0

Сравнение

VIP Club

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

Автор статьи: Тихонов Илья
19.02.2019 4434 6

Эту статью планировали написать давно, а ее содержание во многом продиктовано дискуссиями, которые нередко возникают в комментариях, спорах потребителей, а также торговых залах. В представлении большинства, понятие Hi-Fi для аудиоаппаратуры означает некий абстрактный высокий класс техники. Это представление о высоком качестве или классе редко коррелирует с конкретными спецификациями, техническими значениями и стандартами.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

Некоторые производители аудиотехники, часто намеренно, отказываются использовать термин “Hi-Fi” при позиционировании своих продуктов. Иные напротив, стремятся почаще упоминать о том, что то или иное устройство относится к Hi-Fi. Под катом я расскажу об истории термина, о том, что сегодня имеет право именоваться “Hi-Fi” в соответствии с признанными стандартами, почему производители открещиваются от него.

Немного истории

Подавляющему большинству известно, что “Hi-Fi” — есть сокращение от High Fidelity — т.е. высокая верность. Подразумевается высокая верность воспроизведения. Таким образом, мы можем условно понимать под Hi-Fi-аппаратурой некий класс устройств, верность воспроизведения у которых выше, чем у … выше, чем у абстрактного большинства других.

Само явление старше, чем термин, так как почти всегда были устройства немного качественнее и немного хуже. На заре появления аудиозаписей и аппаратуры для их воспроизведения определить, где выше верность, было сложно, но в 1924-м году случилось второе по значимости после появления фонографа Эдисона событие. Запись звука стала электрической. Можно сказать, что именно тогда появился первый Hi-Fi.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

Дело в том, что записи, сделанные при помощи электрического рекордера, отличались более высоким качеством, нежели записанные при помощи механических фонографов, что уже можно считать поводом разделить устройства на классы. Таким образом, годом рождения хайфая можно считать 1924-й, когда компанией Bell Telephone Laboratories была разработана запись с применением примитивного угольного микрофона, лампового усилителя и электромеханического рекордера.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

В то время основным техническим параметром, которым определялась верность воспроизведения, считался частотный диапазон. Уже к 1929-му году у электромеханических устройств он достиг значений 50 – 6000 Гц, а к середине 30-х вышел за границы 30 – 8000 Гц. Постепенно снижался уровень искажений и увеличивался динамический диапазон записей.

Новые качественные характеристики записи требовали новых возможностей от звуковоспроизводящей аппаратуры. Наиболее распространённым носителем звука в те годы были грампластинки, благодаря появлению электрофонов в начале 30-х удалось добиться их качественного воспроизведения. Появились новые головки типа ММ (moving magnet). Приблизительно в это же время начинает активно разрабатываться, а в Германии даже внедряться магнитная запись звука.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

В 30-е годы существенные изменения затрагивают и излучатели звука, особенно активно ведутся разработки в области электродинамических драйверов. И вот, в 1932-м году производителем динамиков, в которых использовался постоянный магнит, инженером Хартлеем впервые применяется термин “Hi-Fi (High Fidelity), подразумевающий высокую верность воспроизведения.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

Очевидно, что автор не думал, что его маркетинговый ход станет не только повсеместно употребляемым клише, означающим качество, но и стандартом, его гарантирующим.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

Время шло, качество аппаратуры росло, и к концу сороковых термин постепенно стали использовать в рекламе различных Британских и Американских компаний, а также в СМИ. Этот период совпал с очередным скачком в развитии верности звуковоспроизведения и пришелся на конец 40-х — начало 50-х:

  • разработаны и серийно выпущены первые виниловые пластинки Long Play (LP) 33 об/мин и электрофоны для их прослушивания;
  • началось массовое производство катушечных магнитофонов с лентой;
  • стартовал серийный выпуск динамических громкоговорителей;
  • были усовершенствованы конструкции ламповых усилителей;
  • появилось FM-радио, началось вещание в УКВ диапазоне, что гарантировало меньше помех и более широкую полосу пропускания.

