Сабвуфер для домашнего кинотеатра
Неотъемлемой частью любого домашнего кинотеатра является сабвуфер. Еще бы - ведь именно он воспроизводит такие спецэффекты, как взрывы или, например, раскаты грома. Естественно, без полноценной, максимально приближенной к реальности, передачи этих звуков эффект от просмотра фильмов на домашнем кинотеатре будет далеко не полным. Кроме того, наличие сабвуфера в акустической системе домашнего кинотеатра позволяет удалить низкие частоты из спектра сигнала, который поступает на основные громкоговорители. Это позволяет избежать перегрузки их излишними басами, количество искажений уменьшается, и звучание системы в целом становится чище. А за счет качественного и более полного воспроизведения низких частот картина становится динамичной и максимально реалистичной. Таким образом, встает проблема выбора оптимального для Ваших требований саба. Давайте вместе попробуем разобраться в возникающих трудностях и попытаемся составить приблизительный "портрет" сабвуфера для типичного домашнего кинотеатра в средней ценовой категории (будем ориентироваться на стоимость сабвуфера порядка 300 - 500 долларов США). Но прежде нам необходимо вооружиться базовыми знаниями. Итак:
Что же такое сабвуфер? Сабвуфер представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона. Большинство современных сабов воспроизводит звуки в диапазоне частот 25 - 180 Гц, хотя отдельные экземпляры могут выдавать еще более низкий бас (например, модель ASW 4000 английской фирмы B&W воспроизводит частоты в диапазоне 15 - 170 Гц). Итак, с чего начать? Для начала необходимо определиться с типом акустического оформления сабвуферной головки. Существует достаточно большое количество различных вариантов, но наиболее распространенными являются три типа: закрытый, фазоинверторный и полосовой. Каждый из возможных вариантов имеет свои достоинства и свои недостатки. Давайте рассмотрим поподробнее каждый тип, потому что конструкция корпуса во многом определяет акустические свойства сабвуфера.
Сабвуферы закрытого типа
Среди достоинств этого типа можно отметить простоту конструкции и полное отсутствие звуковых "утечек" со стороны излучающей поверхности. Имеют наименьшую задержку сигнала и наиболее ровную АЧХ. Закрытые сабы обладают глубоким и насыщенным басом. Однако, в силу конструктивных особенностей, диффузор НЧ-головки в закрытых сабах оказывается более нагруженным звуковым давлением, возникающим в корпусе. За счет этого подвижность диффузора уменьшается, и отдача также становится меньше. Поэтому для получения качественного и мощного баса закрытым сабам требуется довольно значительный объем корпуса и они зачастую весьма громоздки и тяжелы. При уменьшении объема меньше некоторого предела происходит резкая потеря низкочастотной составляющей. Хотя, здесь стоит оговориться - существуют очень мощные (700 Вт и более) закрытые сабвуферы, которые обладают относительно небольшими размерами, но в большинстве случаев это достоинство резко ограничивается значительной стоимостью. К примеру, модель HGS-10 BG Series II фирмы Velodyne с при размерах 288 x 275 x 275 мм способна выдавать аж 1250 Вт пиковой мощности! Но и стоит она в среднем 1850$.
Сабвуферы фазоинверторного типа
Представляют собой корпус с динамиком внутри и отверстием с тыльной или какой-либо другой стороны. Ход диффузора увеличивается, поэтому фазоинверторный саб может выдавать басы гораздо ниже закрытого. За счет использования баса с обратной стороны НЧ-головки звук получается мощнее и громче, чем у закрытых сабов. Но фазоинверторные сабы значительно более капризны к расчету рабочего объема, ведь это уже довольно сложная колебательная система, в которой необходимо учитывать большое количество взаимосвязанных факторов. Фазоинвертор требует тонкой настройки и нередко может стать основной причиной нелинейных искажений. Так, например, при его неграмотной настройке акустическая система начинает "бубнить".
Полосовые сабвуферы
По сути, это не что иное, как полосовой фильтр. Представляют собой некий гибрид закрытого и фазоинверторного сабов. Корпус состоит из двух объемов, один из которых является закрытым ящиком, а второй фазоинвертором. За счет этого создается более высокое звуковое давление, но диапазон частот становится уже. Изменением объема камер полосового саба можно влиять на чувствительность или диапазон воспроизводимых частот, но это также очень сложная и требующая квалифицированного подхода процедура.
Таким образом, выбрать оптимальный тип сабвуфера достаточно сложно. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и окончательный выбор зависит от конкретных требований и условий. Так, например, фазоинверторные сабы обладают хорошей отдачей и большой громкостью, а закрытые сабы наиболее часто используют для получения качественного, глубокого баса (но они, как правило, более дорогостоящий).
