Проектор JVC LX-NZ3: премиальное качество по доступной цене
Японская компания JVC была основана почти сто лет назад и прославилась первыми у себя на родине телевизорами, а также хорошо известными всему миру видеомагнитофонами формата VHS. Четверть века назад специалисты компании приступили к разработке разновидности LCoS-матрицы (Liquid Crystal on Silicon), которая называется Direct Drive Image Light Amplifier или сокращенно D-ILA. Принцип ее функционирования аналогичен DMD-матрице, которая используется в DLP-проекторах, она работает не на просвет, а на отражение. В настоящий момент на базе матриц D-ILA создаются пожалуй наиболее качественные кинотеатральные проекторы, у которых есть по сути лишь один недостаток — весьма существенная стоимость.
Именно по этой причине, то есть желая предоставить более широким массам киноманов возможность приобщиться к действительно качественному изображению, в апреле 2018 года компания JVC представила свой первый 4K DLP-проектор, модель LX-UH1. В августе прошлого года была анонсирована еще одна DLP-модель, LX-NZ3, с которой мы и познакомимся поближе.
Ключевое отличие новинки заключается в использовании в качестве источника света не традиционной газоразрядной лампы сверхвысокого давления, а лазерного диода BLU-Escent, который обеспечивает яркость 2000 люмен в экорежиме и 3000 в обычном, а также имеет срок службы порядка 20 тысяч часов, то есть грубо говоря по фильму в день на протяжении последующей четверти века, а там глядишь и новая модель выйдет. Что же касается яркости, то ее высокое значение обеспечивает возможность комфортного и качественного просмотра фильмов не только в специально подготовленном и полностью затемненном помещении, но и в типичной жилой комнате, с сохранением качества цветопередачи и динамического диапазона картинки.
Естественно, что проектор поддерживает воспроизведение контента в формате HDR, то есть с высоким динамическим диапазоном, причем как в кинотеатральном формате HDR10, так и в телевизионном HLG, предназначенном для различных трансляций. При этом в зависимости от особенностей контента, переключение происходит автоматически, без необходимости ручной подстройки. В частности, формат HDR10 предусматривает широкий диапазон яркости, в зависимости от релиза, именно для этого в проекторе имеется функция Auto Tone Mapping, с помощью которой это значение оптимизируется применительно к конкретному случаю.
Помимо невозможности полного затемнения, в обычной жилой комнате может и не найтись оптимального места для установки проектора, но в случае с LX-NZ3 этой проблемой можно пренебречь. Модель оснащена объективом с возможностью вертикального сдвига изображения на ±60% и горизонтального сдвига на ±23%. Кроме этого имеется зум кратностью 1,6. Таким образом, на дистанциях от 3 до 5 м можно сформировать качественное изображение диагональю 100 дюймов.
Благодаря возможности практически мгновенного изменения яркости лазерного источника света, обеспечивается высокая динамическая контрастность и как следствие — качественное изображение. У проектора есть два HDMI-входа, один из которых поддерживает HDCP 2.2 и обеспечивает скорость передачи сигнала до 18 Гб/с. Аппарат весит около 6 кг и имеет два варианта отделки корпуса — черный и белый.
Любопытно, что несмотря на заявленное и полностью поддерживаемое разрешение 4K, физическое разрешение DMD-матрицы составляет 1920 на 1080 пикселей, а фактическая 4К-картинка формируется за счет сдвига изображения на полпикселя в двух направлениях, создавая четыре полукадра. Так вот, если исходное изображение имеет формат Full HD и вы не хотите его «разгонять» аппаратными методами — оптическое преобразование можно отключить, обеспечив максимальную аутентичность. По сути — качество преобразования прямо пропорционально качеству исходной картинки. Другими словами — из хорошего Full HD можно и должно сделать хороший 4K, а посредственную картинку, если она вам вдруг попадется — лучше не трогать. Очевидно, что с нативным 4К всё идеально.
Глубина черного в теории могла бы быть лучше... и она действительно лучше, у моделей стоимостью в разы дороже. Что же касается данного аппарата — можно с уверенностью сказать, что во-первых она тут более чем достаточна для большинства применений, а во-вторых — она гораздо меньше зависит от степени внешней освещенности. Дорогой проектор в состоянии обеспечить качественную картинку при полном затемнении — а в случае с LX-NZ3 это желательное, но далеко не обязательное условие. Кстати сказать, в экономичном режиме работы лазера черный цвет на картинке объективно значительно глубже.
Подытоживая этот обзор — у JVC отлично получилось разработать и произвести действительно бюджетный кинотеатральный проектор. Как мне показалось — специалисты компании не стремились сделать его бескомпромиссным, но сознательно заложили в него набор характеристик и качеств, оптимально реализующих концепцию реального аппарата для реальной жизни. Любитель кино даже без специальных знаний в области инсталляции видеооборудования может приобрести его, установить и наслаждаться отличной картинкой. Не будем забывать и про футбол на большом экране в гостиной и про 7-сегментное цветовое колесо, уменьшающее эффект радуги.