0

Сравнение

VIP Club

Cтереоусилители $450-650

Автор статьи: Пручкин Василий
02.08.2005 14816 0
Ценовая категория $450-650
Arcam
A65 Plus
Cayin
252B
Denon
PMA-655R
Marantz
PM7200
NAD
С 372
Rotel
RA-02
Домашний кинотеатр столь прочно вошел в нашу жизнь, что некоторые читатели рекомендуют нам поменять местами слова в логотипе журнала. Однако мы не воспринимаем такие советы всерьез. Бессмысленно отрицать тот факт, что звук все чаще подчиняется изображению, и все же происходящее в современном AV-мире гораздо сложнее простой замены Stereo на Video, точнее, на Multichannel Sound. Многоканальный звук господствует почти исключительно в домашнем кино, и примирить его с музыкой удается редко (исключение составляют концертные записи на DVD, но это, простите за каламбур, - отдельная песня). Эксклюзивные SACD- или DVD-Audio-записи, и те нередко выпускаются в двухканальном варианте, да и многие DVD-проигрыватели начального уровня позволяют воспроизводить их только в Stereo. Основным же носителем музыкальной информации для российских меломанов служит компакт-диск или MP3-записи на том или ином носителе, а это - вотчина двухканального звука. Потому производители AV-ресиверов настойчиво пытаются задействовать при воспроизведении стереоматериала все громкоговорители системы домашнего кинотеатра, будь то пять или семь, не считая сабвуфера. Отсюда - множество режимов псевдообъемного звучания, доходящее в некоторых аппаратах до полусотни. Однако подавляющее большинство пользователей, позабавясь с DSP-режимами недельку-другую, приходят к философскому выводу: музыке с CD - стерео, саундтрекам с DVD - Dolby Digital/DTS, остальное - от лукавого. Иными словами, если вы - меломан в первую очередь, и кинолюб во вторую, есть ли смысл покупать AV-ресивер и загромождать гостиную колонками? Не лучше ли «заложиться по максимуму» на пару качественных АС и стереоусилитель? Перспектива тем более заманчивая, что в качестве источника можно использовать DVD-проигрыватель: опыт показывает, что записи с «компактов» он воспроизводит ничуть не хуже CD-плейера, одновременно давая возможность аудиофилу увидеть своих кумиров воочию.
Однако это - нестандартный, а потому сравнительно дорогостоящий подход. Чтобы покупка стереоусилителя себя оправдала, нужно истратить порядка $500. В противном случае целесообразней купить AV-ресивер и использовать его в двухканальном режиме. Из этих соображений мы и выбрали ценовую категорию участников теста. Требования к ним диктует здравый смысл.
Поскольку усилитель является движущей силой всей аудиосистемы, получается, что при прочих равных параметрах лучше выбрать аппарат с большей мощностью. Если в качестве основного источника вы будете использовать CD-проигрыватель, то желательно, чтобы в усилителе можно было отключить цепи баланса, тембра и тонкомпенсации - перейти в режим Direct. Любитель «винила» предпочтет модель, имеющую вход с фонокорректором (Phono). Если предполагается запись на кассете или CD-R, выбирайте усилитель с возможностью оперативного переключения источников сигнала и их направления. Также желательно в этом случае иметь возможность подключения двух магнитофонов с раздельными усилителями записи и воспроизведения или с так называемым сквозным трактом. При этом усилитель должен иметь селектор записи и возможность контроля записываемого сигнала - Таре Monitor. Этот селектор также позволяет при записи с одного источника прослушивать другую программу. Значительно расширяет возможности усилителя наличие линейного выхода с предварительного усилителя и дополнительного входа усилителя мощности. К этим разъемам можно подсоединить, например, эквалайзер. Немаловажную роль играют также сервисные возможности - подключение дополнительных акустических систем, эргономика пульта дистанционного управления, наличие системной шины, позволяющей управлять другими составляющими (например, тюнером или видеомагнитофоном).

