Тест напольной акустики Klipsch RF-7III: чистый референс | Stereo.ru
Компания Klipsch не разменивается по мелочам и даже младшие модели позиционирует как референсные (конечно же, в своей ценовой категории). При этом внутри модельного ряда любой компании есть собственный абсолютный референс, определяющий фирменный характер звучания и задающий направление развитие для всех остальных серий. Монстры вроде Klipschorn или La Scala на эту роль не подходят, ведь это современные воплощения легендарных моделей — совершенно иной жанр. Актуальным же флагманом линейки является Klipsch RF-7III. Это и есть тот самый искомый референс для Reference.
Номер три
Римские цифры III в обозначении модели недвусмысленно намекают, что перед нами не первая версия флагмана. При этом столь же очевидно, что ключевые технологические решения этой модели по крайней мере внешне выглядят так же, как и у колонок с куда более скромным ценником.
Совместим эти два факта и придем к выводу, что современные младшие модели Klipsch являются близкими родственниками акустики RF II. Однако ценовой разрыв между младшими Reference и старшими RF довольно значителен, а это — повод разобраться более детально, в чем же конкретно Klipsch RF-7III превосходит все остальные модели.
Слышать, а не видеть
Отличать колонки Klipsch друг от друга на глаз не сверяясь с шильдиками — особое искусство, которое лично я пока не освоил. То ли это серия Reference, то ли Reference Premier, то ли флагманская пара RF — с ходу не разберу. На первый взгляд отличаются они только габаритами да отделкой, которую можно разглядеть только вблизи.
По этой причине определить «по фотографии», что же нового и прогрессивного применили в RF-7III, не представляется возможным. Но сразу дам жирный спойлер: отличить колонки друг от друга на слух не составит труда. Это провоцирует закономерный вопрос: «что же такого было сделано, если снаружи все одинаковое, а качество звука совершенно разное?!»
Отвечаю по пунктам. Рупор на вид действительно очень знаком и по сути он не изменился. Это квадратный Tractrix с раскрытием 90° по вертикали и горизонтали. Его невидимая часть — драйвер — была существенно доработана и имеет мало общего с драйверами, которые устанавливаются в младшие версии колонок.
Магнит у серии RF значительно больше, а при последней доработке особое внимание уделили фазовыравнивающему элементу, отвечающему за согласование излучателя с рупором. В результате доработки АЧХ в точке прослушивания стала ровнее, чем получалась с предыдущей версией драйвера.
Средне-низкочастотные динамики тоже выглядят абсолютно знакомо. И точно также не имеют ничего общего с динамиками младших серий кроме фирменной медной расцветки. У младших колонок полимерный материал покрыт медью, здесь же используется металлокерамика. Как следствие — меньше масса подвижной системы, выше жесткость, меньше деформаций конуса, а звучание точнее и чище.
Схема включения НЧ-излучателей не афишируется производителем, указана лишь одна частота раздела 1 300 Гц, что косвенно говорит о двухполосной конструкции. А судя по спектру излучения среднего и нижнего динамиков, перед нами вполне традиционные 2,5 полосы. Так или иначе — трехполоской тут даже не пахнет, и это вполне в духе Klipsch.
Никаких догм и предубеждений — только практичность, рациональность и работа на результат. Для инженеров компании явно первичен звук, а распространенные идеи о том, какая конструкция должна быть у флагманской акустики, отправляются в дальнее пешее путешествие со всем известной точкой назначения. Дедушка Пол одобрил бы такой подход.
Любопытно, что корпус при этом разделен на два независимых отсека, каждый из которых имеет собственный щелевой фазоинвертор, оформленный опять же в рупор Tractrix. Разделение корпуса решило проблему стоячих волн и избавило от резонансов, возникающих при наложении друг на друга излучения двух динамиков.
Рупорный выхлоп избавляет от турбулентности и прочих переходных процессов, неизбежно возникающих на выходе фазоинвертора. Справедливости ради отметим, что точно такие же порты имеются и у младших моделей, тут отличий никаких, просто констатируем факт их наличия и в старшей.
Знакомо до боли
Что же касается дизайна, тут Клипши остались верны себе. Каких-либо затейливых форм или невероятных изысков нет даже близко. Суровый черный прямоугольник с грилями «в пол» либо медные «блины», увенчанные агрессивным большим рупором — вот вам два варианта общего вида на выбор. Впрочем, для флагмана было сделано исключительное дополнение.
