в плане аналогового звуковоспроизведения меломанов. А раз так, то непременными его атрибутами являются демократичная цена, комплектный звукосниматель и встроенный фонокорректор, а в нашем случае еще и внутренний АЦП с интерфейсом USB и софтом Audacity для оцифровки пластинок.

Audio-Technica AT-LP5

Кстати, если оставить виниломанский снобизм, штука эта не такая уж и бесполезная. Купив по случаю интересный диск, можно «срезать» его для прослушивания на том же мобильнике. Хотя я бы, конечно, просто отправился на трекер и безо всяких зазрений совести скачал оттуда нужный релиз — раз уж я за него все равно уже заплатил. Получилось бы быстрее и почти наверняка куда качественнее. Впрочем, шанс добычи особо экзотического издания, отсутствующего в торрент-сообществах, совсем со счетов сбрасывать тоже не будем.

Audio-Technica AT-LP5

Имеется и другой сценарий — спасение семейных ценностей, то есть много лет (а то и десятилетий) хранящихся на полках пластинок. По большей части, конечно, детских. И частенько занимаются этим люди, ни с какими торрентами не знакомые в принципе.

Земля и фонокорректор

В отличие от других недорогих проигрывателей из текущей линейки Audio-Technica, внешний вид нашей вертушки абсолютно ничем не намекает на стилистику DJ. Внешность самая что ни на есть хайфайная, причем в классическом понимании этого слова.

Audio-Technica AT-LP5

Стол представляет собой черную, матовую, достаточно толстую и увесистую плиту правильной прямоугольной формы, изготовленную из неизвестного материала. Покоится она на крупных, массивных с виду ножках. На поверку они оказались регулируемыми пластиковыми дисками с амортизирующими резиновыми шайбами, причем демпфирующая способность и площадь контакта с поверхностью у них достаточно большие. На верхней поверхности стола, помимо блока тонарма и опорного диска, обнаружился один-единственный барабанчик, запускающий мотор и переключающий скорости.

Audio-Technica AT-LP5

Полностью включить или выключить питание можно только с помощью кнопки на задней панели, о существовании которой без изучения инструкции догадаться практически невозможно. Разве что ты сам втыкал в гнездо рядом с ней сетевой шнур. Да-да, блок питания встроенный, что в данном ценовом сегменте вполне оправдано, если, конечно, он выполнен более-менее грамотно и не слишком заметно меняет звук. Кстати, несомненное преимущество стандартного электрического шнура IEC — полноценное заземление шасси, но опять-таки при условии, что электропроводка в квартире сделана по-человечески.

Audio-Technica AT-LP5

Помимо силовой части, на тыловой плоскости обнаружилась пара гнезд RCA, с которых можно снимать как линейный сигнал, усиленный встроенным фонокорректором, так и прямой — непосредственно со звукоснимателя. Опять-таки, имея в виду цели и вкусы потенциальных обладателей, решение крайне грамотное и дальновидное. Оно избавляет от лишних сложностей тех, кто даже слово «фонокорректор» не знает, но, с другой стороны, дает возможность легкого прогресса тем, кто рано или поздно вырастет из штатной обвески.

Audio-Technica AT-LP5

Тумблерок селектора усиления достаточно мелкий и тщедушный, но это не страшно, поскольку необходимость в его переключении будет возникать крайне редко. Зато расположенная рядом с «тюльпанами» клемма заземления выглядит вполне добротно и надежно.

Unboxing

Сборка извлеченного из коробки комплекта не вызвала абсолютно никаких проблем. Отлитый из алюминиевого сплава диск требуется установить на шкив двигателя — прямой привод избавляет даже от недолгой возни с пассиком. Сверху кладем увесистый, отлитый под давлением резиновый мат. На заднюю часть J-образного тонарма накручиваем противовес, к передней одним движением пристегиваем байонетный шелл AT-HS10 с уже установленным в нем звукоснимателем AT-95EX. Вот, собственно, и все, можно приступать к настройке — такой же незатейливой, но, как обычно, требующей внимательности и аккуратности.

Audio-Technica AT-LP5

Кстати, нанесенная на противовес маркировка для установки прижимной силы поначалу особого доверия у меня не вызвала — риски на ней просто наштампованы краской. На самом деле размечена шкала вполне корректно, но для максимальной точности установки все же лучше пользоваться весами. Антискейтинг корректируется небольшим диском рядом с карданным подвесом тонарма, а для проверки выставления звукоснимателя прилагается шаблон с наглядными пояснениями для новичков.

