Тест проектора JVC LX-NZ3: светит лазер, светит ярко | Stereo.ru
Спрос на первый DLP-проектор JVC LX-UH1 оказался столь высок и стабилен, что компания не могла не расширить линейку и предложила еще одну, но уже более яркую модель — LX-NZ3. И она выстрелила так, что протестировать ее удалось лишь спустя несколько месяцев после старта продаж.
Как не удивительно, успех первого DLP-проектора JVC для ДК — LX-UH1, — так не похожего на классические D-ILA-модели компании, был абсолютно закономерен.
Компания сделала себе имя на выпуске высококлассных проекторов: контрастных, с хорошей цветопередачей,
высокой четкостью и детальностью изображения. Но в ее линейке отсутствовали недорогие модели, и эту нишу
пытались заполнить конкуренты, однако разрыв качества с большинством из них был столь велик, что
образовавшуюся нишу они все равно не заполнили — спрос на недорогие модели с естественной цветопередачей
остался.
Кроме того, сформировался целый пласт покупателей, которые — при всем уважении к заслугам JVC в области
достижения невероятно глубокого черного цвета — предпочитают более светлую и яркую картинку, которая не
выцветает при небольшой внешней засветке. Потому что классические D-ILA-проекторы компании — особенно,
современные — требуют полного затемнения, чтобы реализовать весь заложенный в них потенциал.
В общем, LX-UH1 пришелся как раз к месту, и компания решила развить успех, представив более яркую модель — JVC LX-NZ3.
Лазер всему голова
Новый проектор дороже первой DLP-модели компании ровно в два раза, но спрос на него оказался еще выше — люди вносили предоплату, хотя никаких обзоров еще не было. Причина тому — магическое слово «лазер», а точнее фирменный лазерно-фосфорный источник света BLU-Escent, аналог которого JVC применяет в топовой модели DLA-Z1. Именно аналог, потому что в DLA-Z1 пластина люминофоров, которую освещают лазеры, неподвижна, а в JVC LX-NZ3 она вращается — то есть представляет собой фосфорное колесо. Так ее проще охлаждать, и весь узел можно сделать компактнее.
Собственно, поэтому при том же паспортном световом потоке в 3000 лм новая модель осталась столь же
компактной, как и LX-UH1. Внешне она вообще выглядит полным клоном, однако это не совсем так. У нее другая
передняя и верхняя панель, чуть по-другому расположены кнопки управления и окно ИК-приемника, и есть еще
пара совсем незначительных отличий.
Зачем они были внесены (раз, в общем-то, мало что изменилось), сказать трудно, но можно заметить, что такой шаг вполне в духе политики JVC — компания никогда не пыталась особо выделить с помощью дизайна свои более дорогие модели, часто использует унификацию деталей, но зато выделяет главные, стратегические отличия, потому что именно они влияют на качество изображения.
В итоге, новому проектору досталась та же оптическая система с широкоугольным объективом, который может
смещаться в двух направлениях — причем с довольно большим диапазоном. По вертикали картинку можно смещать на
60% высоты, а по горизонтали — на 23% ширины, что обычно встречается только в дорогих микрозеркальных
проекторах.
Сам объектив — с линзами из поликарбоната, но придраться к его качеству решительно не удается: аберраций и расслоения на спектр по границам пикселей нет и в помине, а четкость по краям изображения в сравнении с центром падает совсем незначительно. Пиксели остаются четко различимы, но увидеть их получится только с очень близкого расстояния и только на экранах с гладкими полотнами.
Теми же остались, естественно, и возможности подключения. HDMI-порты есть двух версий на выбор: v2.0 с
HDCP2.2 для 4К-источников видео и v1.4 для совместимости со старыми плеерами, которые, бывает, глючат при
подключении к новым устройствам из-за плохо прописанного протокола совместимости.
Наличествует даже аналоговый вход VGA для подключения старых компьютеров, хотя он, скорее всего, достался проектору просто в нагрузку с платой входных порталов. На ней, кстати, предусмотрен разъем USB типа А, который служит не для подключения дисков или флешек, а для питания беспроводных HDMI-адаптеров.
4К и Full HD по желанию
Наконец, главная деталь, объединяющая новинку с LX-UH1 — это матрица, а точнее, 0,47-дюймовый чип-сет, состоящий из DMD-матрицы с Full HD-разрешением и оптического актуатора XPR, сдвигающего изображение матрицы на полпикселя по диагонали. Вместе они и формируют 4К-изображение.
Правда, в отличие от системы e-shift, которая применялась на проекторах JVC X-серии, здесь микрозеркальная матрица создает четыре полукадра, а актуатор отклоняет их в двух направлениях, но делают они это еще быстрее, поэтому для зрителя изображение становится не только единым, но и более стабильным и более четким, чем при использовании e-shift. Это роднит данный проектор с другими DLP-моделями на подобной сборке.
Но JVC не была бы собой, если бы не внесла в формирование изображения свою лепту. В отличие от большинства моделей на таком же чип-сете, здесь оптическое преобразование можно отключить, получив на экране Full-HD-изображение. Все — в угоду пожеланиям клиентов!
Проектор может масштабировать любое видео до разрешения 4К, и делает это очень неплохо. Но сколь бы ни были
совершенны алгоритмы этого масштабирования, найдется видеоматериал, на котором они будут создавать ошибки,
ведь процессор, по сути, дорисовывает некоторые детали изображения.
На детальном Full-HD-видео все происходит идеально, но на пережатом и не очищенном от артефактов — алгоритм может и просто увеличить эти артефакты. Для такого видео и предназначен режим «e-shift off», при котором масштабирования не происходит, и плохое видео остается, по крайней мере, смотрибельным.
