0

Сравнение

VIP Club

Винил: от Берлинера до квадрофонии

Автор статьи: Коршунов Александр
21.11.2018 3151 1

Что такое винил? С точки зрения химика — это смесь на основе поливинилхлорида и поливинилацетата. С точки зрения меломана — самый массовый аналоговый носитель фонограмм. Как же так получилось, что формат звукозаписи со 130-летней историей не только до сих пор жив, но и с недавнего времени вновь набирает популярность? Попробуем разобраться, но для этого нам сначала придется погрузиться в историю.

Винил: от Берлинера до квадрофонии

29 ноября 1877 года американский изобретатель Томас Эдисон представил миру фонограф, первое устройство для записи и воспроизведения звука, где в качестве носителя использовался цилиндр. Прошло 10 лет и Эмиль Берлинер запатентовал граммофон, принцип действия которого был идентичен фонографу, но в качестве носителей использовались не цилиндры, а диски.

Винил: от Берлинера до квадрофонии

Следующие 40 лет грампластинки как носители самой различной звуковой информации активно развивались в количественном плане, но качество записи прямо скажем оставляло желать лучшего, а вернее — не имело вообще никакого отношения к реальной жизни. Первый действительно серьезный шаг в этом направлении сделали специалисты компании Western Electric, предложив электрифицированный звукозаписывающий тракт, состоящий из микрофона и лампового усилителя. Напомню, что ранее матрица для печати пластинок записывалась исключительно акустическим способом. Первые электрические записи вышли весной 1925 года и в это же время компания Victor выпустила первый проигрыватель для них, Electrola, сообразно названию — так же электрический. Его стоимость начиналась от 650 долларов, при том, что Ford T стоил менее 300 долларов, а офисный работник получал порядка 20 долларов в неделю. Кто-то еще сетует относительно цен на high end audio?

Первая стандартная скорость вращения грампластинки составляла внушительные 78 оборотов в минуту и принята она была одновременно с появлением электропроигрывателей, поскольку синхронный электродвигатель переменного тока с частотой сети 60 Гц и скоростью 60 оборотов в секунду при передаточном числе 46:1 как раз и давал искомые 78 об./мин. Для сетевой частоты 50 Гц использовался двигатель со скоростью 50 оборотов в секунду и передаточным числом 77:2.

По причине такой высокой скорости вращения на одну сторону грампластинки умещалось не более одной композиции. Таким образом, чтобы издать обычное классическое произведение, требовалось несколько пластинок, которые оформлялись аналогично фотоальбомам. Именно с тех пор набор композиций исполнителя или группы получил название альбома.

Винил: от Берлинера до квадрофонии

Следующие четверть века развитие грамластинки проходило более-менее поступательно, пока с промежутком в год не произошли два эпохальных события. В июне 1948 года Columbia Records представила формат LP (long play) — 12-дюймовый диск со скоростью воспроизведения 33 об./мин. А в марте 1949 года RCA Victor показал свой вариант грампластинки на 45 об./мин. Впрочем, война форматов продолжалась совсем недолго, RCA Victor издал первый LP в январе 1950 года, а Columbia выпустила первую «сорокопятку» в феврале 1951 года, дальше они сосуществовали вполне себе мирно.

Есть и еще один немаловажный фактор дальнейшего развития винила как основного носителя звукозаписей. Примерно в это же время на радиостанциях и в студиях стали появляться первые катушечные магнитофоны, а это значит, что записываться стало можно не только «живьем», а помимо этого заниматься сведением и мастерингом, то есть музыкальная индустрия получила в свои руки практически все составляющие современного процесса создания аудиокомпозиций.

Винил: от Берлинера до квадрофонии

В 1957 году на свет появилась первая коммерческая стереогрампластинка, хотя опыты по стереозаписи велись начиная с 30-х гг. В принципе, это событие можно назвать самым важным в процессе становления винила как источника действительно качественных фонограмм, ведь скажем амплитудно-частотная характеристика (протяженность диапазона от низа до верха) и динамический диапазон (возможность записи и воспроизведения как громких, так и тихих звуков) — это по-большому счету критерии объективные, исключительно технические, работа над улучшением которых велась скажем так в дежурном режиме, примерно как над скоростью и мощностью автомобиля, в тоже время стереозвук — это концептуальное решение, которое нужно было не только разработать и реализовать, но и самое главное — осознать и принять.

Винил: от Берлинера до квадрофонии

В отличие от стереозаписей, ставших в итоге стандартом de facto на виниле, многоканальные эксперименты 70-х гг., а именно квадрофония, так и осталась на уровне отдельных образцов, хотя разработано было в итоге аж три таких системы: SQ (CBS), CD-4 (RCA) и QS (Sansui).



  • 0
  • 0
  • 1
Александр, Критик 1-го уровня 05.12.18
Спасибо автор, но можно было и поподробнее!========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!