0

Сравнение

VIP Club

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Автор статьи: Лопаков Алексей
14.03.2019 7754 0

Итак, вторая часть статьи о советских кассетных магнитофонах. Сейчас речь пойдет о последователях народных кассетников — компактных устройствах, которые принято считать аналогами или близкими родственниками плеера SONY Walkman. Советские инженеры разработали на удивление много подобных моделей, и некоторые из них пользовались у советской молодежи восьмидесятых колоссальной популярностью.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

У многих людей родом из СССР, собственно, как и у автора, разговор на эту тему вызывает ностальгию. Его первым плеером был переносной проигрыватель «Электроника-331 стерео», дата создания которого почти совпадает с датой рождения автора. Благодаря этому гаджету я полюбил музыку, а когда кассетник сломался, и я его разобрал, чтобы отремонтировать, обнаружил, что советские аппараты работают с японскими двигателями.

Советские плееры

Как и ранее, в начале и середине восьмидесятых технологическое отставание СССР от западных стран сохранялось. Разрыв составлял примерно шесть-семь лет, но ответственные за планирование инженерных разработок лица честно пытались его сократить.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Таким образом, первый плеер, ставший поистине легендарным и массовым, — SONY Walker вышел в 1979 году, а в 1984 году на прилавках появился его советская копия. Она носила название «кассетный проигрыватель „Электроника-Микроконцерт стерео“».

Производили инновационные для советского рынка плееры на зеленоградском заводе «ТочМаш». То, что значительная часть элементов конструкции была скопирована с западной модели, в те времена не было удивительным. В восьмидесятые такая практика приобрела еще большее, чем раньше, распространение. Прототипом для «Электроника-Микроконцерт» стала одна из модификаций Walkman — модель TPS-L2. Механизм лентопротяжки был полностью заимствован у SONY, а с копированием микросхем возникла проблема, потому что в СССР на тот момент подобную электронику не производили.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

В первом советском плеере стояли кремниевые транзисторы, и только к 1988 году была разработана оригинальная микросхема КФ1407УД1. Ее использование позволило устройству стать не только воспроизводящим, но и записывающим, благодаря чему магнитофоны стали относиться к новому классу.

Советские инженеры часто экспериментировали над плеерами. Например, в 1985 году появился магнитофон в металлическом корпусе, который стал популярным только к середине 1990-х. Плееры «в металле» были выпущены ограниченным тиражом, после которого конструкторы решили вернуться обратно к пластику исходя из нерентабельности использования металла.

Характерной особенностью «Экалектроники-Микроконцерт» было наличие высокочувствительного микрофона, который появился раньше, чем в магнитофон встроили записывающее устройство. Микрофон функционировал как слуховой аппарат, причем он мог работать и в процессе воспроизведения.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

На основе магнитофона «Электроника-Микроконцерт стерео», который претерпел в свое время много «обкаток» новых решений, были созданы многие другие компактные проигрыватели. В 1985 году состоялся запуск линейки плееров «Электроника-П» с базовой моделью «Электроника-П-401С». Он имел три кнопки управления и мог работать автономно до трех часов, используя четыре батареи АА. Большинство технических характеристик «Электроника-П-401С» унаследовал от первой модели, например, скорость воспроизведения (4,76 см/с), массу без батарей (300 граммов) и габариты (154х90х38). Среди других характеристик устройства были такие:

  • сниженный коэффициент детонации — 0,5%;
  • поддерживаемый частотный диапазон: от 63 до 12500 Гц;
  • коэффициент гармоник — 2,5%;
  • сила потребляемого тока — 150 мА;
  • мощность — 2х5 мВт.

«Электроника-П-401С» стал прототипом для создания аналогичного магнитофона эконом-класса, имевшего моно звук, и компактных магнитол с ультракоротковолновым радиоприемником.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Отдельно в ряду первых советских плееров значится «Квазар П-405С». Магнитофоны этой серии выпускались ленинградским приборным заводом им. Калинина с 1988 года. Он выделялся среди прочих уникальным дизайном и некоторыми техническими характеристиками, благодаря которым ему удавалось превосходить «собратьев». К примеру, расширенным диапазоном поддерживаемых частот (от 63 до 12500 Гц).