Активные и пассивные сабвуферы
Помимо классификации по корпусному оформлению сабвуферы делятся на активные и пассивные. Активные сабвуферы обладают встроенным усилителем. Они часто расширяют динамический диапазон акустической системы (понижают нижнюю граничную частоту) и позволяют обеспечить более высокий уровень сигнала без искажений путем снятия нагрузки с основных громкоговорителей при воспроизведении басов. При этом процедура согласования основных компонентов системы существенно упрощается, т.к. на большинстве современных сабвуферов частота разделения регулируется непосредственно на самом сабе. Серьезным недостатком (скорее затруднением при покупке) является достаточно высокая стоимость активных сабвуферов. К слову, активный саб Dali AW 8 с воспроизводимым диапазоном частот 40 - 150 Гц и мощностью 80 Вт стоит в Москве порядка 335 долларов США, а пассивный Trio Subwoofer этой же фирмы с характеристиками 35 - 150 Гц и мощностью 75 Вт обойдется в среднем в 150 USD. Пассивные усилители не имеют встроенного усилителя. Представляют собой одну (или несколько) низкочастотных головок, которая подключается к внешнему усилителю. Обычно пассивные сабвуферы дешевле активных, но у них также имеется ряд недостатков. Так, например, требуется корректное согласование сабвуфера с имеющейся акустической системой, которое может оказаться весьма и весьма затруднительным.
Размер
Но и это еще далеко не все особенности и различия среди сабов. Существует большое количество конструкционных и технологических моментов. При изготовлении используются различные материалы корпусов (дерево, ДСП и т.д.), диффузоров (целлюлоза, кевлар:), применяются различные геометрические конфигурации корпусов и расположения НЧ-головок и т.д. и т.п. Все эти особенности влияют на характеристики сабвуфера, а, соответственно, и на наиболее важные для нас - качество звука и стоимость сабвуфера. Другой, очень немаловажный атрибут при выборе саба - его размеры. Обычно они достаточно велики и сабвуфер смотрится довольно громоздко и внушительно. К сожалению, есть чисто физические ограничения на соотношение качество/размер, т.к. длина хода диффузора (а, следовательно, и значительная часть нелинейных искажений) напрямую связана с геометрическими размерами корпуса сабвуфера. Так что с мечтой увидеть у себя дома "маленький" саб с "огромным" басом придется расстаться (тут следует вспомнить о рассматриваемой ценовой категории - разумеется есть и относительно небольшие сабы, которые выдают мощный и глубокий бас - см. пример выше). Конечно, существуют также и относительно небольшие по размерам - компактные сабвуферы. В стремлении получить меньшие габариты производители пытаются применять новые технологические решения с целью компенсировать утраченный геометрический объем: заполняют корпус минеральной ватой, разрабатывают новые формы корпуса, шире применяют электронику и т.д. Но достижение меньших размеров в большинстве случаев отрицательно сказывается на качестве и громкости звука. Также следует помнить, что сабвуфер может наполнить комнату большим количеством низкочастотной энергии. Поэтому становится важным аспект выбора места расположения саба в комнате. Зачастую это место выбирается буквально эмпирическим путем. Таким образом, перед нами встает еще и проблема стильного дизайна и разумных габаритов для наших условий. При прочих равных условиях (схожие характеристики, качество звучания и т.д.) эти удобства непременно отразятся на стоимости сабвуфера. Давайте теперь перейдем к динамическим характеристикам.
Динамические характеристики
Мощность. Вообще говоря, оптимальное значение мощности усилителя сабвуфера во многом определяется мощностью остальной части акустической системы, но рекомендуют рассчитывать мощность усилителя саба в 1,5 раза больше мощности фронтальных акустических систем. При таком соотношении наблюдается хорошие динамика и качество звучания.
Частотные характеристики. Частотный диапазон сабвуфера с помощью фильтра нормируется сверху частотой порядка 180 Гц (за редким исключением - у некоторых производителей она может достигать 250 Гц). Нижняя граничная частота человеческого уха составляет в среднем около 30 - 40 Гц. Разумеется, сабвуферы с более низкой нижней граничной частотой более детально и качественно передают звук, тем не менее, большинство присутствующих на рынке моделей выдают звуки в частотном диапазоне приблизительно 30 - 150 Гц. Сабы с более широким диапазоном (особенно в области низких частот) обычно значительно дороже, хотя, лично на мой взгляд, вопрос о необходимости наличия в акустической системе Вашего домашнего кинотеатра звукового диапазона ниже 30 Гц достаточно спорен. Эти частоты, как уже указывалось раньше, приближаются к порогу слышимости человеческого уха, и такая детализация не столь важна в системе домашнего кинотеатра, она скорее может быть принципиальна в высокоуровневых акустических системах предназначенных для профессиональной студийной работы или иных целей. Для стандартного домашнего кинотеатра вполне подойдет сабвуфер с частотным диапазоном 35 - 150 Гц.
