Форматы DVD проигрывателей
История DVD в России началась в апреле 1997 г., когда концерн Matsushita представил в Москве аппарат Panasonic DVD-A100, предназначенный для продажи именно в нашей стране. Что под этим подразумевалось? Для продвижения на рынок нового формата и одновременно защиты авторских прав в 1995 г. была создана международная организация DVD Forum. С ее подачи мир поделили на шесть географических зон, для каждой установили свой региональный код (вводится как на диск, так и в «софт» DVD-проигрывателя). В результате диск, предназначенный для определенной зоны, должен воспроизводиться только на «родном» проигрывателе. Россия и страны бывшего СНГ оказались в пятой зоне (для сведения: США и Канада входят в первую зону, Западная Европа и Япония - во вторую, и т.д.). Номинально это требование соблюдается до сих пор, но фактически большинство DVD-проигрывателей, продающихся в России, играет диски любой зоны, то есть является мультизонным. | |
Проигрыватель Panasonic DVD A-100. С его появления в апреле 1997 года началась российская глава истории DVD-формата. Он читал диски только пятой зоны и не распознавал поток DTS |
Совет первый: при покупке DVD-проигрывателя убедитесь в его «мультизонности». Для этого нужно проверить, воспроизводит ли аппарат «американские» диски. И еще: не стоит заниматься самовывозом проигрывателя из-за океана. Купленный в США, Канаде или Японии аппарат откажется читать российские диски почти наверняка, а превратить его в мультизонный практически невозможно - он рассчитан на работу только с американо-японским видеосигналом NTSC, а не с PAL'ом, в котором записано подавляющее большинство отечественных релизов.
Ищем выход
Обратимся к задней панели проигрывателя. Подчас она оказывается красноречивей (во всяком случае, наглядней) руководства по эксплуатации. На ней расположено главное - выходы аудио- и видеосигналов. Звук выводится как в цифровом, так и в аналоговом виде. Выход цифрового аудиопотока может быть коаксиальным (обычное гнездо RCA) и оптическим (специальное гнездо со светодиодом). Также есть стереовыход (2xRCA) и выходы со встроенного декодера Dolby Digital/DTS (6xRCA) - если проигрыватель им оснащен, что бывает далеко не всегда.У видеосигнала - четыре разновидности. Самый простой и наименее качественный называется композитным. В нем составляющие яркости и цветности смешаны, он подается на одно гнездо RCA, Более качественный - сигнал S-Video (упомянутые выше составляющие разделены), реализуемый обычно на гнезде miniDIN или SCART. Наилучшие характеристики - у компонентного (обозначается как Y/Cb/Cr, реализуется на трех гнездах RCA) и RGB-сигнала, реализованного на SCART'e. В компонентном виде может передаваться и сигнал с прогрессивной разверткой (в таком случае выход часто обозначается Y/Pb/Pr).
Совет второй: убедитесь, что приобретаемый DVD-проигрыватель читает не только Dolby Digital, но и DTS - ищите на передней панели соответствующий логотип.
Совет третий: подключайте DVD-проигрыватель к телевизору по наиболее качественному сигналу. Скорее всего им окажется RGB (большинство крупноэкраиных телевизоров на российском рынке оснащено SCART'ом с возможностью приема RGB-сигнала).
Совет четвертый: при покупке проигрывателя, оборудованного выходом с прогрессивной разверткой, помните, соответствующий сигнал может воспринять только видеопроектор, плоская панель и незначительное меньшинство дорогих телевизоров. Если такое положение дел вас не пугает, убедитесь, что плейер выдает «прогресс» не только в NTSC, но и в PAL'e.
