Интернационал
CD-проигрыватель April Music Aura vivid / Полный усилитель April Music Aura vita
С 1989 по 1997 год в Англии компанией Bowers & Wilkins под торговой маркой Aura выпускались усилители, которые отличались компактными габаритами (в частности - малой высотой корпуса), качественной отделкой и минимальным числом управляющих элементов (по сути, только громкость и селектор входов). И да, они еще и очень неплохо звучали. Основанная в 2006 году в Японии компания Aura Design поставила перед собой цель - возродить легендарный бренд. Для этого она заручилась поддержкой Кеннета Гранжа, одного из основателей международного дизайнерского бюро Pentagram, известного по своим работам для Kenwood, Kodak, Parker, Ronson,Wilkinson и B&W.
4 июля 1998 года в Южной Корее Саймоном Ли была основана компания April Music, которая, помимо собственных линеек электроники Eximus и Stello, занимается изготовлением продукции Aura. Первой и самой известной моделью возрожденной компании стал CD-ресивер Note, ныне выпускающийся уже в третьей модификации. Мы же протестируем более традиционные аппараты - CD-проигрыватель vivid и полный усилитель vita.
Первое впечатление - как бы это сказать помягче, немного игрушечное. Оба устройства на редкость компактны и совсем не тяжелы, а хромированные фронтальные панели добавляют легкомысленности. Однако оставим эмоции на совести фотографа, нас больше интересует начинка.
Блок питания проигрывателя построен на базе тороидального трансформатора номиналом порядка 30 ВА и банка фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью около 10 тысяч мкФ. Для приема цифровых сигналов используется ресивер CS8416, а для их цифро-аналогового преобразования - конвертер CS4398,o6a - от Cirrus Logic. Конвертер, стоит отметить, качественный и недешевый, более того - аппарат оснащен балансными выходами. Первое приятное удивление. Переходим к усилителю.
Блок питания усилителя основан на тороидальном трансформаторе номиналом порядка 300 ВА и с двумя фильтрующими емкостями по 10 тысяч мкФ - совсем неплохо для столь компактного аппарата. Уровень сигнала регулируется резистивной матрицей CS3310, а в оконечных каскадах каждого канала установлено по комплементарной паре полевых транзисторов Renesas, 2SK1058 и 2SJ162 (160 В/7 А/100 Вт). А я уж было подумал, что с учетом массо-габаритных характеристик тут обошлись импульсным усилительным модулем в режиме класса D. Все лучше и лучше. В свете последних веяний аппарат снабжен USB-ЦАПом РСМ2704, а поклонникам ретро придется по душе встроенный FM-тюнер. Даже не знаю, чего еще можно пожелать для компактной и симпатичной стереосистемы. Послушаем.
Возможно ли войти в одну реку дважды? История бренда Aura - это отчасти история про птицу Феникс. Когда акустические системы стоили дороже, а раскупались быстрее, чем заграничный гарнитур, изредка на полках в избранных магазинах можно было увидеть аппараты с блестящими передними панелями. В эпоху засилья корпусов серо-зеленого цвета они выглядели совершенно непривычно, а звучали столь правдиво и бескомпромиссно, что попросту не могли остаться незамеченными. Пройдёт время, появятся новые названия и канут в лету прежние, но в памяти тех, кто помнит тот период, навсегда останутся изящные корпуса, подходя к которым можно было увидеть своё отражение.
Во времена, когда звучание альбома Division Bell на территории «одной шестой» считалось референсным и каждая система поверялась на жизнеспособность тем, насколько она могла «переварить» этот диск, Aura великолепно справлялась с поставленной задачей. Более того, она задавала стандарты, и никому не могла придти в голову мысль о том, что тут недостаёт баса или что роялю не хватает глубины и проникновенности. А когда звучал гитарный рифф из Whole Lotta Love, глаза закрывались сами собой, а ладонь непроизвольно начинала отстукивать ритм. Компоненты Aura изначально претендовали на максимальную универсальность. И нынешняя реинкарнация - не исключение, они совершенно адекватно и с некоторой долей хулиганства воспроизводят нетленные шедевры Элвиса, они буквально источают пары маскулинности под завывания Джеймса Брауна, они способны выдавить пару скупых слёз под исповедь Лучо Даллы. Они безусловно хороши. Я никогда не сомневался в способностях корейцев делать достойную технику, и всё же были опасения несколько другого плана. Как говаривал Киплинг: «Запад есть запад, восток есть восток, и с мест они не сойдут». Я абсолютно доволен, что мои опасения оказались напрасными и у разработчика хватило такта, понимания и уважения, чтобы оставить этим аппаратам их исконное английское звучание, которое так радостно русскому уху. Я не готов утверждать, что его удалось воспроизвести со стопроцентной аутентичностью, но оно определенно узнаваемо и очень достойно.
