0

Сравнение

VIP Club

Между маслом и бумагой: сомнительная панацея конденсаторов

Автор статьи: Депутатов Иван
21.04.2020 15448 8

Одним из многочисленных заблуждений, касающихся аудиокомпонентов, является подход к выбору конденсаторов. Так известно, что некоторой частью сообщества аудиофилов высоко котируются определенные виды этих элементов для накопления заряда. Тут необходимо отметить, что использование тех или иных конденсаторов в усилителях и кроссоверах акустических систем действительно может существенно отразиться на верности воспроизведения, но…

ALTERNATIVE

Ярые приверженцы “альтернативной конденсаторной теории” стараются доказать, что те или иные виды бумажных конденсаторов (а в ряде случаев, самодельные бумажные конденсаторы) — это априори лучшее, что можно использовать в схеме усилителя или фильтра. Аргументация безапелляционна и проста — “у них более мягкий звук”.

Также в среде слабо знакомых со схемотехникой, но при этом знакомых с “запахом канифольной дымки” по инерции появилась мода на замену всех конденсаторов в усилителях и фильтрах АС для получения “божественного звука”.

Про абсурдность самого по себе “слушания конденсаторов”, равно как выслушивания вешалок-кабелей и теплых ламповых фрактальных додекаэдров мы умолчим, дабы не оскорблять чувства верующих. В этой статье сжигаем бумажный миф о конденсаторах, разбираемся с линейностью этих, бесспорно, важных элементов и немного коснемся того когда нужно, а когда не стоит менять конденсаторы.

Ценность промасленной бумаги и волшебство конденсаторных замен

Итак, приступим. Корни мифа, изложенного ниже, к сожалению найти не удалось, но полагаем, что к его созданию приложил усилия достопочтенный господин Лихницкий (просим учитывать, что многие считают подобные заявления уважаемого инженера очень тонким пранком и троллингом), некогда высоко оценив качество бумажно-масляных конденсаторов немецкой фирмы Telefunken образца 30-х годов (еще АМЛ очень котировал их триоды, как самые “теплые” и “одухотворенные”).

Утверждается, что в силу технических (физических), а в ряде источников метафизических особенностей, различные типы бумажных конденсаторов обладают огромной ценностью при формировании “качественного звука", так как более линейны по сравнению с другими типами. Пересказ всех мифов о причинах “более высокой” линейности займет не одну статью, и мы позволим себе этим не утруждаться.

В метафизических объяснениях влияния этих конденсаторов на звук приводятся аргументы в пользу благородности бумаги, как материала для использовании в создании звукового тракта. Но все описанные выше аргументы применяются сравнительно редко, даже метафизические. Основной посыл в опусах поднаторевших в ”златоухом слушании” сторонников промасленной бумаги и фольги сводится к тому, что звук с такими конденсаторами становится “мягче”, “натуральнее” и “честнее”.

Коснёмся ещё одного конденсаторного мифа. При покупке винтажной аудиотехники или с целью улучшения звука в бюджетном усилителе или АС нередко рекомендуют замену всех конденсаторов устройства. В первом случае замена может быть вполне объективно оправдана высохшими и раздутыми электролитами. Второй случай представляет менее приглядную картину.

Аудиоманьяки с паяльниками особенно часто проводят “трансплантацию” конденсаторов выпрямителей, отвечающих за питание выходных каскадов УМЗЧ. При этом любители исследования “глубин низкочастотного диапазона” стараются до предела увеличить номинал емкости. Аргументация также есть:

“Хочу больше низа, усилитель не может раскрыть НЧ-потенциал моей АС. Ща поставлю нормальную емкость и НЧ станут более насыщенными”.

Пепел бумажной тайны

Едва ли эта статья заставит истинных приверженцев бумажной конденсаторной теории каким-то образом отойти от своих взглядов, но по крайней мере заставит задуматься тех, кто гипотетически может поверить в этот бред.