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Следует упомянуть также разработку запорожских инженеров завода «Искра»: магнитофон НТ-Р-91, который представлял собой совмещенную с плеером акустическую систему. Устройство не вошло в тираж, однако его идея являлась передовой для восьмидесятых годов.

«Электроника—331 стерео» как новое слово в советской технике

1985 год стал годом, когда конструкторам удалось воплотить многие разработки в жизнь. В частности были выпущены советские магнитофоны, «начинка» которых была аналогична японским устройствам, с расширенным функционалом. К таким аппаратам следует отнести в первую очередь компактные магнитофоны, при создании которых разработчики в СССР ориентировались на продукт SONY модели TCS-310.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Пионером среди мобильных магнитофонов в СССР был экспериментальный прибор «Электроника-331 стерео», который выпускался ограниченным тиражом на Нововоронежском заводе «Алиот» всего несколько лет: с 1986 по 1989 годы.

Довольно любопытно, что в конструкции советского аналога SONY присутствовали комплектующие, произведенные оригинальной фирмой, среди них магнитные головки, двигатель и плата РЧВ. Несмотря на множество положительных характеристик, «Электроника-331 стерео» имела ряд существенных недостатков, как-то высокая степень энергопотребления и неполадки, возникавшие при промотке ленты. Так, аппарат часто «зажевывал» ленту, и поправить это было почти невозможно: многие мастерские отказывались браться за ремонт магнитофона из-за сложно устроенного лентопротяжного механизма.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Сегодня технические характеристики «Электроники-331 стерео» вряд ли смогут кого-то впечатлить, однако для советского магнитофона 1985 года он был настоящим флагманом. Среди достижений конструкторов можно отметить следующие:

  • расширенный рабочий диапазон: от 40 до 10 000 Гц;
  • шумо-сигнальное соотношение — 48 децибел;
  • сниженный коэффициент детонации лентопротяжного механизма — 0,35%;
  • мощность — 2х20 мВт.

Важно отметить, что вместе с магнитофоном «Электроника—331 стерео» продавались также накладные наушники ТДС-13, характеристики которых действительно были впечатляющими:

  • частотный диапазон: от 20 до 20 000 Гц;
  • мощность — 100 мВт (номинальная, а максимальная составляла 150 мВт);
  • КНИ — не более 1%.

Наушники весили всего 37 грамм. Их можно было приобрести отдельно, заплатив 20 рублей. Цена всего набора составляла 190 рублей. Однако данные цифры фактически не имели значения — свободно купить устройства было невозможно. Электроника в то время относилась к категории предметов, которые было необходимо «доставать».

Закат эпохи «Электроники-331 стерео» и история магнитофона для КГБ

Прошел год, как был разработан «Электроника-331 стерео». Его сменил «Электроника стерео» — упрощенный вариант 331, который обладал хорошими техническими параметрами и был доступен широкой аудитории. Где его и когда производили доподлинно неизвестно, однако есть гипотеза, что осуществлялось это на нововоронежском предприятии в 1986 году.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Данная модель отличалась от предшественника внешним видом, а также ценой использованных материалов. Есть версия, что аудиоустройство было полностью разработано заводом «Алиот», тогда как «Электроника-331 стерео» был неполной копией аппарата иностранного производства.

К сожалению, в «Электронике стерео» остались те же проблемы, которые были у 331. Хотя следует отметить и большой плюс. Так, внедрение упрощенных механизмов дало возможность облегчить процесс использования и ремонта аудиоустройства.

Почти оригинальная советская разработка «Электроника стерео» обладала такими характеристиками:

  • частотным диапазоном от 40 до 10 000 Гц;
  • шумо-сигнальным соотношением 42 децибела;
  • коэффициентом детонации лентопротяжного механизма в диапазоне от 0.45% до 0.35%;
  • входной мощностью 2х20 мВт.

На основе «Электроники стерео» был разработан в 1990 году аппарат, получивший название «Устройство для консервации информации „Язь—0“», разработанное специально для использования органами госбезопасности.

Он повторял конструкцию прототипа практически во всем, кроме одного: «Язь—0» работал на двух скоростях и, как следствие, имел два рабочих частотных диапазона: от 200 до 5000 Гц на первой скорости и от 200 до 10000 Гц на второй.

