0

Сравнение

VIP Club

Первый советский HI-FI и его создатели: 35АС-1,S-90, Керно

Автор статьи: Бельский Николай
21.02.2020 76681 14

Итак, пожалуй самым легендарным и самым противоречивым продуктом советской HI-FI индустрии является акустическая система 35АС-1 (боле известная широким массам как S-90). Это была первая советская АС, которая достигла планки HI-FI и стала своеобразным символом качественной советской аудиотехники. Более того — это был первый в СССР серийный аудиокомпонент, соответствующий стандарту DIN 45500, следующим стал усилитель «Бриг».

Первый советский HI-FI

Интересно ещё и то, что создателем этой “культовой” системы стал настоящий патриарх советской и латвийской акустики Роланд Керно, который ещё в годы войны получил ценный опыт на предприятиях фирмы Telefunken.

Помимо прочего история создания S-90 связана с современными мифами, которые распространяет один из якобы бывших сотрудников завода ”Radiotehnika”. На этом мифе я остановлюсь отдельно, так как стараниями этого человека пол рунета принимает его за создателя.



Наследие военного времени

Как известно из истории компании «VEF Radiotehnika RRR» в 1941-м году она вошла в состав крупного немецкого производственного объединения “Telefunken”. На “Радиотехнике” в то время занимались исключительно военными заказами, производили ремонт радиопередатчиков, радиоприемников, оптического оборудования и громкоговорителей.

Первый советский HI-FI

В тот тяжелый для Латвии и мира период на предприятии работал молодой инженер Роланд Керно, который в последствие создаст первую в СССР акустическую систему класса HI-FI. Считается, что ценный опыт в одной из лучших технических компаний Европы военного времени существенно отразился на мышлении молодого инженера.

По воспоминаниям Лихницкого, который в одной из публикаций упомянул о разговоре с Керно, известно, что тот имел отношение к созданию 300-миллиметровых громкоговорителей и акустических систем для радиоприёмников. В числе прочего Лихницкий упоминал, что Роланду Пауловичу удалось узнать несколько технологических секретов, связанных с диффузорами немецких динамиков (делать истину в первой инстанции сведения из его статьи я бы не торопился, учитывая любовь Лихницкого к мистификациям).



Немного биографических данных

После получения аттестата о среднем образовании Роланд поступил на технический факультет Латвийского государственного университета. В годы оккупации, как я уже писал, выпускник Рижского ВУЗа работает на предприятии «Telefunken Geratewerk Riga», которое тогда приобретает известное ныне имя “Radiotehnika”.

После завершения оккупации Роланд Паулович продолжает работу на том же предприятии уже в качестве советского инженера. В то время будущего создателя S-90 можно без преувеличения назвать человеком своего времени. Его инженерные и конструкторские электроакустические решения часто предвосхищали изобретения западных инженеров. В отличие от многих советских разработчиков, Керно не повторял уже созданные образцы, а разрабатывал либо принципиально новую технику, либо просто оригинальную и не уступающую зарубежным аналогам.

В начале 60-х Роланд предлагает для достижения высокой верности воспроизведения использовать многополосную конструкцию с частотным разделением при помощи пассивного фильтра. Такие системы практически не выпускались в СССР, да и на западе использовались в основном широкополосные. Это одно из многих новаторских решений, которое найдёт своё применение как в советских, так и в западных массовых продуктах уже в 70-80-е годы.

Фундаментальными знаниями и смелыми техническими решениями Керно заслужил негласный титул патриарха советской электроакустики. Он быстро стал одним из ведущих разработчиков аудиоаппаратуры в КБ “Орбита”, которое входило в ПО “RRR Radiotehnika VEF”.



Предпосылки к появлению S-90

Как и в случае с первым Hi-Fi усилителем, на голом энтузиазме эта акустическая система появиться не могла. Нужна была воля руководства и т.н. плановая необходимость. Такая необходимость возникла в 1975 году. На выставке “Связь 1975” была представлена радиола “Виктория 003” и электрофон “Аллегро 002”.

