0

Сравнение

VIP Club

Универсалы высшей пробы: 7 лучших интегральных усилителей с ЦАП

Автор статьи: Апроцкий Валентин
22.02.2024 11246 0

Очевидно, что бескомпромиссная аудиосистема по определению должна состоять из раздельных компонентов, и в первую очередь это касается звукоусилительного тракта... По крайней мере, так было раньше. Сегодня на рынке есть целых ряд интегральных усилителей, которые ну никак нельзя назвать компромиссными с точки зрения качества звучания. 

Мы собрали наиболее характерные модели, оснащенные фактически обязательным сейчас ЦАП, в диапазоне от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.

Simaudio MOON 340i X

Усилитель Simaudio MOON 340i X

В 1980 году Виктор Сима основал компанию Sima Electronique, которая 8 лет спустя была переименована в привычную ныне Simaudio, однако модели под маркой Sima выпускались вплоть до 1993 года, когда им на смену пришли компоненты Celeste. Примерно в это же время Виктор Сима покинул компанию, а ее собственником стал Жан Полин, бывший исполнительный директор. Виктор же в 1998 году основал Linar Audio, специализирующуюся исключительно на производстве звукоусилительной техники.

Серия MOON, появившаяся в 1997 году, задумывалась как «симметричный ответ» на притязания тогдашних монстров High End, а ее название представляет собой аббревиатуру: Music (в честь древнегреческих муз), Omega (последняя буква греческого алфавита, в данном случае — предел мечтаний), О (самые большие, яркие и горячие звезды по гарвардской спектральной классификации) и N (от лат. Nota — основной символ в музыке, графическое обозначение звука).

В 1999 году был выпущен первый цифровой источник Simaudio — CD-проигрыватель Eclipse, в январе 2012 года анонсировано устройство потокового вещания MiND (MOON intelligent Network Device), а в мае 2013 года, на выставке High End в Мюнхене, была представлена серия Neo, к которой относится и модель 340i X. 

У нее есть шесть аналоговых входов, включая балансный, при этом один из них можно превратить в фонокорректор. Еще одна опция — встроенный ЦАП с поддержкой USB и DSD. Выходная мощность — 100 Вт на канал при нагрузке 8 Ом, при падении нагрузки вдвое она удваивается. Масса аппарата составляет 13 кг.

Electrocompaniet ECI 6 DX Mk II

Усилитель с ЦАП Electrocompaniet ECI 6 DX Mk II

Компанию Electrocompaniet основали в 1973 году Пер Абрахамсен и Свен Эрик Боря, движимые идеей создания лишенного недостатков транзисторного усилителя. В своих разработках они опирались на исследования финского профессора Матти Отала, эксперта по аудиотехнике с мировым именем, оставившего после себя сотни работ и десятки патентов. На конференции общества аудиоинженеров он представил революционную идею корреляции временных и интермодуляционных искажений с качеством звучания. Дебютная модель Electrocompaniet, несмотря на скромную внешность и такую же скромную мощность в 25 Вт, была признана авторитетными аудиофильскими изданиями лучшей в мире. Любопытно, что концепция идеального усилителя впоследствие нашла отражение и в названии ряда моделей Electrocompaniet — они именовались как Ampliwire, то есть проводник, усиливающий сигнал.

Лет 15 назад в модельном ряду компании появились интегральные усилители с индексами 3 и 5, затем их сменила модель под индексом 6, которая последовательно обновлялась, и в итоге, 4 года назад, была представлена модель ECI6DX Mk II. Буквы DX в названии усилителя отличают его от базовой «шестерки» наличием фирменного модуля, с помощью которого осуществляется сетевое подключение и цифро-аналоговое преобразование. Помимо традиционной цифровой коммутации, усилитель работает с такими потоковыми сервисами, как Spotify, Tidal, Qobuz, а также поддерживает Bluetooth, AirPlay, Roon и локальные накопители. Управляется он через фирменное приложение для мобильных устройств. Аналоговая коммутация тут как небалансная, так и балансная. Модель цифро-аналогового преобразователя — CS4392, традиционное решение для этого производителя.

