Тест настольной акустики KEF EGG: те же яйца, только в цифре | Stereo.ru
Найти себе хорошую настольную акустику вообще-то настоящая проблема. Производители, да и покупатели к этому понятию относятся халатно — пусть пластиковые компьютерные колонки стоят себе и желтеют с годами. И это при том, что за компьютером человек проводит много времени — и музыку слушает, и сериалы смотрит. Однако качественные системы на рынке можно по пальцам пересчитать. А поскольку лично для меня выбор подобных колонок — вопрос важный, я с интересом взял себе «на попробовать» KEF EGG.
Английская фирма KEF впервые представила колонки в форме яиц в 2005 году — тогда был выпущен кинотеатральный комплект (ДК в одной коробке) KHT2005. Приличный Hi-Fi звук и необычный внешний вид сделали свое дело — комплект стал очень популярным, завоевал множество наград профильной прессы, а дизайн стали называть каноническим для KEF.
Мало кто знает, что выпуск этого комплекта произошел после открытия в 2004 году китайской фабрики KEF/Celestion в округе Хойчжоу. В 2007 году компания презентовала завод журналистам из разных стран: тогда требовалось продемонстрировать, что качество производства и сборки не хуже британского — от себя скажу, что оно там лучше. Впрочем, больше всего меня поразило количество OEM-а, которое они делали для других именитых компаний (фотографировать это, к сожалению, запретили).
В поездке я разговорился с Йохоном Кургом (Johan Coorg) — главным евангелистом KEF. Йохан рассказал, что когда их разработчики придумали эту яйцеобразную форму колонок, проекты производства корпусов были разосланы в несколько европейских компаний и одну китайскую. Немцы ответили, что им для подготовки производственного процесса потребуется полгода, французы были готовы освоить за несколько месяцев, а китайцы принесли к ним в гонконгский офис готовые корпуса на следующий же день. Причем качество было отличным, а цена в тираже значительно меньше других.
Йохана эта ситуация поразила, он говорил, что с Китаем невозможно конкурировать — материалы, мобильность и себестоимость. Доступность для новых технологий — вот одна из причин, почему фабрику открыли именно в Хойчжоу. Если производство деревянных корпусов и динамиков по старинке еще получалось «настроить» в Европе, то новый миллениум требовал новых подходов в дизайне и лучшего оснащения электроникой.
Те же яйца
Округлую форму для корпуса, кстати, взяли не столько из-за необычного дизайна, сколько желая улучшить акустические характеристики. Помните, в те годы многие пробовали нетипичные алюминиевые конструкции? Инженеры KEF понимали, что отсутствие равномерных стенок позади драйвера позволяет избавиться от любых резонансов внутри кабинета, и если нагрузить такие колонки высокой мощностью, они отыграют ровно. Это и стало визитной карточкой комплекта KHT2005 — готовность в фильмах громыхнуть так, будто в помещении стоит крупногабаритный комплект.
Данную характеристику можно с легкостью перенести и на новые KEF EGG. Они способны играть очень громко, а потому у них двойное позиционирование. Покупатель может поставить их на рабочий стол или рядом с телевизором в качестве замены саундбара.
Второе преимущество «яиц» — коаксиальный динамик Uni-Q: твитер расположен как бы внутри среднечастотника. Поверх твитера поставлен акустический рассеиватель tangerine (пер. с англ. — «мандарин»). Обратите внимание на его ребра, они имеют форму дольки мандарина — отсюда и название. Суть этого изобретения проста —обеспечить точечный источник излучения звука. Видите ли, когда у вас два и больше динамиков, звук исходит из нескольких точек и может быть не согласован по фазе — фактически идет сдвиг по времени прихода сигнала к ушам от твитера и других драйверов. Так как твитер работает с очень высокими частотами, т.е. с маленькой длиной волны, эти микровременные сдвиги влияют на чистоту и прозрачность звука.
Технология коаксиального расположения динамиков призвана эту проблему исключить: оба источника звука находятся в одном месте. Казалось бы, вот тебе и гениальное решение, давайте же все так делать! Однако если один динамик поставить внутрь другого, только подумайте, как легко они повлияют друг на друга. Решив использовать коаксиальное расположение, разработчики KEF потратили много усилий, чтобы грамотно изолировать драйверы. Итогом и стал динамик Uni-Q, в схеме которого много элементов, но все они развязаны, а твитер вообще помещен в отдельный рупор. Рассеиватель tangerine увеличивает дисперсю высокочастотника, то есть звук расходится под большим углом — так решается проблема узкой направленности коаксиалов.
Колонки KEF EGG оснащены одним таким Uni-Q-драйвером, а над ним овальный фазоинвертор. Последний призван добавить баса в звук, и действительно, для эксперимента я закрыл порты, после чего примерно ниже 200 Гц пропал весь бас. Компания официально нигде не заявляет частотный диапазон акустики, я нашел в сети лишь одни измерения журнала hifitest.de, которым склонен верить.
