0

Сравнение

VIP Club

Больше, чем усилители: легендарные модели за бесценок и за миллионы

Автор статьи: Пручкин Василий
15.04.2020 57384 5

В предыдущих статьях о культовых усилителей всех времен и народов мы несправедливо мало уделили внимание достаточно своеобразным разработкам 80-х — 90-х. В этом обзоре мы восполнили этот пробел и рассказали о УМЗЧ этого периода, которые во многом определили, как маркетинговые и философские подходы, так и некоторые направления развития (и регресса) схемотехники современных усилителей.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Шабаш субъективизма, 18 ватт, КНИ 3 %, советские лампы и десятки килобаксов

Речь пойдёт об одном из самых противоречивых усилителей конца прошлого столетия, который разработал наш с вами соотечественник, инженер Владимир Ламм. Будучи опытным инженером, Владимир в 1987-м году иммигрировал в США, где занялся производством дорогой ламповой усилительной техники класса Hi End. Необходимо отметить, что Ламм выбрал благодатное время для иммиграции, интерес к ламповой технике на западе переживал очередной подъём.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Именно в конце 80-х возродились, как феникс из пепла, мечты аудиофилов о бескомпромиссном звуке, и экс-советский инженер (яростный поборник отсутствия ООС) нашел возможности для реализации амбициозных планов. К 90-м, когда был создан сабж этих строк, ламповый тренд заново захватил головы аудиофилов, особенно в странах бывшего Союза, где лампы долгие годы были атрибутом надёжной военной техники.

Советский инженер Шушурин (он же в иммиграции Ламм), в 1997-м году завершил работу над созданием лампового моно усилителя Lamm ml 2, на базе советских же триодов 6С33С (рогатые бестии). Интересно, что как истинный традиционалист, Ламм предпочитал рогатые лампы, выпущенные до 1985-го года, отмечая, что до этого времени их качество было значительно выше.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Не без помощи публикаций в целом ряде «всесильных аудиофильских медиа», этот компонент признается одним из лучших маломощных усилителей без ООС. Эксперты хвалят инженера и его уникальный продукт. Но вот беда, коэффициент гармоник в этом чуде ламповой схемотехники не соответствует даже HI-FI стандартам и равен 3%, а уровень интермодуляционных искажений достигает значения в 8%.

Интересно, что при этом сам господин Ламм искренне убеждён в том, что:

«Надо слушать только музыку. Аппаратура не должна вас волновать, она должна исчезнуть. Но способностью исчезать обладает только самая качественная аппаратура.»

Исходя из пассажа разработчика, возникает вопрос: как, существенно искажающая записанный звук, аппаратура может просто «исчезнуть»? На мой взгляд, ответ прост, надо убедить слушателя в том, что она может (должна) это сделать. Практически в каждом интервью Ламм ссылается на субъективность в восприятии звука (и, по-моему, он во многом прав), но при этом, для усиления эффектов субъективного восприятия, он часто упоминает количество аудиофильских изданий, которые одобрили очередную его разработку.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Волшебный усилитель мне довелось услышать уже в версии Lamm ml 2.1, именно эту версию эксперты «Consumer Electronics Show» признали лучшим маломощным усилителем. Не испытал восторга от «божественного звука» этой ламповой игрушки, но хочу отметить, что, читая про первый ml2, ожидал худшего.

Наши эксперты также отмечают, что у этого легендарно-культового образца есть следующие весомые недостатки:

  • крайне низкая температурная стабильность параметров
  • слишком высокая входная ёмкость каскада с общим катодом
  • недопустимая даже для hi-fi класса нелинейность компонента во всех режимах допустимых напряжений
  • высокий сеточный ток не позволяет использовать режим А2
  • низкая надёжность использованного типа ламп оконечника при близких к максимальным допустимым значениям напряжений и мощностей.

Кроме того, усилитель Ламма обладает действительно тёплым звуком, в прямом смысле этого слова – выделение тепла при его работе настолько велико, что устройство можно включать зимой в качестве обогревателя. И все эти радости теплейшего лампового восторга всего за… барабанная дробь…

Легендарные усилители 80-х – 90-х

35 990 долларов (цена указана за пару штук, рассчитанных усиление каждого из стереоканалов).