Представленные образцы готовились к выпуску в течение ближайших 2-х лет. С серийным выпуском возникла проблема: для радиолы и проигрывателя не было достойной акустической системы, которая могла бы раскрыть их возможности. Основным критерием новой акустической системы должна была стать мощность. В техническом задании для разработчиков значился номинал в 35 Вт для каждого канала (т.е. порядка 100 Вт RMS).

Создание такой системы поручили КБ “Орбита”. Керно воспользовался ситуацией и заложил в техническое задание по акустике новые требования HI-FI стандарта. Получивший к тому моменту несколько патентов на электроакустические изобретения, Керно решил применить свои наработки для создания АС с высокой (по советским меркам) верности воспроизведения.



Первые шаги — 35АС-1

В результате напряженного творческого процесса, благодаря интенсивной и слаженной работе коллектива “Орбиты” под руководством Керно, в 1977-м году были созданы 35АС-1. Фактически это те же S-90, только с немного другим дизайном. Именно эта АС стала первой системой, соответствующей Hi-FI стандарту. Авторами проекта стали Керно Роланд Паулович и Ласис Дзинтарс Артурович.

Первый советский HI-FI

Для обеспечения достаточного звукового давления было выбрано фазоинверторное акустическое оформление корпуса, при этом, чтобы гасить паразитные резонансы от СЧ и ВЧ динамиков, их разместили в отдельных закрытых объемах.

Первый советский HI-FI

Достаточно современным стало вынесение отверстия фазоинвертора на переднюю панель корпуса, что позволило экономить площадь при размещении АС. В системе были установлены громкоговорители НЧ: 30ГД-1-25, СЧ: 15ГД-11-120 и ВЧ: 10ГД-35-3000.

Первый советский HI-FI

Одной из интересных и характерных особенностей акустики стали ступенчатые регуляторы уровня воспроизведения для СЧ и ВЧ. Регуляторы позволяли изменять звуковое давление и тембральные особенности в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 000 до 20 000 Гц. Каждый блок регулирования имел три фиксированных положения: 0дБ, -3дБ и -6дБ. Так в положении «0 дБ» сигнал с фильтра сразу подавался на динамическую головку, а в остальных положениях проходил через соответствующий резистор, который его ослаблял, таким образом определяя частотные и тембральные особенности звучания.

Первый советский HI-FI


Лучшая АС в СССР 70-х

Характеристики системы были лучше чем у всех бытовых образцов, выпускавшихся СССР в тот момент. Многие авторы, хорошо знакомые с западными АС того периода, говорят, что эта советская разработка превосходила некоторые образцы аналогичной техники из США и Европы, однозначно уступая только японским разработкам.

Первый советский HI-FI
  • Паспортная мощность — 90 Вт.
  • Номинальная мощность — 35 Вт.
  • Номинальное электрическое сопротивление — 4 Ом (8 Ом).
  • Диапазон воспроизводимых частот — 31,5...20000 Гц (+-4 дБ).
  • Номинальное звуковое давление — 1.2 Па.
  • Гармонические искажения АС при уровне звукового давления 90 дБ на частотах:
    250 – 1000 Гц: 2 %
    1000 – 2000 Гц: 1,5 %
    2000 – 6300 Гц: 1 %
  • Габаритные размеры АС — 360x710x285 мм.
  • Масса АС — 30 кг.
Первый советский HI-FI

Этот пугающе горбатый график АЧХ для советской техники 70-х был недостижимым эталоном

Через два года 35АС-1 с измененным дизайном стали выпускаться заводом “Радиотехника” как самостоятельный продукт под названием S-90. Существенных изменений в акустических характеристиках S-90 не было — это была почти та же АС с новым названием. Более поздние версии АС «S-90B» и «S-90D» отличались увеличением частотного диапазона, наличием индикации электрической перегрузки громкоговорителей и новым обновлённым дизайном корпуса.

Первый советский HI-FI


Радость и проклятье советского меломана

Как и любая другая система 35АС-1 не была лишена недостатков. Придирчивые аудиофилы часто жалуются на бубнящий характер низких, ненатуральную звукопередачу и бесполезность тембральных фильтров при низкой соглавованности системы с усилителем.