Функция - это просто
Возможности DVD-проигрывателя разнообразны. Если на диске записано несколько звуковых дорожек, он позволит выбрать нужную. То же справедливо и для варианта субтитров. Подобно CD-проигрывателю, DVD-аппарат разрешает уменьшить или увеличить (причем даже с сохранением звука) скорость воспроизведения, перейти в режим паузы, а недавно многие производители начали снабжать аппараты функцией мгновенного повтора последних 10-60 с программы (полезна, если просмотр был прерван, к примеру, неожиданным телефонным звонком). Немало плейеров последних моделей оснащено видеорегулировками. Это могут быть как предустановки яркости, контрастности и цветности (аналог - пресеты эквалайзера в музыкальном центре), так и возможность (на наш взгляд, более ценная) регулировать параметры вручную. Напрашивается вопрос: зачем изменять их, когда DVD дает картинку, на порядок более качественную, чем у рядовой эфирной трансляции? В том-то и дело! Телевизор, настроенный на прием с эфира, картинку с DVD воспроизведет неестественно (скорее всего будет завышена цветность). Регулировка же позволит привести ее в норму. У «продвинутых» моделей изменяются даже такие диковинные параметры, как «гамма» (влияет на передачу темных сцен) и задержка сигнала цветности относительно сигнала яркости. Это позволяет точнее согласовать работу проигрывателя и видеопроектора или плоской панели. | |
Недорогой проигрыватель Sony DVP-NS330 не имеет транскодера NTSC-PAL, записи воспроизводит в оригинальной системе цветности |
Еще одна почти обязательная функция DVD-проигрывателя - транскодер NTSC-PAL, то есть возможность просмотра изображения в NTSC, американо-японской системе цветности, на PAL/SECAM-телевизоре и записи на PAL-видеомагнитофон. Транскодер выполняется в нескольких разновидностях. Такие фирмы, как Panasonic и Samsung, делают его неполным - NTSC преобразуется в PAL 60, который игнорируется видеомагнитофоном. Проще говоря, посмотреть «американскую» картинку на европейском телевизоре можно, а записать в PAL'e нельзя. JVC и LG устанавливают на свои аппараты неотключаемый транскодер (любая запись воспроизводится в PAL'e, и ничего с этим не поделаешь); некоторые модели от Pioneer и Roisen трансформируют сигнал NTSC в полноценный PAL, но без возможности автоматического воспроизведения картинки в «родной» системе цветности (на выходе всегда или PAL, или NTSC - по выбору пользователя). Кардинальное решение предлагают германские (Scott и MAS Electronik AG, выпускающий проигрыватели под маркой Xoro) китайские (ВВК, Shinco) и российские (Polar, Rubin, «Сокол») компании - полный двунаправленный (NTSC-PAL/PAL-NTSC) транскодер с режимом Auto.
Stereo & Video, но не только...
Современный DVD-проигрыватель читает CD Audio (привычные для каждого компакт-диски). Video CD, DVD Video, диски с однократной (CD-R, DVD-R) и многократной (CD-RW, DVD-RW, DVD+RW) перезаписью, а также «смешанные» диски с информацией в форматах MP3 и WMA (используются для экономичной, т.е. с цифровым сжатием, записи музыки) и JPEG (служит для записи статических изображений - например, фотоснимков). Широкое распространение с недавних пор получили фильмы, записанные на CD по наиболее совершенному алгоритму сжатия MPEG-4 (он ощутимо превосходит алгоритм MPEG-2, используемый для DVD, и значительно - устаревший MPEG-1, разработанный для Video CD), однако читает его отнюдь не всякий аппарат, поскольку MPEG-4 приобрел законный статус совсем недавно, и соответствующий декодер обходится пока довольно дорого (в десятки долларов). Звук на DVD может быть представлен тремя основными разновидностями: без сжатия (как на CD Audio) и со сжатием по алгоритму Dolby Digital или DTS. Dolby Digital - самый распространенный формат кодирования многоканального звука. Наиболее часто для DVD используется вариант Dolby Digital 5.1. Цифры после названия означают число задействованных каналов (от 1.0 до 6.1). В данном случае задействованы пять полнодиапазонных (левый фронтальный, центральный, правый фронтальный, левый тыловой, правый тыловой) и низкочастотный (20-80 Гц) канал для сабвуфера, называемый