Флагманы Meze: размер не имеет значения
Секрет нынешней популярности наушников заключается, как мне кажется, в свободе выбора. Выбора места и времени прослушивания музыки, а также ее содержания и при этом независимости от окружающих. Выбор же самого форм-фактора наушников, то есть например полноразмерной «ушанки» или крохотных вставок — это исключительно вопрос личных предпочтений. Или все же качества звучания? Попробуем разобраться, а поможет нам в этом румынская компания Meze и две ее флагманских модели, гибридные изодинамические Empyrean и гибридные арматурные Rai Penta.
Конструкция Empyrean
Первые прототипы обеих моделей были показаны летом 2017 года на выставке бытовой электроники в Гонконге. Сейчас это уже серийные образцы с кучей наград каждая. Начнем пожалуй с больших. Meze Empyrean поставляются в роскошном алюминиевом кейсе с поролоновыми вставками, хотя для постоянного домашнего использования наверное логичней будет приобрести подставку, благо их сейчас много и разных. Чашки наушников, а верней будет сказать — рамы, потому что конструкция — открытая, выточены из алюминия, причем на процесс фрезеровки станком с ЧПУ уходят чуть ли не сутки. Оголовье изготовлено из углеволокна, давление на голову — минимально, плюс кожаная его часть отформована по профилю головы, что увеличивает контакт и снижает нагрузку. В принципе, масса наушников — выше среднего (430 г.), но благодаря оптимальной конструкции на голове они практически не чувствуются. Дальше — еще интересней. Излучатели MZ3 производятся львовской компанией Rinaro эксклюзивно для Meze. Они называются гибридными, потому что фактически являются двухполосными, несмотря на единую пленочную базу и отсутствие разделительного фильтра, по крайней мере электрического. Разделение полос происходит на механоакустическом уровне, за счет разного конструтива. Верхняя часть пленки имеет изодинамический рисунок проводников и отвечает за нижние частоты, а нижняя, спиральная — это фактически ортодинамик, он воспроизводит средние и верхние частоты. Гибридная диафрагма формирует акустическую ось излучения, направленную непосредственно в ушной проход. Форма излучателя — яйцеобразная, что гарантирует минимальную площадь по сравнению с кругом, прямоугольником и эллипсом. За счет этого удалось расположить магниты максимально эффективно, без увеличения массы. Эта пленка втрое легче стандартной офисной бумаги, она натянута на пластиковую раму, армированную стекловолокном. Магнитная система — неодимовая, массой чуть более 80 г, в совокупности эти технологии обеспечивают частотный диапазон почти в 15 (!) октав и максимальное звуковое давление, аналогичное звучанию трубы из симфонического оркестра с расстояния в пол метра. Любопытно, что амбушюры в этих наушниках — сменные, в комплекте идет две пары, из натуральной кожи и алькантары. Крепятся они на магнитах, а металлические сетки на них используются для усиления и экранирования магнитного поля излучателей.
В комплекте идут штатные кабели под стандартный (6,3 мм) и миниатюрный (3,5 мм) «джек», но при желании можно заказать медные либо посеребренные от Furukawa. Что же касается первых визуальных и тактильных впечатлений, то это самый настоящий high end, причем без малейшей оглядки на цену.Качество здесь не в стоимости, а в конструкции, материалах, обработке и даже в самой идее, благодаря которой родилось это произведение аудиофильского искусства.
Конструкция Rai Penta
Миниатюрные Rai Penta с одной стороны — гораздо компактней полноразмерных Empyrean, но с другой — все мы знаем примеры превосходных MC-головок, они тоже не поражают воображение своими габаритами, но поражают слух своим звучанием. Наушники поставляются в небольшой аккуратной коробке, где лежат они сами, съемный кабель с разъемами MMCX (micro-miniature coaxial), сплетенный из посеребренной многожильной меди в прозрачной изоляции, жесткий чехол на молнии, насадки различного размера и формы, устройство для чистки и адаптеры под большой джек и для самолета. Опционально возможно комплектация балансными кабелями на 2,5 или 4,4 мм.
Корпуса Rai Penta имеют сложную эргономическую криволинейную форму и отфрезерованы из алюминиевых заготовок с последующим анодированием. Ключевая особенность модели — использование гибридной излучающей конструкции. За бас отвечает динамический излучатель, для которого обеспечено индивидуальное акустическое оформление со своего рода фазоинвертором. Средние и высокие частоты обеспечиваются сдвоенными арматурными излучателями. Все три диапазона снабжены независимыми звуководами заранее рассчитанной длины, что минимизирует возможные фазовые искажения.