    Технические данные усовершенствованной модели Lamm ML2.2
  • Номинальная вых. мощность: 18 Вт / 16 Ом (18 Вт / 8 Ом, 18 Вт / 4 Ом)
  • Максимальная мощность: 21 Вт / 16 Ом (20 Вт / 8 Ом, 20 Вт / 4 Ом)
  • Номинальное вых. напряжение:
    • 24 В / 16 Ом @ 36 Вт (пик)
    • 17 В / 8 Ом @ 36 Вт (пик)
    • 12 В / 4 Ом @ 36 Вт (пик)
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (-0,3 дБ @ 18 Вт / 16 Ом)
  • (+0, -3 дБ) 3 Гц – 80 кГц (-3 дБ @ 1 Вт / 16 Ом)
  • Скорость нарастания вых. сигнала: (10 кГц, меандр с размахом 48 В, 16 Ом) 15 В / мкс
  • Интермодуляционные искажения: не более 8%
  • Входы: 1 псевдобалансный неинверсный XLR/1 небалансный неинверсный RCA
  • Входн. чувствительность: 0,85 В RMS@ 18 Вт / 16, 8, 4 Ом
  • Входное сопротивление: 41 кОм (470 пФ)
  • Выходное сопротивление: 1,68 Ом @ 1 кГц (вых. 16 Ом)/0,84 Ом @ 1 кГц (вых. 8 Ом)/0,42 Ом @ 1 кГц (вых. 4 Ом)
  • Демпфинг-фактор: 9,5 @ 1 кГц / 16, 8, 4 Ом
  • 9,5 ± 0,7 @ 30 Гц – 20 кГц / 16, 8, 4 Ом
  • Вес, кг: 36,8

Многоламповые монстры Джонсона

При первом взгляде на усилитель, который я опишу ниже, мне подумалось, что разработчики увеличивают количество ламп не ради схемотехнического решения, а ради брутальности дизайна. Я ошибся, не ради дизайна, ведь RMS, рассматриваемого нами усилителя, составляет не сколько-нибудь, а 600 Вт (PMPO составляет более 2200 Вт). Боюсь предположить, зачем Джонсон создавал Hi-End усилитель с мощностью больше чем пол киловатта, но впечатлить экспертов мировых аудио журналов ему удалось.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

В частности, Роберт Грин из пафосного аудиофильского издания «The Absolute Sound Magazine» отметил, что:

«Audio Research Reference 610T сразу установил новый стандарт в области высококачественного воспроизведения музыки»

Так вот, в 1995-м небескорыстный энтузиаст бескомпромиссного звука из Audio Research Уильям Зейн Джонсон, создал, как считается апологетами Hi-end, один из лучших высокомощных аудио усилителей Audio Research reference 610T. Как и полагается «тру хайенду», УМЗЧ был монофоническим, таким образом, пара устройств обеспечивала независимое усиление каждого из каналов (с суммарной RMS 1200 Вт). Громадную для этого класса устройств мощность в 600 Вт (при выходном сопротивлении 4 Ом, 8 Ом или 16 Ом) обеспечивают выходные каскады, созданные на базе 16-ти ламп 6550C. Усилитель построен на двухтактной, полностью симметричной схеме.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Лампы расточительного гиганта рассчитаны на 2000 часов работы, но, по утверждениям некоторых авторов, при длительной нагрузке близкой к предельной, они не редко выходят из строя, значительно раньше срока.

Легендарные усилители 80-х – 90-х
    Итак, кратко о характеристиках:
  • RMS: 600 Вт/канал
  • Диапазон воспроизводимых частот: (-3дБ баллов) 15 Гц до 150 кГц.
  • Чувствительность входа: 4.2V (24дБ усиления на 8 Ом)
  • Входное сопротивление: 200 KОм
  • Выходное сопротивление 4, 8, 16 Ом.
  • Общая отрицательная обратная связь: 13dB
  • Демпфирование: приблизительно 16
  • THD: ниже 0,1%
  • IMD: ниже 0,5%
  • Лампы: (8 пар) согласованные выходной мощности 6550C; (1) регулятор 6550C; (1) предусилитель 6H30 регулятор; (2) драйвер 6550C; (2) вход 6NIP, (1) 6H30 последовательно.
  • Вес: 225 кг на пару.
  • Цена за пару: $ 40 000
Легендарные усилители 80-х – 90-х

Конструкция трёхблочного шасси громадины, названная Tower (Башня), была снабжена конвертерной системой охлаждения, т.е. вовсе лишена кулеров, а соответственно, теплоотдача от 16-ти ламп оконечника может вполне соревноваться с бытовыми нагревательными приборами. Входные и выходные лампы размещены на вершине башни, которые по замыслу создателя должны закрываться вентилируемым кожухом.

