+7(495)755-55-60
+7(800)555-51-52
бесплатно по России
Ваш личный
эксперт
в электронике
Мы Вам перезвоним
Регистрация
  • Имя

  • Телефон

  • E-mail

Статьи

16:9 или 4:3

В технических спецификациях, рекламных материалах и обзорах техники, связанной с просмотром фильмов и телепрограмм, неизменно фигурирует информация о формате изображения. За этими числами стоит вполне определенный параметр - aspect ratio. Что о нем нужно знать, и как он влияет на комфортность просмотра?

Основной задачей разработчиков современной аудио- и видеотехники является стремление к достижению максимально возможного качества изображения и звука, приближенного к естественному. Особенно остро этот вопрос стоит для производителей комплектующих "домашних кинотеатров". Именно здесь над созданием кинопространства трудятся всевозможные звуковые процессоры, декодеры, акустические компоненты и, конечно же, устройства отображения, заслуживающие не меньшего внимания. Как и в звуке, в изображении грань восприятия зависит от множества составляющих. Одной из них является соотношение ширины и высоты прямоугольной "картинки", которое называется форматом.
Задолго до появления кино и телевидения Леонардо да Винчи открыл так называемое "золотое сечение". Он доказал, что наиболее гармоничным для человека выглядит прямоугольник с соотношением сторон 13:8 (то есть на 13 единиц ширины должно приходиться 8 единиц высоты). Это фундаментальное открытие, оказавшее большое влияние на развитие живописи, с появлением фотографии (а позднее и кино) дошло до нашего времени. Правда, в кинематографе эта пропорция была скорректирована, и сегодня среднее значение пропорций киноэкрана - 2,35:1. Здесь учтено еще одно правило: чем шире изображение, тем реалистичнее кажется увиденное.
С появлением телевидения подход к формату изображения претерпел значительные изменения. Производство для телевизоров электронно-лучевых трубок с широким горизонтальным сечением долгое время было технологически сложно и слишком дорого, к тому же сама концепция массового вещания опиралась на совершенно иные принципы, отодвигая задачи изобразительности и реалистичности на второй план. Телевидение само по себе будоражило воображение масс, и реалистичность телепрограмм представлялась фактором второстепенным, хотя и само собой разумеющимся. Потому появление и дальнейшее распространение формата изображения 4:3 можно считать закономерным.
Став развлечением номер один, "ящик" много лет олицетворял будущее, где из всех средств досуга сохранится "одно сплошное телевидение". Не стоит забывать, что телевизор был первым "устройством персонального досуга", сочетавшим в себе четкую проекцию реального времени и постановочные элементы развлечений. Новые технологии того времени привнесли основательные изменения в повседневную жизнь. Чтобы насладиться шоу, уже не нужно было покидать свой мягкий диван: достаточно щелкнуть кнопкой. Многообещающая ТВ-индустрия, подпитываемая огромными инвестициями, чуть не погребла под собой кино, только начавшее тогда выходить на новый качественный уровень. Из года в год широкоэкранный прокат терял своего зрителя и был вынужден адаптироваться к новым вкусам и привычкам аудитории.
В 80-х годах XX века развитие VHS и появление первых видеомагнитофонов, способных "засунуть большой мир кино в эту маленькую коробочку", не лучшим образом сказались на посещаемости кинотеатров, однако вплотную приблизили к кино сложившийся стереотип "персонального просмотра". Телевидение приучило потребителя в полной мере получать то, что он хочет, там, где ему это удобно.
Таким образом, история телевизионного формата подошла к своей развязке, оставив в каждом доме, в каждой квартире по телевизору (а то и по несколько) с соотношением сторон экрана 4:3. Почва к появлению домашних кинотеатров была подготовлена, искусство спасено, прежним остался только вопрос о целостности изображения.
Тем временем кинематограф переживал свое новое рождение. Одновременно производители техники искали новый носитель, способный, при невысокой стоимости, хранить информацию, адекватную параметрам изображения и звука в высококлассных кинозалах. На смену VHS пришел формат DVD, открывший дорогу развитию индустрии домашних кинотеатров. Цифровые технологии позволили не только хранить и передавать аудиоинформацию, способную в полной мере реализовать настоящую киноатмосферу на дому, но и повысить качество изображения. Стал возможным домашний просмотр кинокартин в их истинном, широком формате. Благо, теперь есть на чем это делать: потребителю предлагаются широкоформатные телевизоры, проекторы для домашних кинотеатров и даже плазменные панели на любой вкус и кошелек. Они и различаются между собой по соотношению сторон, а следовательно, и по целостности воспроизведения "широких" форматов.
Их всего два основных: 2,35:1 (21:9) - широкий киноформат, в котором снято большинство художественных фильмов, и 16:9 (1,78:1). Именно с формата 16:9 началась эра полноценных домашних театров, это самый распространенный на сегодняшний день широкий формат, обещающий в ближайшем будущем вытеснить привычный телевизионный 4:3. Реже встречается промежуточный вариант с соотношением сторон 1,85:1.

