0

Сравнение

VIP Club

5 избранных композиций Майлза Дэвиса

Автор статьи: Созонов Максим
26.05.2024 848 0
День рождения Майлза Дэвиса

Сегодня, 26 мая, могло бы исполниться 98 лет главному трубачу в истории джаза — Майлзу Дэвису. Дюк Эллингтон называл его джазовым Пикассо, и комментарии излишни: Дэвис расширил не только границы джаза, но и музыки в целом. Некоторые — и небезосновательно — считают его одним из прародителей эмбиента (!). Если вы еще не знакомы с творчеством Дэвиса, срочно ознакомьтесь с треками из нашего списка.

«So What»

Начнем с той, которая известна больше всех. Вышла она на самом популярном альбоме Дэвиса — «Kind of Blue» (1959), он же — одна из самых продаваемых джазовых пластинок в истории. А «So What» — главный джазовый инструментальный «хит», если в таком контексте вообще можно употреблять это слово.

Вклад этой композиции в музыку настолько велик, что в ее честь назвали целый аккорд. Он так и именуется — «аккорд So What». Аккорд составлен из пяти нот, где сверху — терция в мажоре, а в основании — две чистые кварты. «So What» — еще и эталонный образец модального джаза, который отличается другим принципом импровизации — ладовым вместо традиционного тонального.



На запись «Kind of Blue» у Майлза ушло… всего два дня. Точнее, две студийные сессии — одна прошла 2 марта 1959 года, другая — 22 апреля. «So What» появилась в первую сессию, она и в треклисте идет первой. Справедливости ради, на «Kind of Blue» лишь пять композиций, но длинных, от 5 до 11 минут. Тем более что Дэвис не особо любил репетировать и дал своим музыкантам лишь краткие инструкции. А вот распространенная легенда, будто весь «Kind of Blue» был создан с одного дубля, не соответствует действительности. Хотя было бы, конечно, здорово.

«Bitches Brew»

Заглавный трек с одноименного альбома 1969 года выпуска (у него еще и лайв-версия имеется). Запаситесь временем — на прослушивание песни вам понадобится ни много ни мало 27 минут. Однако, поверьте, вы не пожалеете ни об одной из потраченных секунд. Солирующая труба Дэвиса звучит крайне выразительно, местами даже напоминает сигнализацию (в хорошем смысле слова). А уж сколько эффектов тут использовано — и эхо, и реверберация, и все студийные навороты того времени.

«Bitches Brew» не так хорошо знают, как «Kind of Blue», но этот альбом ничем не хуже. И след в истории он тоже оставил: Том Йорк из Radiohead рассказывал, что при записи великой пластинки «OK Computer» (1997) его группа вдохновлялась именно «Bitches Brew». И не только из-за психоделических дилэев (задержек), которые пытался скопировать гитарист Джонни Гринвуд. Вот что говорил Йорк о «Bitches Brew»: «Он создавал структуру, а затем наблюдал, как она разваливается. В этом вся красота. Именно на основе этого мы и пытались все делать».



Куинси Троп, официальный биограф артиста, считал, что «Bitches Brew» был «культурным прорывом» и «звучал как будто из будущего». Дэвис активно интересовался новомодной на тот момент психоделикой и Джими Хендриксом в частности. В своей собственной музыке Майлз всегда смотрел вперед, к тому же в конце 1960-х интерес к джазу падал и в клубы приходило все меньше людей. Он считал, что рокеры ничего не понимают в музыке, но хорошо продают записи — а если у них это получается, то у него и подавно.

«Jean Pierre»

Открывающая композиция с двойного альбома «We Want Miles» (1982). Он стал вторым релизом Дэвиса, записанным после шестилетнего перерыва. Впрочем, «записанным» его можно назвать условно — это не студийные работы, а аудио с концертов: выступлений в бостонском клубе Kix, нью-йоркском Avery Fisher Hall и токийском Nishi-Shinjuku.