Arcam A65 Plus * * * * *

Arcam A65 Plus Достоинства: точное, ровное звучание
Недостатки: питание не отключается с пульта
Ориентировочная цена: $550

Выходная мощность, Вт (8 Ом)
2x40
Минимальный импеданс, Ом
4
Подключение дополнительных АС
да
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
да
Подключение наушников
да
Тонкоррекция
-
Стереовходы/выходы
4/1
Пара вход/выход на запись
1
Масса, кг/габариты, мм
5,4/430x85x330
Конструкция. Чуть сужающиеся светлые ручки на передней панели приятно контрастируют с черным цветом корпуса. Он имеет настолько малую высоту, что у нас закралась мысль: не цифровой ли это аппарат. Сомнения рассеялись, когда была снята крышка: мы увидели вполне традиционную конструкцию, просто радиаторы выходных транзисторов оказались невысокие - чувствовался точный расчет на относительно небольшую мощность усилителя. В блоке питания стоят конденсаторы большой емкости (по 0,01 Ф), но их всего два. Значит, по питанию каналы объединены, что может привести к повышенному паразитному прониканию сигналов из канала в канал. Сигнал с источника, выбранного селектором входов, поступает и на выходной разъем предварительного усилителя, и на разъем Таре, предназначенный для прослушивания записи, которая производится на магнитофон со «сквозным» каналом. На каждый канал предусмотрено по две пары акустических клемм, что позволяет подключать АС по схеме bi-wiring.
Наличествуют две пары акустических клемм и отдельная клемма для заземления
Функции. Имеется защита от короткого замыкания на выходе. Об этой ситуации сигнализирует индикатор питания, меняя цвет с зеленого на оранжевый. Аналогичная индикация предусмотрена и для режима прослушивания в наушниках. Оранжевое свечение говорит о том, что колонки отключены от выхода усилителя.
Управление. Выбранный источник индицируют светодиоды, загорающиеся около соответствующей надписи. Однако надписи чересчур мелкие. Также непросто определить, в каком положении установлен регулятор громкости, поскольку риска на нем - малозаметная. Пульт ДУ не отключает питание усилителя, зато позволяет также управлять фирменным CD-плейером или тюнером.
Звук. Очень правильная прорисовка сцены: ни один инструмент не «выпячивается», каждый расположен на своем месте. Даже в сложных хоровых партиях легко различимы вес исполнители, столь отчетливо звучание. Однако точность передачи соседствует с некоторой мягкостью, вуалирующей отдельные детали. Это заметно, главным образом, на низах, где задний фронт резких импульсов немного размыт. Лучше удаются протяженные басы. С «басовитой» акустикой эффект выражен сильнее.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
При малых нагрузках КНИ очень мал, всего 0,0038% (1 кГц), но заметно возрастает с повышением частоты (до 0,046% на 20 кГц). В спектре выходного сигнала - ощутимые интермодуляционные искажения (этим объясняется замеченное при субъективном прослушивании отсутствие чистоты звучания). Тембры не имеют выраженной центральной частоты, их подъем (или спад) плавно продолжается к краям диапазона частот измерения. Но если на низких частотах такой подъем воспринимается часто с одобрением, так как повышает нижний басовый регистр, то на верхах это приводит лишь к увеличению шумов. Остальные параметры вполне типичны для усилителя подобного класса: разделение каналов на уровне 62 дБ, отношение сигнал/шум чуть более 80 дБ. Разбаланс каналов измерительные приборы зафиксировали, но значение его очень небольшое, всего 0,015 дБ, так что при симметричном расположении колонок регулятор баланса не потребуется.


Cayin 252B * * * * *

Достоинства: большая выходная мощность
Недостатки: с пульта не переключаются источники и не включается питание
Ориентировочная цена: $450
Выходная мощность, Вт (8/4 Ом)
2x170/2x250
Минимальный импеданс, Ом
4
Подключение дополнительных АС
-
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
-
Подключение наушников
-
Тонкоррекция
-
Стереовходы/выходы
5/1
Пара вход/выход на запись
-
Масса, кг/габариты, мм
14,0/440x145x430