Звучание Empyrean
Ну и собственно самое главное, как звучит всё это великолепие? В принципе, я уже достаточно давно отдаю себе отчет, что изодинамические излучатели — это если и не идеальное, то как минимум оптимальное решение для качественных наушников и всем остальным вариантам, включая экзотические электростаты или пьезодинамики, до него... в общем очень далеко. Причем далеко именно по совокупности качеств, включая качество звучания, качество изготовления и качество совместной работы с различными источниками, от банальных смартфонов до изощренных усилителей. Тем не менее, то, что я услышал в данном случае, меня совершенно искренне поразило. Но немного отвлекусь. Сначала — про эргономику. Я бы сказал, что наушники сидят... идеально, если бы не одно но - в них вряд ли получится пробежаться. Прижимное усилие выверено настолько точно, что в них можно сидеть часами без малейшего дискомфорта, но вот при очень активном движении в теории они могут съехать. Но поскольку бегать в них не будет пожалуй никто, то — да, они сидят идеально. Мне больше понравились велюровые амбушюры, в кожаных мне показалось малость жарковато, но думаю, что в данном случае это исключительно вопрос личных предпочтений. Возможна небольшая разница в их вкладе в звучание, но это уже на уровне трудноуловимых нюансов.
Так чем же столь хороши эти прямо скажем не самые дешевые наушники? Они играют на порядок громче или на порядок басовитее или еще как-то удивительно? Да, но нет. Во-первых они действительно могут играть очень громко, если вам это необходимо. Во-вторых, я не заметил у них ни малейших проблем как с частотным диапазоном, так и с тональным балансом, тут именно что всего в меру. Плюс у них потрясающее сочетание детальности с комфортностью, даже самые экстремальные жанры можно слушать часами на максимальной громкости и не морщиться. Но самое главное — в них есть какое-то удивительное чувство наполненности звучания, его завершенности и гармоничности. Берешь очень неплохие наушники подешевле — та же самая музыка, но как будто исполнителей проредили или рассадили подальше. И еще одно немаловажное достоинство — в них сильно нивелирован эффект звучания «в голове». Я не говорю, что есть ощущение прослушивания пары колонок, но напряжение от прослушивания именно наушников отсутствует напрочь.
Недостатки? Это слово фактически неприменимо к Empyrean, я бы сказал — особенности, да и тех — кот наплакал. Во-первых — это открытое акустическое оформление, следовательно: вы слышите то, что происходит вокруг вас, а окружающие слышат то, что вы слушаете. Во-вторых — как я уже и говорил, крайне комфортная посадка и отсутствие сильного давления на голову. Ну вдруг кто-то захочет заняться в них спортом. Ну и собственно говоря стоимость. Очевидно, что это не bestseller, а вещь для ценителя, который покупает осознанно и целенаправленно. Во всем остальном — категорический must have, хотя бы в плане послушать.
Звучание Rai Penta
А что же наши маленькие друзья? Признаюсь, после такого шока от Empyrean, браться за них мне было даже несколько... лень. Но работа есть работа, да и любопытство пересилило. Как оказалось — не зря. Самое удивительное — они похожи! Так бывает у некоторых серьезных производителей домашней электроники, модели в линейке имеют схожий звуковой почерк, тоже самое произошло и с моделями Meze. Возможно где-то самую малость недотянул совсем уж инфрабас, где-то было чуть меньше воздуха, чем в больших собратьях, но в целом — налицо поразительное сходство. Это вдвойне удивительно, учитывая не только форм-фактор (а заодно и трехкратную разницу в стоимости), но и совершенно разный конструктив излучателей.
Я кстати в свое время переслушал кучу различных арматур и пришел к выводу, что оптимальные с точки зрения эргономики это все-таки кастомные конструкции по слепкам. Однако Rai Penta определенно удалось убедить меня в обратном. Они «садятся» сразу, причем без малейших проблем и очень удобно. Как мне кажется, они подойдут даже людям, в корне не приемлющим такие наушники. Тут конечно большую роль сыграла и тщательно рассчитанная форма корпуса и удивительно мягкие кабели, без намека на микрофонный эффект. В принципе, я бы сказал, что хлопот с ними не больше, чем со штатными «ушами» от Apple, а вот музыки в них больше в разы, если не на порядки.
Выводы
Каков же итог? Перед нами — две пары очень разных и в тоже время удивительно похожих наушников и похожи они не только своим музыкальным почерком, но и уровнем качества, уровнем той увлеченности, который вложил в них разработчик. Безусловно, Антонио Мезе — один из самых талантливых современных дизайнеров и явно аудиофил-энтузиаст, благодаря стараниям которого мы тоже может прикоснуться к самой настоящей Музыке.