Hi-Fi — проблема классификации: об истории, стандарте, маркетинге и терминологии

В 50-х начались активнее стереозаписи, а к 60-м они стали массово выходить на виниле, который почти полностью заменил шеллак. Именно в этот период Hi-Fi из маркетингового термина начинает превращаться в стандарт. Сначала это были некие общепризнанные представления о качестве на текущий момент. К 70-м было окончательно сформировано конкретное представление о том, что именно может называться “высокой верностью”, именно так Hi-Fi стал стандартом.

Hi-Fi как стандарт

Первой и пока единственной успешной попыткой определить верность воспроизведения стал DIN45500 — стандарт, выпущенный Немецким институтом стандартизации (Deutsches Institut für Normung). Критериями нового эталона для звуковоспроизводящей аппаратуры стали:

  • неравномерности амплитудно-частотной характеристики (АЧХдБ);
  • диапазон воспроизводимых частот;
  • коэффициент нелинейных искажений или коэффициент гармоник (КНИ или Кг, %);
  • отношение сигнала к уровню шумов (сигнал/шум, дБ).

В соответствии со стандартом, имеют право носить гордое наименование Hi-Fi устройства со следующими характеристиками:

Акустические системы и наушники

  • Нелинейность АЧХ относительно среднего уровня звукового давления в диапазоне воспроизводимых частот 100—4000 Гц, дБ — ± 4 дБ (+4/-8 дБ);
  • Коэффициент нелинейных искажений на воспроизводимых частотах 250—1000 Гц (2000 Гц), не более — 1%;

Усилители

  • Нелинейность АЧХ в диапазоне воспроизводимых частот 40—16000 Гц — 1,5 дБ по линейному входу (2 дБ при наличии корректора);
  • Коэффициент нелинейных искажений в диапазоне воспроизводимых частот 40—12500 Гц, не более — 1%.
  • Коэффициент интермодуляционных искажений в полосе воспроизводимых частот 250—8000 Гц (также вне этой полосы при снижении уровня звукового давления на 6 дБ), не более — 3%;
  • Разброс параметров каналов в диапазоне воспроизводимых частот, не более — 3 дБ;

Тюнеры

  • Полоса воспроизводимых частот, 30 Гц — 15 000 Гц (выше границу получить сложно, ввиду необходимости подавления пилот-тона 19 кГц);
  • Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1 кГц, не более — 0,5%;
  • Различие параметров каналов в полосе 250—6300 Гц, не более — 3 дБ;
  • Переходные помехи на частотах 250—6300 Гц (6300—15000 Гц), не более — 26 дБ (15 дБ).

В дальнейшем DIN45500 в практически неизменном виде стал стандартом ЕС IEC 60581, а в СССР были приняты аналогичные ГОСТ 24388-88 (для УМЗЧ) и ГОСТ 23262-88 (для АС).

Критика и стандарт в настоящее время

Почти сразу же после появления, стандарт подвергся критике, так как не содержал норм по ряду существенных для звука характеристик. В стандарте нет упоминаний об интермодуляционных искажениях, динамическом диапазоне, соотношении сигнал-шум, демпифнг факторе, импульсных и переходных характеристиках, а также о множестве других измеряемых параметров. За это его критиковали инженеры. Некоторые производители, напротив, ругали за неоправданную жесткость.

К сожалению, указанные характеристики нельзя считать эталоном, особенно в наше время. Уже в момент появления очень многие устройства превосходили нормы стандарта (например, продукция японских компаний Nakamichi, YAMAHA, SONY), а сегодня ему соответствует чуть ли не каждое изделие из полукустарных мастерских КНР. Очевидно, если бы жители Поднебесной, владеющие подвальными производствами, знали нормы этого стандарта, то надпись Hi-Fi украшала бы всю их продукцию c AliExpress.