Конструкция. Аппарат выпущен китайской фирмой Zhuhai Spark Electronic Equipment, созданной в 1993 году. Качеству электроники от «молодых» производителей из Поднебесной у нас не всегда доверяют, но конструкция Cayin способна развеять предубеждения. Чувствуется основательный подход (фирма создана под крылом государственной аэротехнологической корпорации). Краска на корпусе отполирована, и чтобы на ней не оставались следы от пальцев монтажера, в комплекте предусмотрены белоснежные перчатки. Лицевая панель изготовлена из алюминия сантиметровой толщины. Эффектно оформлены рукоятки регулятора громкости и переключателя входов: их «посадочные места» сделаны зеркальными. Для выбора источников используется обычный механический переключатель - простое, но редко используемое решение, так как защитный слой на контактах со временем истирается, они окисляются и целостность электрической цепи нарушается. Да и автоматизировать такой переключатель сложно. Массивные клеммы для колонок, полностью металлические с покрытием под золото, сверху закрыты прозрачным пластиком. Диодный выпрямитель один, но конденсаторы фильтров свои в каждом канале.
Клеммы для одной пары АС и входы, обозначенные одним словом - line
Функции. Модель создавалась «под минималистский High End»: нет ни тембров, ни баланса, дабы сократить путь прохождения сигнала. Этим же объясняется отсутствие выхода на наушники и разъемов для записи. Зато у аппарата большая выходная мощность и пять линейных входов. Они обозначены просто line 1-5.
Управление. Входы с пульта не переключаются - кнопки с названиями источников оказываются не задействованы. В итоге ПДУ регулирует только уровень громкости или полностью отключает звук. Питание с пульта также не включается, режим ожидания не предусмотрен, хотя индикатор standby есть.
Звук. Благодаря солидному запасу по мощности в звучании чувствуется ощутимая свобода и большая пространственность. Но размеры исполнителей кажутся преувеличенными, инструменты оркестра стремятся занять место ближе к колонкам. Тем не менее общая отчетливость звучания - высока, так как динамика - хорошая.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
АЧХ линейна в очень широких пределах. Отношение сигнал/шум - невелико (57 дБ), уровень шумов растет с уменьшением частоты. Разделение каналов тоже скромное - около 55 дБ. Заметен дисбаланс (0,8 дБ), а скомпенсировать его нельзя. В спектре выходного сигнала преобладают следы второй гармоники, КНИ заметно растет с повышением частоты, и рост начинается уже на частотах чуть более 1 кГц. Также хорошо заметны и интермодуляционные искажения, причем достаточно велика разностная составляющая, попадающая в звуковой диапазон. Наличие всех этих искажений должно негативно сказаться на чистоте звука. Зато нелинейные искажения на половинной мощности составляют 0,055 % (1кГц) - хорошо, учитывая, что максимальная выходная мощность (КНИ 0,7%) весьма внушительная. Да и выходное сопротивление мало, что должно благоприятно отразиться на демпфировании акустики (коэффициент демпфирования огромен - более 410).


Denon PMA-655R * * * * *

Достоинства: респектабельный внешний вид, тонкоррекция, хорошее звучание
Недостатки: сравнительно небольшая мощность
Ориентировочная цена: $500
Выходная мощность, Вт (8 Ом)
2x50
Минимальный импеданс, Ом
4
Подключение дополнительных АС
да
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
да
Подключение наушников
да
Тонкоррекция
да
Стереовходы/выходы
3/1
Пара вход/выход на запись
2
Масса, кг/габариты, мм
7,0/434x121x338