Часть любителей “божественного” звука говорят о линейности конденсаторов. При этом в их стандартных характеристиках нет такого понятия как “линейность”. Конденсаторы характеризуются емкостью, удельной емкостью, номинальным напряжением, плотностью энергии.
Выделяют также паразитные параметры:

  • Электрическое сопротивление изоляции диэлектрика конденсатора;
  • Поверхностные утечки, саморазряд;
  • Эквивалентное последовательное сопротивление;
  • Температурный коэффициент ёмкости;
  • Тангенс угла диэлектрических потерь;
  • Эквивалентная последовательная индуктивность;
  • Диэлектрическая абсорбция.

Считается, что описанные выше параметры способны влиять на линейность при использовании в акустически значимых цепях усилителя и кроссоверах. И тут возникает проблема, практически все описанные характеристики у бумажных конденсаторов хуже чем у других типов.

Итак, мифотворцами утверждается, что бумажные конденсаторы более линейный элемент и, соответственно, его имеет смысл применять вместо керамических, пленочных, электролитических и пр. Мы не первые, кто задался вопросом о правильности этих выводов о линейности. Так на форуме electroclub.info один из участников сообщества (в далёком 2008-м году) провёл несколько тестов, сравнив типы конденсаторов на предмет коэффициента гармонических искажений, которые они могут вносить.

Несмотря на некоторые неточности в методике измерений, о которых автор предупредил, его тесты демонстрируют вполне реалистичную картину. Если резюмировать: металлобумажный К42У-2 ( Кг = 0.0023%, К'г = 0.0078%) оказался значительно линейнее керамических, но уступил плёночным. Учитывая, что в сравнении пленочных конденсаторов с бумажными линейность отличалась на тысячные доли % Кг, можно смело говорить о том, что разница в их линейности находится в пределах величин, которыми можно пренебречь. Кроме того, тот же автор утверждает (на основании проведенного теста), что линейность конденсатора в большей степени зависит от емкости, нежели от использованного типа. А проблема линейности у “керамики” возникает в связи с использованием небольшого объема для большой ёмкости и не является обязательной для всех керамических конденсаторов.

Можно сделать грубый и не бесспорный вывод, что металлобумажные конденсаторы (в идеальных равных условиях), вероятно, более линейный элемент, нежели керамические, но при этом не превосходят по линейности пленочные и другие типы.

Иными словами нет прямой зависимости между искажениями которые способен внести конденсатор и его типом. Более того, в большинстве современных конденсаторов искажения настолько малы, что их величинами можно смело пренебрегать, особенно если речь идёт о создании бюджетной аппаратуры.

Кроме того, бумажные конденсаторы обладают рядом недостатков, благодаря которым были практически вытеснены с рынка другими типами. Эти недостатки способны отражаться, как на звуке (особенно в случаях с разделительными — межкаскадными элементами), так и в принципе на стабильность работы усилителя или фильтра. Так например, для бумажных конденсаторов свойственна высокая гигроскопичность, что в свою очередь приводит к повышению диэлектрических потерь, снижению сопротивления изоляции, пагубно отражается на термостабильности *(по ряду источников линейность зависит в т.ч. от термостабильности).

Описанных недостатков и наличие альтернатив в виде различных типов пленочных конденсаторов вполне достаточно для того, чтобы забыть о всех типах «бумаги» навсегда. Иными словами, так любимые некоторыми металлобумажные, бумаго-масляные и прочие архаичные конденсаторы действительно обладают достаточно низкой нелинейностью, пока не впитают некоторого количества влаги.

Об изменении характера звучания спорить бессмысленно, так как спор будет происходить с людьми из категории “вы ничего не понимаете — я это слышу”. На заявление о “мягкости” в звучании бумажных конденсаторов на одном из радиолюбительских форумов был дан один превосходный ироничный ответ:

“Конечно! Ведь бумага очень мягкий диэлектрик))”

Полагаем это лучший ответ.

Менять не всё или не менять вообще

Необходимость в замене конденсаторов при покупке аудио винтажа действительно имеет смысл, особенно это касается электролитов. Однако менять все, по меньшей мере финансово нерационально (бесспорно следует учитывать возраст аппарата, возможно и все, но не факт). Более того, делать это надо точно понимая, что и где менять. Если такого понимания нет — следует обращаться к специалистам, которые могут определить высохшие и вздутые электролиты, наличие пробоя и т.п. Если аппарат работает без сбоев и нет нареканий на звук ничего не нужно.

