0

Сравнение

VIP Club

10 фильмов, меняющих сознание и восприятие действительности

Автор статьи: Баховец Иван
09.03.2023 6952 0

Киноиндустрия подарила нам не так много картин, способных разделить жизнь на «до» и «после». Мы отобрали сильнейшие из них — недаром каждый из этих фильмов вошёл в историю и стал культовым. Приятного просмотра.

Матрица / The Matrix (1999)

Нашу подборку возглавляет знаменитый фильм, описывая который, принято жонглировать всевозможными -измами и смысловыми концепциями. Но мы не будем. Просто напомним, что история типичного клерка, вскрывшего код реальности, способна взбудоражить как любителей бодрящего экшена, так и пытливых философов, которые не привыкли полагать, что всё вокруг — лишь симуляция.



Шоу Трумана / The Truman Show (1998)

Если вы в своё время с тревожным удовольствием раскачивались на крючке «Чёрного зеркала», то история о парне, который всю жизнь участвует в реалити-шоу и даже не подозревает об этом, однозначно для вас. Но если «Зеркало» атакует зрителя пугающей близостью встречи антиутопии с реальностью, то фильм Питера Уира лишь призывает обратить внимание на наше собственное шоу. И даже готов лукаво пожелать нам сладких снов.



Солярис (1972)

Когда за экранизацию произведения культового фантаста берется столь самобытный режиссёр, как Тарковский, может получиться либо шедевр, либо скандал. А может — и то, и другое. В своё время Станислав Лем остался недоволен наглостью Тарковского, основательно перекроившего его идеи. И всё же, размышления великого режиссёра о космосе, стремлении человека к познанию и взаимосвязи научного прогресса и гуманизма, виртуозно воплощены на экране и оказались крайне важными и ценными для зрителя.



Она / Her (2013)

Фантастическая драма из серии «будущее глазами …», на тему которого киноиндустрия продолжает рефлексировать, выпуская картины во всё нарастающем объеме. В центре внимания — не столько проблемы адаптации человека к новым реалиям, сколько вечный вопрос о природе любви и её месте в дивном новом мире. Можно ли быть счастливым с операционкой или человеку нужен человек? Что ж, во вселенной будущего Спайка Джонза даже насквозь виртуальная связь не обезопасит нас от реальных чувств. И, надо признать, это обнадёживающие новости.



Донни Дарко / Donnie Darko (2001)

Безбашенный дебют Ричарда Келли, приведший в восторг Кристофера Нолана. Этакая кэрроловская Алиса в лице хмурого подростка Донни, страна чудес которого — Америка в духе Стивена Кинга, где он и его альтер-эго, кролик Фрэнк, блуждают в сомнамбулическом угаре, вдвоём против целого мира (или во имя его спасения?). Постмодернистская мешанина из параноидальной иронии, карикатур на эпоху и бесчисленных жанров и отсылок, вероятно, не перевернёт сознание, но пошатнуть его точно попытается.



Начало / Inception (2010)

И как же без самого повелителя фантазийных миров — маэстро Нолана, собаку съевшего на нелинейных сюжетах и теме взаимосвязи человеческого сознания и реальности? Фильм «Начало» — приглашение режиссёра в упорядоченный хаос его разума, замаскированный под зрелищный боевик и приправленный революционными по своим временам спецэффектами, да ещё и под аккомпанемент Ханса Циммера. Более яркого и реалистичного сна нам, пожалуй, не увидеть.



Догвилль / Dogville (2003)

А как насчет фильма без декораций? Ларс фон Триер в своё время посчитал, что для наилучшего раскрытия содержания стоит пренебречь формой — достаточно отметок мелом на полу студии и очаровательной Николь Кидман в главной роли. В результате, история юной девушки, пытающейся спрятаться от мафии в маленьком городке, превращается в философский трактат, наполненный библейскими отсылками и метафорами, аллюзиями на современность и рефлексией о вечном.



Бойцовский клуб / Fight Club (1999)

Чтобы провести героя (а вместе с ним и зрителя) через глубины человеческого подсознания и затронуть десятки философских и остросоциальных вопросов, сюжету вовсе не обязательно обращаться к будущему. Столкновения с инопланетянами, роботами или сверхъестественными силами порой пасуют перед обыкновенной бессонницей. Именно ей страдает офисный клерк в исполнении Эдварда Нортона, которому и предстоит пройти сквозь чистилище саморазрушения в подвале самопровозглашенного «бойцовского клуба» — к пониманию себя и духовной свободе.



Бёрдмен / Birdman (2014)

А иногда и бессонницы не нужно. Достаточно лишь столкновения с реальностью, нисколько не страдающей от дефицита триггеров. А ещё пригодится сатирически-депрессивный гений Алехандро Гонсалеса Иньяритту, чтобы тривиальная история о позабытой кинозвезде превратилась в едкий трагикомедийный гротеск, исследующий вопрос саморазрушения через творчество и стирающий грань между талантом и безумием.



Достучаться до небес / Knockin’ on Heaven’s Door (1997)

Трагикомическое криминальное роуд-муви режиссёра Томаса Яна — это, прежде всего, мощная инъекция жизнелюбия и оптимизма. По сюжету, Руди и Мартин, которых внезапно объединяет смертельный диагноз, сбегают из больницы и угоняют у бандитов винтажный мерседес с миллионом марок, чтобы в последний раз увидеть море. И вот, уже третье десятилетие картина возглавляет списки фильмов-врачевателей души и транслирует простую идею: если у человека есть мечты, лучше всего приступить к их реализации прямо сейчас.

Возможно, Вас заинтересует:

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!