Конструкция. Весь аппарат - и лицевая панель, и рукоятки, и крышка корпуса - выполнен в одинаковом золотистом цвете. Он смотрится респектабельно и не только впишется в любой интерьер, но и станет его украшением. Особенность схемотехнического решения - два трансформатора - большой, обеспечивающий работу собственно усилителя, и маленький, который поддерживает питание контроллера дистанционного управления в режиме standby. Это позволяет в «спящем» режиме полностью отключить от сети основной трансформатор и снизить потребление. Питание для обоих каналов одно, емкость конденсаторов фильтра 8200 мкФ. Источники подключаются при помощи микросхемы электронного коммутатора, в котором применены ключи на КМОП-транзисторах.
Функции. Наличие отдельного селектора записи позволяет слушать один источник, а записывать с другого. Возможно подключение двух рекордеров и перезапись с одного на другой. Правда, переключается селектор записи только с передней панели.
Клеммы входа Phono закрыты специальными заглушками
Другая оригинальная особенность - отключаемая система тонкомпенсации. Как известно, при уменьшении громкости снижается чувствительность человеческого уха к НЧ и ВЧ, поэтому их амплитуду при малой громкости следует увеличивать, и чтобы не трогать тембры, предусмотрена тон-компенсация.
Управление. Пульт ДУ относительно небольшой, но, кроме усилителя, способен управлять и другими составляющими аудиокомплекса (CD/MD-плейером и кассетником, выбором пресетов тюнера), причем для каждого аппарата выделена своя рабочая зона. И хотя почти все кнопки (кроме регулятора громкости) одинакового размера, неудобств это не вызывает, так как расположены они довольно логично, а контрастная риска на ручке регулятора громкости позволяет легко определить его положение.
Звук. Приятная мягкость звучания придает низким частотам нежность и глубину, хотя порой и не позволяет подчеркнуть все нюансы хорового вокала. Высокие частоты отчетливы, но без резкости. Инструменты на сформированной сцене расположены естественно и равномерно. Они не мешают друг другу, и положение каждого определяется легко и точно.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Искажения усилителя на низких уровнях малы (0,0038% на частоте 1 кГц), чуть повышаются выше 10 кГц, но и на верхней частоте рабочего диапазона КНИ остается рекордно низким - менее 0,01%. С повышением мощности искажения также не увеличиваются. В спектре сигнала есть интермодуляционные искажения, однако их уровень не превышает уровня гармоник нелинейных искажений. Тембры без выраженной центральной частоты, диапазон регулировок примерно ±9 дБ. Но при максимальном подъеме уже ощутимо поднимается и уровень средних частот, поэтому реально диапазон регулировок (например, подъем относительно 1 кГц) меньше. Спад АЧХ на 3 дБ на частоте 147 кГц. Дисбаланс каналов велик (около 1 дБ), но он легко устраняется регулятором баланса. Переходное затухание среднее, около 63 дБ. Отношение сигнал/шум очень высокок (98 дБ). Однако низок коэффициент демпфирования - 127, т.е. усилитель требователен к громкоговорителям.


Marantz PM7200 * * * * *

Достоинства: низкий уровень искажений
Недостатки: перегруженный кнопками пульт ДУ
Ориентировочная цена: $600
Выходная мощность, Вт (8 Ом)
2x95
Минимальный импеданс, Ом
8
Подключение дополнительных АС
да
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
да
Подключение наушников
да
Тонкоррекция
-
Стереовходы/выходы
4/-
Пара вход/выход на запись
2
Масса, кг/габариты, мм
12,3/440x159x375


Конструкция. Солидная высота весьма габаритного корпуса определяется мощным Ш-образным трансформатором. Для питания схем дистанционного управления в спящем режиме используется дополнительный миниатюрный трансформатор. В цепях питания установлены конденсаторы по 12000 мкФ, два на оба канала. Есть выход предварительного усилителя, он при помощи перемычек на задней панели подключен ко входу усилителя мощности. Удалив перемычки, в систему можно встроить внешний звуковой процессор (или эквалайзер). Поворотный селектор входов подключает источник при помощи реле, индикация выбранного источника - светодиоды, расположенные несколько поодаль от переключателя входов.
Функции. Отдельный селектор записи позволит копировать с кассеты на CD-R или наоборот, при этом источник воспроизведения выбирается селектором входов.
Три сетевые розетки, шина ДУ и вход Phono
В положении source селектора записи на рекордер подается сигнал с селектора входов. На передней панели есть кнопка, которая переключает режим работы выходных транзисторов из класса АВ в класс А. Но при этом выходная мощность (по паспорту) снижается с 95 до 25 Вт. Как известно, в режиме АВ при небольших сигналах выходные каскады переходят в класс А, так что переключение режима оставляет их в нем, принудительно уменьшая амплитуду сигнала, о чем свидетельствует и снижение мощности. Кстати, при почти одинаковых положениях регулятора громкости заметные искажения появляются в обоих режимах.
Управление. Крупногабаритный пульт ДУ управляет любыми аппаратами фирмы при условии, что они собраны в единый комплекс по шине дистанционного управления (гнездо для нее предусмотрено). Равномерно рассеянные по нему одинаковые кнопки (всего около полусотни) затрудняют общение.
Звучание. Звучание довольно спокойное благодаря смягченным низким частотам. Резкие басы затухают чересчур поспешно, потому кажутся приглушенными, но плавные пассажи воспроизводятся реалистично. Благоприятное впечатление производит детальность на средних и высоких частотах - сказывается низкий уровень нелинейных и интермодуляционных искажений.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Измерения практически не зафиксировали следов интермодуляционных искажений. Нелинейные искажения также едва проявляются - на половинной мощности и частоте 1 кГц они составляют всего 0,0015%. Дисбаланс каналов - около 0,6 дБ, впрочем, при наличии регулятора баланса это не имеет большого значения. Низкие шумы, отношение сигнал/шум 100 дБ. Тембры имеют выраженные центральные частоты, равные 45 Гц на низкой частоте и 18 кГц на высокой. Максимальный диапазон регулировок здесь по низким и высоким частотам почти одинаков и находится в районе ±12 дБ. Такие характеристики в высокочастотной области снижают ультразвуковой шум, но на низких частотах менее подчеркивают самый глубокий бас. Если переключатель на передней панели установлен в «класс А», то выходная мощность усилителя составит 31 Вт, в режиме АВ она повышается до 141 Вт. По верхней рабочей частоте аппарат уступает другим моделям, она равна 77 кГц (по уровню -3 дБ).


