0

Сравнение

VIP Club

Эксцентрик

10.11.2014 1191 0

Scheu Analog Diamond Red/Scheu Analog Cantus 9'/Benz-Micro Wood М2 | 225 000/73 000/43 ООО P*

Проигрыватели немецкой компании Scheu Analog не самые часто встречающиеся аппараты, однако среди аудиофилов они известны. Компания, созданная больше 20 лет назад Томасом Шоем и перешедшая по наследству к его вдове Уле Шой, специализируется только на проигрывателях и тонармах. Никакой электроники в модельном ряду нет вообще, а несколько головок Scheu Analog выпускает для компании по отдельным спецификациям Benz-Micro. Но вот тонармы и проигрыватели свои. И это весьма самобытные аппараты, в которых прослеживаются такие общие черты, как исключительная лаконичность и продуманность конструкции, сочетающиеся с не самыми простыми системами привода и внушительными подшипниками. Все же выпускаемые тонармы — одноопорные, хотя в остальном они сильно различны по конструкции и материалам. Модельный ряд компании очень стабилен, что-то новое появляется редко, но и то, что уже выпускается годами, никуда не исчезает и не претерпевает многократных доработок и изменений.

На первый взгляд внешность аппарата может вызвать некоторое недоумение, и формами, и материалами, и цветом. Практически все сделано из акрила, включая большую часть конструкции тонарма, а стол к тому же еще имеет необычные вкрапления, прослойку из акрила, окрашенного в красно-розовые цвета. И вариантов цветов может быть несколько, наш испытуемый — еще не самая яркая вариация на тему. Более того, есть модификации этого проигрывателя с деревянным столом (возможны разные сорта древесины) и изготовленным из камня.

Подшипник проигрывателя инвертированный с керамическим шариком и керамической вставкой стакана.

Если начать разбирать каждый узел и каждую деталь, то проигрыватель оказывается не таким уж простым, и совсем не дизайнерски легкомысленным. Да, внешность эксцентричная, но очень похоже, что конструкция и реализация отдельных узлов были приоритетными задачами разработчиков.

Мотор вынесен в отдельный корпус, а вращение передается не пассиком, а монотонностью.

Акриловый стол проигрывателя — это всего одна деталь, увесистая монолитная конструкция, опирающаяся на стойку при помощи трех массивных металлических ножек, закрепленных насквозь. Ножки имеют регулировку по высоте, а на стойку проигрыватель опирается тремя неострыми, пологими конусами. Это стоит учитывать, выбирая место для установки. Аппаратную стойку, отделанную деревом, такие ножки повредить смогут, и здесь понадобятся какие-то дополнительные проставки или специальная плита для установки проигрывателя. Сразу скажу, что конструкция в целом жесткая, и стойку выбирать стоит такую же, а может, даже и настенную полку, чтобы изолировать проигрыватель от посторонних вибраций. Хотя тонарм в нашем случае не самый капризный из всех возможных, но в целом установка заслуживает внимания.

Регулируемая ножка-опора стола. Массивная и вполне функциональная конструкция.

На столе закреплены все узлы и детали проигрывателя, кроме мотора, а именно — шкив подшипника и крепление базы для тонарма. Подшипник инвертированный, массивный, толщина шкива весьма солидна. Наверху шкива расположено небольшое углубление, в котором находится керамический шарик. А на дне стального стакана подшипника имеется керамическая опорная вставка. Подшипник рассчитан на работу с использованием жидкой силиконовой смазки. Что интересно — для смазки проигрыватель совершенно не нужно разбирать, наверху стакана подшипника, там, где вся конструкция переходит в шкив, на который надевается пластинка, есть небольшое отверстие, предназначенное для смазки. Всего три-четыре капли хватит надолго. Внизу же, у основания шкива, есть некоторое подобие ванны, куда постепенно стекает масло, так что никаких подтеков не будет, если только не перелить масла в подшипник.

Основной диск проигрывателя изготовлен из прозрачного матированного акрила, его форма такова, что основная масса распределена по внешнему диаметру. В сочетании с инвертированным подшипником вполне логичное и оправданное решение. Если же охарактеризовать подшипник как таковой, то здесь, как и в случае со старшими моделями Scheu Analog, все очень хорошо — вращение совершенно бесшумное и слегка раскрученный рукой диск продолжает вращаться несколько минут.