Низкочастотный диапазон акустики резко падает после 80 Гц. Для эксперимента я пробовал поднять низкочастотную составляющую эквалайзером, но там ловить нечего, их нет вообще. Для акустики таких габаритов ситуация в общем-то стандартная, но другие производители придумывают всякие психоакустические штуки, например, процессором увеличивают гармоники суббаса в верхнем диапазоне, и тогда наш мозг «дорисовывает» основной тон, и ему кажется, будто баса много.
KEF же решила не заморачиваться и подает звук «как есть». На мое личное мнение, к этому «как есть» сабвуфер добавить очень желательно, особенно, если колонки будут стоять как замена саундбару для озвучки кино. Любопытно, что компания не стала делать специальный саб в пару, а просто отсылает на каталог своих низкочастотников — выбирайте любой. Выход для саба — 3,5-мм джек на коммутационной панели.
Только в цифре
На сайте KEF в описании колонок EGG больше всего внимания уделено цифровым возможностям. Это первые «яйца», которые получили цифровой «выход в мир». Доступно два варианта подключения: беспроводной Bluetooth и USB. В первом случае работает кодек aptX, тот самый, что дает трансляцию с потоком 352 кбит/с и частотный диапазон 10 Гц — 22 кГц. Попутно замечу для пользователей компьютеров Mac, что включить aptX в обычных настройках системы нельзя, но решение есть. Разница в звуке между стандартным синезубым SBC и aptX на этих колонках легко заметна на слух. Причем она даже больше, чем переход с MP3 на Lossseles-форматы.
Однако есть еще более аудиофильский способ подключения — USB. В этом случае доступна трансляция сигнала с характеристиками 24 бит/96 кГц. И вот здесь произошла одна очень любопытная вещь. Когда я поменял в настройках сигнал с обычных 44,1 или 48 кГц на 96 кГц, звук резко изменился. Поначалу показалось, будто пропали все верха. Я несколько раз переключался, пока у меня не возникла догадка.
Официально об этом нигде не написано, но мне кажется, что при переключении на 96 кГц отключается вся обработка сигнала, и пропадает тот самый приподнятый «попсовый» верх в спектре 5-8 кГц, который хорошо виден на графиках измерения hifitest.de. Другими словами, инженеры, видимо наслушавшись мнений, что драйверы Uni-Q кажутся глухими, искусственно приподняли высокие частоты. Когда же идет аудиофильский поток, звук не подвергается дополнительной обработке. Первые минуты после переключения охватывает паника (куда все пропало!), но стоит чуть привыкнуть и понимаешь — вот он Hi-Fi, настоящий, качественный звук. Ровная АЧХ, никакого звона, разве что баса мало — но об этом я уже говорил выше. Высокие не давят, и для акустики ближнего плана, стоящей на расстоянии вытянутой руки от ушей, — это скорее преимущество, чем недостаток. Находиться в таком звуковом поле комфортно. Единственное исключение — при просмотре кино я ставил меньшую частоту дискретизации (48 кГц), чтобы высоких стало больше, фильмам это необходимо.
Также отмечу, что при цифровом подключении (и 48 кГц, и 96 кГц) разница между MP3 и 24-битным хайрезом легко заметна. Ведь динамики Uni-Q еще хороши быстрым откликом — отсюда высокое разрешение и прозрачность звука. Лично я боялся, что цифровой усилитель может сгубить все преимущества Uni-Q на корню, как это произошло с системой KEF Picoforte 3 около десяти лет назад. Время прошло немало, и цифровые усилители определенно стали лучше — теперь я могу сказать это с уверенностью. В какие-то моменты прослушивания я вообще забывал о цифровой сущности колонок: казалось, что внутри обычный транзисторный усилитель, настолько гладко и аккуратно играла акустика.
Помимо USB сбоку расположен аналоговый вход, комбинированный с оптикой Toslink. В комплекте даже идет оптический кабель. Такое подключение пригодится, если покупатель поставит колонки к телевизору и возьмет с него возвратный канал.
Прослушивание
Я бы не назвал эту акустику универсальной. Я вообще не любитель «универсальной» акустики, хотя все производители как один уверяют, что у них-то системы играют все что угодно. Играют. Но каждая по-своему. В этом и прелесть всей этой аудиофильской возни, что ты посредством смены колонок или компонентов акцентируешь звучание системы для музыки, которая тебе больше нравится. Причем не обязательно это будет стиль, возможно, и характер или даже настроение.
Как и все колонки KEF, что я слушал до сих пор, EGG прекрасно передают голос. А капелла от Pentatonix или Бобби Макферрина — это попадание в десятку. Натурально, живо, точно. Сюда же я включу классический вокал — различные вокализы или небольшие арии. Однако для полноценной симфонической классики акустику нужно совсем другую.