Мастерство Майлза, конечно, заметно всегда, но вживую оно чувствуется особенно ярко. Все-таки концертная энергетика обладает невероятным воздействием, которое в студии уловить сложно. За «We Want Miles» Дэвису вручили «Грэмми» как автору «Лучшего сольного джазового исполнения». Сам музыкант пришел в шок и сказал, что он работал над этим альбомом исключительно ради денег. Иэн Карр, биограф Дэвиса, ставит под сомнение эту позицию: по его словам, джазмен очень обрадовался награде.



Жан-Пьер, в честь которого названа песня, — сын Фрэнсис Тейлор от первого брака, а сама Тейлор — вторая супруга Майлза Дэвиса. Однажды музыкант услышал, как мальчик напевал французскую колыбельную «Do do l’enfant do». Из этой простой мелодии Дэвис и сконструировал «Jean Pierre». В треклисте «We Want Miles» песня представлена в двух вариантах: длинном десятиминутном и коротком четырехминутном. Мы советуем послушать полную версию, так вы получите больше удовольствия.

«Shhh / Peaceful»

18-минутный (да, для Дэвиса это нормально) номер с альбома «In a Silent Way» (1969). На момент выхода «In a Silent Way» воспринимался неоднозначно: джазовым критикам не очень нравилось использование новых на тот момент «электрических» инструментов — электрогитары и электронного пианино. Играли на электропианино, между прочим, Чик Кориа и Херби Хэнкок, но от негатива «In a Silent Way» это не спасло. Rolling Stone Album Guide и вовсе описывал его как «еретический по стандартам джаза».

Как нередко бывает, для признания шедевра понадобилось время. Сегодня «In a Silent Way» называют одной из лучших записей Дэвиса, отмечая его прогрессивность и взгляд в будущее. Альбому сложно дать однозначное определение — это не джаз, не рок и уж точно не электроника, которая тогда лишь зарождалась. Есть мнение, что «In a Silent Way» — предшественник эмбиента, кое-какие элементы и вправду можно услышать.



И сам альбом, и «Shhh / Peaceful» создавался не по джазовым правилам, а, словно им в противовес. Даже 55 лет спустя эта музыка звучит футуристично, очень свободно и оригинально. Такое, как «Shhh / Peaceful», придумать может только гений. Непросто вспомнить и просто похожие треки — разве что «You’ll Know When You Get there» Херби Хэнкока. Учитывая, что он участвовал в записи альбома, это совсем не удивительно.

«Miles Ahead»

Довольно необычный трек для Дэвиса — тут он играет не на трубе, а флюгельгорне. Флюгельгорн — тоже духовой инструмент и внешне он напоминает трубу, но на самом деле он относится к семейству саксгорнов (что-то среднее между саксофоном и корнетом). В отличие от предыдущих композиций из списка, на «Miles Ahead» вам не нужно будет делать рабочий перерыв, она длится скромные три с половиной минуты.

«Miles Ahead» — еще и заглавная, а также самая популярная композиция с одноименного альбома 1957 года. И единственная вещь с альбома, которую написал сам Майлз — в соавторстве с пианистом и аранжировщиком Гилом Эвансом. В дальнейшем они будут много работать вместе, а на этой пластинке сотрудничают впервые. Тем интереснее — это документ эпохи, знаменующий рождение выдающегося творческого союза, из которого потом родятся «Porgy and Bess» (1959) и «Sketches of Spain» (1959). Альбом «Miles Ahead» совместил в себе джаз, классическую музыку и этнические влияния разных стран.



В честь «Miles Ahead» был назван байопик Дэвиса, в российском прокате шедший под именем «Убить трубача». Его режиссером выступил Дон Чидл, которого вы наверняка знаете по роли Джеймса Роудса из «Мстителей» и «Железного человека». Чидл — большой поклонник Дэвиса, он ходил на концерты джазмена еще в 1981 году, когда ему было всего 16–17 лет. Над байопиком Дон трудился десять лет, сочиняя сценарий и выполняя продюсерскую работу. И сам исполнил роль Дэвиса.




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!