еще каналом LFE (Low Frequency Effect - низкочастотные эффекты). DTS (сокращение от Digital Theater Systems - цифровые кинотеатральные системы) - формат кодирования звука, характеризующийся низкой «степенью сжатия» - из исходного сигнала удаляется примерно в три раза меньше информации, чем в Dolby Digital. Звучание теоретически получается более естественным, однако чтобы ощутить преимущества DTS, нужна очень качественная воспроизводящая аппаратура. Dolby Digital EX и DTS ES - форматы, подразумевающие шесть полнодиапазонных каналов (помимо упомянутого в толковании термина Dolby Digital, появляется тыловой центральный канал), но прямого отношения к нашему обзору эта тонкость не имеет - такие сигналы читает любой современный DVD-проигрыватель. Для полноценного воспроизведения звука 6.1 нужен не специальный плейер, а AV-ресивер, оснащенный декодерами соответствующих сигналов. Dolby Pro Logic - аналоговая система пространственного звучания, используемая в основном на записанных HI-Fi-видеокассетах, VHS и в телевещании. Имеет четыре независимые канала звука - три полночастотных фронтальных и монофонический тыловой с ограничением полосы до 7 кГц. DVI (Digital Visual Interface) - интерфейс для передачи цифрового видеосигнала. Представляет собой четыре витые пары - по трем передаются прогрессивные сигналы основных цветов (см. RGB), по четвертой - сигнал синхронизации. DivX - формат записи звука и изображения, основанный на алгоритме MPEG-4. Поддерживает видеоразрешение до 640x480 и аудиопоток в форматах МРЗ и WMA, по качеству изображения приближаясь к DVD, а по компактности превосходя VideoCD. DVD-Audio - формат высококачественной записи звука, подобный формату CD-Audio. Однако поддерживает разрешение 16, 20 и 24 бита с различной частотой дискретизации (от 44,1 до 192 кГц в отличие от фиксированных 16 бит/44,1 кГц для CD), DVD-Audio-диск может содержать двухканальную или многоканальную (до 5.1) фонограмму, а также музыкальные видео, графику и другую информацию. HDMI (High Definition Media Interface) - интерфейс для совместной передачи цифрового видео- и аудиосигнала. i.Link- интерфейс для передачи цифрового аудиопотока, в том числе и потока DVD-Audio/SACD. RGB - разновидность компонентного видеосигнала. Обозначение представляет собой аббревиатуру от названий видеосигналов основных цветов телевизионного изображения (Red - красный, Green - зеленый и Blue - синий). Обеспечивает наилучшее качество при передаче видеосигнала между устройствами соответствующий вход и выход. SACD (Super Audio CD) - диск с высококачественным аудио, записанным по принципиально иному алгоритму, чем DVD-audio (частотный диапазон - до 100 кГц, динамический - 120 дБ); диск может иметь гибридную конструкцию с CD-слоем, обеспечивающим воспроизведение (с CD-качеством) на CD-проигрывателе. S-Video - видеосигнал, в котором для повышения качества изображения (по сравнению с композитным видеосигналом) составляющая яркости и цветности передаются раздельно. SCART - универсальный 21-контактный разъем для простейшего соединения между AV-компонентами. Именно через него передается сигнал RGB. |
Слева представлена страница меню установок проигрывателя с видеорегулировками. Первой строкой идет упомянутая в основном тексте возможность выбрать формат изображения (выбран режим 4:3 с пансканированием), второй - возможность подстроиться под тип приемника видеосигнала и т.д. Справа проиллюстрирован процесс установки цифрового аудиосигнала. Опция, при которой на цифровой выход подается любой поток (PCM, DD, DTS), здесь называется Stream/PCM. |
Совет пятый: с наилучшим качеством картинка воспроизводится в той системе цветности, в которой записана, поэтому домашний кинотеатр целесообразно строить на основе мультисистемного телевизора и DVD-проигрывателя либо вовсе без транскодера, либо (для любителей видеозаписи) с полным транскодером, имеющим режим Auto.
Совет шестой: если возможность изменить видеопараметры для вас важна, обратите внимание на то, чтобы проигрыватель мог запомнить хотя бы два набора параметров - один для PAL'a, второй для NTSC.