NAD С 372 * * * * *

Достоинства: возможность включения в мостовом режиме
Недостатки: нет входа для проигрывателя «винила», высокая цена
Ориентировочная цена: $650
Выходная мощность, Вт (8 Ом)
2x170
Минимальный импеданс, Ом
4
Подключение дополнительных АС
да
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
да
Подключение наушников
да
Тонкоррекция
-
Стереовходы/выходы
5/1, регулир.
Пара вход/выход на запись
2
Масса, кг/габариты, мм
12,0/434x145x390


Конструкция. Большая высота придает аппарату внушительность. Обычно этот параметр определяется размерами трансформатора, но в данном случае это не так: большая высота обусловлена габаритами радиаторов выходного каскада (170 Вт на канал - не шутка!). Впечатляют и коммутационные возможности: 5 линейных входов (однако входа Phono для проигрывателя «винила» нет) и разъемы для подключения двух записывающих аппаратов. На выходы записи подается сигнал с источника, выбранного селектором, допускается и перезапись с одного устройства на другое. Фактически модель представляет собой пару «предварительный усилитель - усилитель мощности»: соответствующие выходы и входы соединены перемычками, что позволяет легко встроить в систему эквалайзер. Мало того, у предварительного усилителя два выхода - «постоянный» и регулируемый (уровень можно снизить до -12 дБ посредством расположенной рядом рукоятки, что может пригодиться при подключении акустики по схеме bi-amping для согласования коэффициентов передачи).
Самый богатый набор входов/выходов
Функции. Для любителей слушать музыку на предельной громкости усилитель снабжен двумя фирменными системами - soft clipping (устраняет резкие изломы сигнала при его ограничении) и power drive (на коротких импульсах позволяет выдать вдвое большую мощность). Аппарат можно включить и по мостовой схеме. Тогда он превращается в моноусилитель с выходной мощностью 300 Вт.
Управление. Крупный пульт ДУ рассчитан на управление и другими аппаратами фирмы: тюнером, кассетником и плейером. Для усилителя предусмотрены отдельные кнопки, потому доступ к нему - постоянный, другие источники выбираются движковым переключателем. Для создания единого комплекса имеются разъемы подключения к сети дистанционного управления, а также выход trigger 12V.
Звучание. Благодаря высокой четкости звучание сольных инструментов порой кажется преувеличенным. Стереообразы создаются вблизи колонок. Очень точно удерживается бас: даже резкие и мощные импульсы бас-гитар передаются без заметной вольности.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Усилитель имеет большую выходную мощность (225 Вт/кан.) и отлично справляется с басовыми импульсами, благодаря высокому (317 ед.) коэффициенту демпфирования. Искажения в целом невелики, но возрастают с уменьшением мощности и увеличением частоты, ощутимо и негативное влияние интермодуляционных искажений. Причем в них хорошо заметны не только суммарные, но и разностные составляющие, которые практически всегда попадают в звуковой диапазон и потому могут быть слышны (суммарные же составляющие двух сигналов высоких частот и их составляющие высших порядков выходят за границы звукового диапазона). На тембрах нет выраженных «горбов», но на верхах уровень регулировок невысок, на 10 кГц составляет ±5 дБ. Довольно сильное паразитное проникание сигнала из канала в канал, (переходное затухание ниже 60 дБ). Но частотные свойства достаточно хороши, на уровне -3 дБ верхняя рабочая частота равна 190 кГц.