Следующий инструмент, с которым EGG обращаются бережно и доносят честно, — фортепиано. Я с огромным удовольствием переслушал последние альбомы Тиграна Амасяна «An Ancient Observer» и Яна Тьерсена «EUSA» и пошел дальше по джазу. Если композиция сильно не перенасыщена инструментами и полифонией, она звучит прекрасно. Хороший пример — популярный саундтрек фильма «La La Land», где есть и плотные композиции, как «Epilogue», и легкие типа заглавной «City Of Star». Все они звучат красиво и полно. Понятно, что «Elpilogue» стала бы масштабней на напольниках, но даже в таком малом формате она получается эмоциональной и яркой. Я бы даже сказал, что «малый формат» иногда лучше большой сцены: он не подавляет громадьем, а наоборот делает музыку проще и доступней, ближе и честнее.
Потом я перешел к року. «The Endless River» Pink Floyd играет чисто (впрочем, я не представляю, как такую запись заставить играть грязно) и полновесно. А вот Arctic Monkeys «AM» лучше не включать. Слишком явной становится нехватка баса. У колонок и быстрый отклик, что необходимо рок-музыке... но ведь року нужен и бас. Баллады Metallica звучат терпимо, но дробь на бочках без басовой поддержки, уже и не дробь на бочках, а так, постукивание по ободу барабана.
Однако альтернативный рок может играть и очень хорошо — все дело в характере композиций. Milky Chance «Blossom» лишился высокочастотных скрипов, и альбому это явно пошло на пользу, а Ben Howard, как мне кажется, специально под KEF писал весь свой альбом «I Forget Where We Were». И даже молодежная Amy Shark «Night Thinker» заиграла, будто пишет серьезные песни со смыслом.
Отношения KEF EGG с электронной музыкой я бы пометил статусом «все очень сложно». Infected Mushroom «Return to the Sauce» прослушал с удовольствием, но без задора. Группа Major Lazer вроде бы тоже играла хорошо и даже эмоционально, но все время не покидало ощущение, что еще чуть-чуть — и стало бы совсем хорошо. Басы — думаю, все дело в них.
Выводы
За две недели жизни с KEF EGG на своем рабочем столе я пришел к нескольким выводам. Первое — колонкам требуется прогрев. Всю первую неделю они играли плохо. И поверьте, это не привыкание, на моем столе «яйца» были не одиноки, и я их постоянно сравнивал. Неделю! Это самая «тугая» мультимедийная система на моей памяти. Но спустя неделю звук «вылупился» и заставил себя уважать.
Возможно, вы уже догадались, к чему я клонил, пока описывал звучание разных композиций на KEF EGG. Вся фишка в том, что на них прекрасно звучит музыка, которой не требуется высокая громкость и стадионный масштаб. Камерные, тихие композиции, умеренный рок, регги, легкий поп, инструментальная музыка, альтернатива — вот вотчина этих колонок. И это очень хорошо. Потому что, если вы думаете, что маленькие колонки все такие — ошибаетесь. Очень часто малыши пыжатся и воображают себя великими, отчего получается масштабированная вниз версия большой колонки. А это уже оксюморон — сочетание несочетаемого.
Стол — это вообще особая стихия. Предельно близкий контакт со слушателем, малое расстояние до нижней поверхности (т.е. ранние отражения), мониторы и прочие предметы-препятствия/отражатели. И здесь в тему приходится та концентрированность звука, которую дают драйверы Uni-Q. Хочешь вовлечься в музыку — ставь колонки под углом по направлению к себе. И все, работать уже не получится, заслушаешься. Нужен фоновый звук — ставь колонки параллельно друг другу, центр уходит, твою жизнь сопровождает красивый музыкальный бэкграунд.
И самое важное — музыку можно слушать на малой громкости. У многих колонок тихий звук получается бедным и невыразительным. Здесь же этого не происходит, даже если они играют очень тихо.
На мое мнение — это хорошая рабочая замена наушникам. Я, например, больше часа в наушниках не выдерживаю, устаю от слишком плотного погружения в музыку и отключения от внешнего мира. Тогда как KEF EGG я держал включенными почти весь день. И меня это совсем не напрягало.
ДОСТОИНСТВА:
Звук Hi-Fi класса даже на тихом уровне громкости, высокое разрешение звука, качественное цифровое подключение
НЕДОСТАТКИ:
Желательно дополнить сабвуфером, нет Wi-Fi подключения (AirPlay/Chromecast), относительно короткий кабель для подключения левой колонки
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Динамик: коаксиальный Uni-Q, СЧ/НЧ-диафрагма — 4,25 дюйма, твитер — 0,75 дюйма
Максимальная громкость: 95 (SPL)
Аналоговый вход: линейный 3,5-мм
Цифровой вход: mini-USB, оптический (комбинированный 3,5-мм)
Разрешение цифрового сигнала: до 24 бит/96 кГц,
Беспроводное подключение: Bluetooth 4.0, aptX
Усилитель: D-класса, 50 Ват
Габариты: 274x136x172 мм
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест настольной акустики KEF EGG: те же яйца, только в цифре»