0

Сравнение

VIP Club

Аналог или цифра? Вопрос, конечно, интересный!

Автор статьи: Коршунов Александр
05.04.2024 1579 0
Аналог или цифра

Казалось бы, про пресловутый «теплый ламповый звук» знают все, да и вновь возрожденным винилом сейчас никого не удивишь, но неужели прогресс и цифровые технологии никак не повлияли на качество звучания? Попробуем разобраться вместе и для начала обратимся к истории.

От фоноавтографа к цифровой эре

Забавный факт — звукозапись появилась на 20 лет раньше звуковоспроизведения. В 1857 году парижский книготорговец Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль изобрел фоноавтограф. Устройство состояло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой. Игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого копотью или бумагой. Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала на копоти отметки. Устройство позволяло графически отображать звуковые колебания, однако не предлагало способа их воспроизведения. А в 1877 году американский изобретатель Томас Алва Эдисон представил миру фонограф.

Фонограф Эдисона

Фактически, всю историю записи и воспроизведения звука можно условно разделить на четыре основных периода. Назовем их акустическим (1877–1925), электрическим (1925–1945), магнитным (1945–1975) и цифровым (с 1975 г. по настоящее время). Итак, через 10 лет после фонографа появился граммофон, представленный американским изобретателем Эмилем Берлинером. Именно с тех самых пор мы и слушаем пластинки, сначала шеллаковые, а потом виниловые.

Первые полвека пластинки записывались и воспроизводились исключительно акустическим способом, то есть матрица нарезалась и запись с пластинки проигрывались механически. Но весной 1925 года появились первые электрические записи, благодаря компании Western Electric, специалисты которой разработали электрифицированный звукозаписывающий тракт, состоящий из микрофона и лампового усилителя. В это же время компания Victor выпустила первый электропроигрыватель, Electrola, сообразно названию — также электрический. Его стоимость начиналась от 650 долларов, при том, что Ford T стоил менее 300 долларов, а офисный работник получал порядка 20 долларов в неделю. Можно считать это первым образцом High End Audio. В июне 1948 года Columbia Records представила формат LP (long play) — 12-дюймовый диск со скоростью воспроизведения 33 об./мин. А в марте 1949 года RCA Victor показал свой вариант грампластинки на 45 об./мин. Впрочем, война форматов продолжалась совсем недолго — RCA Victor издал первый LP в январе 1950 года, а Columbia выпустила первую «сорокопятку» в феврале 1951 года, дальше они сосуществовали вполне себе мирно.

Первый винил

Гораздо важнее тот факт, что примерно в это же время на радиостанциях и в студиях стали появляться первые катушечные магнитофоны. Это значит, что записываться стало можно не только «живьем», а еще заниматься сведением и мастерингом, то есть музыкальная индустрия получила в свои руки практически все составляющие современного процесса создания аудиокомпозиций. Первый в мире серийный магнитофон, Magnetophon K1, был представлен компанией AEG на радиовыставке в Берлине еще в 1935 году, однако сама технология стала доступна и широко распространилась только после окончания Второй мировой войны. После этого следующие несколько десятилетий звукозапись развивалась поступательно, в 1957 году появились первые стереопластинки. 

70-е годы стали временем цифровых экспериментов. Одной из первых цифровых записей была пластинка «Something» от Steve Marcus + Jiro Inagaki & His Soul Media, выпущенная в 1972 году, а в 1979-ом в цифре были записаны и «Bop Till You Drop» Рая Кудера и Journey Through «The Secret Life of Plants» Стиви Уандера и одноименный альбом Кристофера Кросса. В 1981 году выпускается первый «гражданский» цифровой рекордер Sony PCM-F1, а год спустя начинается победное шествие компакт-диска по планете.

Первый компакт-диск

В свое время ходило много баек про то, почему в качестве базового для компакт-диска был выбран формат 16 бит/44,1 кГц. В числе прочего утверждалось, что на CD должна была целиком влезать Девятая симфония Бетховена, дескать ради этого пришлось даже увеличивать его диаметр со 115 до 120 мм. Но реальность, как всегда, обыденна. Для записи цифровых мастеров использовались видеокассеты U-Matic, при этом частота сэмплирования должна была быть кратной структуре видеодорожки NTSC, а дальше уже чистая математика. Каждая строка содержит три сэмпла, в кадре 490 активных строк, частота развертки 30 кадров в секунду: 3х490х30=44100.

Так что же лучше — цифра или аналог?

Аналоговая звукозапись основана на фиксации непосредственно звуковых волн. Этот метод позволяет сохранить все нюансы и детали исходного звука, включая его гармоники и естественные искажения. Многие ценители аналогового звука описывают его как «теплый», «органичный» и «живой» по сравнению с цифровым.

Главные преимущества аналоговой записи:

  • богатая, насыщенная гармониками звуковая палитра;
  • отсутствие цифровых артефактов, таких как «зернистость» или «песок»;
  • плавные, естественные переходы;
  • возможность добиться уникального, узнаваемого звучания с помощью модификации аналогового тракта.

Однако у аналоговой звукозаписи есть и недостатки:

  • подверженность шумам и другим искажениям;
  • ограниченный динамический диапазон по сравнению с цифровым;
  • невозможность копирования, редактирования и обработки звука с той же точностью, как в цифровом формате.

Аналог против цифры

В цифровой записи звуковые волны преобразуются в дискретные числовые данные, которые затем записываются и воспроизводятся. Цифровой формат обеспечивает существенно более высокую точность и динамический диапазон по сравнению с аналоговым.

Основные плюсы цифровой звукозаписи:

  • чистый, прозрачный звук без характерных аналоговых искажений;
  • широкий динамический диапазон;
  • возможность точного редактирования и обработки звука;
  • отсутствие ухудшения качества при многократном копировании.

Среди минусов цифрового звука можно выделить:

  • ощущение «холодности» и «отстраненности» по сравнению с аналоговым;
  • возможность появления цифровых артефактов, таких как «квантование» или «зернистость»;
  • зависимость качества от разрядности и частоты дискретизации.

Выбор между аналоговой и цифровой звукозаписью во многом определяется личными предпочтениями и целями. Аналоговый звук привлекает своей теплотой и органичностью, в то время как цифровой формат обеспечивает максимальную точность и контроль над звуковым материалом. Оба метода имеют свои сильные и слабые стороны, и многие музыканты успешно совмещают их, добиваясь уникального, узнаваемого звучания.




Возможно, Вас заинтересует:

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!