Rotel RA-02 * * * * *

Достоинства: высокая степень разделения каналов
Недостатки: небольшая асимметрия в регуляторах тембров
Ориентировочная цена: $500
Выходная мощность, Вт (8 Ом)
2x40
Минимальный импеданс, Ом
4
Подключение дополнительных АС
да
Регулировка тембра НЧ/ВЧ
да
Подключение наушников
да
Тонкоррекция
-
Стереовходы/выходы
4/1
Пара вход/выход на запись
1
Масса, кг/габариты, мм
5,9/435x72x342


Конструкция. Сравнительно небольшая мощность усилителя позволила уменьшить радиаторы выходных транзисторов и применить плоский тороидальный трансформатор. Это в свою очередь дало возможность ощутимо снизить высоту корпуса, что всегда смотрится весьма эффектно. Это же можно сказать об акустических клеммах. Обычно в них для оголенной жилы делается отверстие. В данном случае нет ни его, ни защитной юбки у гайки. Потребителя ориентируют на подключение АС посредством клемм типа «лопатка» или «банан» - подход, достойный High End-аппаратуры. На выход предусилителя идет сигнал с источника, выбранного селектором входов. Коммутатор входов - электронный. Для редко используемого переключателя tape monitor обычно ставят небольшую кнопку, но у этой модели он представляет собой поворотный переключатель, ручка которого из дизайнерских соображений имеет такой же размер, что и рукоять селектора входов.
Функции. Сюрпризов нет: 4 линейных входа и вход для проигрывателя «винила», один выход предварительного усилителя, вход/выход на запись, тембры и баланс.
Малая высота корпуса не обеднила набор входов/выходов
Управление. Пульт - системный (управляет также тюнером и плейером). Рабочие зоны выделены не только цветом, но и формой кнопок. Для работы в комплексе с другой аппаратурой фирмы поможет сеть дистанционного управления и пара выходов trigger 12V. Риска с голубой подсветкой на ручке регулятора громкости отлично видна с любого расстояния. Когда звук отключен, подсветка мигает.
Звучание. Усилитель достаточно чисто передает звон треугольника или перкуссию, но в вокальных партиях порой чрезмерно подчеркиваются шипящие. Размеры инструментов кажутся несколько увеличенными, и прослеживается повышенная привязка звучания к колонкам. Искажения начинают появляться, если громкость превышает половину рабочего диапазона, но на умеренном уровне громкости воспроизведение достаточно чистое. Асимметрия в регуляторах тембра на нем не сказывается, поскольку их не нужно трогать - АЧХ ровная.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика
Усилитель имеет относительно скромную выходную мощность, всего 62 Вт/кан. КНИ на 1 кГц при небольшом уровне невелик, а с увеличением частоты растет незначительно. Рост КНИ при уменьшении частоты пренебрежимо мал. На половиной мощности КНИ равен 0,004%. Следов искажений в спектре немного. Интермодуляционные составляющие по уровню не превышают гармоник нелинейных искажений, так что с технической точки зрения, звучание - чистое. К тому же усилитель обладает очень высоким быстродействием, т.е. широкой полосой пропускания: даже на частоте 220 кГц спад АЧХ менее 3 дБ. Разделение каналов выше среднего и немного превышает 70 дБ. Коэффициент демпфирования 232 (басовые «всплески» аппарат воспроизводит реалистично). Тембры не имеют выраженных центральных частот однако обладают значительной несимметричностью: подъем характеристик меньше, нежели завал, и чем ближе к краю диапазона, тем асимметрия сильнее.