Audio-Technica AT-LP5

А вот пузырьковый уровень для точности горизонтальной установки придется поискать в шкафу с инструментами. Хотя именно в модели для дилетантов не помешало бы вмонтировать его прямо в корпус. Тогда, по крайней мере, они бы реже забывали, что для вертушки строго горизонтальное положение — требование критически важное.

Штатный звук с картриджем Audio-Technica AT95EX

В штатную комплектацию вертушки входит ММ-головка AT95EX с иглой эллиптической заточки, в дополнение к которой я использовал куда более продвинутый (и стоящий почти как весь проигрыватель в сборе) новый аудиофильский картридж VM750SH.

По линейному выходу AT-LP5 подключалась к интегральнику NAD M32, нагруженному на полочную акустику Dali Ikon 2 MK2. Также для сравнения использовались несколько фонокорректоров разного ценового уровня.

Audio-Technica AT-LP5

AT-95EX — разновидность хорошо известного звукоснимателя AT-95E, который считается очень неплохим вариантом по соотношению качества воспроизведения и стоимости в ценовом диапазоне до $100. От базовой версии наш вариант отличается красным цветом пластиковой вставки и расширенной с 20 до 22 кГц верхней границей воспроизведения.

Первое, что мне хотелось выяснить в ходе практических испытаний, это насколько применение прямого привода может быть оправдано в вертушке за 500 долларов (в наших магазинах). Ведь не секрет, что не слишком качественные реализации Direct drive могут преподнести куда больше неприятных сюрпризов, чем незатейливая конструкция с пассиком.

Audio-Technica AT-LP5

Впрочем, сомнения по этому поводу достаточно быстро рассеялись. Рокот практически не ощущался, а уровень и спектр детонации не заставляли постоянно анализировать саунд на предмет непрошеных модуляций и тонального соответствия звуку с цифрового источника.

Штатный картридж продемонстрировал вполне сносную детализацию и приличный тональный баланс с некоторым акцентом на участке от верхней середины до средних верхов. Музыкальная сцена оказалась достаточно детальной, но пространственные ее характеристики не слишком впечатлят ценителя, привыкшего к добротным цифровым источникам. Но не потому, что вертушка в этом плане сильно не доигрывает, а просто в силу отсутствия чудес в нашей жизни — в данной ценовой категории ожидать от звукоснимателя филигранного разделения каналов было бы просто наивно.

Audio-Technica AT-LP5

Что касается встроенного фонокорректора, то звучит он однозначно лучше самых недорогих внешних аппаратов, так что начинающий виниловод в проигрыше явно не окажется. Порадовало достаточно корректное обращение с басами, которые для проигрывателя данного класса оказались на удивление собранными и неплохо структурированными. Заслуга в этом, конечно, не только (а возможно, и не столько) фонокорректора, но всего комплекса стол – привод – опорный диск – картридж – тонарм. Кстати, конструкция весит в общей сложности 10,5 кг — неплохо для своего уровня.

Audio-Technica AT-LP5

Возвращаясь к фонокорректору, отмечу, что звук у него немного специфичен. Я бы сказал, что, несмотря на бодрую подачу высоких частот, в целом характер чуть более мягкий, теплый и виниловый, чем это обусловлено работой самой вертушки. Видимо, чтобы у новичков не было сомнений в обретении долгожданного саунда. Хотя ничего предосудительного в этом нет — продолжение поисков виниловой правды однозначно приведет и к другому корректору, и к другой головке.

Оверштатный звук с картриджем Audio-Technica VM750SH

Так мы плавно подошли к работе вертушки со звукоснимателем VM750SH, открывающим новую высококлассную серию 700. Он, по словам разработчиков, «призван вернуть нас во времена, когда Audio-Technica была одним из законодателей мод в мире картриджей класса High End». Технологии для достижения столь амбициозной цели решено было использовать самые современные. В частности, VM750SH вооружена иглой с заточкой Shibata и двойным подвижным магнитом V-образной формы, позволяющим улучшить АЧХ и обеспечить более уверенный трекинг.

Audio-Technica AT-LP5

Кроме того, имеется разделительная пермаллоевая пластина, защищающая от взаимных наводок катушки левого и правого каналов, намотанные медным проводом OFC и построенные по фирменной паратороидальной схеме, снижающей утечки магнитного потока. Размещается вся конструкция в корпусе, отлитом из алюминиевого сплава для снижения вибраций и дополнительного экранирования.