Вид аппарата сбоку - при всей необычности цвета, форм и материалов в наличии некоторого изящества проигрывателю не откажешь.

Мотор у проигрывателя полностью выносной, собранный в отдельном массивном корпусе и снабженный выносным блоком питания в виде вилки-адаптера. Сам по себе мотор не очень мощный, постоянного тока, диск он раскручивает небыстро. Но у конструкции есть несколько явно положительных черт. Сам по себе выносной мотор не редкость, а вот передача вращения не пассиком, а мононитью встречается намного реже. В пользовании такая конструкция немного капризна — надо раз в несколько месяцев завязывать новую нить, периодически проверять натяжение и скорость по стробоскопу, но на этом неудобства заканчиваются. Нити в комплекте идет чуть ли не пожизненный запас, да и найти ей замену совсем не проблема, завязать особым узлом — тоже вполне тривиальная манипуляция, а натяжение нити можно отрегулировать положением корпуса мотора. Правда, здесь тоже есть свои нюансы — лучше всего, когда мотор располагается на расстоянии в некоем диапазоне, примерно 3—4 см от стола. Больше или меньше делать не стоит, так же как и к правильному натяжению нити надо приноровиться — не натягивать слишком сильно, но и чтобы проскальзываний не было. Все это влияет на работу привода в целом и, соответственно, на звук. При некоторых сложностях плюсы такой конструкции очевидны — нить по сравнению с резиновым или силиконовым пассиком гораздо жестче и меньше подвержена растяжению и подпружиниванию, что в результате опять же сказывается на звуке, в первую очередь на динамике — конструкция позволяет устранить часть характерных для пассикового привода недостатков. А с натяжением и расстоянием можно разобраться на практике, в этом нет ничего сложного, только нужно немного внимания.

Если вернуться к описанию функций мотора, то надо сказать, что он двухскоростной, и каждая из скоростей удобно регулируется при помощи потенциометров, расположенных на моторе. Единственное, для точной настройки скорости (а ее при таком типе привода еще иногда и проверять желательно) понадобится стробоскопический диск.

База для установки тонарма также изготовлена из акрила и крепится к одной из ножек стола, чуть отличающейся по конструкции. База поворотная, что весьма удобно для настройки. И судя по тому, насколько можно отвести точку крепления тонарма, установить можно как 9-дюймовые, так и 12-дюймовые модели тонармов Scheu Analog, крепления у всех идентичные.

Крепление тонарма, его одноопорный поворотный узел, сигнальный провод. Провод тонарма несъемный

Тонарм Scheu Analog Cantus 9' — конструкция необычная. По принципу работы это привычный одноопорник, но на этом очевидное и заканчивается. Трубки как таковой нет, вместо нее — плоский акриловый каркас, к которому крепится и головка, и противовес-эксцентрик. Противовес за счет смещения в разных плоскостях регулирует прижимную силу и азимут. А вот настройки антискейтинга у тонарма не предусмотрено. Крепление тонарма к базе в случае с этим проигрывателем простое — основание вставляется в базу и снизу закручивается гайкой. На выходе у тонарма несъемный кабель с RCA-разъемами. Судя по всему, кабель неэкранированный, однако точно это выяснить не удалось. Еще особенность — в конструкции вообще нет держателя тонарма, он просто лежит на площадке микролифта. Для одноопорников это не редкость, но такая конструкция требует несколько большей аккуратности, а лучше всего обзавестись крышкой-колпаком для проигрывателя, правда, штатной крышки ни в комплекте, ни в виде дополнительной опции для этой модели не выпускается.

ЗВУЧАНИЕ

В процессе теста этого проигрывателя я обошелся только базовой комплектацией и базовыми настройками, хотя вообще аппараты Scheu Analog, особенно старшие модели, очень чутко реагируют на разные дополнения, будь то мат или клемп.

И при этом проигрыватели, по моим наблюдениям, обладают вполне ровным и точным звучанием, в котором нет необходимости что-то исправлять, но можно немного подкорректировать нюансы именно в рамках своей системы и своих пристрастий и вкусов — испортить звук в большинстве случаев будет сложно. Но эту модель я решил протестировать «как есть».