Результаты

Сегодня за пятьсот-шестьсот долларов можно приобрести AV-ресивер очень высокого качества, поэтому подход к стереоусилителям за такую сумму должен быть предельно жестким, и требования к ним - тоже. Конечно, это в большей степени касается звучания, ведь, например, по функциональному составу их никому даже в голову не придет сравнивать с AV-ресиверами (посему вечным преимуществом стереоусилителей будет простота инсталляции и управления, что для многих потребителей весьма немаловажно). Впрочем, компромисс между функциональной оснащенностью и удобством управления является ключевым для любой аппаратуры.

Звучание

Практически все соискатели проявляют некоторую вольность в обращении с низкими частотами, в результате задний фронт резких басов чуть растянут. Наилучшее демпфирование продемонстрировал NAD С 372, бас в его исполнении оказался наиболее четким. Однако у него прослеживается отклонение в расстановке инструментов, которое также выражено у Cayin и Rotel. Но если Cayin имеет солидный запас по мощности, то у Rotel'a искажения становятся слышны уже на половинной громкости. Реалистичную звуковую сцену рисует Arcam A65, но отсутствие прозрачности в верхней части СЧ-диапазона не позволяет ему передать все нюансы сложных вокальных партий. Marantz PM7200 хорошо справляется с высокочастотной областью спектра, но басы в его исполнении теряют выразительность. Лучше других показал себя Denon. Отличная прорисовка каждого инструмента в оркестре вкупе с их равномерной расстановкой представляется наиболее естественной. Небольшая мягкость не сказывается на точности передачи нюансов.

Паразитное взаимопроникновение сигналов идет в основном по цепям питания, поэтому источники питания каналов нужно «развязать». Лучшая схема «двойное моно»: оба канала независимые, даже трансформаторов два. Немного уступает ей схема питания от одного трансформатора, но с отдельными обмотками для каждого канала. Простейшее решение - подключить питание к одному источнику; чуть более продвинутое - поставить отдельные конденсаторы фильтра на каждый канал. Впрочем, разница между последними двумя вариантами невелика: эффект больше зависит от конкретной конструкции, грамотности разводки и длины проводов, величины емкости конденсаторов и их частотных свойств. В нашем тесте некоторые модели с общими конденсаторами имеют лучшие параметры по прониканию, чем аппараты с раздельными.


Конструкция

Одним из самых востребованных конструктивных параметров усилителя является выходная мощность. И при прочих равных условиях, особенно при одинаковых габаритах, более мощная модель будет иметь и предпочтение у потребителя. Конечно, разумные ограничения должны быть. Например, для озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно мощности в 40 Вт на канал, как у Arcam A65 и Rotel RA-02. Эти же модели имеют и корпуса меньших размеров, особенно по высоте, что упрощает их размещение. Однако отсутствие возможности дистанционного включения питания у Arcam и Cayin сегодня воспринимается как анахронизм. А у Rotel акустические клеммы таковы, что к ним опасно подсоединять оголенный провод, его лучше снабдить лопатками или «бананами». Упрощенный подход к конструкции Cayin (нет выхода на наушники, механический переключатель входов, возможность подключить только одну пару колонок) отчасти компенсируется высокой выходной мощностью (по результатам лабораторных измерений этого параметра, модель уступает только аппарату Rotel) и аккуратностью отделки. У Denon'a шикарная отделка золотистого цвета, хотя для такой мощности корпус великоват. Наибольшее расхождение между размерами корпуса и мощностью заметно у аппарата Marantz, к тому же его владелец будет ограничен в выборе громкоговорителей, поскольку их импеданс должен быть не менее 8 Ом.

Arcam A65 Plus Denon PMA-655R NAD С 372

Cayin 252B Marantz PM7200 Rotel RA-02


Функции


Конечно, по функциональным возможностям стереоусилители не могут сильно отличаться друг от друга, однако Cayin сумел «выделиться» и здесь. Только он не имеет регуляторов тембра и баланса. Denon, напротив, единственный в тесте оснащен тонкоррекцией и независимым селектором записи, поэтому окажется прекрасным приобретением для человека, делающего записи как на кассету, так и на CD-R. Правда, для этого переключение источников пришлось сделать на электронных ключах, но заметного ухудшения качества звучания это не вызвало. Уникальная возможность Marantz - перевод в класс А - существенного преимущества, как оказалось, не дает, поскольку очень заметно снижается выходная мощность. Фирма NAD традиционно оснащает свои модели двумя системами soft clipping и power drive. Впрочем, они предназначены для любителей слушать музыку на пределе возможностей усилителя, порой даже с ограничением сигнала, и называть это высококачественным воспроизведением язык не поворачивается. Кому-то может пригодиться возможность работы NAD С 372 в мостовом режиме: при этом усилитель становится одноканальным, но его выходная мощность возрастает почти вдвое.

