0

Сравнение

VIP Club

Усилители, которые мы потеряли: идеальный звук из прошлого

Автор статьи: Бельский Николай
03.03.2020 51958 3

За последние 60 лет представление разработчиков и потребителей о том, что такое хороший УМЗЧ менялось многократно. Однако периодически появлялись усилители, которые, благодаря схемотехническим и конструкторским решениям, остались в истории как символы своей эпохи, как эталоны качества, как устройства предопределившие развитие целых направлений.

>
Легендарные усилители

Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.

В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.



Красноречивое молчание

Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).

Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.



Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила

Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии компанию «Dynaco». К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.

Легендарные усилители

Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.

Легендарные усилители

Стоимость набора для создания усилителя была сравнительно не большой и не превышала $99, 95, собранный усилитель стоил немного дороже, около $130. Самым удивительным в

RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт)

Response — 10 Гц ~ 40 кГц при ± 0,5 дБ.

Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)

I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W.

Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS.

Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm.

Damping factor: >250@20Hz to 1KHz

Стоимость усилителя ($100-$130) была достаточно приличной для 1959-го, но вполне посильной для представителя американского среднего класса. С учетом инфляции — это около $820 – $1000 сегодня. Следует отметить, что аналогичные по характеристикам устройства, а по некоторым параметрам и уступающие ему, стоили в то время около $500-$800, т. е. порядка $4100 – $6500. Именно благодаря этой разнице этот усилитель стали называть McIntosh для бедных, а позже Hi-endamp for deadbeat (анг. Хайэнд усилитель для голодранцев – прим. авт).

Понятно, что сегодня можно найти усилитель с подобными характеристиками и за $820 и за меньшие деньги. Но стоит понимать, что прошло достаточно много времени, чтобы эти параметры стали обычными. А впрочем, ламповый – уже маловато, уж больно дороги нынче «тёплые» ламповые Ватты. При этом за время выпуска было продано 350 000 экземпляров ST-70, что является количеством, не имеющим равных для периода выпуска этого устройства (1959 -1970 годы).



Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел

Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.

Легендарные усилители

McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.

Легендарные усилители

Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:

RMS — 350W (PMPO: 870 W)

Response — 20-20kHz (+0 -0.5dB)

Total T.H.D. — 0.15%. (8 Ohms less than 20 Hz ~ 20kHz, with 35 W & with 1 dB)

I.M. Distortion — less than 0,9% with 350 W & less than 0,04% with 1 W.

Distortion Noise & hum -95dB.

Output impedance: 1, 4, 8, 16, 50 and 64 Ohms.

Легендарные усилители

Интересно, что именно эти моноблочные усилители использовали легенды психоделического рока, группа Grateful Dead. Возможно, именно поэтому те усилители, которые стоили в 60-х — $4 000 (эквивалентно $25 744 в 2017 году) за пару, сегодня продаются на аукционах по цене от $ 20 000 до $ 60 000 за один моноблок.



Полупроводниковый эталон 70-х

Что может появиться, когда очень хороший инженер, открывший очень пафосную компанию(Great American Sound), в очень пафосное время (70-е годы прошлого века), создаёт очень пафосный продукт? Правильно, стереоусилитель — Ampzilla II, очень хороший усилитель, по, вполне подъёмной для среднего класса, цене: $629 (что сегодня эквивалентно $2 608) и беспрецедентно пафосной рекламой.

Легендарные усилители

Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:

80 W rms @8 Ohms @ less than 0.08% 20Hz to 20KHz

150 W rms @4 Ohms @ less than 0.02% 20Hz to 20KHz

Response: 20-20kHz (+0 -0.5dB)

Total T.H.D. & I.M. Distortion 8 Ohms less than 0.08%

Frequency Response and power bandwidth at rated power 0.5Hz to 20KHz — 0.1 dB @8 Ohms

Damping factor: >500@20Hz to 1KHz

Input sensitivity: 1.0 Volts RMS for full power output

Input Impedance: 75K Ohms

Slew Rate: 40V/uS

Noise: >-100dB

Легендарные усилители

Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:

«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.

С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»

Про эмоциональную напряженность мне особенно понравилось.

Легендарные усилители


Тороидальные монстры наших дней

Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах деградации эволюции хайенда в 80-е, 90-е и нулевые (если будет цикл, мы к ним наверняка вернемся). Я пропущу этот длинный переходный этап, чтобы можно было почувствовать контраст между тем, что делали и ценили тогда, и что делают и ценят сейчас.

Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…

Легендарные усилители

Название: Opera Only

Масса: 1,5 тонны

Статус: культовый усилитель 2000-х, самый дорогой усилитель звука на планете.

Создатель: промышленный дизайнер Андреа Пиветт.

Конструкция: 6 тороидальных трансформаторов, каждый мощностью 30 кВт и 2112 биполярных транзисторов, которые охлаждают 12 мощных кулеров.

RMS Opera Only (mono): 160 000 W (я не ошибся, именно столько)

RMS Opera Only (stereo): 80 000 W (на канал)

Остальное: не опубликовано, и возможно не имеет значения.

Другие параметры:

Практическое применение:? (буду рад увидеть примеры в отзывах, сам создатель, тайны назначения чудовища не открыл)

Цена: $ 2 200 000




  • 0
  • 0
  • 1
Михаил Милютин, Критик 1-го уровня 07.12.23
Статья хорошая.НО: Выходная мощность усилителя и его громкий звук,а также качество звучания - это совершенно разные вещи.Для концертных площадок и танцевальных дискотек - очень большая выходная мощность усилителя - это хорошо,но очень плохо для домашнего прослушывания.Многие производители в погоне за высокой выходной мощностью стали употреблять в качестве выходных ламп тетроды и пентоды,которые очень резко звучат и не дают ту теплоту звука,которую ожидаешь.Но мне больше нравится именно тёплый ламповый звук,а не резкое и громкое звучание,поэтому для меня предпочтительно использовать однотактный SE усилитель с выходными лампами 300В,звук которого хочется слушать долго и долго.Все,наверное,забыли, что тетроды и пентоды создавались для ламповых радиоприёмников,но не для усилителей НЧ,потому что в 1920 - 1930 годах и позже была эпоха именно ламповых радиоприёмников,для которых были придуманы тетроды и пентоды.Есть очень хороший сайт американского обозревателя обо 100 самых лучших ламповых усилителях за последние 100 лет с детальным обзорами и разборами ошибок,и их схемами https://lilienthalengineering.com========
  • 0
  • 0
  • 2
Максим, Критик 1-го уровня 14.02.17
Статья замечательная. Достаточно лаконичный, но при этом, любопытный и полезный обзор. Порадовал последний пример.========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 07.02.17
Хороший выбор примеров, действительно характеризующих эволюцию усилителей. Кратко, объективно, (с характеристиками и схемами). В общем - хорошая статья.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!