В стиле “ультра” AV-ресивер Yamaha RX-V481
Полноценный старт нового формата оптических дисков Ultra HD Blu-ray заставил производителей кинотеатральной техники срочно озаботиться реализацией необходимых технологий в своих моделях. Компания Yamaha реализует подобную поддержку даже в бюджетном сегменте AV-ресиверов. С одним из таких аппаратов мы сегодня познакомимся подробнее.
Совсем недавно мы рассказывали о самом младшем AV-ресивере компании Yamaha с индексом RX-V381, в котором уже была реализована полная поддержка нового стандарта домашнего видео Ultra HD Blu-ray. Сегодня в нашей лаборатории следующая по фирменной иерархии модель – RX-V481, которая тоже поддерживает работу с проигрывателями нового формата. Прежде чем остановиться подробнее на отличиях старшего AV-ресивера, вспомним в чем выражается эта поддержка. В части видео, кроме разрешения 4K, основными инновациями, касающиеся качества кодировки и отображения картинки, стала технология HDR и расширенный цветовой охват по стандарту Rec.2020. Расширенный динамический диапазон (High Dynamic Range - HDR) обеспечивает увеличение диапазона яркостей между самыми темными и самым яркими участками кадра, что, в свою очередь, делает картинку субъективно более контрастной и яркой. Кроме того, улучшается способность отображения деталей в очень ярких или темных местах кадра. Правда, чтобы продемонстрировать все преимущества HDR, эту технологию по понятным причинам должно поддерживать прежде всего устройство отображения. И раньше, чтобы визуально повысить контрастность, а с ней и проработку полутонов в тенях и на светлых участках, телевизоры меняли интенсивность подсветки, а проекторы – диафрагму объектива. Алгоритмы, управляющие этим процессом, исходили из средней яркости по всему кадру, что обуславливало не всегда естественный результат. Технология HDR должна устранить эту неестественность, передавая дополнительные метаданные для изображения, в которых и будет закодирована информация о динамически меняющейся экспозиции (яркости) кадра и гамме. А устройство отображения, опираясь на эти данные, может оптимально подстраивать изображение в реальном времени. В результате получается более контрастная и яркая картинка практически на любом дисплее, хотя в реальности ни предельная контрастность, ни яркость устройств отображения не повышается.
Вторым важным новшеством стал расширенный цветовой охват, достигаемый за счет применения 10-битного кодирования цвета (в стандарте DVD и Blu-ray использовалось 8-битное кодирование). Наиболее наглядно преимущества расширенного цветового охвата видны на стандартном цветовом локусе. Видно, насколько профиль Rec.2020 перекрывает стандартный Rec.709, в особенности по зеленой и красной составляющей. Возвращаясь от искусственных диаграмм к реальному видео, получаем расширенную цветовую палитру, богатство оттенков и натуральную цветопередачу. Кроме того, в очередной раз была изменена система защиты авторского контента – новая версия получила индекс HDCP 2.2. Для успешной демонстрации дисков нового стандарта этой спецификации защиты должны соответствовать все компоненты системы домашнего кинотеатра, через которые транслируется видео. Ну и, возвращаясь к разрешению картинки, отметим, что видеосигнал с разрешением 4K в формате 4:4:4 60 Гц требует высокоскоростных каналов передачи данных, отвечающих спецификациям HDMI версий 2.0 и выше.
Отрадно, что всем перечисленным требованиям отвечает любой из четырех входов HDMI ресивера Yamaha RX-V481. Сегодня эта особенность не выглядит необходимостью, поскольку в вашей системе будет лишь один проигрыватель Ultra HD Blu-ray, однако уже завтра могут появиться другие источники видео, поддерживающие перечисленные технологии, к примеру, игровая консоль нового поколения или мультимедиыный проигрыватель. Кстати, о плеерах Ultra HD Blu-ray : с начала года в США продается Samsung UBD-K8500, а с мая месяца, но уже в Европе, доступен Panasonic DMP-UB900. Об официальном старте формата в России пока ничего неизвестно, однако, мы надеемся, что это произойдет до конца этого года.
Возвращаемся к особенностям, отличающим Yamaha RX-V481 от младшей модели. На борту здесь тоже пять каналов усиления, что позволит реализовать лишь классическую схему системы окружающего звучания 5.1. А учитывая отсутствие многоканального аналогового выхода, реализовать иную схему путем добавления внешних усилителей мощности не получится. По этой же причине останется невостребованной еще одна “фишка” новых дисков Ultra HD Blu-ray – саундтреков в форматах Dolby Atmos, DTS:X и Auro 3D, которые требуют использования еще большего количества каналов окружающего звучания. При этом, в ресивере реализована возможность организации биампинга для фронтальной пары АС с помощью усилителей тыловых каналов. Правда, при этом по понятным причинам от использования тыловой акустики придется отказаться, на что часто идут с целью упрощения инсталляции.
Главное же отличие Yamaha RX-V481 заключается в полноценном сетевом функционале. Если ресивер RX-V381 оснащен лишь адаптером Bluetooth, позволяющим транслировать музыку с мобильных гаджетов, то старшая модель позволяет интегрироваться в домашнюю компьютерную сеть не только проводным способом через Ethernet, но и без помощи проводов через Wi-Fi. Такая интеграция позволяет реализовать широчайший сетевой функционал, без которого немыслима современная домашняя развлекательная система. Технологии Airplay и Wireless Direct дадут возможность напрямую работать с мобильными гаджетами под управлением iOS и Android, а фирменная технология Yamaha MusicCast позволит создать на базе Yamaha RX-V481 полноценную беспроводную систему мультирум. Конечно, сохранена поддержка беспроводного интерфейса Bluetooth, а фирменная DSP-обработка Compressed Music Enhancer максимально улучшит звучание музыки, полученной таким способом.
