0

Сравнение

VIP Club

Строчная серия

Автор статьи: Антонов Андрей
17.03.2014 1529 0

Поездка на фабрику компании Naim в Солсбери, графство Уилтшир, равно как и три теста аппаратуры под этой маркой (от универсальных решений различного уровня интеграции и стоимости до бескомпромиссного флагманского комплекта), казалось бы, должны были расставить для нашего издания все точки над i в вопросах идентификации этого производителя на современном аудиопространстве. Точки-то мы расставили, более того — сумели достоверно оценить диапазон конструктивных притязаний и соответственно свершений компании на ниве звуковоспроизведения (за исключением разве что дивизиона акустических систем), а вот осознать стоимостный и, следовательно, потребительский диапазон у нас пока возможности не было, потому что флагманская техника и массовый товар широкого потребления - это две большие разницы. Так за чем же дело стало?

Первый CD-проигрыватель Naim, модель CDS появилась на свет в 1991 году, а фирменный поворотный загрузочный отсек дебютировал на проигрывателе CD2 образца 1995 года. Тогда же был выпущен и более бюджетный аппарат под индексом 5. Через пару лет появилась «промежуточная» модель 5.5, а на стыке тысячелетий проигрыватель впервые стал полноценной «пятеркой». Модный индекс i «приклеился» к нему через два года после дебюта iPod, с 2007 года этот самый индекс стал писаться курсивом, а в позапрошлом году модель получила название CD5si, ее-то мы сегодня и протестируем. Она, к слову сказать, является одним из двух аппаратов в самой малочисленной и одновременно - младшей линейке этого производителя, озаглавленной всё тем же строчным индексом. Вторым является интегральный усилитель, и его история еще более примечательна.

Через 10 лет с момента своего основания Naim «разродилась» дебютной моделью интегрального усилителя, NAIT (Naim Audio Integrated amplifier) по цене в 250 фунтов. Он просуществовал в линейке 5 лет, после чего к его названию добавился индекс 2. 1989 год принес продукции компании «смену имиджа»: черные алюминиевые корпуса с блестящими фрезерованными гранями (т. н. chrome bumper) уступили свое место в чем-то даже милитаризованной «оливковой» отделке. С 1993 года начался выпуск полноразмерной (две предыдущих были в форм-факторе «обувной коробки») модели NAIT3, а через пару лет аппарат стал «пультованным» и к названию прибавился индекс R (от remote). Три последующие итерации по хронологии и методике поиме-нования полностью совпадают с таковыми у родственного проигрывателя, причем вместе с появлением третьей эта модель перестала быть единственной интегральной в модельном ряду, и к ней прибавилась существенно более оснащенная версия SUPERNAIT, которую мы уже тестировали. Наконец, в прошлом году тестируемый проигрыватель обрел своего полноценного партнера в лице тестируемой сегодня модели NAIT5si.

Конструкция

Естественно, что CD-проигрыватель Naim оснащен литым немагнитным корпусом и поворотным загрузочным отсеком. Отсек этот держится на втулке, закрепленной только со стороны днища. Помнится, меня еще в прошлый раз удивила подобная «хлипкость» конструкции, хотя я встречал аппараты возрастом, как минимум, в десяток лет, где не было даже намека на люфт. Специалист компании впоследствии просветил меня, сказав, что данный минимализм задуман и реализован неспроста, а для уменьшения количества точек опоры и возможностей передачи вибрации, с которой в компании борются прямо-таки безжалостно.

CD-проигрыватель NAIM CD5si
Характеристики

Помимо привода, в корпусе можно наблюдать тороидальный трансформатор блока питания и плату с дополнительными элементами этого самого блока (выпрямителями, стабилизаторами и пр.). Но это - всё. Ни цифрового тракта, ни ЦАПа мы не обнаружили. Понятно, что это вовсе не означает их отсутствия (иначе прослушивания бы не случилось). По всей вероятности, все эти элементы находятся непосредственно в приводе - возможно, с целью минимизации пути сигнала, по крайней мере цифрового.

Привод

Проигрыватель оснащен штатным пультом ДУ, с помощью которого, помимо стандартных операций, есть возможность произвольного включения/выключения любого из выходов (DIN/ RCA), но производитель рекомендует использовать только один из них. Проверим, какой из них лучше в данном комплекте, тем более, что штатный DIN-кабель в коробке имеется.

Тестируемый усилитель, при сохранении большинства «фамильных» черт, присущих этому производителю, феноменально прост. Впрочем, возможно именно это позволяет ему не только оставаться на плаву, но и пользоваться популярностью вот уже четвертый десяток лет.

 Впрочем, простота в данном случае - отнюдь не синоним упрощения. Конструктивно он как раз очень похож на своего «старшего брата» SUPERNAIT: в его выходных каскадах также установлены две комплементарные пары биполярных транзисторов Son-кеп, 2SA1386/2SC3519 (160 В/15 А/130 Вт), а громкость регулируется моторизованным потенциометром Alps. Впрочем, что такое сухие строчки ТТХ по сравнению с результатами прослушивания, которым мы немедля и займемся. А напоследок хочу отметить, что, несмотря на максимально низкую (в рамках занимаемого компанией положения на рынке) стоимость, оба аппарата не только разработаны, но и произведены в Англии.