Именно по причине утраты авторитетности стандарта, некоторые производители стараются игнорировать и сам термин. Самые смелые и наглые относят свои продукты к маркетинговому классу High End, иные вообще избегают упоминания классов и просто усиленно хвалят устройство, широту и глубину сцены, бархатистость басов и артикуляцию высоких.

Между тем, в субъективных представлениях потребителей, “настоящий” Hi-Fi — по прежнему остается техникой с высокой (по современным стандартам) верностью воспроизведения. Как показывает практика, предел такой верности наступит лишь тогда, когда произведение, сыгранное в живую, будет невозможно отличить от записи.

По моему глубокому убеждению, ситуацию мог бы решить новый стандарт, соответствующий требованиям времени. Такой эталон определил бы критерии новых устройств класса Hi-Fi, например, разрядность и частоту дискретизации ЦАПов, стандарты передачи данных для беспроводных аудиоустройств, закрыл бы зияющие дыры в нормировании интермодуляционных искажений и прочих психоакустически значимых характеристик. Но пока такого стандарта нет.

Слепые и не слепые тесты

В связи с явным устареванием норм DIN45500, некоторые из производителей и пользователей считают важной объективную экспертизу и живые тесты. Всех их можно разделить на две условные категории, те, кто предпочитает видеть то, что слушает и те, кто доверяет двойному слепому.

В нулевых разразился глобального масштаба стаканный холивар, относительно двойного слепого тестирования. Роберт Харли и Джон Аткинсон из аудиофильского издания «Absolute Sound» доказывали, что слепые тесты “не дают реальной картины” и что «… существенно искажают процесс прослушивания и бесполезны при определении верности воспроизведения».

Редактор авторитетного немецкого издания Soundstage, Дуг Шнайдер, своими статьями от 2009-го года полностью опроверг выводы авторов «Absolute Sound», заявив, в частности, что: «Слепые тесты — это основа десятилетних исследований в области проектирования громкоговорителей». Сегодня двойными слепыми тестами пользуются многие известные производители, в их числе Axiom, Energy, Mirage, Paradigm, PSB и Revel. Проблема лишь в том, что слепые тесты — это шаг назад к определению высокой верности “на глазок”, как 50-е — 60-е годы.

Итог

К сожалению, появление нового HI-FI стандарта сегодня — маловероятная история. В нем не заинтересовано огромное количество производителей, которые понимают — введение норм отразится на стоимости производства, которую любому производителю хочется снизить. Потребителям остается надеяться на собственные уши и точность информации в спецификациях, а также великую “магическую” силу двойного слепого метода. Буду признателен за ваши мнения в комментариях, опишите ваши пользовательские впечатления от компонентов класса Hi-Fi, напишите, есть ли, по вашему мнению, необходимость в новом Hi-Fi стандарте.