Блок питания усилителя построен на базе тороидального трансформатора номиналом 650 ВА и банка фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью почти 90 тысяч мкФ. Регулировка уровня сигнала осуществляется потенциометром Alps, но ручки громкости на передней панели нет — только светодиод, показывающий текущее значение. Любопытно, что сам потенциометр находится на плате предусилителя, что логично, а вот с диодом он связан через длинную поворотную штангу. Предварительный каскад усилением сигнала не занимается, но лишь согласует источники с оконечным. Выходной каскад каждого канала построен на двух комплементарных парах биполярных транзисторов — они, кстати сказать, очень оригинально закреплены на радиаторе через наклонную металлическую проставку, вероятно, с целью более эффективной конвекции. 

Номинальная выходная мощность составляет консервативные 125 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и, прямо скажем, не поражает воображение, но учтите, что производитель декларирует также 200 Вт на 4 Ома и 370 Вт на 2 Ома. Масса аппарата при этом превышает 20 кг, так что сомнения в его энерговооруженности очень быстро развеиваются.

Musical Fidelity M8xi

Усилитель с ЦАП Musical Fidelity M8xi

В 1982 году профессиональный кларнетист и заядлый аудиофил Энтони Майклсон основал компанию Musical Fidelity, ставшую за эти годы без преувеличения культовой. «Виной» ли тому маленькие тиражи продукции или существенно отличные друг от друга линейки, всегда неожиданные и вызывающие неподдельный интерес, — сказать сложно, но одно можно утверждать наверняка: у небольшой английской компании есть свой фирменный почерк, который она неизменно соблюдает все эти годы. В мае 2018 года Musical Fidelity была куплена компанией Audio Tuning, которая принадлежит Хайнцу Лихтенеггеру, основателю Pro-Ject Audio.

Модель M8xi — это первый аппарат, разработанный под новым руководством. Фактически это потомок легендарного усилителя А1000, за которым последовали NuVista, TriVista, kW и т. д. Конструктивно он представляет собой предусилитель и два моноблока в одном корпусе, со своими радиаторами, трансформаторами и парой дюжин выходных транзисторов с пиковым током в 200 А. В качестве цифро-аналогового преобразователя установлен конвертер PCM5242. Выходная мощность составляет 550 Вт на канал при нагрузке 8 Ом, 870 Вт на 4 Ома и 1600 Вт на 2 Ома, масса аппарата — почти полцентнера. Ну и не забываем, что в 2020 году он стал лауреатом премии Экспертной Ассоциации Изображения и Звука (EISA) как лучший усилитель.

Creek Audio Voyage i20

Интегральный усилитель с ЦАП Creek Audio Voyage i20

В 1948 году в Лондоне Роберт Крик основал компанию Wyndsor, которая занималась производством катушечных магнитофонов. С 1970 года компания расширила свой ассортимент за счет проигрывателей грампластинок, и примерно в это же время к семейному бизнесу примкнул сын Роберта, Майкл. Прошел еще с десяток лет и Майклу пришла в голову идея «откусить кусок пирога» от производства стремительно набирающих популярность бюджетных интегральных усилителей. В итоге — в 1982 году дебютирует модель CAS4040, которая за 100 фунтов стерлингов могла предложить своему владельцу 10 фунтов классического британского звука. Если быть более точным — звука там было по 40 Вт на канал при нагрузке 4 Ома (подозреваю, что отсюда же индекс усилителя). Забавно, что первый вход был помечен как Disc, но не забываем про дату выхода — компакт-диска тогда еще не было, и диск тут подразумевался виниловый, то есть это был вход на встроенный фонокорректор, причем еще и переключаемый, на ММ либо МС.

Естественно, поначалу всё это традиционно собиралось в гараже, но когда спрос перевалил за сотню аппаратов в неделю, пришлось перебираться в новое здание и искать субподрядчиков. К 1985 году производственные мощности превысили полторы тысячи позиций в месяц и в ассортименте появилась еще одна, более аудиофильская модель, с индексом 4140, без темброблока, но с увеличенной мощностью.