Относительно изменения характера звучания путем внедрения “инноваций” в схемотехнику серийного устройства следует сказать отдельно. Например, при повышении емкости конденсаторов питания выходного каскада в погоне за “глубоким низом”, как правило, забывают о растущем токе заряда. Такая беспечность приводит к скоропостижной смерти диодных мостов в результате пробоя. Любые изменения в серийной схемотехнике — риск, и реально её улучшить может человек, который скорее спаяет собственный усилитель.

Фильтры АС также часто страдают от трансплантационных надругательств, что в случае несоответствия параметров конденсатора конструкции фильтра приводит к плачевным результатам. Умные люди рекомендуют, если менять, то весь фильтр (с катушкой, резисторами и т.п.), рассчитывая новый под параметры АС.

Итог

Из всего изложенного выше можно сделать несколько простых и полезных выводов. Распространение мифа о бумажных конденсаторах выгодно лишь немногочисленным компаниям, которые используют их в аудиокомпонентах или сами производят бумажные конденсаторы. Фактически это эксплуатация невежества потенциальной целевой аудитории и навязывание заведомо устаревшей и фактически не нужной технологии.

Замена конденсаторов в старой аппаратуре может стать полезной профилактической мерой, но только в том случае, если выполняется человеком, который понимает, что менять, а что нет. Игры с ёмкостью и типами конденсаторов в фильтрах и усилителях серийного производства с высокой вероятностью приведут вместо “божественного звука” к внушительным вложениям в ремонт.




