0

Сравнение

VIP Club

Тонармы

Автор статьи: Антонов Андрей
26.03.2014 4688 0

Что такое тонарм?

Прикосновение к музыке 
Тонарм — это подвижный держатель для фонокартриджа, одна из важнейших деталей проигрывателя виниловых дисков

Предназначение 
Тонарм подобен руке живописца, уверенно сжимающей кисть во время письма. Задача тонарма — не просто удерживать головку звукоснимателя над пластинкой, но и позволять ей свободно и беспрепятственно следовать по спирали звуковой дорожки, одновременно обеспечивая постоянную и строго определенную силу давления иглы на пластинку. 

Особенности 
Тонарм — сложное механическое устройство. С одной стороны механизм тонарма должен обладать достаточной жесткостью и инертной безучастностью, чтобы не вносить в звук окраски или искажений. С другой стороны, от него требуется чувствительность и податливость для моментальной реакции на неровности диска и перемещение звукоснимателя по треку. 

Использование 
Тонарм крепится к столу проигрывателя виниловых дисков и, как правило, оснащается различными органами регулировки / настройки (прижим, антискейтинг и др.). 

Как выбрать тонарм? 

Крепкий, надежный, нежный… 
И чтобы всегда следовал своей линии и не «козлил» Cледует учитывать, не только характеристики самого тонарма, но и стола и фонокартриджа, которые предстоит использовать. Только согласованная «игра» всех участников ансамбля дает наилучший результат. Тонармы разных фирм, типов и классов обладают различным уровнем «погрешности» и предлагают пользователю разные возможности по механической настройке. 

Поворотные (pivoted) тонармы (самые распространенные) 
База тонарма неподвижно крепится к столу проигрывателя. Относительно нее (при помощи системы подшипников) вращается «коромысло». На одном ее конце находится головка звукоснимателя, а на другом ― регулируемый противовес (с его помощью достигается нужная прижимная сила). Поворотные тонармы характеризуются ошибкой следования (tracking error). Чем длиннее коромысло, тем больше описываемая им окружность, тем меньше неточности считывания. Кроме того, в конструкцию некоторых тонармов заложена возможность компенсации изменения ориентации головки относительно дорожки за счет поворота-cмещения части тонарма (offset). Такие тонармы бывают J- или S- образные. У современных тонармов горизонтальный угол коррекции составляет 20-27º — ошибка следования существенно уменьшается. 

Антискейтинг 
Еще одна особенность поворотных тонармов — так называемый «скейтинг-эффект». Он состоит в том, в процессе воспроизведения возникает сила, стремящаяся сместить тонарм к центру пластинки. Для компенсации применяют специальные механизмы антискейтинга. Точность его настройки очень важна для качества звука. 

Вопросы совместимости 
Наконец, поворотный тонарм и используемый картридж должны «подходить друг другу». Коромысло тонарма, картридж и кантеливер звукоснимателя образуют единую колебательную систему. У ней есть своя резонансная частота. Она вычисляется по специальной формуле (специалисты Pult.ru ее знают). Важно, чтобы резонанс попадал в диапазон 10-15 Гц. Если частота окажется больше, то исказится бас. Если меньше — коромысло с картриджем могут начать «давать козла» (то взлетать, то опускаться на пластинку). Общее правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (картридж с податливым кантелевером), а тяжелые, наоборот, с жесткими (низкая податливость кантелевера). 

Тангенциальные (tangential-tracking) тонармы 
Тангенциальные тонармы — в среднем, сложнее и дороже поворотных. Неподвижная направляющая радиально нависает над пластинкой. Вдоль нее перемещается подвес с головкой звукоснимателя и противовесом, устанавливающим нужную прижимную силу. Головка здесь всегда перемещается перпендикулярно радиусу пластинки — нет неточностей считывания. Однако, возникают другие эффекты. У тангенциальных тонармов значительно выше так называемая горизонтальная масса. Это становится причиной звуковых искажений. Чтобы устранить этот эффект, тангенциальные тонармы оборудуют особой системой сервопривода (сложна в настройке и имеет свои ошибки слежения). Наиболее безупречное решение — использование подвеса на воздушной подушке (вместо сервопропривода). Но это дорого и требует частого обслуживания. Разные фирмы предлагают свои «ноу-хау» в ответ на эту проблему.
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!