Первый советский HI-FI

Специалисты отмечают несовершенство конструкции фильтра.

Первый советский HI-FI

Между тем, высокая мощность АС (что привлекало в многих в этой системе) и присущая советской технике простота конструкции оставили опытным радиолюбителям возможность для доработок и усовершенствований.



Неожиданный “создатель”

Прошли десятилетия, выпуск легендарной системы прекратился в начале девяностых, все основательно забыли о тех, кто её создавал. В Латвии, конечно, помнили, Роланд Керно продолжал свой творческий путь инженера почти до момента смерти, стал членом Латвийского акустического общества. Умер инженер в 2003-м году. Но вот в России, куда до распада СССР поставлялась львиная доля S-90, о нем забыли.

Так в 2014-м году некий член РАЕН Александр Ян-Беляевский называется автором акустической системы S-90. Мол, АС была разработана в 80-е годы, когда Ян-Беляевский якобы работал на заводе “Радиотехника”.

Сведений о том, что он действительно там работал в сети нет. Кроме рассказа самого Ян-Беляевского, где он упоминает о том, что именно он разработал фильтр для S-90.



Итог

По сей день многие не слишком искушенные меломаны используют C-90 в качестве домашней акустики. Существуют также коллекционеры, для которых эти советские АС разных серий представляют коллекционную ценность. Энтузиасты с руками из правильного места и знаниями в акустике регулярно выкладывают варианты переделок знаменитой легенды советского колонкостроения.

Создатель этой АС, Роланд Керно, из всех инженеров послевоенного времени, сделал, пожалуй, самый внушительный вклад в советскую электроакустику. Он запатентовал более 10 изобретений, разработал практически все акустические системы, выпускавшиеся заводом «VEF Radiotehnika RRR» c 1940-х годов, а это около 30 % всех моделей акустических систем, производившихся в СССР после 40-го года.

Современники инженера говорили о нем следующее:

"Это человек уникальный, все «акустики», что с конца 40-х годов производила «Радиотехника», разрабатывал он. Одним из первых он придумал сам принцип: брать несколько динамиков, отвечающих за узкую полосу частот, и разделять их специальными фильтрами. Но Роланд Паулович считал, что невозможно собрать настолько исчерпывающую информацию, чтобы сделать все предсказуемо на бумаге.
Всегда какой-то момент творчества останется в этой работе..."



