Cравнение ЭЛТ, LCD, плазмы и проектора
Если спросить знатока и любителя домашнего кино, что следует предпочесть в качестве устройства отображения в домашнем кинотеатре, его ответ будет однозначным: безусловно, проектор. Однако мнение, что только видеопроекционная система способна обеспечить подлинную реалистичность картины, как в настоящем кинотеатре, верно только отчасти. Существует множество факторов, обойти которые можно, лишь используя альтернативные пути.
О часто звучащем в "околопроекторных" разговорах словосочетании "бюджетные решения" дистрибьюторы известных в "театральном" мире брендов шутят: "Конечно, можно и простыню в коридоре повесить, и найти что-нибудь, что бы на нее светило, но будет ли это кино?" Ирония не беспочвенна. Выбор устройства отображения для домашнего кинотеатра зависит, в первую очередь, от размеров помещения, которое вы готовы предоставить. Второй вопрос, конечно, в том, сколько средств вы можете на него потратить. И если денежная сумма, в общем, варьируется, то величина пространства, как правило, остается ключевым фактором. Представьте себе, что вы находитесь в обычном кинотеатре, где есть места поближе и подальше, но в среднем расстояние от зрителя до экрана составляет две-четыре его диагонали. Это соотношение стоит сохранить и в кинотеатре домашнем. Остальные критерии выбора определяются удобством, функциональностью, личными предпочтениями или просто привычкой.
Телевизор
Самым простым "бюджетным" вариантом для домашнего кинотеатра остается CRT-телевизор. Широкоформатный вариант с соотношением сторон 16:9 лучше предпочесть всему остальному изначально. Популярная модель с диагональю 29-33" будет логично сочетаться с "коробочными" театрами. Здесь, как и в целом при компиляции техники, нужно руководствоваться простым правилом: вся она должна быть одного класса. Иначе затраты будут неоправданными. А чтобы не ломать лишний раз голову над подбором подходящего саунд-комплекта, следует помнить о том, что многие телевизоры уже оснащены и декодерами объемного звука, и акустической системой с сабвуфером. Этот вариант хорош для сравнительно небольших помещений (до 30 кв. м), и, например, гостиную такой комплект выгодно преобразит.
Правда, есть у него и свои недостатки. Не в пользу CRT-телевизора говорит электромагнитное излучение от кинескопа. | |
Телевизор RTX 5IM2 GRAND CINEMA: весь интерьер домашнего кинотеатра стоит выдержать в стиле этого красавца!
|
И хотя в современных моделях уровень излучения заметно снижен, так что в совокупности со 100-герцовой разверткой нагрузка на глаза зрителя и вред для его
|
При неплохом качестве изображения и долгом сроке эксплуатации (7-10 лет) у CRT-телевизоров существуют ограничения по допустимым размерам. Главным образом они касаются электронно-лучевых трубок. Выпускать трубки с большой диагональю не только невыгодно: вес такого устройства составил бы более 100 кг. При желании получить более масштабное качественное изображение придется подумать о другой технике. Поэтому при наличии большего свободного пространства и серьезных "театральных" амбиций оптимальный выбор — проекционный телевизор. В нем изображение проецируется на встроенный экран, проходя сложный путь системы оптических линз, призм и зеркал, скрытых в корпусе. За счет этой технологии картинка увеличивается, и диагональ "проекционников" составляет от 41 до 61". Такой телевизор, безусловно, менее вреден, но его изображение по качеству уступает CRT, именно из-за применения большого количества искажающих картинку линз и зеркал. Как заявляют некоторые производители, в самое ближайшее время ситуация изменится. Их слова подтверждает выход нашумевшего проекционного телевизора нового поколения RTXSIM2 GRAND CINEMA. Его картинка просто заставляет забыть, что перед вами "проекционник", и это неудивительно, ведь RTX имеет параметры, близкие к "плазме" и, что самое важное, обеспечивает адекватную цветопередачу: контрастность 2000:1, разрешение до UXGA при частоте смены кадров 100 Гц.