Как гласит восточная пословица - худая корова еще не газель, иными словами - то, что радует глаз одного, у другого вызывает здоровый скепсис. А чем же этот аппарат будет играть рок, если в нём не разместить не то что нормальный трансформатор, а хотя бы средней степени упитанности конденсаторы? Вопрос повисает в воздухе, потому что лично у меня на него ответа нет, а вот то, что он рок играет, я убедился, прослушав на нём пару десятков забойных композиций, начиная от Мастейна и заканчивая Йорном Ланде. Да простят меня фанаты Megadeth, именно в такой последовательности, несмотря на то, что «Holy Wars...The Punishment Due», выражаясь образно, вставляет не по-детски, и в этой простоте и безыскусности первородной агрессии, есть какой-то свой особый сладкий привкус и некая притягательность. Одним словом, «Симфония саморазрушения». Для кого-то это - если не самый простой, то вполне очевидный путь развития событий. Оттого мы и смотрим зачарованно на то, как Рок подобно Урану пожирает своих детей...
Закрывая тему Megadeth, не могу обойтись без, возможно, несколько попсовой, но такой классной «А Tout Le Monde». Как человеку живому и не лишенному слабостей, мне проще слушать, чем смотреть видео Megadeth: фронтмен команды откровенно бесит, раздражает и вызывает спазмы моторики в попытке запустить чем-нибудь в экран, но насколько он визуально невыносим, настолько же он музыкально хорош. И пусть его риффы не блещут изысками - в его музыке жива та страсть, за которую можно простить и простоту, и непритязательность. Нельзя в попытке зарядить внутренние батарейки подойти к оголенным контактам и остаться в живых. Но можно включить Megadeth через комплект Aura. Я, признаться, не любитель универсальных вещей - верю в специализацию. Сапоги тачать должен сапожник, пироги печь - пирожник. И тем не менее, аппаратам Aura удаётся и одно, и другое, и какие-то совершенно эксклюзивные жанры. Мне остается развести руками и смириться с тем, что если нельзя понять,то можно получить удовольствие. Да и не роком единым, как говорится. И если акцент не попадает на сильную долю, в этом тоже есть изрядная доля кайфа. Иногда в буквальном смысле - если речь идёт про регги, иногда в иносказательном - если мы имеем в виду русский фолк.
Способность Aura передавать эмоции удивительна, потому что большинство из нас воспитаны в парадигме причинно-следственных связей. Иными словам, нам кажется, что для того, чтобы это было так, а не иначе, необходимо наличие неких условий, схем, правил. Удивительно, но иногда причина успеха - не в наличии, а в отсутствии. В отсутствии лишних элементов схемы, лишних комплектующих, в которых умирает музыкальный сигнал, в отсутствии инженерно обоснованных деталей, которые прекрасно влияют на графики амплитудно- и фазочастотных характеристик и гораздо хуже сказываются на звучании настоящей живой музыки. Когда жизнь пытается принять подобие музыкальной формы, появляются русский романс, испанское фламенко, португальское фаду. Появляются стили и жанры, способные не просто участить пульс и разогнать кровь, а заставить нас задуматься о самых главных и сокровенных вещах. О том, что такое жизнь в принципе и как нужно правильно жить. Легкий и воздушный, как колокольчик, голос Евгении Смольяниновой раскатывается по углам помещения, обещая, что когда-нибудь всё плохое закончится, ведь все когда-нибудь заканчивается... То, что делает Aura с жанром, который принято называть фолком, - маленькое чудо. Народные напевы приобретают некую теплоту и мудрость той земли, в которой родились и были выстраданы строки. Связка Aura отыгрывает и куртуазные пассажи семиструнных романсов, и квинтовые последовательности рок-дуэтов, сменяющиеся взрывами солирующих партий. Самые красивые мелодии всегда начинаются с нескольких невпопад расположенных нот. А потом вдруг оказывается, что эти ноты окружали тебя всю твою жизнь. И ты помнишь их на генном уровне - и, отходя ко сну, прежде чем смежить очи, ты слышишь в своей голове затихающую Dust on the Wind и видишь своё отражение в зеркале Aura.
Вывод
Есть вещи, которые нельзя воспринимать иначе, чем вехи истории. Тем важнее и значимее попытки вернуть их к жизни. Еще важнее понимание того факта, что как бы ни ценились реверансы в сторону легендарных производителей, лучшая память - не памятник, а продолжение однажды начатого дела. И Aura - прекрасный тому пример. Она вне времени и веяний моды. Она, как зеркало, отражает исключительно того, кто в неё смотрится. Она детальна, универсальна, утонченно, она унаследовала лучшие черты британской школы звука. И она не нуждается ни в авансах, ни в комплиментах. Достаточно всего лишь к ней подойти, а лучше послушать. Вы когда-нибудь слышали совершенство? Жаль, что Aura как наследие земного плана не совершенна, но она способна дать представление о совершенстве. Так что поторопитесь. Фортуна своенравна, а звезды изменчивы.