В 90-ые на работу в компанию поступил наш бывший соотечественник Алекс Никитин. Примерно в это же время североамериканский дистрибьютор компании, Рой Холл, заказал у Creek фонокорректор в компактном форм-факторе. Когда Майк попросил Роя дать модели имя, Рой сказал: «Восемь лет назад мне выполнили орхидэктомию, с тех пор дела пошли в гору, так что пусть будет One Ball Hall 8». Хотя возможно это просто еще одна городская легенда...

Говоря о привлеченных специалистах, не следует забывать и знаменитого Джеффри Калта, будущего основателя Resolution Audio, также замеченного в проектировании цифровых устройств для таких компаний, как Ayre и Balanced Audio Technology.

В 2003 году в ассортименте компании впервые появились аппараты с серебристой алюминиевой передней панелью, до этого оформление было исключительно черно-зеленым. Обновление, кстати сказать, коснулось и серии OBH. 2005 год ознаменовался выпуском, пожалуй, самых амбициозных на тот момент аппаратов Creek — CD-проигрывателя и усилителя Destiny. Они же стали и первыми именными, до этого использовались исключительно цифровые индексы. Примерно в это же время начался перенос производственных мощностей в Юго-Восточную Азию. Пять лет спустя появились на свет вторые версии Destiny. И еще одна важная дата в истории компании: в 2007 году был выпущен проигрыватель грампластинок Wyndsor, названный в честь компании отца Майкла. Усилитель i20 относится к серии Voyage, впервые показанной в начале 2019 года на выставке в Бристоле.

Прежде всего стоит отметить корпус — это сталь толщиной 2 мм «по кругу» и полудюймовая алюминиевая лицевая панель. Даже без начинки он весит порядка 5 кг, очевидно, что и для механической стабильности, и для экранирования сигнальных схем это огромный плюс. По сравнению с прототипом в Бристоле глубина корпуса увеличилась на 3 см, потому что в усилителе есть энкодер, для оси которого потребовалось установить дополнительный подшипник (зато теперь он стал инерционным).

В усилителе используется импульсный блок питания, вырабатывающий два рабочих напряжения (25 и 50 В) для обеспечения функционирования выходных каскадов в уже традиционном для Creek классе G. Почему не канонический АВ? Дело в том, что для эстетической составляющей предпочтительней компактные формы, а на практике — класс G меньше греется и тем самым обеспечивает более долгую эксплуатацию техники. Что же до звука — то принципиальной разницы с классом АВ в данном случае нет. Кстати сказать, когда используется второй каскад напряжения — на дисплее усилителя появляется буква G, и, следует отметить, происходит это только на весьма высокой громкости.

В предыдущей серии Evolution выходные каскады были построены с использованием комплементарных пар полевых транзисторов Sanken, STD03P и STD03N (160 В/15 А/160 Вт), они же используются и в i20. Напомню, что Алекс Никитин исповедовал идею о преимуществе усилительных элементов исключительно с N-проводимостью как более линейных. В линейке Destiny как раз и использовался подобный подход. Есть и другие объяснения этой концепции, в частности — ранее далеко не у всех транзисторов были комплементарные пары, поэтому такая реализация была вынужденной. Еще один довод: в случае квазикомплементарного выходного каскада повышаются четные гармоники, в первую очередь вторая, что делает аппарат более благозвучным, хоть и менее правдивым. В любом случае — сейчас победил традиционализм.

Уровень сигнала ранее регулировался посредством резистивной матрицы NJW1194, а сейчас задействована MUSES72320. Выходная мощность составляет 120 Вт на 8 Ом и последовательно удваивается при падении сопротивления нагрузки вдвое и вчетверо. Что же до коммутации, то, помимо традиционных линейных входов, в усилитель можно установить ММ/MC-фономодуль Sequel Mk 4, а в базе имеется Bluetooth aptX HD, оптика, коаксиал и USB, которые обслуживаются конвертером АК4493. Выходной импеданс усилителя не превышает две сотых Ома — это значит, что фактор демпфирования на стандартную 8-омную нагрузку составляет внушительные 400 единиц. Проблем с контролем колонок не предвидится даже в теории.

