Евгений Байер - отец немецкого звукового кино
Одной из личностей, сделавших существенный вклад в развитие современного звукового оборудования, является Ойген Бейер. Именно этот человек создал компанию, которая стала в один ряд с Sennheiser, Telefunken, Elac и Manger, как живое воплощение высокого немецкого качества в аудио.
За время своего существования, специалистами компании Beyerdynamic было внедрено множество инноваций, в их числе: первый полноценный звук для кинотеатров, первые серийные динамические стереонаушники, первый специализированный студийный микрофон, первый беспроводной концертный микрофон.
Сегодня, эта сравнительно небольшая фирма известна во всём мире как один из производителей высококачественного студийного аудиоборудования, а также наушников HI-FI и HI-END класса. Своим появлением и развитием компания обязана основателю, который был талантливым инженером и генератором передовых идей.
Житель Российской Империи и выпускник петербургской гимназии
Ойген Бейер родился в 1903 году в Стокгольме. В том же году семья перебралась в Санкт-Петербург (Российская Империя), где жил и рос будущий основатель всемирно известного бренда. О родителях Бейера известно сравнительно немного. Большинство биографов не предоставляют никаких достоверных данных о раннем детстве и юности будущего инженера, кроме того, что он происходил из немецкой семьи. Известно, что Ойген закончил одну из петербургских гимназий. Революционные события в Российской Империи в 1918-м году вынуждают семью Бейеров вернуться в Стокгольм. Предположительно, в 1921-м году, после завершения обучения в Стокгольмском университете по специальности инженер, Ойген покидает Швецию. Молодой инженер едет на родину предков, в Берлин, чтобы найти там возможности для развития своих талантов.
Биографы Бейера сходятся во мнении, что он увлекся электротехникой и акустическими опытами в подростковом возрасте, однако, документальных подтверждений этому нет, лишь скудные семейные воспоминания. Достоверно известно, что Бейер рассматривал свою деятельность как инженера и экспериментатора, в качестве способа внести вклад в инновационную для того времени область знаний, а также как возможность заработать. По семейным свидетельствам, в гимназические годы Ойген питал большой интерес к математике и физике, при этом был не слишком успешен в гуманитарных науках. Также известно, что интересы Ойгена разделял его брат Сергей Бейер, который впоследствии примет участие в проектах beyerdynamic.
Звук в кино или больше чем стартап
В 1924 году в Берлине Ойген Бейер создает «Elektrotechnische Fabrik Eugen Beyer», позже переименованную в Beyerdinamic. В первые годы существования его компания представляет собой небольшую, но преуспевающую мастерскую по производству динамических громкоговорителей.
Уже в 1926-м году динамики Бейера становятся востребованным товаром, в связи с появлением идеи о звуке в кино. Интересно, что Ойген предвосхитил развитие звукового кино, хотя большинство знатоков кинорынка прочили долгие лета немой классики. Первый показ звукового фильма состоялся ещё в 1900-м году, но несовершенство технологии и отсутствие полноценной технологической и теоретической базы, равно как и интереса у зарождающейся киноиндустрии, серьёзно отодвинуло внедрение инновации.
Так сложилось, что Ойген Бейер стал первым инженером, кто решился создать одно из недостающих звеньев для звукового кино в Германии. Этим звеном стали акустические системы для кинотеатров. Риск был достаточно велик, так как материалы и элементы для создания подобных систем в то время стоили больших денег, а бизнес Бейера только начинался. Между тем, за 2 года Ойген смог убедить ведущие кинопрокатные компании Германии в том, что у немого кино нет будущего, а затраты на акустические системы окупятся многократно.
Бейер оказался прав и все кто согласился вложить деньги в его системы действительно окупили затраты, так как уже через 5 лет немой кинематограф находился в состоянии предсмертной агонии. За короткие 6 лет с 1924-го до 1930 года компания интенсивно развивалась. Небольшая радиоэлектронная мастерская превратилась в преуспевающее промышленное предприятие. Ойгену удалось убедить практически всех немецких кинопрокатчиков в преимуществах звукового кино, и к 1931-му году в Германии не осталось кинотеатров без акустических систем.
Подавляющее большинство кинотеатральных звуковых систем были созданы фабрикой Бейера. Крупные конкуренты компании, такие как Telefunken, смогли противопоставить новому продукту фирмы лишь электростатические панели, которые хотя и имели ряд преимуществ по сравнению с электродинамическими АС, но были крайне дороги и не очень надежны (часто горели, работали не более 4-х лет).