Широкоформатный фильм на обычном телевизоре

DVD-фильмы сегодня выпускаются в формате 16:9, несмотря на то, что аппаратуры, рассчитанной на соотношение сторон картинки 4:3, пока большинство. С другой стороны, телевизионные стандарты PAL и NTSC не позволяют транслировать широкоэкранные фильмы ни в каком другом формате, кроме 4:3. Для разрешения этого противоречия было разработано несколько способов "упаковки" широкоформатной картинки в телевизионный кадр. В конечном итоге при сжатии изображения получается картинка широкого формата, физически записанная в формате 4:3.

Letterbox ("Почтовый конверт")
Такой способ сжатия получил свое название из-за использования черных полос вверху и внизу изображения. Принцип весьма прост: картинка широкого формата просто переписывается в кадр формата 4:3 без каких-либо искажений и изменений. При просмотре на обычном телевизоре фильма, сжатого таким способом, часть изображения зритель не увидит, так как картинка обрезается по краям справа и слева. А для владельцев широкоэкранных телевизоров "конверт" весьма удобен: с помощью режима Movie Expand (см. далее) они могут настроить изображение так, что оно будет выводиться на экран без потерь.
Letterbox на широкоэкранном телевизоре

Anamorphic
Другой способ сжатия реализуется с использованием "анаморфных линз" (anamorphic lens). В этом случае происходит компенсация изображения, правда, влекущая за собой некоторое искажение картинки. При записи анаморфированного изображения широкоформатная картинка растягивается по вертикали и записывается в кадр формата 4:3, а при воспроизведении - сжимается до исходных размеров. Качество изображения при этом несколько ниже, чем при Letterbox, где картинка сохраняется в кадр формата 4:3 без искажений.

Movie Compress
При таком способе изображение 16:9 во время записи пропорционально сжимается только по горизонтали. При воспроизведении на обычном экране формата 4:3 объекты выглядят тоньше, однако горизонтальная целостность картинки не утрачивается. Фильм, сжатый Movie Compress, можно смотреть в исходном виде на широкоэкранном телевизоре. Для этого нужно просто установить режим Widescreen, и изображение пропорционально растянется и заполнит весь экран. В некоторых обычных телевизорах существует возможность включения режима Movie Compress в том случае, если горизонтальной целостности изображения вы предпочтете его корректное воспроизведение. Эта функция позволяет сжать картинку по вертикали и восстановить ее исходные пропорции - 16:9. Но тогда на экране обычного телевизора появится уже знакомый "почтовый конверт".
В результате преобразования Widescreen возникает незначительное искажение картинки по краям широкоформатного экрана


Pan & Scan
Данный метод заключается в том, что изображение урезается до размера, соответствующего формату 4:3. Само по себе это является уже не сжатием, а лишь некоей адаптацией к телевизионному формату. Сам процесс Pan & Scan протекает на киностудии с участием режиссера и монтажера картины. Они и принимают решение, какую часть широкоформатного изображения отсечь и как получить наиболее информативный фрагмент в формате 4:3. Для этого на оригинальный кадр накладывается рамка. Если "важное" действие фильма выходит за ее пределы, рамка смещается так, чтобы сохранить на экране значимое изображение. При этом, естественно, часть картинки теряется. Потери от такого преобразования составляют 20% для фильма, снятого в формате 1,85:1, и 40% - для фильма в формате 2,35:1.

Телевизионное изображение в широком формате

Чтобы сделать широкоэкранную технику более удобной для просмотра программ в формате 4:3, ее снабжают дополнительными функциями, позволяющими эффективно использовать пространство, в частности, убирать черные полосы вверху и внизу экрана при трансляции широкоформатных лент.

Movie Expand
Это средство, позволяющее заполнить экран формата 16:9 изображением формата 4:3. Меньшая картинка расширяется, заполняя темные полосы по бокам изображения на экране. Но, к сожалению, расширяется она и по вертикали, вверх и вниз, поэтому часть изображения сверху и снизу "отрезается". Правда, если в формате 4:3 транслируется широкоформатный кинофильм (с черными полосами над и под изображением), то черные полосы, видимые на простом телевизоре, на широкоэкранных исчезают и изображение не страдает, поскольку восстанавливаются его исходные пропорции.