Вероятно, «Электроника стерео» и «Язь—0» были первыми в Союзе магнитофонами, к которым прилагались наушники-«вкладыши» ТДС-20, которые также были весьма не плохи в техническом отношении:

  • рабочий частотный диапазон: от 20 до 20 000 Гц;
  • коэффициент гармоник — меньше 1%;
  • номинальная мощность — 3мВТ;

Экспериментальные модели

После появления компактной и экономичной версии «Электроника-331 стерео» и созданного на его основе магнитофона для спецслужб конструкторы продолжили экспериментировать с оригинальным магнитофоном. Его модификация «Электроника М-332С», выпущенная в 1989 году, сохранила все преимущества прототипа, но была «очищена» от системных недоработок.

Также значимой в истории развития магнитофонной отрасли стала модификация «Электроника М-334С», которую производил также завод «Алиот». Устройство имело магнитофон, звукоусилитель, модуль питания и акустическую систему.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Этот модульный аппарат для упрощения классификации был назван «Электроника М-334С». Он выпускался ограниченным тиражом, поэтому сказать о нем что-либо более конкретное сейчас затруднительно. Однако его считают одним из лучших модульных устройств в Союзе.

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

С модульными магнитофонами, впрочем, экспериментировали часто. Среди таких экспериментов была линейка «народных» магнитофонов «Весна» и схожий с ней в некоторых деталях проигрыватель «Амфитон MC». Конструктивной особенностью этого устройства, разработанного и выпущенного омским электротехническим заводом им. Карла Маркса, стало совмещение модулей плеера, блока питания и акустической системы. Выпуск «Амфитона» начали в 1987 году, и он оказался едва ли не самым массовым советским проектом в этой отрасли.

Точных данных о количестве выпущенных магнитофонов сейчас нет, но это устройство, которое также являлось первым модульным серийным магнитофоном, было невероятно популярным. Судить об этом позволяет список заводов — в нем более пяти наименований, занимавшихся выпуском «Амфитона». Среди них выделяются завод «Новатор» (Ленинград), завод им. Ленина (Львов), завод электромеханики города Саратова, «„Электроприбор“ им. 60-летия СССР» (Каменец-Подольский) и другие.

Технические характеристики «Амфитона» можно назвать удовлетворительными и даже хорошими для электротехники восьмидесятых:

  • одна скорость — 4,76%;
  • детонация лентопротяжного механизма с коэффициентом 0,5%;
  • частотный диапазон: от 63 до 12 000 Гц;
  • шумо-сигнальное соотношение — 44 децибела;
  • выходная мощность — 2х0,5 Вт.

Габариты плеера составляли 138х337х88 мм при массе в полкилограмма. Значительным достижением разработчиков стало увеличение времени автономной работы устройства. «Амфитон» мог работать до четырех часов с использованием аккумуляторов Д-0.25, а при использовании батарей функционировал все десять часов.

В 1988 году, внеся изменения во внешний облик устройства, омский завод им. Карла Маркса стал выпускать аналогичные данным модульные системы под названием «Сатурн-401С».

История советских кассетников (часть вторая): бум Walkman`ов, гаджет для КГБ и магнитофоны-конструкторы

Подводя итоги

На самом деле, говоря о кассетниках советских времен, понимаешь, что инженеры создали много продуктов, достойных того, чтобы о них рассказывать. Производство кассетных магнитофонов постепенно пришло в упадок, и это было связано в основном с распадом СССР и полным перепрофилированием ряда предприятий.

С 1990 по 1991 годы было запущено в серийное производство около половины разработок, общее число которых приближается к пятидесяти. После 1991 же года осталось не более десяти видов, причем большинство из них были созданы до 1991 года.

Концом эпохи отечественных магнитофонов принято считать двухтысячный год, когда был выпущен проигрыватель «Россия КП-708».

Большинству моделей советских магнитофонов так и не удалось стать полностью советскими из-за использования комплектующих (по большей части двигателей) производства Китая, Малайзии, Японии. Также много конструктивных решений были заимствованы, а подчас и вовсе скопированы у японцев и западных производителей. Однако, несмотря на это, эпоха советского «магнитофоностроения» знает ряд блестящих решений, ничуть не менее, а часто даже более талантливых, чем у прототипов.




Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!