Michi X3 S2

Интегрированный усилитель с ЦАП Michi X3 S2

Усилитель Michi X3 представлен уже во втором поколении. Он обеспечивает высокое качество звука с музыкальной утонченностью и захватывающей дух детальностью. Цифровое аудио воспроизводится с использованием 8-канального ЦАП ESS SABRE ES9028PRO, сконфигурированного так, чтобы выделить по 4 канала для левой и правой дорожек, снижая за счет этого уровень шума, уменьшая искажения и создавая масштабную звуковую сцену. Поддерживается воспроизведение с источников — аналоговых, цифровых, Bluetooth с кодеком aptX HD, PC-USB с декодированием формата MQA, плюс вход фонокорректора для MM-головок.

Индустриальный дизайн Michi X3 Series 2 впишется в любое пространство. Спроектированный с упором на качество звука, доведенный до совершенства, тщательно изготовленный и легкий в работе, он предназначен как для меломанов, так и для аудиофилов.

Крупный тороидальный трансформатор собственного производства питает изолированные цифровые, аналоговые и сильнотоковые схемы, что снижает шум и помехи. Превосходство X3 в звучании достигается за счет внедрения инноваций и критического инженерного анализа каждой схемы, путей сигналов и аудиокомпонентов, гарантируя, что за изысканным индустриальным дизайном скрывается высокое качество звука. Michi X3 Series 2 выдает по 350 Вт мощности в классе AB на 4-омные колонки. Его звучание отличается музыкальной точностью и исключительной детальностью.

Усилитель оснащен множеством функций для бесшовной интеграции в любые аудиосистемы. На задней панели имеются разъемы для кабельных соединений плюс два комплекта фирменных колоночных клемм Michi с родиевым покрытием, которые обеспечивают подсоединение любых акустических систем, в том числе бивайрингом. Органы управления и дисплей высокого разрешения на передней панели гарантируют легкость работы и простоту конфигурирования с использованием пульта ДУ Michi. Благодаря разъемам RS232 и Ethernet возможна простая интеграция в популярные системы управления, а также обновление программного обеспечения через интернет или с USB-накопителей.

YBA Passion IA350 Mk II

Интегральный усилитель с ЦАП YBA Passion IA350 Mk II

Французская компания YBA была основана в 1981 году, хотя сам Ив Бернар Андрэ в аудиофильском бизнесе вот уже полвека. Первый крупный успех пришел к YBA в 1987 году, когда на выставке, организованной журналом Stereophile в Нью-Йорке, Ив Бернар представил свой интегральный усилитель. Это был объективно рискованный шаг, потому что типичный продвинутый аудиофил восьмидесятых спал и видел у себя дома мощную блочную стереосистему американского производства, но никак не субтильный европейский усилитель номиналом 50 Вт. Тем не менее успех был очевиден — как по отзывам в прессе, так и со стороны покупателей.

Три года спустя компания представила свой дебютный CD-проигрыватель, модель с незамысловатым индексом CD1. Для более качественного воспроизведения компакт-дисков YBA разработали собственную уникальную технологию. Заключается она в том, что поверхность диска подсвечивается специальным синим светотодиодом. Фактически это своего рода оптический дизеринг, то есть подмешивание к излучению считывающего лазера псевдослучайного шума со специально подобранным спектром. Тут можно провести параллели с фотошопом, а можно и с военными радарами — суть дела и тем более его эффективность от этого не меняются.

Сегодня модельный ряд компании состоит из четырех серий — это самая многочисленная Heritage, за ней следуют Genesis и Passion, а флагманская серия носит название Signature и, помимо прочих достоинств, отличается исключительно раздельной конструкцией усилителей (интегральных моделей в ней нет). Несмотря на столь активную деятельность, компания остается достаточно консервативной и придерживается традиционных стереоценностей — кинотеатральных решений в ее модельном ряду нет.

