Тест акустики Monitor Audio Gold 100: все то золото, что звучит | Stereo.ru
Серия топовой акустики Monitor Audio Gold обновляется не часто. Правда, фактически предыдущие модернизации занимали больше времени, а новое поколение появилось лишь спустя три года после предыдущего. Что успели сделать инженеры за это время и не хотят ли маркетологи компании продать нам старую акустику в обновленной обертке? Когда мы тестировали новые Gold 100, по чистой случайности нам удалось их сравнить напрямую с предыдущей моделью Gold GX 100. Не просто сравнить, а даже замерить.
Сотня сейчас и три года назад
Визуальные отличия Gold GX100 и Gold 100 невелики. Наиболее заметное новшество — другая конструкция грилей. Раньше они были металлические, а теперь разработчики вернулись к классической пластиковой рамке обтянутой акустически прозрачной тканью. Из украшений — логотип бренда Monitor Audio винтажного вида, занимающий всю нижнюю кромку гриля. В обоих случаях крепление осуществляется с помощью скрытых магнитов, поэтому без грилей акустика смотрится не менее аккуратно, чем с ними.
Еще одно очевидное отличие — новый диффузор СЧ/НЧ динамика. Раньше он имел выраженные радиальные ребра, теперь же внешне стал напоминать мячик для гольфа. Вся чаша диффузора покрыта небольшими вмятинами разного диаметра. Их присутствие призвано повысить жесткость конструкции и по возможности не исказить основной профиль диффузора. Изменены и улучшены были и некоторые другие детали: магнит стал больше, а значит мощнее, звуковая катушка теперь удлиненная, для более стабильной работы на высоких нагрузках.
Внешний вид фирменного ленточного твитера не изменился, подробной информации об усовершенствованиях нет, но забегая вперед необходимо отметить, что некие доработки твитера и кроссовера определенно имели место.
А вот что осталось совершенно неизменным, так это корпус. Gold третьего и четвертого поколения в этом плане идентичны. Корпуса сохранили прежнюю форму и пропорции. Изготавливаются они из 20 мм МДФ и отделываются снаружи натуральным шпоном, тонированным в различные цвета. При прикосновении шпон создает ощущение теплоты и мягкости, как и положено натуральному дереву. Единственная неприятная особенность — высокая чувствительность к механическим повреждениям. Нужно быть предельно аккуратным при распаковке и инсталляции, поскольку покрытие легко повредить, и даже небольшие царапины на нем хорошо заметны.
Невидимые болты
Описание любой серии Monitor Audio от Bronze до Platinum неизменно включает в себя упоминание фирменной технологии крепления излучателей, одним длинным болтом проходящим корпус насквозь и притягивающим динамик за магнитную систему к задней стенке акустики. Преимущества данного решения очевидны: создается дополнительная стяжка корпуса, появляется возможность организации более эффективной виброразвязки с передней панелью и половина нагрузки переносится с фронта на заднюю стенку. Кроме того, есть и эстетическое преимущество. Фирменным стилем Monitor Audio стало полное отсутствие шурупов на динамике, как, впрочем, и бросающиеся в глаза крупные шляпки болтов на задней стенке. Все это знакомо, изучено и понято. Вот только у Gold 100 на задней стенке болтов-стяжек сходу не разглядишь.
Болт крепления твитера спрятан от глаз, поскольку он притянут не к задней стенке акустики, а к внутренней перегородке. Его крепление можно увидеть, если заглянуть в фазоинвертор. А болту СЧ/НЧ излучателя разработчики добавили еще одну полезную функцию — он является основным и единственным элементом крепления контактной площадки. На ее фоне, потерявшись среди клемм, он и перестал быть заметным.
Сама коннектная площадка отличается не только необычным креплением, но и удобным расположением клемм в одну линию, так что они не мешают друг другу. Перемычки выполнены из качественного акустического кабеля и имеют наконечники в виде лопаточек. Смотрится отлично, да и в принципе приятен факт того, что производитель озаботился качеством данного элемента. Даже не хочется после такого переходить на бивайринг или биампинг.