Материал отделки — мебельный шпон, и даже есть возможность выбора расцветок: традиционный черный дуб, вишня и орех. Неслыханная по меркам Klipsch щедрость и роскошь! Надо признать, шпон очень качественный, приятный на ощупь, дающий ощущение живого дерева и без 10 слоев царапающегося лака — опять же очень практично.
В качестве бонуса для тех, кто по-прежнему надеется увидеть в модели Klipsch RF-7III признаки эксклюзивности и элитарности, присущие акустике в этой ценовой категории, есть еще один небольшой штрих. Производство этой модели находится в городе Хоуп, штат Арканзас. Поэтому если «made in U.S.A.» для вас не пустой звук — наслаждайтесь!
Сцена и характер
Если стоять совсем близко к Klipsch RF-7III — от метра и менее, — вы не поймете в звуке ровным счетом ничего. Сцена рассыпается на составляющие: твитер и СЧ/НЧ-секция разделены, но уже с дистанции 1,5–2 метра и далее картина внезапно складывается, а стыковка полос становится бесшовной.
Сложнее всего было принять тот факт, что система звучит столь ровно, сбалансированно и детально без какой-либо рум-коррекции и прочих хитростей, выравнивающих фазовую и частотную характеристики. Впрочем, эту историю мы разбирали еще при знакомстве с моделями Reference.
Физика процесса понятна — направленное излучение минимизирует паразитные отражения от стен, пола и потолка, фокусируя весь звук в точке прослушивания, а остальное — дело техники. Точнее говоря, вопрос таланта и дотошности разработчиков. Однако привыкнуть к этому я пока не успел, так что по-прежнему удивляюсь.
При прослушивании Klipsch RF-7III использовалась пара усилителей: гибридный Magnat RV4 с ламповым предварительным каскадом и чисто транзисторный Parasound HINT 6.
В обоих случаях акустика давала понять, с каким аппаратом мы имеем дело, но не особенно это подчеркивала и не выделяла его характер. С гибридником можно было заметить ламповую теплоту и богатство тембров, но внимание все равно концентрировалось на музыкальном образе, а не на характерной окраске звука.
С чисто транзисторным усилителем звучание получалось чуть суше, заметно ритмичнее и острее на верхах, но опять же — музыкальность оставалась главным приоритетом. В результате ритмичную и быструю музыку мне больше понравилось слушать на чистом транзисторе, а на расслабляющих мелодичных треках гибридный усилитель добавлял звуковой картине красоты и наполненности.
Впрочем, мы здесь собрались не для того, чтобы обсуждать заслуги усилителей. Оба усилителя в принципе нельзя назвать слабыми — на 8 Ом они выдают 110 и 160 Вт. Но Klipsch RF-7III даже на их фоне совсем не малыши — в рабочем режиме они спокойно потребляют до 250 Вт, а максимально способны переварить 1 кВт! При таком раскладе риск потери контроля низких частот и слышимый дефицит мощности — вполне реальные угрозы.
По факту же ручку громкости хоть и приходилось уводить далеко вправо, проблем с контролем или запасом громкости не возникло. Докрутить ручку до предела было достаточно проблематично, т.к. звуковое давление становилось запредельным, но даже в этой ситуации ни колонки, ни усилители не сдавались — искажений и иных признаков перегрузки я не услышал. Возникло ощущение, что перед нами надежная профессиональная акустика, готовая озвучивать стадионы, но соответствующая высшим требованиям Hi-Fi.
Klipsch на максималках
В звучании Klipsch RF-7III однозначно угадывались фирменная открытость и детальность, все нюансы записей честно выкладываются на суд слушателя, но повторюсь в очередной раз — не в ущерб музыкальности. Очень понравилось, как акустика работает с НЧ-диапазоном. Никакой гулкости, попытки имитировать работу сотни сабвуферов и вообще никакой гипертрофии баса, которой так часто наделяют напольники.
Фазоинверторы качают воздух с небольшой интенсивностью и никак особенно себя не проявляют, акустика звучит четко и точно, словно имеет закрытое оформление. По глубине баса нет никаких претензий, нижние ноты звучат не намеками, а очень даже уверенно. Слушать бас-гитару Миллера или контрабас Бромберга — сплошное концентрированное удовольствие и ничего более.
В полной мере эта модель демонстрирует способность фирменных рупоров формировать шикарную и чистую звуковую сцену в любых, даже акустически не подготовленных пространствах. Пока слушал новый концертный альбом Жана Мишеля Жарра, записанный в соборе Нотр-Дам-де-Пари, отметил, что могу в полной ощутить даже высоту потолков, не говоря уж о том, что при прослушивании стереозаписи звук буквально окружал меня со всех сторон.