Электронный переключатель может искажать сигнал, зато он надежнее механического, поскольку при размыкании/замыкании в механическом контакте может проскакивать искра, ускоряющая окисление. Чтобы избежать этого, контакты покрывают золотом и помещают в герметичный баллон, вакуумный, либо заполненный инертным газом. Называется такая конструкция герметичный контакт, или геркон. Электронные коммутаторы используются в более массовой продукции. Просто механические переключатели применяются крайне редко.


Управление

Понятно, что в управлении стереоусилители - самый простой класс аудиоаппаратуры. Как правило, их пульты системные - могут командовать другой аппаратурой, в частности, CD-проигрывателем. По простоте всех обошел Cayin 252B. Его пульт предназначен только для усилителя, поэтому и кнопок здесь мало, а добрая половина не задействуется (оставлена для солидности?). Реально у него всего три клавиши: для громкости и включения приглушения. Ни включение питания, ни переключение источников с пульта недоступно. Впрочем, не вызывает восхищения и противоположный подход - равномерно засеянное кнопками поле Marantz. Возможности управления у пего немалые, но приноровиться к работе с ним довольно сложно. Пульты Denon и NAD по возможностям от него не отстают, но с точки зрения эргономики продуманы лучше. Также стоит отметить световую индикацию на ручке громкости Rotel RA-02. Ее хорошо видно, и она дает представление об установленном уровне громкости.

Выбор

Самые скромные параметры по мощности у Arcam A65 и Rotel RA-02. Зато последний может быть легко использован в качестве дополнения к имеющемуся AV-комплексу для озвучивания дополнительной комнаты, повышения многоканальности и т.п., так как имеет возможность общения по сети дистанционного управления. У модели Arcam таких возможностей нет, даже питание его включается только с лицевой панели, поэтому он больше подойдет для самостоятельного использования в небольших помещениях. Если же помещение, наоборот, велико, следует обратить внимание на Cayin или NAD. Marantz PM7200 по мощности занимает промежуточное положение, но ограничен в выборе акустики, импеданс которой должен быть не менее 8 Ом. А возможность переключения его в режим А (со значительным снижением мощности) существенных выгод не предоставляет и кажется больше рекламным трюком. Самый оригинальный участник теста - Cayin. Этот аппарат стремится попасть в класс High End. Но разработчики прошли только первую половину пути - снизили функциональность. Добиться превосходства по всем показателям не удалось, хотя по основному - звучанию - модель заслуживает только похвалы. Напротив, NAD почти во всех номинациях проявил себя с наилучшей стороны. Каких-то сногсшибательных достоинств у него нет, если не считать самой большой заявленной выходной мощности (она оказалась наивысшей и фактически) и систем soft clipping и power drive, расширяющих возможности прослушивания па предельных мощностях. За эту общую продуманность конструкции вкупе с отличным воспроизведением низких частот NAD С 372 получает Приз симпатий. Но самым универсальным, способным вписаться в любую аудиосистему и реалистично озвучить помещение до 20 кв. м (стандартный в наших условиях размер), оказался Denon PMA-655R. Не последнюю роль в этом играет тонкоррекция - весьма полезная, на наш взгляд, функция, позволяющая получить достоверное звучание на любом уровне громкости. Кроме того, звучание правильное как по «частотке», так и по динамике. Этот аппарат и становится Победителем сегодняшнего теста.

Модель Звук Констр-ция Функции Управл-ие $ Качество
Arcam A65 Plus * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 550 * * * * *
Cayin 252B * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 450 * * * * *
Denon PMA-655R * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 500 * * * * *
Marantz PM7200 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 600 * * * * *
NAD С 372 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 650 * * * * *
Rotel RA-02 * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * 500 * * * * *


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!