Управлять надо с умом
Система экранных меню DVD-проигрывателя - довольно сложная и разветвленная. Дабы облегчить первоначальную установку, разработчики зачастую предлагают на выбор два ее алгоритма - упрощенный (часто называется Quick) и полный (Custom) - для сведущего пользователя. Многие модели от Pioneer и Sony выводят на экран комментарий к каждой опции или предлагают провести настройку в режиме «вопрос-ответ». Подход здравый, но чтобы им воспользоваться, нужно в совершенстве владеть английским. Между тем правильная инсталляция - ключ к успешной эксплуатации. Не бойтесь ее, в ней нет ничего сложного, нужно лишь разобраться в логике процесса. Сначала необходимо выбрать формат изображения - один из трех. Проще всего обладателям широкоэкранного телевизора: они выбирают формат 16:9 (Wide). Владелец обычного телевизора волен выбрать 4:3 PS или 4:3 LB. В первом случае широкоэкранную картинку DVD-проигрыватель слегка обрежет по краям и тем самым уменьшит ширину горизонтальных черных полос на экране. Этот процесс называется пансканированием (отсюда и «PS» в названии формата). При выборе 4:3 LB оригинальная размерность картинки сохранится - как и ширина горизонтальных полос на экране. Изображение станет напоминать щель для писем в почтовом ящике (Letter Box по-английски, поэтому и в названии появилась аббревиатура LB). Однако помните: чтобы DVD-проигрыватель смог реализовать пансканирование, на самом DVD должна присутствовать специальная информация. Если ее нет, фильм вы увидите в оригинальной размерности, даже выбрав режим 4:3 PS. При подключении проигрывателя к AV-ресиверу по «цифре» придется выбрать тип потока на цифровом выходе. Проигрыватель предложит опять же три варианта: PCM, Dolby Digital, All. | |
У проигрывателя JVC XV-N30 транскодер NTSC-PAL - неотключаемый. Обратите внимание на крупный и чрезвычайно эргономичный пульт дистанционного управления |
Отдельные аппараты предлагают выбрать тип стоп-кадра (field - полукадр, или frame - кадр, состоящий из двух полукадров). Однозначного подхода нет, нее зависит от типа изображения. Если это кинофильм, выбирать следует frame, если картинка, снятая на видеокамеру, выбирайте field, и вы избавитесь от искажений типа «гребенка». Но так ли часто вы пользуетесь стоп-кадром, чтобы обращать внимание на эти тонкости? | |
Новейшая модель Philips DVP 630 читает записи MPEG-4 |
В любой момент можно получить полные данные о воспроизводимой программе - они выводятся на информационную строку. Последняя бывает пассивной и активной (позволяет изменять тот или иной параметр - звуковую дорожку, тип субтитров и т.п.). Особой полнотой отличается строка проигрывателей Panasonic: индицируется буквально все вплоть до скорости цифрового потока (отдельные модели даже строят ее график!).
Совет седьмой: любой DVD-проигрыватель позволяет ускорить просмотр, однако лучше, если он не сразу перескакивает на х8, а делает это постепенно (х2, х4, х8) - точность поиска оказывается гораздо выше.
Совет восьмой: выбирайте проигрыватель, позволяющий возобновить воспроизведение с прерванного места даже после выключения (Resume). В этом случае перед окончанием просмотра вам не придется повторно смотреть рекламу, которой на многих российских DVD - с избытком.
Совет девятый: большинство аппаратов способно увеличить изображение (режим Zoom с коэффициентами до х8), но реально полезными оказывается коэффициент xl,3, позволяющий принудительно вписать по высоте широкоэкранную картинку в экран обычного телевизора (4:3). Если для вас такая возможность важна, присмотритесь к проигрывателям Panasonic новейших моделей - они имеют возможность плавной регулировки коэффициента увеличения с точностью до 0,01.
Совет десятый: пульт ДУ должен быть правильно сбалансирован (не выскальзывать из рук). Предпочтение следует отдавать полноразмерным, а не миниатюрным ПДУ, под большим пальцем должны оказываться «главные» кнопки - stop и play (хорошо, если она совмещает функцию select - выбора опции меню).
Недорогие DVD-проигрыватели
Начальный ценовой диапазон для DVD-проигрывателей составляет $90-200. Аппараты стоимостью $100 чрезвычайно популярны, причем не только по чисто экономическим причинам, но и вследствие того, что компромиссы, обеспечивающие низкую стоимость, заметны только вооруженным (результатами серьезных измерений!) глазом. А то, что в глаза бросается - в первую очередь, оснащенность, - обычно превосходит ожидания. Например, у подавляющего большинства проигрывателей (особенно от китайских или российских производителей) есть все описанные выше AV-выходы, а у аппарата Polar DV-1015 еще и выход VGA, т.е. возможность прямого подключения к компьютерному монитору или плазменной панели, а также выход компонентного сигнала с прогрессивной разверткой как в NTSC, так и в PAL. Однако раскрывают ли этот гигантский потенциал фактически достигнутые характеристики? Далеко не всегда. На врезке приведен график цветового баланса недорогого проигрывателя одной из фирм «второго» эшелона. | |
Проигрыватель Panasonic DVD-S35 выдает сигнал с прогрессивной разверткой только в NTSC |
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
На рисунках представлены типичные графики цветового баланса DVD-проигрывателей разных ценовых категорий - начальной (рис. 1), средней (рис. 2) и дорогостоящего аппарата (рис. 3). Синий график иллюстрирует поведение сигнала S-Video, фиолетовый - сигнала RGB, белый представляет собой идеал, к которому нужно стремиться. Различия видны, что называется, не- | вооруженным глазом. Если сигнал S-Video у недорогого проигрывателя близок к идеальному, то RGB явно оставляет желать лучшего как по цветовому балансу (явное смещение в зелень), так и по отработке цветовых переходов (стороны треугольника сильно «изломаны»). Значительно лучше показатели проигрывателя средней ценовой категории. Качество RGB выше, чем S-Video, и | это правильно: RGB - наиболее востребованный сигнал. Уверенней отрабатываются цветовые переходы, меньше шумов в канале цветности. Еще лучше видеохарактеристики дорогостоящего проигрывателя, хотя контраст уже не столь разительный, поскольку действует непреложный «закон экспоненты»: чем ближе к идеалу, тем дороже дается улучшение показателей. |
Совет одиннадцатый: при покупке недорогого проигрывателя решите, нужны ли вам система караоке (бывает на один или два микрофона с возможностью изменить тональность и темп фонограммы), прогрессивная развертка и множество видеовыходов, В подавляющем большинстве случаев ваш DVD-плейер будет подключен по SCART'y (RGB-сигналу) к телевизору и по «композиту» - к видеомагнитофону. Выход S-Video, например, может пригодиться разве что владельцу S-VHS-видеомагнитофона или азиатского телевизора устаревшей модели.