Модель IA350 Mk II Была представлена буквально пару лет назад, она относится к серии Passion, и ее цифровая часть построена на базе пары конвертеров Analog Devices AD1955. Для работы с USB используется контроллер XMOS XU208, с Bluetooth — Qualcomm CSR8675, имеется поддержка в том числе и LDAC. Выходная мощность составляет 115 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и 160 Вт на 4 Ома, а весит аппарат 15 кг.

Vincent SV-700

Интегральный усилитель Vincent SV-700

Торговая марка Vincent появилась на свет в 1995 году, всего через год после создания материнской компании Sintron. В начале 90-х Джос Дерек, страстный любитель Hi-Fi и поклонник ламповых усилителей, стал вынашивать идею производства высококачественных аудиокомпонентов. Конструктивной особенностью будущих изделий должна была стать гибридная схемотехника, использование ламп и широкое применение класса А в усилительных каскадах.

Коммерческий успех компонентам Vincent обеспечил специалист по экономике и международным торговым связям Уве Бартэл. Он понимал — чтобы пробиться на тесный европейский аудиорынок, нужно было предложить что-то особенное. Например, уникальное соотношение цена/качество. Главный способ достичь этого — снизить издержки производства. Как известно, в индустрии электроники все дороги нынче ведут в Китай. Там и было налажено производство модельного ряда Vincent, что позволило существенно уменьшить затраты на изготовление. Для дальнейшего снижения себестоимости продукции оставалось увеличить объемы производства и сбыта.

Ключевым событием, оказавшим решающее влияние на судьбу Vincent, стало знакомство в 1998 году Уве Бартела с профессором Хо, известным китайским специалистом в области полупроводников. Во-первых, при содействии Хо в Китае была открыта собственная фабрика Vincent. Во-вторых, сотрудничество с Хо и его командой квалифицированных инженеров привело к созданию в Китае филиала проектно-конструкторского бюро Vincent, благодаря чему ускорилась разработка новых моделей. И, наконец, именно профессор Хо помог Бартелу наладить сбыт продукции в Китае и других странах Юго-Восточной Азии.

Первой моделью Vincent стал интегральный транзисторный усилитель Vincent SV-231, который стабильно работал с 1-омной нагрузкой, а первые 25 Вт вообще функционировал в чистом классе А. Этот аппарат вызвал живейший интерес среди любителей Hi-Fi сначала в Германии, а затем и в других странах Европы. 

На выставке в Лас-Вегасе в январе 2015 года компания Vincent, отметившая свое 20-летие, представила новые модели серии tubeLine, в том числе и полный усилитель SV-700. Внешность аппарата можно было бы назвать предельно лаконичной, если бы не подсвеченный «иллюминатор» на передней панели, демонстрирующий выпрямитель блока питания на кенотроне 6Z4. Яркость подсветки регулируется с комплектного пульта ДУ в металлическом корпусе.

Помимо выпрямителя, блок питания содержит массивный тороидальный трансформатор номиналом в 500 Вт и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 80 тысяч мкФ. В предварительных каскадах установлена пара двойных триодов 12AX7 и две пары 12AU7. В распоряжении пользователя имеются один балансный вход, три небалансных, а также оптический и коаксиальный цифровые, на базе конвертера PCM5100. Уровень сигнала регулируется 4-канальным моторизованным потенциометром Alps, а в выходных каскадах установлено 8 комплементарных пар биполярных транзисторов Toshiba, 2SA1943 и 2SC5200 (230 В/15 А/150 Вт). Любопытно, что эти полупроводниковые элементы часто встречаются в продукции европейских компаний и даже японских, но ни разу — в американских усилителях. Совпадение или сознательный звуковой почерк?

Усилитель может функционировать как в традиционном режиме класса АВ, так и в аудиофильском А, вдвое менее мощном, но с гораздо большей теплоотдачей. В инструкции даже оговаривается, что переключаться в АВ есть смысл только с точки зрения более комфортного терморежима. Ну или при желании устроить дискотеку не только в квартире, но и во дворе.




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!