Студийные наушники и микрофон для Геббельса
К началу 30-х годов происходит существенный скачок в технологии студийной записи. В 1933-м году компания EMI разрабатывает первую в мире технологию стереограмзаписи, которая стала основой для последующего создания коммерческих стереогрампластинок. Инновация EMI была замечена в мире, но не нашла коммерческого воплощения ни в 30-х, ни в 40-х годах. Большинство пластинок выпускалось в моно. Однако, требования к качеству записей серьезно возросли, главным образом это касалось кино, претензии потребителей к грамзаписи также выросли.
Будучи настоящим новатором, в 1935-м году, Ойген инициирует разработку студийных наушников и студийного динамического микрофона. Следует отметить, что в тот момент не существовало стандартов для наушников тех или иных типов, да и сами наушники в студии были скорее редкостью, нежели обязательным атрибутом. Звук оценивался при помощи акустических систем. Ойген Бейер решил в очередной раз изменить представления о звуке и фактически создал саму концепцию студийных наушников, как альтернативу студийным мониторам. Студийные микрофоны уже выпускались, однако их возможности были не достаточными для растущих требований рынка.
Два года кропотливой работы над устройством, существенную часть которой проводил сам Бейер, привели к оглушительному успеху. В 1937 году фирма Ойгена начала серийное производство динамических головных телефонов — свои первые наушники DT 48, которые не просто стали эталоном для своего времени, но и выпускались компанией вплоть до 2012 года лишь с незначительными доработками. Вероятно, это были первые специализированные студийные наушники в мире, сначала в моно, а позже в стерео варианте. История не знает примеров другой модели наушников, которая бы просуществовала на рынке так долго.
В 1939-м году появляется динамический микрофон Beyerdynamic M 19, также специально предназначенный для студийного использования. В те годы ведомство Йозефа Геббельса очень нуждалось в качественной звуковой аппаратуре, особенно радио и зарождающееся телевидение. Оценив образцы микрофонов, производившихся в Германии для «Reichsrundfunkgesellschaft» (национальная радиовещательная компания Германии), был выбран именно M19. Многие специалисты отмечают, что среди серийных образцов 30-х -50-х годов M19 был одним из лучших в мире.
Помимо дикторов немецкого радио в эти микрофоны транслировали симфонические концерты оркестров под управлением Фуртвенглера, в них говорили бонзы НСДАП от Гитлера до Розенберга. После падения третьего рейха для компании Бейера практически ничего не изменилось. M19 был высоко востребован до середины 50-х годов в Западной Германии, США, Голландии, Великобритании.
«Ванга» немецкой электроакустики
В годы войны и послевоенной разрухи по инициативе Бейера начинается разработка целого ряда уникальных для своего времени продуктов. Самое интересное в том, что Ойген как будто смотрит в будущее и заранее знает, что будет необходимо рынку через 5, 10 или 15 лет. Между тем в это время в Германии незаметно начинают развиваться конкуренты, впечатленные успехами Бейера. Одним из таких конкурентов становится Фриц Зенхайзер, создавший на пепелище старых лабораторий свою «Labor W».
Вероятно, понимая, что монополизм Beyerdynamic не будет вечным, Ойген стремится отдать максимум сил на перспективные разработки. Так в 1953-м появляются революционные моно наушники DT 49 «stick», которые фактически открывают возможности для создания диско-баров (несколько мест для тестового прослушивания пластинок в музыкальном магазине).
Но главным исследованием 50-х является “транзистофон” — первый в мире беспроводной концертный микрофон. Отличительной особенностью этого устройства стало применение транзисторов, которые позволили сделать передатчик микрофона очень компактным по меркам того времени. Исследования для создания полноценной полупроводниковой схемотехники были начаты ещё в 1953-м году, микрофон стал серийно производится в 1962-м.
Сам Ойген Бейер так и не дожил до серийного выпуска новинки. Он скоропостижно скончался в 1959-м году. До подлинного триумфа своего детища основатель не дожил всего несколько лет. В течение следующего десятилетия продукция его компании была востребована такими звездами как Beatles и Rolling Stones, а микрофоны использовались на пресс-конференциях первых лиц.
Будучи инженером и новатором до мозга костей Ойген уделял не очень много внимания маркетингу, что имело роковые последствия. Beyerdynamic, имевший идеальные стартовые позиции после войны и самые перспективные разработки, уступил внушительные доли национального и мирового рынков конкурентам-соотечественникам из Sennheiser (по микрофонам) и заокеанским коллегам из KOSS (по наушникам). Потомки Ойгена, которым по сей день принадлежит существенная часть активов предприятия, исправили ошибки с маркетингом. Сегодня Beyerdynamic один из известнейших производителей наушников и микрофонов на планете.