Audio-Technica AT-LP5
Audio-Technica AT-LP5

На апгрейд картриджа вертушка отреагировала по полной программе: заметно улучшилась микродинамика на ВЧ, саунд стал куда легче и прозрачнее, сцена — шире и на порядок детальнее. И тут же почувствовалось, что встроенному фонокорректору уже не хватает тонкости в обращении с прочистившимися и раскрывшимися тембрами, да и для дальнейшего улучшения динамики слабым звеном стал именно он. Попросту говоря, произошло именно то, что и должно было произойти с недорогой, но грамотно спроектированной и добротно изготовленной вертушкой. За одним исключением — в нашем случае штатный фонокорректор можно просто взять и выключить. И тем самым абсолютно бесплатно получить весьма существенный потенциал для дальнейшего развития системы. Одним словом, и для текущих потребностей начинающего виниловода, и на перспективу, Audio-Technica AT-LP5 — аппарат весьма соблазнительный.

Да, чуть не забыл. Треки он умеет оцифровывать с потоком вплоть до 16 бит/48 кГц. Звезд с неба получающийся саунд не хватает, но хипстеры, для которых винил не более чем часть субкультуры, будут довольны. Ностальгирующие по пластинкам своего детства, тем более. Ну а остальным данная фишка, скорее всего, просто не понадобится.

ДОСТОИНСТВА:

Добротная конструкция, хорошее для своего класса звучание, быстросъемный шелл, отличный потенциал для апгрейда

НЕДОСТАТКИ:

Неудобное расположение кнопки питания, небольшое расстояние между разъемами RCA может помешать использовать толстые провода с массивными разъемами

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:

Проигрыватель AT-LP5:

Тип привода: Direct drive

Тонарм: J-образный, эффективная длина 247 мм, заход 17 мм

Скорости вращения: 33,3; 45 об./мин.

Стартовое усилие: >1,6 кг/см

Детонация: <0,2%

Коммутация: RCA Stereo Out, USB-B

Усиление встроенного фонокорректора: 36 дБ

Сигнал/шум: >50 дБ

Выходной сигнал: 3,5/150 мВ (1 кГц)

Выходной цифровой поток: 44,1/48 кГц, 16 бит

Потребляемая мощность: 11 Вт

Габариты: 450 х 352 х 157 мм

Масса: 10,5 кг

Картридж AT95EX:

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,8 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 400 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: эллиптический, 0,3 х 0,7 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 22 000 Гц

Разделение каналов: 20 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 2,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,5 – 2,5 г (оптимально 2,0 г)

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 20 град.

Выходное напряжение: 3,5 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 5,7 г

Картридж VM750SH:

Тип: MM

Импеданс катушки: 2,7 кОм (1 кГц)

Индуктивность катушки: 460 мГн (1 кГц)

Профиль иглы: Shibata, 2,7 х 0,26 мил

Иглодержатель: алюминий

Частотный диапазон: 20 – 27 000 Гц

Разделение каналов: 30 дБ (1 кГц)

Разбаланс каналов: 1,0 дБ (1 кГц)

Прижимная сила: 1,8 – 2,2 г (оптимально 2,0 г)

Динамическая податливость: 10 мкм/мН

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 100 – 200 пф

Вертикальный угол атаки: 23 град.

Выходное напряжение: 4 мВ (1 кГц, 5 см/сек)

Масса: 8 г

Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест винилового проигрывателя Audio-Technica AT-LP5: классический минимализм»


Артём, Герой Pult.ru 24.08.21
Добрый день. Рекомендую: Marantz NR1200 - Уже сама по себе довольно серьёзная HI-FI система, остаётся добавить только акустику. Можно смело смотреть напольные акустические системы: DALI, FOCAL, HECO, CLIPSCH.========
  • 0
  • 0
  • 60
Марат, Критик 7-го уровня 24.08.21
Что выбрать: стереоресивер Marantz NR1200/Denon DRA-800H или CD-ресивер Denon RCD-N10? Прошу помочь новичку в выборе модели. Спасибо!========
Артём, Герой Pult.ru 23.08.21
Добрый день. Рекомендую Marantz NR1200, хорошее решение - всё в одном. Только добавить акустику.========
  • 1
  • 0
  • 59
Никита, Критик 8-го уровня 23.08.21
Выбор сетевого плеера или ресивера: Marantz NR1200​ или Marantz NA6006? Помогите в выборе ресивера или сетевого плеера для прослушивания музыки в домашних условиях.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!