  • 0
  • 0
  • 2
Максим, Критик 1-го уровня 25.02.19
Полезная статья. На мой взгляд, конечно стандарт должен быть, только принимать его надо крайне взвешенно. Не секрет, что звучание винила приятней, чем, например CD, а CD, в свою очередь лучше MP3. Понятно, что наступление цифры остановить нельзя, но для того и есть "классы" оборудования, что бы разделить, скажем аналоговые компоненты звукового тракта от цифровых... Тем не менее, считаю (и глубоко убежден), что аппарат с низкими техническими характеристиками не может звучать хорошо. Как однажды было на одной из выставок Hi-End: на вопрос о технических параметрах усилителя было сказано: "надо слушать, а всякие там параметры-чушь". При этом НЧ динамик в АС, подключенных к этому аппарату плавно болтался в отсутствие сигнала из-за "дрейфа нуля". Какой же это Hi-End (или Hi-Fi)? В СССР аппаратура разделялась по классам сложности, и покупатель мог уже как-то ориентироваться и понимать, что же ожидает его после приобретения того или иного аудио компонента.========
  • 0
  • 0
  • 2
Вадим, Критик 1-го уровня 23.02.19
А по мне, так всё гораздо проще: Послушали допустим симфонический оркестр в живую и послушали это в записи. Если всё звучит одинаково, то это Hi-Fi, т.е. высокая верность. А если послушали на какой-то хрени со скрипами и пукающими и хрюкающими звуками или звук просто не похож на оригинал, то это не Hi-Fi...  То есть это Верность воспроизведения, а не отношение, как пишет автор в первом абзаце... Это моё личное видение стандарта. Прошу ногами не пинать :)========
  • 0
  • 1
  • 2
Владимир, Критик 1-го уровня 22.02.19
Согласен с автором статьи. Нормативы на классы Hi-Fi и High-End надо менять в корне. Свои представления о том, что такое аппаратура  предельно достижимого класса верности я изложил на канале High-End в Фейсбуке   и Ютубе  Эти соображения основываются на большой группе изобретений, по которым в РФ получены патенты.   Там же можно почитать и посмотреть ролики о новых автоматизированных методиках измерения качества работы аппаратуры в домашних условиях для аудиофилов, которые хотят узнать истинные параметры своих систем в реальных домашних условиях.https://youtu.be/PC956rMMfqM========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 22.02.19
Споры о верности воспроизведения особенно жаркими были в70-е годы, и это не случайно. Именно тогда получили быстрое развитие средства измерения и появилась возможность перейти от ощущений к количественным показателям. Особенно ярко изменения в воззрениях на критерии верности можно видеть в отношении усилителей. Первым делом разделили все помехи на гармонические (нелинейные) искажения, интермодуляционные искажения и шумы и попытались определить пороги заметности каждой из этих помех. Потом пришли к выводу, что все эти помехи не являются независимыми, а связаны через исследуемый аппарат. Широкое внедрение спектрометрических методов исследования, которые позволяют увидеть любые помехи, но не разделить их, привели к пониманию того, что есть порог заметности помех общий для всех их видов и он определяет динамический диапазон аппарата. В настоящее время принято значение такого порога в 0.1% от максимального допустимого (с точки зрения качества, а не электрической прочности) сигнала. Сюда входят все составляющие помех и их комбинации. Таким образом вопрос решен и снят с повестки дня. Несколько по-другому обстоят дела с другими звеньями тракта воспроизведения. В частности, с электроакустическими преобразователями: динамиками, наушниками и пр. Поскольку это механические приборы, они, как правило, физически не могут генерировать гармоники высоких порядков, и по этой причине, а также потому, что это конечные звенья акустических систем, допускают без заметности для слушателя несколько более высокие относительные значения помех, чем усилители. Но механические системы отличаются конструкцией, отличаются и пороги заметности помех для каждого из них. Это же относится и к головкам электрофонов и к таким устаревшим приборам, как магнитофоны.  Это все об аналоговых устройствах. Если же перейти к цифровым преобразователям, то уровень помех в 0.1% соответствует 10-ти двоичным разрядам. Обычно, для гарантии качества, используют 14-разрядную запись (младший разряд менее 0.01%). Это тоже соответствует уровню Hi-Fi.========
  • 0
  • 2
  • 2
Олег, Критик 1-го уровня 22.02.19
p.s. о самом главном забыл: "0", то есть высший класс, который кстати соответствовал и даже превосходил Hi-Fi стандарт во многих случаях !========
  • 0
  • 2
  • 2
Олег, Критик 1-го уровня 22.02.19
Хорошая статья. Полностью согласен с автором о давно назревшей необходимости разработать некий международный стандарт качества аудио аппаратуры в соответствии с современными реалиями. Даже возможно будет более полезно внедрить несколько критериев качества, по аналогии с советскими ГОСТами, которые делили аппаратуру на классы (1 - 4),  а то уже "аудиофилы" замучили своими однотактниками на лампах с золочеными клеммами и правильными проводами на подставках, при этом источник сигнала комп.)) (мое личное оценочное суждение)========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!