В линейке RTX представлены модели с диагоналями экранов 45 и 55", в суперстильных корпусах. Телевизор выглядит монолитно и концептуально: к RTX SIM2 GRAND CINEMA приложил руку "гуру" промышленного дизайна — сам Георгио Револьдини. Немного отстраненный назад силуэт, вырастающий из плоского основания и визуально утяжеленный красным треугольником тыловой стороны, в первый момент создает впечатление, что эта вершина инженерной мысли, стоимость которой, кстати, укладывается в два десятка тысяч долларов, при малейшем толчке обрушится на пол. И — о чудо! — этого не происходит, хотя некоторое время падения с трепетом ожидаешь, любуясь гранитной чернотой фронта, расширяющейся по высоте и визуально раздвигающей пространство экрана. Весь интерьер домашнего кинотеатра стоит выдержать в стиле этого красавца! RTX завораживает дизайном корпуса и качеством картинки, с легкостью влюбляя в себя даже самого преданного поклонника "плазмы". Того же нельзя сказать о весе моделей: 60- и 70-килограммовые аппараты явно не рассчитаны на частые перестановки. Да и габариты их не позволяют особенно развернуться. Поэтому, если легкость и компактность в рамках вашего интерьера необходимы, жидкокристаллические телевизоры и плазменные панели придутся вам больше по вкусу.
Жидкокристаллический телевизор и плазменная панель
Популярность плоских панелей и некоторый ажиотаж вокруг них полностью построены на их способности занимать минимум места по сравнению с CRT- и проекционными телевизорами при достаточно большой диагонали. Такой экран, например, можно повесить на стену в спальне либо расположить в центре гостиной и достичь таким образом наиболее правильных пропорций просмотра. В этом случае панель не будет доминировать, смещать пространственные акценты. Тонкий корпус занимает минимум площади и придает интерьеру своеобразную футуристичность.
Жидкокристаллический телевизор построен по принципу TFT-монитора, с присущими ему недостатками и достоинствами, а с плазменной панелью все обстоит намного интересней. Принцип действия PDP (Plasma Display Panel) основан на свечении специальных люминофоров при воздействии на них ультрафиолетового излучения. Оно возникает при электрическом разряде в среде сильно разреженного газа (плазмы). При таком разряде между электродами с управляющим напряжением образуется проводящий "шнур", состоящий из ионизированных молекул. Подавая управляющие сигналы на вертикальные и горизонтальные проводники, нанесенные на внутренние поверхности стекол панели, схема управления PDP осуществляет соответственно "строчную" и "кадровую" развертку растра. При этом яркость каждого элемента изображения определяется временем свечения соответствующей ячейки плазменной панели: самые яркие горят постоянно, а в наиболее темных местах — вовсе не "поджигаются". | |
Даже самый простой экран обеспечивает получение изображения более крупного, чем на плазменной панели или проекционном телевизоре
|
Светлые участки изображения на PDP светятся ровно и не мерцают, как, например, в кинескопе, где частота мерцания утомляет зрение. Но на этом список достоинств "плазмы" не заканчивается. PDP не создает вредных магнитных и электрических полей (и вообще каких-либо вредных для здоровья излучений), свойственных электронно-лучевым
|
Еще одна маленькая деталь, пожалуй, не оставит равнодушными к этой новой технологии даже домохозяек: плазменная панель не притягивает пыль! Это тоже следствие отсутствия излучения, на которое и реагируют мелкие частицы. Особенно важно обратить на это внимание при размещении акустики кинотеатра. На обычный телевизор неэкранированная акустика может наводить довольно сильные помехи — они могут привести к искажению изображения, и вам не удастся полноценно посмотреть кино без перемещения наводящего элемента. Это крайне неудобно, например, в том случае, если источником магнитного поля является центральный канал, который в идеале должен находиться максимально близко к устройству отображения для получения наиболее реалистичной картины. С PDP вы просто забудете об этой проблеме.
Однако и здесь не все так идеально, как кажется на первый взгляд. Настоящие "киношники" отмечают в "плазме" не совсем корректную, по сравнению с их любимыми проекторами, передачу цвета, кроме того, плазменная панель все еще остается достаточно дорогим удовольствием.
Проектор
Итак, каждый из рассмотренных вариантов выполняет свои задачи. И выбор проектора — уже серьезное подтверждение любви к киноискусству. Многие истинные его ценители готовы пойти на жертвы, так как и здесь существуют свои рамки.
Начнем с недостатков: для качественного просмотра помещение необходимо затемнять, поэтому проектор как основное устройство отображения не годится. Его применение в домашнем кинотеатре узкоспециальное: проекция фильмов. А значит, желательно наличие еще какого-либо устройства. Но, во-первых, оно не должно мешать просмотру видео на экране проекционной системы, во-вторых, акустическая система домашнего кинотеатра должна работать и на него. Логика подсказывает, что монитор нужно разместить в одной | |
Видеопроектор SIM2 HT300 LINK создан специально для домашнего кинотеатра
|
плоскости с экраном, а еще лучше — в том же месте. Распространено одно любопытное решение: на стену
|
При всем ощущении пространственной свободы, которое дает проекционная система, нужно учитывать уже известное правило. Достаточно большая диагональ экрана заставляет смотреть видео с приличного расстояния, поэтому для маленьких помещений это решение не подходит. Зато сам экран, особенно если он автоматически сворачивается-разворачивается, и проектор занимают не много места. При потолочном креплении технику можно сразу и не заметить.