Совет двенадцатый: проигрыватель с декодером многоканального сигнала нужен лишь тем, кто решил обзавестись недорогим комплектом сателлитных АС и сабвуфера со встроенным многоканальным усилителем. В этом случае обращайте внимание на то, чтобы декодировался звук не только Dolby Digital, но и DTS. Убедиться в этом просто: на логотипе DTS должна быть надпись Digital Surround. Если написано Digital Out, значит, сигнал DTS проигрыватель не расшифровывает, а лишь «гонит» поток на цифровой выход. Еще одно важное достоинство встроенного декодера - возможность регулирования громкости каждого канала и задержек тылового и центрального сигнала.
Проигрыватели средней ценовой категории
В этот класс следует включить аппараты стоимостью $200-350. В нем представлены модели всех основных производителей первого эшелона - от Aiwa до Toshiba, оснащенные более совершенными цифроаналоговыми преобразователями (12 бит/54 МГц или даже 12 бит/108 МГЦ против 10 бит/27 МГЦ - наиболее распространенного ЦАП у недорогих аппаратов). За эти же деньга можно купить проигрыватель менее известной фирмы, читающий записи MPEG-4, или «двухкарманник» - DVD/VHS-комби. Ассортимент последних растет особенно быстро - еще год назад на рынке были представлены модели пяти фирм (LG, Samsung, Daewoo, JVC, Sharp), а сегодня к ним добавились аппараты от Aiwa, Funai. Panasonic, Toshiba и Thomson. Отсюда очевидное затруднение покупателя - что предпочесть? Любителям музыки и домашнего кинотеатра следует отдать предпочтение машине от фирмы-мейджора: она, будучи оснащена с разумной достаточностью (ничего лишнего, но все необходимое в наличии), имеет лучшие, чем у более дешевых моделей, AV-характеристики. Вместе с тем очень заманчиво приобрести аппарат с таким модным сегодня наворотом, как чтение MPEG-4, - диски стоят недорого, номенклатура расширяется ежечасно. Учитывают это и фирмы-мейджоры. Красноречивый пример - проигрыватель Philips DVP630. | |
Высококлассный аппарат Pioneer DV-868 AVi-S оборудован i.Link и HDMI |
Совет тринадцатый: программ сжатия в MPEG-4 (так называемых кодеков) существует несколько, поэтому нет гарантии, что конкретный проигрыватель прочитает конкретный диск. При покупке проверьте аппарат на работу с записями, сделанными при помощи разных кодеков.
Совет четырнадцатый: если вы решили приобрести «двухкарманник», обратите внимание на мультизонность и наличие Macrovision - системы защиты DVD от перезаписи, а также на присутствие самой возможности переписать диск на кассету (некоторые аппараты ее лишены).
