0

Сравнение

VIP Club

Всемогущая цифра: интегральный усилитель Lyngdorf TDAI-3400

Автор статьи: Сергеев Михаил
28.04.2021 4296 0

Датчанин Питер Лингдорф — фигура, без сомнения, знаковая, для всей аудиоиндустрии. В 1975 году он становится скандинавским дистрибьютором британской компании NAD, а 5 лет спустя открывает в Орхусе аудиофильский салон Hi-Fi Klubben, который положил начало чуть ли не самой крупной дилерской сети по торговле бытовой электроникой. Работа с усилителями NAD натолкнула его на мысль, что хорошо бы спроектировать для них соответствующие акустические системы... так появилась на свет компания DALI (Danish Audiophile Loudspeaker Industries). В 1990 году он покупает еще одного производителя акустических систем, американскую компанию Snell Acoustics. Сейчас про нее почти забыли, но в свое время небезызвестный Питер Квортруп использовал разработки Snell для создания акустических систем Audio Note. Лингдорфа же больше интересовали исследования этой компании в области цифровых методов коррекции акустики помещения. Но обо всем по порядку.

TDAI3400

С 1991 по 1999 Лингдорфу принадлежала часть компании NAD (затем права на нее перешли к канадской компании Lenbrook), а с 1997 по 1999 год он был совладельцем датской компании Gryphon (впоследствии его долю выкупил Вальдемар Мартин Берстинг). В 1997 году в Дании появилась на свет компания Toccata Technology ApS. Ее основатель, Ларс Рисбо, пришел к Питеру с практически готовым к реализации проектом ЦАП, настолько мощным, чтобы подключать его непосредственно к АС. Через год компанией Tact Audio ApS под руководством Лингдорфа был выпущен первый в мире цифровой усилитель Millennium. Есть мнение, что это было первое революционное изменение в технологии УНЧ со времен изобретения транзистора. В 2005 году Питер решает основать компанию под своим собственным именем и существенно расширить ассортимент выпускаемой продукции.

TDAI3400

Три года назад, на выставке Integrated Systems Europe в Амстердаме, компания представила свой новый интегральный усилитель TDAI-3400. Внешне аппарат достаточно стандартен для данного класса техники — 450 мм ширины передней панели и чуть больше 8 кг живого веса. Но когда видишь его заднюю панель и читаешь спецификации — понимаешь, что перед тобой как минимум очередная техническая революция. Аппарат понимает практически все цифровые потоки, с разрешением вплоть до PCM384 и DSD128, а также поддержкой MQA, с его помощью можно получить доступ к таким сервисам, как Roon, Spotify, Tidal, AirPlay и др. Комплектный пульт ДУ работает как в стандартном ИК-диапазоне, так и через Bluetooth. В аппарат можно установить два дополнительных модуля: аналоговый, с поддержкой ММ-фонокорректора и балансных входов, а также цифровой, с тремя HDMI-входами и выходом, в формате 2.0, с поддержкой HDCP 2.2, CEC и ARC.

TDAI3400

Усилитель обеспечивает выходную мощность в 400 Вт на канал при нагрузке 4 Ома, но это лишь одно из множества его достоинств. Прежде всего — в нем используется технология Equibit, это алгоритм прямого преобразования ИКМ в ШИМ, минуя аналоговый домен. Формально TDAI-3400 сложно назвать усилителем в привычном понимании этого слова, скорее он представляет собой мощный цифро-аналоговый преобразователь, непосредственно к выходам которого есть возможность подключать практически любые акустические системы. Другими словами, это устройство объединяет в себе непосредственно ЦАП, предварительный усилитель и усилитель мощности, а также эквалайзер. Впрочем, эквалайзер — это слишком простое, я бы даже сказал примитивное описание еще одной технологии Lyngdorf, которая называется RoomPerfect. По сути, это цифровой сигнальный процессор, одна из главных задач которого — компенсация акустических артефактов помещения прослушивания. С этой целью в комплект поставки входит измерительный микрофон, стойка для него и кабель для подключения к усилителю.

TDAI3400

Не секрет, что зачастую наиболее слабым звеном в системе звуковоспроизведения является непосредственно сама комната прослушивания. Неравномерность АЧХ в типичном жилом помещении достигает порой диапазона ±20 дБ. На этом фоне разговоры о линейности отдельных компонентов и коррекции звучания с помощью кабелей, аксессуаров и т.д. кажутся по меньшей мере наивными. Я отнюдь не умаляю их достоинство и необходимость, но это примерно тоже самое, как для стачивания облоя на металлической отливке пользоваться не рашпилем, а пастой ГОИ.

В процессе настройки усилитель генерирует тестовые сигналы, которые воспринимаются микрофоном и анализируются. Используются серии сигналов различной частоты, а весь процесс, при наличии минимальной сноровки, занимает не больше часа и предельно понятен. Сначала микрофон ставится непосредственно в точку прослушивания, а потом произвольно – в несколько других точек. Я не привожу полностью методику проведения измерений, потому как ее все же лучше изучить самому, непосредственно по инструкции.

TDAI3400

После окончания процесса калибровки пользователь получает в свое распоряжение настройки Focus и Global, соответственно для прослушивания в оптимальной точке и фонового, а также дополнительные инструменты коррекции.

Производитель, в числе прочих достоинств своей системы коррекции, приводит и следующий довод – некритичность к положению АС в комнате прослушивания. Другими словами – нет необходимости подыскивать наиболее правильные с точки зрения акустики места для колонок в комнате (например, подальше от стен, на равном расстоянии от слушателя и т.д.). Какие изменения хотелось бы отметить в первую очередь? Безусловно, самое заметное – это тональная сбалансированность. При всем желании нельзя заметить избыток или недостаток какого-либо участка звукового спектра. Затем – фактически полное отсутствие резонансов помещения. Еще одна приятная новость – существенно возросшая точность и информативность звуковой сцены. Она стала не только разборчивее, но и стабильнее в пространстве, при этом менее зависимой от положения слушателя относительно АС. Заранее зная о цифровой природе производимых в звуке изменений, порой ловишь себя на мысли, что имеется некая избыточная аналитичность звучания, но с другой стороны – кто может объективно установить предельный и достаточный уровень этой аналитичности? А уж тем более – его превышение.

TDAI3400

И самый для меня неожиданный момент – исчезновение уровня громкости комфортного прослушивания, когда до него имеется ощутимая потеря детальности, а после – слишком высокий уровень звукового давления. Теперь возможность прослушивания музыки появилась практически во всем динамическом диапазоне, от предела слышимости до фактически болевого порога. И это с почти неизменным тональным балансом! Безусловно, революционный в своей области аппарат. Для абсолютного большинства любителей музыки этот усилитель может стать основой безупречной в своей гибкости и полноте системы, с помощью которой они раз и навсегда забудут проблемы, связанные с акустикой помещения.




Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!