Впрочем, уверен, что после покупки такого проектора большую часть времени захочется смотреть именно 4К-фильмы, и непременно с HDR — особенно, поначалу. Проектор официально поддерживает форматы HDR10 и HLG, но по факту проводит тон-маппинг и для видео с динамическими данными — при условии их учета внешним плеером.
Например, фильм про отель «Эль Рояль» с HDR10+, воспроизведенный на OPPO UDP-203, он отобразил как надо — с
яркими солнечными сценами и ослепительно белыми бликами на хромировке машин, а также темными ночными
кадрами, но без заливки черным на полэкрана. Фильмы с Dolby Vision — аналогично, хоть и не совсем так, как
более дорогие модели компании.
Впрочем, формально аналогичным образом поступал с HDR и LX-UH1. Но у JVC LX-NZ3 картинка ярче во всех смыслах, и это заметно с первого взгляда. При полном затемнении ему мало обычного, то есть простого белого 130-дюймового экрана — он с запасом осветил и больший, 145-дюймовый, со звукопрозрачным полотном и коэффициентом отражения 0,7, показывая сияющую картинку.
Когда смотришь документальные фильмы вроде «Планеты Земля» или снятые на пленку ленты, ловишь себя на мысли: «вот бы так показывали все проекторы — все подается действительно ярко». Инженеры JVC настроили проектор так, что, если специально не вглядываться в сцены с тайгой или темными джунглями, недостатка в цветах, который регистрируется датчиком в области зеленой части спектра, и не видишь — даже на таких материалах. Все выглядит решительно идеально.
В темных сценах черный выглядит высветленным, но это неизбежно. Зато открывшаяся в зал дверь или включенная
эмбиент-подсветка у кресел почти не оказывает влияние на общий характер картинки — она не выцветает
мгновенно, как в случае с сверхконтрастными проекторами, демонстрирующими идеальный черный. И это
однозначный плюс для тех, кто не привык или не хочет привыкать к полному затемнению при просмотре кино. И
ведь на самом деле, таких большинство.
Кроме того, есть уже немало людей, кого не впечатляют домашние экраны в 100 дюймов по диагонали, потому что уже есть и телевизоры аналогичного размера. Они хотят масштаба — как в большом, коммерческом кинотеатре — и готовы мириться с тем, что вместо экрана будет подготовленная стена метра четыре в ширину, но не готовы для ее покрытия покупать проекторы за три миллиона. Для них-то JVC LX-NZ3 и будет идеальным вариантом.
Измерения
Все замеры проводились в демозале компании Digis, поэтому абсолютные данные можно напрямую сравнивать с параметрами других моделей JVC. Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,7, диагональ — 130 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке» — при этом датчик располагался по центру изображения.
Визуально проектор настроен очень неплохо. Хотя по результатам измерений этого не скажешь. Скажем, максимальный цветовой охват по площади схож со стандартом Bt.709 и выглядит так:
Баланс цветов при выборе «теплой» настройки цветовой температуры неплохо уравновешен, хотя синего в начале
диапазона все же многовато. Желательна небольшая корректировка. Средняя температура при такой настройке
составляет искомые 6500К.
Градации серого идеально отрабатываются даже при включенной динамической регулировке лазера, что видно по
нижеприведенному графику яркостного отклика.
Максимальная яркость белого достигается, естественно, при выборе нормального режима работы лазеров и нормальной температуры в меню и составляет внушительные 1 139 кд/м2, то есть световой поток действительно близок к заявленным 3000 лм. Однако при этом и уровень черного чрезвычайно высок — 1,536 кд/м2.
Для сравнения: у JVC DLA-N5 он составляет 0,006
кд/м2. Выбор в меню экономичного режима работы лазеров и
теплой температуры, при которой получается почти идеальный цветовой баланс, не сильно снижает яркость белого
— всего лишь до 808 кд/м2, что очень много. Зато и уровень черного при этом падает до 0,9 кд/м2. От этого и
темные сцены не кажутся излишне высветленными, и контрастность повышается до 898:1.
Выводы
JVC идет правильным путем, не просто заполняя линейку проекторов моделями на любой кошелек, но и выпуская аппараты для применения в разных системах и условиях просмотра. Теперь у нее есть и дорогие ультимативные по контрасту модели, и аппараты, больше приспособленные к реальным, а не специально подготовленным помещениям.
ДОСТОИНСТВА:
Отличное, сбалансированное, яркое во всех смыслах изображение, компактный корпус, качественный объектив с возможностью сдвига в двух направлениях, относительно низкий уровень шума работы вентиляции, огромный срок службы источника света.
НЕДОСТАТКИ:
Нет
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Технология проекции: один 0,47-дюймовый DMD-чип Texas Instruments
Физическое разрешение матрицы: 1920х1080
Выходное разрешение: 3840x2160
Объектив: с ручной регулировкой, зум х1.6
Сдвиг линз: по вертикали 60%, по горизонтали 23%
Источник света: BLU-Escent, лазерно-фосфорный, ресурс до 20000 ч
Диагональ изображения: от 80 до 300 дюймов
Световой поток (максимальный): 3000 ANSI-лм
Динамическая контрастность: 1 000 000:1
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 3840x2160/60p
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (18 Гбит/с), HDMI v1.4, Trigger (мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный)
Акустический шум: 29 дБ в экономичном режиме работы
Габаритные размеры (ШxВxГ, без выступающих частей): 405x146x341 мм
Масса: 6,3 кг
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест проектора JVC LX-NZ3: светит лазер, светит ярко»