Прослушивание начал с пластинки Sarah Vaughan «Live In Japan». Звук стройный и собранный, с правильной по характеру подачей и ровным тональным балансом. Есть некая доля строгости, но о холодности или отстраненности здесь речи не идет. Динамика, насколько ее можно оценить по этой записи, очень неплоха, есть и точность, и общая цельность, слитность подачи. Бас на записи неглубокий, однако все, чему полагается быть слышным, слышно. Серединка ровная, прозрачная и неокрашенная. Верхние частоты также без излишней яркости, не зажатые, в общем, всего в меру. Сцена средней ширины и глубины, с точно прорисованными планами и четкими образами. Детальность высокая — нюансы записи и исполнения хорошо слышны, но тракт не выпячивает их слишком ярко.

Следующая пластинка — Stan Getz and The Oscar Peterson Trio. Монофонический звук строится правильно, с хорошей раскладкой по глубине. Звук нейтрально-ровный, неокрашенный. Оне не пытается явно притянуть к себе слушателя, он просто есть, и при желании можно услышать все, что нужно, и музыку, и звук, и эмоции. Просто тракт практически ничего от себя не навязывает, а столь ровная мониторная подача позволяет слушать совершенно разные записи часами.

Меняем жанр, следующая пластинка— Brian May «Back То The Light». С одной стороны, я услышал специфику записи и некоторые ее огрехи и особенности, с другой — эмоционально насыщенное звучание, с хорошей проработкой нюансов и очень приличной динамикой. Тут, кстати, надо отдать должное конструкции привода. Такое несложное на первый взгляд решение, как выносной мотор с мононитью, на практике влияет именно на динамику тракта. Конечно, есть и другие способы добиться того же самого от пассикового проигрывателя, но чаще всего эти способы сложнее и стоят дороже. Единственное, что мне как-то не очень понравилось в отношении этой записи, — не хватило наполненности, особенно по верхнему басу и нижней середине. К качественным же составляющим звучания у меня нареканий фактически не нашлось.

Идем дальше, диск Jethro Tull «Live at Montreux 2003». Звук концертной записи воспроизводится полновесно, с отличной проработкой объема, воздуха и нюансов. Детальность хорошая. Но характер звука все-таки тяготеет к линейно-мониторному, без излишне подчеркнутой силовой подачи и без окраски. Если напор и эмоция звучит на записи — тракт ее воспроизведет достоверно, если же нет — доигрывать и подкрашивать не будет. Некая строгость и точность подачи присутствуют и заметны, этого не отнять. Сцена для записи концерта близка к образцовой, есть и ширина, и глубина, и правильные пропорции, и хорошо прорисованные инструментальные и вокальные партии. Самая сильная сторона здесь — именно взаимная точность пропорций. А вот ощущения воздушности немного не хватило. Впрочем, по опыту общения с проигрывателями Scheu Analog знаю, что эту составляющую можно легко подправить хорошо подобранным матом, если, конечно, в звуке системы в целом будет не хватать воздуха и объема.

Заканчиваю тест прослушиванием записей классической музыки, и опять же по опыту знаю, что именно классику проигрыватели Scheu Analog при правильном подборе компонентов могут играть очень хорошо. Если обобщить впечатления от услышанного, то все сходится, действительно тракт хорошо справляется и с записями оркестра, и с хоровыми произведениями. Может быть, в целом подача чуть более камерная, чем у старших моделей, но есть и точность звучания, и детальность, и естественность тембров, нюансы и отдельные инструменты. Голоса хорошо читаемы даже на сложных фрагментах и в кашу ничего не сваливается. Правда, есть и особенности. Если выстраивать тракт преимущественно под классическую музыку, я бы выбрал другую головку, с более острым звуком и менее камерной подачей и, конечно же, порекомендовал бы установить не 9-, а 12-дюймовый тонарм, разница в таком случае будет весьма заметна.

РЕЗЮМЕ

За необычной, яркой внешностью, как выяснилось, скрывается аппарат с точным, ровным, фактически мониторным звучанием, интересной конструкцией и весьма широкими возможностями настройки как в процессе сбора тракта, так и в дальнейшем, когда основные составляющие уже подобраны. А внешность... я бы вообще не стал здесь на ней акцентировать внимание, ведь это только частный случай — стол с необычной окраской. Точно такой же аппарат, только с черным или прозрачным столом смотреться будет уже строго и серьезно, а звучать точно так же.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!