Выбираем сабвуфер
А сейчас давайте попробуем для примера проанализировать небольшой сегмент рынка сабвуферов, руководствуясь указанными выше соображениями. Итак. Мы хотим подобрать сабвуфер для домашнего кинотеатра. Рассмотрим "типичный" ДОМАШНИЙ кинотеатр, т.е. именно тот комплект, который приобретается для семейного просмотра фильмов. Допустим все необходимые компоненты (декодер, телевизор, фронтальная акустика, тыловая акустика и т.д.) у нас уже имеются. Осталось купить сабвуфер. Что ж, давайте выбирать. Первое. На каком типе корпусного оформления саба остановиться? Закрытый, фазоинверторный или даже полосовой? Особой громкости дома не нужно, поэтому этот плюс фазоинверторного сабвуфера оказывается не критичным. Полосовой саб воспроизводит достаточно узкий диапазон частот и тоже не всегда хорош для домашнего кинотеатра, кроме того, он весьма дорогостоящ из-за сложности конструкции. Таким образом, наиболее предпочтительным остается вариант закрытого корпуса, т.к. он выдает глубокий и насыщенный бас и менее "капризен" к окружающим условиям, нежели фазоинверторный (который, к примеру, имеет большее число резонансных частот). Однако, как уже упоминалось, закрытые сабы обычно дороже фазоинверторных, хотя, опять же, можно подобрать и отличный фазоинверторный саб, который будет ничуть не дешевле. В данном случае все ограничивается индивидуальными требованиями и особенностями. Второе. Активным или пассивным должен быть наш саб? Т.к. мы покупаем сабвуфер именно для ДОМАШНЕГО кинотеатра, вряд ли в комплекте имеется отдельный предусилитель. Таким образом, разумно остановить свой выбор на активном сабвуфере. Кроме того, пассивные сабы гораздо менее распространены и производятся в значительно меньшем количестве, нежели активные. С этим разобрались. А какова должна быть мощность сабвуфера? Как уже отмечалось, здесь все зависит от мощности Ваших фронтальных акустических систем. Для примера, если мощность Ваших фронтальных акустических систем 2х30 Вт, то нетрудно подсчитать рекомендуемую мощность сабвуфера: 1,5х(30+30) = 105 Вт. О частотном диапазоне мы говорили ранее: 30 - 150 Гц. Итак, мы получили типичный саб для рассматриваемого нами домашнего кинотеатра. Вот его приблизительный "портрет" - активный сабвуфер закрытого или фазоинверторного типа, мощностью 100 Вт и диапазоном воспроизводимых частот 35 - 150 Гц. Данным критериям удовлетворяет достаточно большое количество предлагаемых на рынке моделей. Для примера можно назвать следующие варианты: Magnat Alpha 30 A (90 Вт, 50 - 150 Гц) стоимостью порядка 370 долларов США, Athena AS - P300 (100 Вт, 40 - 120 Гц) по приблизительно такой же цене, модель LX 2000 известной фирмы JBL с характеристиками 100 Вт, 35 - 120 Гц или Infinity Alpha (110 Вт, 45 - 140 Гц) за 350 USD каждый. Можно выбрать и более мощный вариант - Yamaha YST-SW205 (150 Вт, 23 - 170 Гц), а также много других. Среди перечисленных моделей присутствуют как сабы фазоинверторного типа, так и закрытого. Как видите, они все находятся приблизительно в одной ценовой категории, так что выбор конкретного сабвуфера обеспечивается личными пристрастиями, впечатлением от прослушивания (ОБЯЗАТЕЛЬНО, если имеется такая возможность, прослушайте несколько понравившихся Вам моделей), конкретными обстоятельствами и условиями эксплуатации, ну и, конечно, имеющейся в наличии суммой. Все указанные цены являются ориентировочными и могут варьироваться в зависимости от конкретного продавца.
Итак, теперь Вы вооружены знаниями и можете смело выбирать сабвуфер, максимально отвечающий Вашим требованиям. Думаю, здесь стоит повториться, - помимо перечисленных характеристик среди сабов существует большое количество других конструктивных, технологических и технических особенностей, которые также влияют на стоимость (и нередко очень и очень существенно) и качество звучания. Я лишь попытался отразить наиболее ключевые и понятные рядовому пользователю критерии, которыми можно руководствоваться при выборе сабвуфера для домашнего кинотеатра.
Удачного Вам баса!- 1
- 0
- 0