Вторым значимым отличием старшей модели стало существенное расширение спектра форматов мультимедийных файлов, поддерживаемых встроенным медиаплеером, который способен считывать контент либо по сети с серверов DLNA, либо с внешних накопителей с интерфейсом USB. Младший ресивер мог работать с файлами WAV стандартного разрешения и с форматами MP3, WMA и AAC. Yamaha RX-V481 поддерживает воспроизведение популярного формата FLAC, файлов AIFF, цифрового материала с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц, и даже DSD 2,8 МГц и 5,6 МГц.
Адаптация звучания ресивера под акустические свойства помещения поручена фирменной системе YPAO. Из фирменных технологий, реализованных в Yamaha RX-V481, кроме упомянутой выше MusicCast, отметим Virtual Cinema Front, способную создавать эффекты окружающего звучания при помощи акустических систем, установленных во фронтальной плоскости. Такая возможность будет полезной, когда затруднена прокладка кабелей к тыловым колонкам.
Фирменный стиль звучания кинотеатральной системы с AV-ресивером Yamaha RX-V481 легко узнаваем. Необыкновенная воздушность саунда и хирургическая точность процессинга сочетаются здесь с вполне взрослой отработкой масштабных сцен современных блокбастеров. И пусть в самых нагруженных моментах саундтрека аппарат допускает некоторое упрощение подачи, почувствовать это можно лишь в сравнении с AV-ресиверами из гораздо более серьезной ценовой категории. Здесь же каждый вложенный рубль честно отыгрывается в полной мере. Уделите внимание подбору в вашу кинотеатральную систему не слишком сложных для усилителей акустических систем, и Yamaha RX-V481 обеспечит самые яркие впечатления от киносеансов.
Результаты измерений
При неактивном темброблоке (регулировки по высоким и низким частотам в нулевом положении) звуковой тракт ресивера Yamaha RX-V481 работает в широкой полосе частот. Спад на отметке 80 кГц составил всего 0,44 дБ. При активном цифровом эквалайзере полоса пропускания заметно сужается, но неравномерность характеристики в области слышимых частот остается стабильной и не превышает 0,11 дБ (рис. 1). При рабочих нагрузках усилители ресивера отдают до 100 Ватт неискаженной мощности на одном задействованном канале (8 Ом). На 4-Омный балласт - до 145 Вт (рис. 3). Коэффициент демпфирования на низких частотах составляет 155 единиц. Межканальное проникновение сигнала, измеренное нами для фронтальной пары, ниже порога различимости даже в области высоких частот (рис. 2). На отметке 10 кГц последний показатель составляет -56 дБ.
Паспортные данные:
- Тип – AV-ресивер
- Название – Yamaha RX-V481
- Выходная мощность, Вт – 5 х 115 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 0,9%)
- Частотный диапазон, Гц – 10—100 000 (по уровню -3 дБ)
- Отношение сигнал/шум, дБ – >110 (режим Direct)
- Разделение каналов (1 кГц / 10 кГц), дБ – 70 / 50
- Коэффициент демпфирования - > 100
- Декодирование Dolby TrueHD и DTS-HD HRA/MA – да
- Система автокалибровки – да, YPAO
- Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой 4K 60p (4:4:4), HDCP v.2.2, HDR, BT.2020, входов / выходов – 4 / 1
- Видеоскалер – нет
- Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – нет
- Видеовходы – композитные (4)
- Видеовыходы – композитный
- Аудиовходы – minijack, RCA (3), цифровой оптический, цифровой коаксиальный (2)
- Аудиовыходы – RCA на сабвуфер
- Дополнительно – USB, Wi-Fi, Bluetooth A2DP, Ethernet RJ45, MusicCast, Airplay, Wireless Direct
- Энергопотребление (max), Вт – 600
- Габариты, см – 43,5 x 16,1 x 32,7
- Масса, кг – 8,1
Результаты инструментальной экспертизы
Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 Ом, Вт | 100 / 145 |
Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт | 100 / 100 / 100 |
КНИ на 0,5 Рмакс, на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % | 0,005 / 0,006 / 0,013 |
Переходное затухание между каналами на 10 кГц, не менее, дБ | 56 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 101 |
Коэффициент демпфирования (8 Ом, 80 Гц) | 155 |
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ | 0,11 |
Спад на частоте 80 кГц, дБ | 0,44 |
Оценки
+ | Готовность работать с проигрывателями Ultra HD Blu-ray, богатые сетевые возможности, поддержка форматов FLAC и DSD, а также технологии MusicCast, качественный звуковой процессинг | - | Нет порта HDMI на лицевой панели и многоканального аналогового выхода |
Вывод:
Обеспечив даже в бюджетных AV-ресиверах соответствие самым жестким требованиям нового дискового стандарта Ultra HD Blu-ray, компания Yamaha заслуживает всяческого уважения. А Yamaha RX-V481 стала самой доступной моделью, наделенной сетевым функционалом, без которого современная развлекательная система уже немыслима.