Ленточная фокусировка
От звучания акустики с ленточными твитерами как то подсознательно ожидаешь чего-то особенного, яркого, эффектного. Уж очень непривычно видеть узкие вертикальные щели вместо привычного круглого купола — и это требует какого-то оправдания. Однако первое впечатление от прослушивания ленточных твитеров часто похоже на растерянность, а не на восторг. Все стоит на своих местах, ничего не звенит, не выпячивается и не лезет назойливо в уши. Одним словом, ленточный твитер не дает повода удивляться чему-либо конкретному. Но что уж поделать — именно так звучит акустика с ровными верхними частотами.
В такие моменты лучше всего достать из закромов акустику попроще и сравнить. Действует очень отрезвляюще. Ленточные твитеры C-CAM дают такое ощущение свободы и открытости, которые крайне редко встречаются в исполнении традиционных купольных твитеров. Благодаря применению металлической мембраны в качестве диффузора, очень естественно передается звучание струнных, тарелок и медных духовых, но при этом звук не является жестким, звонким. При этом акустика столь же успешно передает более мягкие и теплые тембры.
Ну а чтобы не казалось, будто Monitor Audio сделали лучший в мире высокочастотник и абсолютную панацею от всех аудиофильских ВЧ проблем, следует добавить в описание и ложку дегтя. Оформление ленточных твитеров в виде вертикального рупора формирует крайне специфическую дисперсию верхних частот, при которой даже небольшой поворот акустики вокруг вертикальной оси существенно влияет на характер звучания — сцена меняется от размытой до четко сфокусированной. Уровень отдачи сильно падает при отклонении от оси, а наиболее полноценного звучания можно добиться только при точной фокусировке излучения в точке прослушивания.
В модели Gold GX100 данный эффект был особенно выражен и даже при небольшом отклонении звук терял остроту и яркость, а сцена меняла пропорции. В новых Gold 100 разработчики явно поработали с дисперсией, негативный эффект менее выражен. Строго на оси звук стал комфортнее, он менее острый и резкий, но столь же детальный и воздушный. При небольшом смещении от оси количество верхних не снижается так резко, сохраняется хороший уровень отдачи, сцена не теряет фокусировки.
Оптимальная ориентация оси излучения твитеров Gold 100 — строго в точку прослушивания или в точку находящуюся непосредственно за слушателем. В этом случае сцена выстраивается с естественным соотношением ширины и глубины. Фокусировка перед слушателем сцену сужает и непропорционально увеличивает глубину.
Басовая канва
Низкочастотный диапазон Gold 100 воспроизводят вплоть до глубокого баса, но уровень его заметно ослаблен в сравнении с достаточно весомым средним и уверенным верхним басом. Если Gold GX100 показались основательнее в плане воспроизведения глубоких нот, новое поколение прозвучало четче и собранней, а так же чуть богаче тембрально.
И прежнее, и нынешнее поколение серии Gold имеют фирменный фазоинвертор HiVeII, обладающий выраженными продольными канавками, проходящими по всей его протяженности. Однозначно идентифицируемой на слух гулкости или затянутости басовых нот HiVeII фазоинвертор не создает. Настроен он достаточно низко, так что любители звучания закрытого корпуса не сильно потеряют в плане полноты и цельности баса.
Комфортный мониторинг
В целом характер звучания Monitor Audio Gold обеих поколений весьма близок. Звук с одной стороны исключительно информативный и мониторный, а с другой — достаточно комфортный и естественный. Отличия между моделями предыдущего и нынешнего поколения выражены в деталях, не меняющих принципиально узнаваемый звуковой почерк Monitor Audio.