  • 0
  • 0
  • 1
Дмитрий, Критик 1-го уровня 07.08.23
Очень категоричная статья. Я просто поделюсь собственным опытом, критиковать ничего не буду. Для начала просто скажу, что собрал, починил и восстановил достаточно аудиоэлектроники, что бы к моему опыту можно было прислушиваться. Итак! На примере всего одного проекта… Друг купил ламповый усилитель Luxmann, с ним были фантомные проблемы, которые проявлялись крайне редко, но очень опасно. Пока мы их вылавливали, усилитель часто приезжал ко мне в гости и я потихонечку его обновлял пытаясь найти иголку в стоге сена. В результате этого процесса мы ставили послушать несколько разных межкаскадных конденсаторов (их там кстати всего 4 шт., по два в каждом канале между анодами фазоинвертора и сетками выходных ламп), все они играли по-разному. Плохих и дешевых конденсаторов я в принципе не ставлю, но когда друг принес бумажные Jensen с обкладками из медной фольги, то я честно говоря был слегка шокирован тем, что за конденсатор вообще можно отдать такие деньги. Так вот результат оказался ошеломительным, они действительно звучали ощутимо лучше, чем все остальные: баланс по частотам, микродинамика, панорама были великолепными. Я пожалуй соглашусь, что бумажный конденсатор - не панацея и надо понимать что, где и зачем ты меняешь. Во многих случаях полимерные пленки окажутся лучше. Но то, что бумагу стоит списывать со счетов - это в корне не правильное заявление. Слушают люди ушами, а не осциллографами, точнее инструмента для восприятия звука я не знаю, а всякие паразитные характеристики это все ерунда, прибор либо звучит, либо нет. В общем слушайте и ищите, каждой детали свое место и если она в нем плохо работает, то это не означает, что в другом месте проявит себя так же плохо (хотя и это тоже не исключено).========
  • 0
  • 0
  • 1
Владимир, Критик 1-го уровня 16.04.21
Забавно читать комменты от людей, которые не знают разницы между переходными и проходными конденсаторами. Проходных конденсаторов в сигнальных цепях УМЗЧ не бывает, они применяются только в цепях питания! Конденсаторы между каскадами УМЗЧ называются переходными или разделительными, так как они разделяют каскады по постоянному току. "Знатоки хорошего звука" умеют критиковать чужое мнение, статьи, при этом не могут привести ни одного адекватного довода для объяснения физических процессов. В качестве приборов для тестирования они используют свои "златые уши", и ссылаются на свой "уникальный слух". Особенно смешно выглядят немолодые знатоки “божественного звука” в возрасте 55+. Мужики, посмотрите на себя в зеркало: с возрастом ваша кожа деградировала и покрылась морщинами, подобное произошло и с вашими барабанными перепонками - подавляющее большинство из вас уже не слышит звук выше 10-11 КГц. Даже музыканты с абсолютным слухом, которые точно узнаЮт ноты, в таком возрасте звук выше 10-12 КГц не слышат - природа никого не щадит. Аудиофилия - это психическое расстройство, комплексы неполноценности тянущиеся из детства и самообман для самоутверждения в собственных глазах. Самое страшное для "златоухих" - это слепые тесты, которые они успешно проваливают с самой высокой вероятностью. В качестве оправдания своих позорных провалов, приводят самые невообразимые и нелепые отмазки: недоброжелательная обстановка, погода, время суток, времена года, неправильная подборка репертуара и еще много причин, которые плохим танцорам мешают танцевать. Самое смешное, что у многих "златоухих", музыкальные коллекции состоят из репертуара Сердючки, Высоцкого, Надежды Кадышевой - вот на хрена для этого покупать конденсаторы за $200?========
  • 0
  • 0
  • 1
Пользователь 1617858725, Критик 1-го уровня 08.04.21
Удифилам хоть кол на голове теши. Они уже дошли до того , что начали usb кабелями меряться ))) usb кабель за 3 рубля плохо играет , нули и единицы постоянно меняются местами, а кабель который стоит 100500 миллионов, вот у того округлый бас, плотная середина и прозрачный верх ))) И не важно, что у него начинка одна и та же. Что же вас златоухих на Юниверсал Аудио или Эбби Роад на работу не берут.========
  • 0
  • 0
  • 1
Авсенов, Критик 1-го уровня 23.01.18
Не согласен с автором. Мной уже давно замечено, что производители звуковоспроизводящей аппаратуры намеренно устанавливают электролитические конденсаторы там, где их быть не должно, например - проходные в транзисторных усилителях и ресиверах,   cd проигрывателях, в высокочастотном фильтре кроссоверов ас и т.д. При чём зачастую устанавливают электролиты опять таки не предназначенные для этого (обычные чёрные - для питания нонейм, а не цветные для аудио). Кто вскрывал сам такие "аудио устройства", тот меня поймёт. Исходя из габаритов стационарной аудио аппаратуры вместо электролитов вполне можно поставить плёночные конденсаторы( что в hi-end и ламповой технике и делают). Стоимость изделий выросла бы тоже не значительно. Из чего я лично делаю вывод, что производители аудио аппаратуры специально устанавливают такие "закладки" с расчётом того, что лет через 5 эти аудио устройства перестанут удовлетворять покупателя звучанием и он пойдёт в магазин за новым. Также не согласен с одним из отзывов, что советские конденсаторы - технические и не годятся для аудио. Это неправда.========