Прослушивание


Для каждого, кто мог воочию наблюдать рождение и бурный рост Hi-Fi отрасли, компания Naim не просто «одна из...»: это, по сути, колонна, столп, на которых стояла и строилась вся современная аудиотехника. Сколько лет Naim может вовсе не вкладываться в рекламу, рассчитывая на то, что легионы почитателей обеспечат финансовый приток, достаточный для воспроизводства, продвижения и развития, мне не известно. Зато известно, что следование недекларируемым внутренним правилам для компании приоритетнее сомнительных телодвижений по сиюминутному продвижению товара. Насколько современная продукция компании соответствует статусу культовой, может прояснить, пожалуй, только непредвзятая аудиоэкспертиза и, опосредованно, - учет продаж, но последнего в нашем распоряжении, увы, не имеется, а что до непредвзятости аудиоэкспертизы - так с этим тоже проблемы.

Для определённого количества моих знакомых и друзей детства Naim - не просто бренд. Это качество звука, помноженное на индивидуальность, это дистанцирование от классических «качелей» цена/качество, это, в конце концов, особое мировоззрение; возможно, это свобода от идеологии Hi-Fi и high end, потому что идеология Naim уже заключает в себе достаточно того, чтобы перестать обращаться к клише и освободиться от стереотипов восприятия музыкального материала. И что касается прощания со штампами - этих прощаний есть у меня.

«God Was Never On Your Side» от неутомимого Лемми — как пример того, что даже звезды и планеты изменяют свои орбиты, и старине Лемми не претит записать пару-другую «мед-ляков», вложив в них аффектацию концертного забойного хита в духе старого доброго Motorheod, того, что пишется с легкой руки Лемми через умляут.

За то время, что я был, так или иначе, связан обязательствами со всем, касающимся звука и его воспроизведения, я неоднократно сталкивался со стереотипами об «английском звуке». Для многих он так и остался квинтэссенцией выпяченной середины, реализуемой посредством маломощного усилителя и акустических систем с повышенной чувствительностью. Я не стану утверждать, что Naim устроил революцию, но они достаточно рано выделились из основного потока «железа» и перестали плыть по течению, то есть производить технику, исходя из представлений потребителя о том, какой эта техника должна быть.

«Watching The Well» от Йона Торна и Дэнни Томпсона - воплощение того, как комплект умеет управляться с «тонкими» материями. По частицам, по призвукам нот выстраивается великолепная ткань: ее рисунок задаётся CD5si, а осязаемость обретается под воздействием NAIT5si. Немыслимые переплетения вокальных партий и духовой секции, оттеняемых «каплями» арфы и клавиш и протяжным контрабасом, доносят до нас мысль, что именно ради этого всего, ради возможности поймать настоящее, «первородное» звучание в промежутках между раскатами припопсованного мейнстрима, и живёт (точнее, выживает) настоящий «английский» звук. Не беда, что он приправлен дуду-ком или брёлкой. Он английский не по месту и времени, а по вере в идею.

Ну а для тех, кто считает, что Naim — это рафинированный англоманский декупаж, я достаю один из последних альбомов Элиса Купера, и магистр ужаса посвящает нас в тонкости своего с-ума-сошествия. На мой взгляд, это один из лучших его альбомов, и, в отличие от коллег Купера по цеху, его голос, пропущенный через электронные «примочки», воспринимается целостной композиторской задумкой, а не данью моде.

Для тех же, кому мистер Винсент Дэймон Ферниер кажется недостаточно весомой фигурой на сцене с задником из адского пламени, у меня в запасе есть поистине «великий и ужасный» Оззи Осборн со своим манифестом о том, что «больше никаких слёз». И тут парочка «Наймов» пускается во все тяжкие, отрабатывая версию, что Британия - это не только монокль над чопорными усами, но и тяжелая поступь городских окраин, подзаправленная перебродившей яростью, вынужденной вариться из года в год на изолированном клочке земли. За воплощение ярости, кроме, собственно, Джона Майкла Осборна, отвечают небезызвестный Закк Уайлд и старина Лемми, отметившийся в написании либретто к таким вещам, как «Mama, I’m Coming Ноте».

Спросите меня про блюз - и я отвечу, что его там есть. Настоящий. От Роберта Джонсона до Рори Галахера. И блюзовые вещи удаются связке на «не подкопаться». По крайней мере, для меня, привыкшего к джазовым концертам по эту сторону сцены. Возможно, «Metro» Грега Адамса — это и взаправду фанк (что слышится периодически с «галерки»), но сборник называется «монстры джаза», так что я не виноват. Хотите узнать, как может «завести» этот материал высокого напряжения, - рецепт простой: Naim + Грег Адамс; впрочем, и без него, думаю, материала сыщется порядком. Связка (CD+NAIT)*5si обладает весьма приличным энергетическим потенциалом для того, чтобы трансформировать хоть ксилофон с полуаку-стической гитарой в поистине задорную ве-черину. И любителям оторваться и пофронди-ровать эта парочка явно придётся по вкусу, да признаюсь, и я бы не отказался от подобной «связки» на прикроватной тумбочке.

У будущего владельца данного комплекта, кроме всего прочего, будет выбор: соединять ли аппараты комплектным кабелем или предпочесть более привычный кабель на RCA-разъёмах. Безусловно, мы попробовали оба варианта, и результат несколько удивил. Кабель на RCA, стоимостью примерно как весь комплект (!), выиграл с неявным преимуществом. Как говорится, думайте сами.

Ясное дело, что конечное звучание будет сильно зависеть от выбора акустических систем, но тут с точки зрения электрической совместимости выбор достаточно широк, а уж с точки зрения жанровой и стилистической — и того шире.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!