Герои статьи
  • 2
  • 0
  • 2
Анатолий, Критик 3-го уровня 11.03.18
Слушал его аппаратуру на выставке в Крокусе в прошлом году. Идея ставить в АС "уникальные" динамики сегодняшнего российского производства (откровенный ширпотреб) и говорить, что это чуть ли не Hi End - на мой взгляд просто жадность. Звук не айс, Hi Fi с очень большой натяжкой. Корпуса колонок на басах откровенно резонируют. Такое впечатление, что расчеты и конструкция со времен этого самого S90 не менялись. Те же грабли. Он говорит о том, что соотношение цена - качество у продукции на очень высоком уровне. Позволю себе не согласиться. Он неплохой бизнесмен и, возможно, у его компании светлое будущее. Но для этого одних слов мало. По поводу секретных технологий, звучащей на стене бумаги и прочего...за кого он людей держит? Нельзя так.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 15.02.18
Вспонимил,  что еще были версии 35АС-211 Амфитон и 35АС-202 Романтника. Последовавшая 35АС-212 уже выбороно шла на экспорт (с жёлтыми пищалками), тогда и появилось обозначение S90. Наконец, была компактная модель 35АС Электроника.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 15.02.18
"Пищалка" 10ГД35 - уникальна не только по тем временам (мембрана из полиэтилентерефтолата), попадалась головка на 16 Ом (пр-во RRR) и кому-то на 25 Ом (какой-то НП). Купил в 82 году случайно парочку рижских по 15 руб каждая - перепродал влёт по 20 руб;))) Основная проблема  - резонанс гулял от экземпляра к экземпляру от 2,9 до 3.6 кГц, поэтому вырезать лучше было с 6 кГц (лишь 3-х полосный вариант). Кстати, на 10 кГц был приятный подъемчик >90 дБ, далее до 25 кГц небольшой спад.========
  • 0
  • 0
  • 1
ladacobaca, Критик 1-го уровня 14.02.18
Пришлось сталкиваться со всеми  описанными проблемами в S90 и S30(их люди выбросили пришлось оживить в новом качестве ,тут автор прав люди не понимают)   из НЧ сделал саб и АС по компактней а другие  с ланоса +ВЧ с S90 .Включил знакомым послушать и забрали сразу все колонки(затратил 1000гр на все 4 шт )========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 14.02.18
Главная проблема - технологический разброс (динамиков и фильтров), а в пары на конвейере не подбирали. Поэтому стерео панораму не "строили". Везло лишь единицам. У зарубежного новодела технологический разброс тоже имеется, хотя не такой кошмарный. Как то сравнил АЧХ двух недешёвых колонок Pro Audio из одного комплекта. Результат обескуражил ;) ))========
  • 0
  • 0
  • 4
Алексей, Критик 1-го уровня 14.02.18
я в теже 90-е в плане АС для себя успокоился - купил сабвуфер-сателлитную систему от Jamo - пассивный саб, с которым в отличие от классических АС можно позволить эксперименты в плане места установки в помещении - хоть посреди комнаты, хоть в угол за диван + 2-х полосные саттелиты с минимальной площадью передней поверхности - система именно для стерео - не для домашнего кинотеатра - именно так её позиционировал производитель - так оно и оказалось - с тех пор поменять акустику желания не возникало - вот усилок и сидюк периодически менял в поисках лучшего========
  • 0
  • 0
  • 4
Алексей, Критик 1-го уровня 14.02.18
так в том то и дело - глобальное улучшение у jvc в сравнении с радиотехникой было именно в средне и высокочастотном диапазоне - прямо ууух какая разница в лучшую сторону - для меня это было тогда откровением в плане противостояния отечественный Hi-Fi против импортного========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 14.02.18
Еще были любопытные 75/150 АС-001 «Корвет», а так же 180 АС-005 «Корвет» с нетривиальными НЧ головками. Короче, много чего у нас было, а теперь даже разъёмы привозят из Китая. Качественный звук нынче в России не востребован, в новых не бедных домах,особенно наворченных по дизайну из тонкого гипсокартона, акустика помещений безобразная... PS В конце концов для дома приобрёл по дешёвке некие датские колонки, переделав фильтры (пришлось опуститься до 3.2 Ом, зато чуйка нормалёк и звук - песня).========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 14.02.18
у JVC в конце 80-х было очень много удачных разработок! Однако, подчеркиваю, главное , что влияет на звучание это ПОМЕЩЕНИЕ. Например, если ФИ настроен на 30 Гц, а именно в этой области частот помещение имеет резонанс, то гудёж обеспечен. Отдельный разговор средние частоты... Одни колонки лучше "спеваются" с вашим помещением, другие хуже. Другой фактор, о котором нигде толком не говорится это "дальнобойность" ВЧ динамиков. АЧХ снимают на 1 метре, а слушают АС, как правило,на 3 метрах и более, где спад на ВЧ уже ощутим. Кстати, АС с излучателем Хейла более дальнобойные. И неспроста на хороших концертах нынче висят "грозди" из линейных массивов - чтобы равномерно распределить звук по расстоянию.========
  • 0
  • 0
  • 4
Алексей, Критик 1-го уровня 13.02.18
погуглил - нашёл те АС - Radiotehnika H-150 - инфа с одного из форумов: "Это S90 последнего выпуска. Фазоинвертер сзади, улиточного типа. Сопротивление 8 ом. Набор голов: 75ГДН1-8ом; 20ГДС-16ом; 6ГДВ6-25ом", кстати, после этих АС - году этак в 1994-95 купил себе дешёвые (дешёвые естественно с точки зрения цен на брендовые импортные АС) напольные JVC SP-X 990 - дешёвые головки плюс дешёвый лёгкий корпус - 15 кило против 23 у Н-150 - играли эти JVC знааачительно лучше радиотехники  ========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!