Интегральный убийца ТЛЗ — NAD-3020

NAD-3020 – единственный компонент в этом обзоре, который получил титул культового без помощи громких публикаций в аудиопрессе и спекуляций на чаяниях ретроградствующих обладателей золотых ушей. Этот УМЗЧ нельзя назвать шедевром объёмного дизайна, он прост и практичен, а главное он прекрасно звучит.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Интегральный усилитель NAD 3020 появился в 1979-м году, и был спроектирован под руководством одного из лучших инженеров усилительной техники в Европе, Бьорна Эрика Эдвардсена (Bjorn Erik Edvardsen). Талантливый новатор смог создать уникальный для своего времени УМЗЧ, который превосходил практически все конкурирующие аналоги, а в ряде случаев, составлял конкуренцию устройствам, которые были дороже в 5-6 раз.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

NAD 3020 в течение более чем 10 лет оставался эталоном интегрального HI-FI усилителя, многократно обновлялся и модернизировался, вплоть до начала 90-х. Этот УМЗЧ практически уничтожил миф о том, что дорогие и недолговечные лампы есть единственная альтернатива. Появление этого продукта привело к тому, что NAD вошла в число самых успешных мировых производителей УМЗЧ в 80-е годы. Более продаваемого УМЗЧ Hi-FI класса в мире ещё не существовало, NAD 3220 продали в количестве более 500 000 компонентов.

Легендарные усилители 80-х – 90-х

Причиной популярности этого усилителя были низкая себестоимость, а соответственно, оптимальное соотношение цена/качество, высокий КПД и экономичность, высокое качество сборки, недостижимые для других продуктов в его ценовой категории характеристики:

  • Номинальная мощность: 28 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
  • Отношение сигнал/шум: > 75 дБ (1 Вт)
  • Разделение каналов: > 60 дБ
  • Частотный диапазон: 20 Гц ~ 20 кГц при ± 5 дБ
  • Инфразвуковой фильтр: 24 дБ/октава при -3 дБ, на 15 Гц
  • Ультразвуковой фильтр: 12 дБ/октава при -3 дБ, на 35 кГц
  • Номинальные искажения: 0,02% (от 20 Гц до 20 кГц)
  • Входное сопротивление: 47 кОм
  • Входная чувствительность: 2,5 мВ, 20 Вт на частоте 1 кГц
  • IHF динамический диапазон: +3 дБ при 8 Ом
  • IHF динамическая мощность: 40 Вт на канал при нагрузке 8 Ом
  • Потребление электроэнергии: до 70 Вт (максимальное)
  • Вес: 5,3 кг
И… цена … барабанная дробь:
Легендарные усилители 80-х – 90-х

£ 79 (US $ 133) Нет, я не забыл дописать ноль, именно столько! С учетом инфляции, сегодня цена этого усилителя составила бы $ 410.

Я намеренно завершил эту публикацию именно NAD 3220, чтобы 80-е и 90-е не остались для читателей временем исключительно беспросветным и пронизанным красными нитями тёплого лампового маркетинга. Знаковых разработок осталось немало, если читателям не надоело мы продолжим серию.




  • 0
  • 0
  • 4
Владимир, Критик 1-го уровня 14.02.22
Ничего не слышал про этот усилитель в 80-90-е. Купил бы NAD-3020 бу. на основе данной статьи. Но, смущают слабенькие клеммы для акустики.========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 11.05.17
на одном аудиосайте, один "знаток" просто приходит в восторг от усилителя маранц 6003, называя его лучшим дешевым усилителем. у меня был такой, он просто слил ресиверу харман 145. все эти навороты для богатых дурачков, которые как сороки. такие же дела и с акустикой. никогда не думал, что дешевые ямахи нс 6490, заиграют лучше тех же дали сюиты 1.7, но они не только лучше заиграли, они показали , что такое удовольствие от музыки. хотя по всем правилам колонкостроения, они не должны звучать.========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 10.05.17
Единственная известная мне  отличительная черта усилителей NAD это самый непрезентабельный дизайн. Это усилители, которые не хочется покупать. Сбитый с толку мнением специалистов, что отвратительный дизайн звукоусилительной аппаратуры NAD, обусловлен борьбой за высокое качество звука, купил ресивер NAD. К сожалению, звук вполне соответствовал отвратительному дизайну. Часть инструментов вообще пропала из фонограммы. После чего поставил на все изделия NAD большой, жирный крест, навсегда. ;) Это не только страшный дизайн, но и третьесортный звук. Интуиция не подвела. Внешность аппаратуры NAD полностью отражает содержание.========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 10.05.17
Статья опоздала лет на 30. Где теперь купить NAD-3020, чтобы проверить ваши восторги ? Нигде и никогда не слышал про уникальность этого усилителя. Хотя, при покупке стерео аппаратуры внимательно просматривал все аудиофильские журналы. в надежде найти лучше компоненты, для получения лучшего звука за доступные деньги. Статьи Шушурина вроде попадались в журналах Радио, в 70-х годах.========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 10.05.17
Интересно.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!