Существуют экраны со специальной структурой поверхности, которая отражает поступающий от проектора световой поток преимущественно в направлении зрителя, обеспечивая так называемое светоусиление. Оно позволяет в меньшей степени затемнять комнату или применять проекторы с меньшей интенсивностью светового потока. Однако качество изображения на экранах со светоусилением уступает картинке на более дешевых экранах, которые одинаково отражают поступающий свет во всех направлениях. Так как угол обзора у экранов со светоусилением ограничен, можно обеспечить затемнение лишь в той части помещения, где располагается экран. Например, неплохим решением является алюминиевый экран прямой проекции Reverse Orion, состоящий из абсорбирующего и рассеивающего свет слоев. Его можно использовать в сочетании с любым современным проектором. Как недорогое, но качественное решение хороши экраны Draper Luma2, которые при диагонали 106" стоят около 300 евро.
Проблема света в видеопроекционных системах вообще стоит на первом месте. Чтобы качество просмотра не страдало, из помещения желательно убрать все источники освещения. В дневное время суток от солнечного света просмотр спасут плотные занавески. В некоторых интерьерах используют даже специальные шторы с дистанционным управлением, которые нажатием одной кнопки избавляют от нежелательного света и эффектно преображают саму комнату.
С несколько иными трудностями вы столкнетесь при применении обратной проекции. Видеопроектору придется выделить отдельное пространство глубиной 1,5-2 м, закрытое просветным экраном. Такое решение используется по ряду причин. Просветные экраны даже с небольшим коэффициентом усиления благодаря специальной структуре сохраняют весьма высокое качество изображения и незначительно подвержены влиянию внешнего света в помещении домашнего кинотеатра, поскольку отражающая способность такого экрана минимальна. Эти достоинства приводят в конечном итоге к получению изображения недостижимого при прямой проекции качества. И хотя, как мы уже выяснили, максимальное качество требует максимальных жертв и отдачи при проектировании домашнего кинотеатра, интерьер достаточно большого помещения с грамотной планировкой от использования обратной проекции только выиграет. Помимо проектора, при широком полотне просветного экрана за него можно спрятать и фронтальный канал, и сабвуфер, и даже весь фронт акустической системы.
Конечно, важной составляющей в этой компоновке остается сам проектор. Существует три основных типа видеопроекторов: CRT-, LCD- и DLP-проекторы. Первый построен на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), а в двух последних работает принцип разложения исходящего светового потока на три луча по RGB-схеме (красный, зеленый, синий). Осуществляется это оптическими средствами, причем в LCD-проекторах используется жидкокристаллическая матрица с изменяющейся прозрачностью микроскопических элементов, а в DLP-проекторах — микросхема с подвижными микрозеркалами (DMD-матрица). Она содержит около миллиона миниатюрных металлических зеркал, которые меняют угол наклона под действием управляющего сигнала.
Самыми дорогими являются трехтрубные проекционные системы на основе трех ЭЛТ с повышенной яркостью свечения. Качество их картинки заставит забыть о любых других устройствах отображения. Необходимость разместить три электронно-лучевые трубки в одном корпусе обусловила характеристики этих устройств: высота — 30-50 см, ширина — 40-60 см, длина — 50-100 см, вес — 30-80 кг. Это усложняет их первоначальную установку и последующую настройку, которая занимает несколько часов и проводится квалифицированным специалистом. Кинескопные проекторы устанавливают на полу ил и подвешивают к потолку. Однако каждый конкретный CRT-проектор должен располагаться на строго определенном расстоянии от экрана, прямо пропорциональном его ширине. Безусловно, все эти особенности трехтрубного проектора усложняют свободное перемещение всей системы. Однако домашний кинотеатр в полном смысле этого слова всегда подразумевает стационарную установку, часто в специально отведенном под него помещении, где, помимо подбора видеосистемы, выполняется сложнейшая работа со звуком. Если говорить о достойном сочетании трехтрубной системы с другими компонентами театр а, то эта работа требует чрезвычайно серьезного подхода к качеству звука, вплоть до отделки помещения специальными материалами для обеспечения оптимального значения отражений звуковых волн в пространстве. Нужно ли в данном случае упоминать о процессорах многоканального звучания? Наверное, нет — все и так очевидно. Но это уже высший пилотаж...