В НЧ диапазоне Gold GX100 чуть более основательны и фундаментальны, а новые Gold 100 звучат чуть легче, но при этом точнее. Середина и верх у новых Gold 100 мягче и комфортнее. В целом, возникает ощущение, что звучание новых Gold 100 получились немного более музыкальным без отхода от точности и открытости, являющихся главными преимуществами серии Gold.
Технический комментарий к измерениям Monitor Audio Gold 100
Частотная характеристика Gold 100 близка к линейной с характерным провалом в области 2-3 кГц и подъемом в области 5 кГц, позволяющими сочетать естественность и выразительность с высокой детальностью. Существенная потеря отдачи на верхних частотах происходит лишь при значительном отклонении от оси. АЧХ предыдущей модели Gold GX100 в целом имеет схожие черты, но в области нижней средины и верхнего баса более выражен уклон. Уровень верхних завышен при измерении на оси и значительно падает уже при небольшом отклонении.
Уровень искажений у обеих моделей примерно одинаков, за исключением нижнего баса, где новый СЧ/НЧ динамик чуть проигрывает старому. А данные по импедансу противоположные. Здесь новая модель чуть лучше. Имея резонансные пики в тех же зонах, импеданс Gold 100 укладывается в более узкий коридор значений, то есть в меньшей степени нагружает усилитель. Примечательно, что у обеих моделей измеренный уровень чувствительности оказался выше заявленного, что вполне совпадает с субъективной оценкой.
Monitor Audio Gold 100
Средний КНИ:
100-20000 Гц, 82/88/94 дБ, 0,25/0,25/0,27%
40-100 Гц, 82/88/94 дБ, 0,73/0,88/1,19%
Чувствительность на 1 кГц — 93,54 дБ
Нижняя граничная частота (-10дБ) — 59 Гц
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20кГц — +/- 1,42 дБ
160 Гц — 1300Гц — +/- 0,53 дБ
1300 Гц — 20кГц — +/- 1,44 дБ
300 Гц — 5кГц — +/- 1,93 дБ
Средняя неравномерность (угол 30 град) — 2,60 дБ
Дисбаланс (160 Гц - 1300Гц) — -0,71 дБ
Дисбаланс (1300 Гц — 20кГц) — -1,76 дБ
Дисбаланс (угол 30 град) — -4,56 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение — 3,91 Ом
Среднее значение — 10,04 Ом
Максимальное значение — 18,21 Ом
Минимальное значение — 4,93 Ом
Monitor Audio Gold GX100
Средний КНИ:
100-20000 Гц, 82/88/94 дБ — 0,18/0,19/0,24%
40-100 Гц, 82/88/94 дБ — 0,47/0,33/0,39%
Чувствительность на 1 кГц — 95,93 дБ
Нижняя граничная частота (-10дБ) — 58 Гц
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20кГц — +/- 1,43 дБ
160 Гц — 1300Гц — +/- 0,77 дБ
1300 Гц — 20кГц — +/- 1,44 дБ
300 Гц — 5кГц — +/- 1,76 дБ
Средняя неравномерность (угол 30 град) — 4,58 дБ
Дисбаланс (160 Гц - 1300Гц) — -0,9 дБ
Дисбаланс (1300 Гц — 20кГц) — -0,02 дБ
Дисбаланс (угол 30 град) — -7,22 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение — 4,40 Ом
Среднее значение — 10,66 Ом
Максимальное значение — 20,91 Ом
Минимальное значение — 5,04 Ом
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Частотный диапазон — 42-60 000 Гц
Конфигурация — 2 полосная
Частота раздела кроссовера — 2,7 кГц
ВЧ динамик — ленточный, с купольным диффузором C-CAM
СЧ/НЧ динамик — 165 мм C-CAM
Акустическое оформление — Фазоинвертор
Чувствительность — 88 дБ
Импеданс — 8 Ом
Подводимая мощность — 60-120 Вт
Габариты — 362x210x303 мм
Масса — 9,9 кг
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест акустики Monitor Audio Gold 100: все то золото, что звучит»