Высокое разрешение, артикуляция и отличная тональная сбалансированность буквально провоцируют на обращение к сложным музыкальным жанрам. Кто-то захочет стряхнуть пыль с коллекции авангардного джаза или экспериментальной электроники, а я бы первым делом переслушал на Klipsch RF-7III дискографию Blue Öyster Cult, после чего переключился бы на King Crimson (в хронологическом порядке релизов).
Очень интересно наблюдать за музыкальными хитросплетениями в текущем моменте и при этом ощущать, как растет качество записи и профессионализм музыкантов от альбома к альбому. Жаль, что в рамках теста пришлось ограничиться лишь несколькими треками.
С более грубой и прямолинейной музыкой — будь то танцевальная электроника или пауэр-металл — акустика работает не менее уверенно и выдает не менее впечатляющий результат. Тут все зависит от предпочтений слушателя, а не от потенциала акустики.
Классика и современность
На самом деле хвалить Klipsch RF-7III несложно и это можно делать сколь угодно долго, особенно если вам нравится собранный и четкий звук, сочетающий мониторную точность с выразительностью и музыкальностью. Однако всякий тест подразумевает поиск слабых сторон модели. И тут все становится сложнее.
Музыкального материала, с которым акустика бы не справилась или сделала звучание откровенно скучным, бледным, сухим или неинтересным, обнаружить не удается. Некие пристрастия можно определить по тому, что Билли Айлиш звучит чуть более захватывающе, чем Билли Холидей, а AC/DC с альбома «PowerUp» кажутся более задорными, чем они же 30-летней давности.
Но, по-моему, результат в этом случае определяет исходное качество записей. В новых релизах чисто технически больше звуковой информации — отсюда и разница в восприятии. Так или иначе, элементарная замена контента или усилителя закрывает все вопросы и позволяет добиться желаемого характера звучания.
Итог
Акустика Klipsch RF-7III со свойственной американцам прямолинейностью и непосредственностью, балансирующей на грани с откровенной грубостью, ломает сложившиеся стереотипы о том, какими должны быть референсные колонки.
Нагромождения динамиков и супермногополосности нет — даже до чистых трех полос, похоже, не дотянули. Вычурного дизайна, откровенной элитарности и роскоши также нет — шпон можно найти и на моделях в разы дешевле. Одним словом, с первого взгляда не определишь наверняка: флагман это или одна из моделей базовой линейки.
При этом направленный рупор и традиционные динамики состыкованы бесшовно, и на слух невозможно идентифицировать, звучит ли это компрессионный рупор или инициативу уже перехватил металокерамический средне-низкочастотник.
Крупные корпуса с двумя 10-дюймовыми басовикам и солидными фазоинверторами не гудят и не забивают комнату басом в большей степени, чем это подразумевает фонограмма. Все на своих местах и не вызывает нареканий. Чистый референс.
Получается, что в Klipsch RF-7III буквально все идет вопреки сложившимся представлениям и ожиданиям, применяемым к акустике такой цены. Все кроме одного: звучат эти колонки на все свои деньги и даже больше.
Еще одно важное наблюдение касается линейки в целом. Тут наблюдается исключительная однородность звукового почерка: от самых младших напольников до флагмана линейки. Конечно же, это не уникальное свойство данного производителя, но подобная однородность стиля и преемственность вызывает уважение. Переходя от одной модели к другой, можно быть заранее уверенным в результате.
ДОСТОИНСТВА:
Прозрачный и динамичный звук, отличная детальность, лояльность к выбору усилителя, высокая чувствительность
НЕДОСТАТКИ:
Дизайн на любителя
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:
Количество полос: 2
ВЧ динамик: 44,5 мм алюминиевый купол в компрессионном рупоре Tractrix
СЧ/НЧ динамик: 2 х 254 мм, металлокерамический диффузор
Диапазон частот: 35–25 000 Гц (±3 дБ)
Чувствительность: 100 дБ
Мощность: 250 Вт (постоянная) / 1 000 Вт (пиковая)
Импеданс: 8 Ом
Частота раздела кроссовера: 1 300 Гц
Акустическое оформление: фазоинвертор
Габариты: 352х1 245х454 мм
Отделка: натуральный шпон (черный дуб, вишня, орех)
Масса: 44,1 кг
Оригинал материала на сайте Stereo.ru: «Тест напольной акустики Klipsch RF-7III: чистый референс»- 1
- 0
- 74
- 0
- 0
- 80