Widescreen
Эта технология применяется в широкоэкранных телевизорах для растяжения изображения формата 4:3 на весь экран. Но в этом режиме, в отличие от Movie Expand, потери части изображения сверху и снизу экрана не происходит, так как картинка растягивается только по горизонтали. Правда, в результате преобразования возникает незначительное искажение.
Улучшает изображение в режиме Widescreen технология Panoramic View. Изображение формата 4:3 также растягивается по горизонтали, но неравномерно: минимально в середине и посильнее - по краям. Тогда в середине изображения, которая является центром внимания зрителя, искажения отсутствуют. По краям изображения искажения нетак сильно видны, и поэтому не мешают полноценному просмотру. Вместе с тем, усечения частей изображения сверху и снизу не происходит. Это очень важно при просмотре фильма с субтитрами.

Tilted Movie Expand
Процесс преобразования изображения в этом режиме схож с техникой Movie Expand, но он дает возможность перемещать изображение по вертикали. Этот дополнительный нюанс был разработан специально для удобства просмотра фильмов с субтитрами. Изображение в формате 4:3 увеличивается, но так, чтобы не потерять нижнюю часть картинки, отведенную под субтитры. Иногда достаточно просто передвинуть картинку вверх...

Widescreen Plus
По стандартам PAL и SECAM, в которых ведется телевещание, изображение состоит из 576 линий. Во время трансляции широкоформатного фильма в формате 4:3 изображение занимает только 432 линии, а остальные образуют черные полосы. При просмотре такого фильма на широкоэкранном телевизоре с включенной функцией Movie Expand строчная структура кадра становится очень заметной. Для устранения этого недостатка разработан метод Widescreen Plus. В этом режиме специальное устройство телевизора путем пересчета восстанавливает недостающие строки изображения.

Телевидение завтра

Дополнительные функции широкоэкранной техники призваны решать недостатки устаревающего формата, в котором вещает все мировое телевидение. Однако в ряде стран стал появляться и получать большое распространение новый стандарт HDTV (High Definition Television), принятый в США еще в 1996 году.
Свое название - телевидение высокой четкости - оно получило за способность на частоте одного канала NTSC передавать два канала с разрешением 1080 строк или 4 канала с разрешением 720 строк. Формат изображения в стандарте HDTV - 16:9. Ничего не скажешь - телевидение будущего. Сегодня в Австралии и Японии на HDTV перешли почти все телекомпании. В Европе открытие HDTV-каналов только планируется. А там, глядишь, и до нас дойдет.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.


Автор: Юрий Быченков

Источник: Russian Digital октябрь, 2003


Возврат к списку Обсудить

08.11.2013
Акустические стойки ATACAMA NEXUS 7I (video)

Акустические стойки ATACAMA NEXUS 7I (video)

Будет не только интересно, но познавательно! Сегодня в нашем обзоре – стойки для полочных акустических систем ATACAMA NEXUS 7I. Эксперт расскажет, как у этих массивных стоек верхняя и нижняя площадки, а также полые опоры стягиваются специальным винтовым креплением, чтобы они могли выдержать вес до 25 кг., а также даст небольшие практические рекомендации по эксплуатации этих незаменимых помощников в вашем доме.
11.11.2013
Кресла BELLO HTS 100BN (video)

Кресла BELLO HTS 100BN (video)

Все для вашего комфорта – наш обзор о базовой модели кресла Bello для приятного просмотра домашнего кинотеатра. Эксперт с особым удовольствием познакомит вас с этой удобной и стильной мебелью, продемонстрирует её возможности и механизм работы. Посмотрите наш ролик, чтобы оценить все прелести этого предмета интерьера.
14.11.2013
Пульт ДУ UNIVERSAL REMOTE CONTROL MX 350 (video)

Пока отзывов нет, Ваш отзыв станет первым.

   На сегодняшний день защита персональных данных является одним из приоритетных направлений в обеспечении информационной безопасности большинства компаний. Это не только показатель надежности и солидности любой уважающей себя организации, но и требование бизнеса и законодательства. Необходимость обеспечения безопасности персональных данных в наше время ― объективная реальность, поэтому они нуждаются в самой серьезной защите. Каждая компания непременно хранит и обрабатывает данные о сотрудниках, клиентах, партнерах и поставщиках. Утечка или несанкционированное изменение персональных данных приводит к невосполнимому ущербу и даже потере репутации. Кроме того, государство требует от организаций обеспечить надежную защиту персональных данных. В январе 2007 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных», который регулирует отношения, связанные с обработкой, хранением и передачей сведений.

    Действуя строго в рамках законодательства и понимая всю важность этого вопроса, Интернет-магазин PULT.ru в полной мере защищает интересы своих сотрудников, клиентов, партнеров и поставщиков и обеспечивает максимальную конфиденциальность их персональных данных. С нами работать безопасно и надежно!

Максимальное количество товаров для сравнения 50.

Для дальнейшего добавления необходимо удалить часть из уже находящихся в сравнении товаров.

Перейти на страницу сравнения