  • 0
  • 0
  • 2
Валерий, Критик 1-го уровня 13.01.18
Статья от человека,который либо не знает,что такое хороший звук,либо еще не прошел весь долгий путь до хорошего звука.========
  • 1
  • 1
  • 2
Александр, Критик 2-го уровня 11.01.18
Я соглашусь с Борисом Балачевским. Видимо автор статьи "Аудиобубен ..." сам не паяет и пользуется только теорией. Несколько лет назад я решился на замену проходных конденсаторов в однотактном ламповом усилителе на 300В. Результат меня обрадовал. Достаточно дорогие конденсаторы, которые я приобрел в Аудиомании , изменили звучание в лучшую сторону ( более натуральную). В настоящее время мной заменено почти половина конденсаторов и резисторов в усилителе. Могу сделать однозначный вывод - звук получается от подбора элементной базы усилителя. Такой вывод делают многие, кто занимается конструированием звуковоспроизводящей аппаратуры.  Лучше проведите исследование и напишите статью о том, почему например танталовые резисторы более  нейтральны к звуку чем млт .========
  • 20
  • 1
  • 0
Борис, Критик 29-го уровня 10.01.18
Немного дилетантский вариант критики с большим вкладом субъективизма (там про гигроскопичность бумаги... :D с 70-х годов чистая бумага уже давно не используется, а только пропитанная маслом или воском или др., опять же на счет размера современных конденсаторов - не соглашусь!!! Возьмите Nichikon Super Through самый маленький представитель 5х10 см ;) ). Да, есть люди, которые очень внушаемы, а как известно на восприятие музыки оказывает большое влияние настроение слушателя. Этот тип аудиофилов часто уходит в сторону и "варится в собственном бульончике". Как правило их системы звучат сильно отличимо от натурального звука и т.д. Но, автор рискует, попасть на другой полюс (отрицания) и стать таким же, только в группе отрицания. А, истинна, как известно, где-то "..по середине..". Чтоб писать такую статью нужно заниматься аудио-электроникой много-много лет. Но дело в том что люди, занимающиеся всю жизнь построением аудиоаппаратуры этого делать никогда не будут!!! "..чем больше я знаю, тем яснее понимаю что ничего не знаю..". Слегка опрометчивый поступок :D Из своего опыта могу сказать какие характеристики конденсатора (опять же субьективно) оказывают влияние на звук: 1. Низкое сопротивление (влияние диэлектрика, безвоздушной намотки, равномерность толщины диэлектрика и проводника, желательно чтоб конденсатор был фольговый, а не с напылением). 2. Внутренние резонансы вне диапазона частоты звука (это уже секретные разработки производителей), знаем что конденсатор это не только конденсатор, но еще и катушка индуктивности, и на определенных частотах он может представлять собой колебательный контур ну, и т.д... У технических конденсаторов они могут быть в районе 1кГц-10кГц, у аудио - как правило выходят за диапазон 10кГц-100кГц и выше. 3. касается электролитов - их стоит использовать только новые, а, пленочные конденсаторы - не важно. Почему я стараюсь использовать в аудиоаппаратуре конденсаторы с маркировкой "аудио" и фирменные (США, Япония): как правило они более качественные и работаю дольше китайских ширпотребов, их (не все конторы конечно) тестируют в отношении звука, по этому они имеют меньше искажений чем технические (в большинстве случаев). 4. Электролиты, даже хай энд, лучше шунтировать пленкой (бумагой в масле с фольговой намоткой). В усилителях  это дает меньше искажений на ВЧ-СЧ диапазоне, как результат - точнее сцена, вторые и третьи эшелоны (появляется глубина). 5. Советские конденсаторы (резисторы) исключительно технические, по этому они хороши в качестве макетных (т.к. дешевые и можно поиграться с номиналами), но оставлять их в дальнейшем я лично не советую (опять же исходя из своего опыта). 6. Хорошие полипропиленовые и фторопластовые конденсаторы (при условии что они фольговые) в звуке не сильно хуже бумажных, но и не лучше (опять же из своего опыта, я пока еще не сравнивал конденсаторы намотанные медной фольгой, и серебряной). Бумаго-маслянные конденсаторы получаются дороже в производстве и больше в размере.========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 09.01.18
О конденсаторах в аудиотехнике все верно. Могу только добавить, что советские алюминиевые электролитические конденсаторы большой и средней емкости сохраняли работоспособность около 10 лет, и если вы хотите восстановить старую советскую технику, их лучше поменять сразу. Конденсаторы меньшей емкости, рассчитанные на напряжение более 50 В работали дольше. Современные импортные конденсаторы работают около 20 лет и даже больше. Так же дольше работают танталовые конденсаторы. Если вы не хотите делать лишнюю работу, можно проверить емкость измерителем  - она должна быть не менее 80% указанного номинала, и заменить только то, что необходимо. Во многих случаях грубая оценка возможна без выпаивания конденсатора из схемы. Поскольку современные конденсаторы той же емкости и рабочего напряжения имеют меньшие габариты, для замены можно использовать конденсаторы большей емкости или напряжения, второе предпочтительно с точки зрения надежности.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!