0

Сравнение

VIP Club

Лучший советский Hi-Fi: Топ-5 кассетных дек из СССР

Автор статьи: Сутыгин Алексей
05.05.2021 35458 0

«Наша жизнь больше не будет прежней», — твердили аудиофилы в 90-е годы, наблюдая за повсеместным распространением новых цифровых форматов, и отправляли в пыльные кладовки служившие им верой и правдой катушечники и кассетники. Теперь же можно сказать, что они отчасти ошибались, ведь интерес к аналоговому звуку вернулся и стремительно растёт. Что ж, пожалуй, это хороший повод вспомнить лучшие кассетные деки, которые производились в СССР и оставили свой след в истории.



Вильма-102-стерео

Вильма-102-стерео

Представленный в 1981 году, магнитофон-приставка первого класса сложности «Вильма-102» стал настоящим аудиофильским «хитом» на просторах СССР. Аппарат привлекает интересной внешностью и стрелочными индикаторами уровня (были версии с чёрной и серебристой лицевой панелью), да и в целом достойным по советским меркам качеством изготовления.

В наличии система шумонижения, автостоп, таймер отключения после 1,5 минут бездействия лентопротяжного механизма, возможность ступенчатой регулировки уровня сигнала на линейном выходе. Частотный диапазон простирался от 31,5 Гц до 16 кГц, а коэффициент детонации составлял 0,15%. Весил такой аппарат внушительно — около 10 кг.

Стоил магнитофон 650 рублей — большие деньги по меркам тогдашних зарплат, но и не совсем заоблачные, как в случае с советскими магнитофонами высшей группы сложности. С 1985 года в продаже появилась усовершенствованная версия «Вильмы-102» — с расширенным частотным диапазоном от 31,5 Гц до 18 кГц и беспроводным пультом управления.



Вега МП-120-стерео

Вега МП-120-стерео

Кассетный магнитофон «Вега МП-120» был представлен в 1987 году и стал отражением трендов середины восьмидесятых, связанных с ростом интереса к компьютеризации и автоматизации. Аппарат мог похвастаться нескучным дизайном, который, впрочем, сложно назвать изысканным или чрезвычайно стильным. В продаже можно было найти версии с серебристой, либо чёрной лицевой панелью.

В основе конструкции — трёхмоторный лентопротяжный механизм, с сендастовой магнитной головкой и поддержкой лент Fe2O3, CrO2 и FeCr. В наличии — система шумопонижения, автостоп, программатор с возможностью воспроизведения до 15 треков в заданной последовательности (можно было составить свой «плейлист»), режим воспроизведения начальных фрагментов треков с опцией «обзор» и функция повтора композиции. Вдобавок — квазисенсорное управление, электронный счётчик ленты и люминесцентная индикация уровня.

Стоил такой аппарат 500 рублей — немного дешевле схожих магнитофонов «Вильма» и «Маяк» первого класса сложности, правда и качество сборки «Веги» оставляло желать лучшего. Дека позиционировалась как часть блочного стереокомплекса «Вега-120», также включавшего в себя небезызвестный виниловый проигрыватель и интегральный усилитель.



Маяк-010-стерео

Маяк-010-стерео

Одна из немногих советских кассетных дек высшей группы сложности производилась на киевском заводе «Маяк» с 1983 года. По некоторым данным, всего было выпущено около 1000 таких магнитофонов. В общем-то, капля в море, однако стоит учитывать, что его цена в 1900 рублей — это, без малого, половина стоимости нового авто ЗАЗ-968М по тем временам. Таким образом, позволить себе подобную роскошь могли лишь немногие советские аудиофилы.

По аналогии со своими катушечными собратьями, кассетный «Маяк-010» был выполнен по блочно-модульной концепции, что облегчало ремонт и обслуживание аппарата, которое нередко требовалось из-за не самой высокой надёжности советских комплектующих. По имеющейся информации, в «Маяк» устанавливались магнитные головки Hitachi, а также ЛПМ, изготовленные по лицензии немецкой компании Ernst Plank — с двумя тонвалами, закрытым трактом и тремя магнитными головками.

Среди технических особенностей магнитофона — квазисенсорное управление, кварцевая стабилизация скорости, автоматическая подстройка тока подмагничивания, электронный счётчик ленты, таймер включения, выход на наушники с регулировкой уровня громкости и беспроводной пульт управления. Аппарат мог похвастаться достойным для кассетников тех лет частотным диапазоном от 31,5 Гц до 18 кГц и солидной массой 10 кг.



Орель-101

Орель-101

Кассетный магнитофон «Орель-101» появился на прилавках советских магазинов в 1985 году и предлагал сбалансированное сочетание «цена-качество», благодаря чему стал востребованным устройством на просторах СССР. В недрах корпуса — достойная техническая начинка: ЛПМ с сендастовой магнитной головкой Вильма (встречались аппараты с импортными головами Canon и Mitsumi), а также система шумопонижения, автостоп, квазисенсорное управление лентопротяжным механизмом и люминесцентная индикация уровня.

Магнитофон предлагал типичные для советских кассетников первого класса сложности характеристики: частотный диапазон от 31,5 Гц до 16 кГц, относительный уровень шума -65 дБ, коэффициент детонации — 0,15 %. В 1990 году модель доработали: обновлённый «Орель МП-101С-1» воспроизводил частоты от 31,5 Гц до 18 кГц на ленте типа CrO2.



Вильма 100 стерео

Вильма 100 стерео

Порция настоящей экзотики, а именно — редкий магнитофон «Вильма 100», который был представлен в 1985 году и выпущен ограниченным тиражом всего лишь около 30 экземпляров. Несмотря на то, что номер модели начинается с единицы (что характерно для советской аппаратуры первого класса сложности), по техническому оснащению эту кассетную деку можно смело отнести к устройствам высшего класса. Магнитофон мог похвастаться достойным лентопротяжным механизмом, микропроцессорным управлением и возможностью прослушать до 15 композиций в предварительно заданной последовательности (составить свой «плейлист»), а также таймером включения и отключения, счётчиком магнитной ленты, люминесцентным индикатором уровня и беспроводным пультом управления.



Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!