Дорогостоящие DVD-проигрыватели
К этой категории мы, в целях экономии места, вынуждены отнести все аппараты стоимостью свыше $350, хотя контраст между 350-долларовой и «хай-эндовой» машиной весьма существенный. Мы попытаемся коснуться лишь качественных различий. Аудиохарактеристики дорогого аппарата - на уровне лучших образцов CD-проигрывателей класса Hi-Fi. Вообще, нужно сказать: мнение о том, что музыку нужно слушать только на специализированном CD-плейере, превратилось в лишенный реальных оснований миф. Об этом свидетельствует, в частности, статистика, собранная в нашей тестовой лаборатории. Большинство DVD-проигрывателей стоимостью свыше $500 читает хотя бы один эксклюзивный аудиоформат - SACD или DVD-Audio; растет число аппаратов, воспроизводящих записи обоих форматов, причем в многоканальном варианте (в отличие от некоторых недорогих машин, отыгрывающих DVD-A лишь в стерео). К воспроизведению «эксклюзива» дорогостоящие проигрыватели готовы полностью - они оборудованы специальной регулировкой Bass Management (управление басом), а самые последние модели позволяют получить поток SACD/DVD-A в цифре по шине i.Link. Но еще сильнее впечатляют их видеовозможности. Помимо стандартных аналогоиых видеовыходов, они оборудованы цифровыми - DVI или даже HDMI. Кроме того, они обеспечивают разрешение, соответствующее параметрам приемника видеосигнала, а интерфейс HDMI позволяет организовать между проигрывателем и приемником интерактивный режим (автоматически выбирается наилучший формат и разрешение картинки).Совет пятнадцатый: если вы не собираетесь обзаводиться дорогостоящим видеопроектором, проигрыватель, оснащенный выходом цифрового видеосигнала, покупать не стоит - потенциал останется нереализованным.
«Топовая» модель Samsung DVD-HD935 имеет на борту выход DVI и видеопроцессор фирмы Faroudja, позволяющий избавиться от помех в виде пилы по краям движущихся объектов |
Продолжение следует
Все с нетерпением ждут появления лазерного носителя сигнала для телевидения высокой четкости (HDTV). Концерн Sony уже не первый год демонстрирует на презентациях DVD-продукцию формата Blu-ray, но дальше опытных образцов дело пока не идет - прогресс сдерживают вопросы защиты авторских прав. Бесконечно эта патовая ситуация продолжаться не может, прорыв к HDTV рано или поздно должен наступить. Параллельно будут совершенствоваться проигрыватели. Вполне возможно, они превратятся в DVD-процессоры - цифроаналоговые преобразования выполнять перестанут, будут лишь передавать цифровой поток к приемнику видеосигнала и AV-ресиверу. Такой подход должен привести к дальнейшему повышению качества картинки и удешевлению систем домашнего кинотеатра. Строка одна - эффект двойной
С воспроизведением сигнала DTS может возникнуть недоразумение. Если проигрыватель не оборудован встроенным декодером Dolby Digital/DTS, то DTS-поток выдается обычно только в цифровом виде на цифровой же выход, и в отличие от сигнала Dolby Digital на аналоговый стереовыход в виде двухканального «даунмикса» не поступает. Иными словами, если в вашей системе нет AV-ресивера с DTS-декодером, соответствующую звуковую дорожку вы прослушать не сможете. К счастью, DVD, на которых присутствовала бы только DTS-дорожка, в AV-мире почти не встречаются - помимо нее, есть хотя бы Dolby Digital 2.0 (цифровой аналог Dolby Pro Logic). Но самое примечательное в другом: даже наличие встроенного декодера еще не гарантия того, что вы сможете получить сигнал DTS в аналоговом виде. Некоторые декодеры работают только с Dolby Digital. В этом случае под логотипом DTS на передней панели проигрывателя стоит надпись Digital Out. Если же декодер читает и DTS, соответствующий логотип обрамляется надписью Digital Surround. |
Несомненно, что аппараты высшей ценовой категории станут по-аудиофильски универсальными - будут читать и DVD-Audio, и SACD (пока в стане производителей царит явное размежевание на два лагеря). Интерфейсы i.Link и DVI, по всей видимости, вытеснит комбинированный интерфейс HDMI. Он позволяет, с одной стороны, упростить коммутацию, а с другой - передавать защищенные от копирования видеоданные (в отличие от DVI, передающего только «открытый» цифровой поток).
Еще одно интересное направление развития DVD-проигрывателей состоит в увеличении числа носителей, с которых они будут способны считывать информацию. Речь идет, в первую очередь, о различных твердотельных (полупроводниковых, solid state) устройствах. На сегодняшний день это - всевозможные флэш-карты; и проигрыватель, работающий с ними, уже выпускается серийно (см. новость о Samsung DVD-P345). В общем, сфера применения DVD-плейеров расширится - они обретут способность воспроизводить цифровые фотоснимки без перезаписи последних на оптический диск. А отсюда - рукой подать до скачивания фильмов в память проигрывателя напрямую из всемирной паутины.
Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.