0

Сравнение

VIP Club

Наушники — греть или не греть? Доверяйте собственным ушам

Автор статьи: Трисветов Сергей
14.07.2020 15875 14

Наушники - прогрев

На создание этого материала нас подвигли вопросы некоторых пользователей, а также комментарии к недавней публикации о выборе наушников

Различными ресурсами в сети и большим количеством людей на соответствующих форумах распространяется и информация о пользе «прогрева» электродинамических излучателей. Под «прогревом» авторы подразумевают непрерывное многочасовое использование акустических систем и наушников с целью изменения их физических свойств, зачастую с использованием розового и белого шума.

Нужен ли прогрев наушникам и динамикам

Для тех, кому нужны быстрые ответы на вопросы «как прогреть динамики и наушники» и «как прогрев повлияет на качество звука», дадим простые и быстрые ответы: «никак» и «не повлияет никогда или почти никогда». Для пущей убедительности мы приведем утверждения сотрудников компаний производителей и экспертов в области звука.

Анализ информации и некоторые комментарии специалистов позволяют с уверенностью Ньютона после удара яблоком, говорить том, что прогрев наушников занятие бесполезное. Но всё же, чтобы всем людям стало понятно, о чем идет речь, начнём с самого мифа. 

Далее последует аргументация в пользу сделанных выводов.

Миф о прогреве наушников

Приведенная далее информация является вымыслом автора и не имеет реальных прототипов.

Как всем известно, прогрев акустических систем и наушников известен еще со времен античности. Один из авторов, живших в одном из греческих полисов (имя его, как водится, история не сохранила), писал о прогреве следующее:

Купив для ушей телефоны, что головными зовутся,
Или колонки большие со звуком одухотворённым
Не смей нарушать непреложный закон, что был дан Аполлоном великим –
Не слушай тот звук, что холод Аида наполнил!

Не внемли глупцам, что кричат про законы земные,
Прогрей же динамик скорее, чтоб оный очистить от скверны холодной!{% break %}
Лишь боги способны мембрану наполнить энергией чистой, сквозь розовый шум проходящей часами.
Посредством прогрева великой ты цели добьёшься!
Прогрев наушников - нужен ли?

Современные последователи неизвестного античного автора излагают следующие аргументы в пользу прогрева динамиков:

  • Все механические системы необходимо «обкатать», как новую машину — особенно характерно для специалистов в области автозвука.
  • Прогрев дает возможность динамику приобрести постоянные механические свойства.
  • Прогрев обеспечивает повышение эластичности мембраны акустического излучателя настолько, что это коренным образом меняет звучание.
  • Для прогрева необходимо использовать розовый шум, который при длительном воспроизведении изменяет свойства «правильно».
  • Теория прогрева доказана современной физической наукой, изменения после прогрева отражаются на частотном диапазоне акустики и АЧХ.
  • Любую акустику необходимо прогревать от 50 до 200 часов, а в ряде случаев более длительное время.

Реальность

Теория прогрева динамических громкоговорителей (и тем более драйверов иных типов) не выдерживает критики как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения материаловедения. Лишь ряд производителей низкочастотной акустики включает в мануалы рекомендации по прогреву, указывая время от 50 до 100 часов, но последнее не относится к наушникам. Неизвестно также, является ли это данью традиции или имеет под собой техническое основание.

Почти однозначными контраргументами, свидетельствующими против теории прогрева, являются следующие тезисы:

  1. Материалы, использующиеся при создании динамических и других излучателей, не нуждаются в дополнительном повышении эластичности. Существенных изменений плотности, эластичности и прочих свойств, отвечающих за электромеханические характеристики акустики в процессе прогрева, не претерпевают.

  2. Конструкция драйверов и наушников в целом не предполагает дополнительной предэксплуатационной подготовки типа прогрева, так как проектирующие ее инженеры создают устройство готовым к немедленному использованию.

  3. Теоретически возможные изменения свойств материалов, возникающие во время прогрева (длительного использования), фактически не отражаются на звуке и никак не влияют на качество продукта, так как в подавляющем большинстве случаев находятся в пределах допустимой погрешности параметров устройства или вообще не распознаются ни аппаратурой, ни слепыми тестами.

На данный момент не существует ни одной научной работы, нет ни одного чистого, с научной точки зрения, эксперимента, подтверждающего мнение сторонников теории прогрева.

Осторожные заявления некоторых производителей наушников относительно прогрева демонстрантивны. В большинстве своем они очень противоречивы, что, с высокой степенью вероятности, связано с нежеланием задеть чувства тех аудиофилов, которые безосновательно убеждены в истинности положительного влияния этой манипуляции на качество звука.

Мифы о прогреве наушников

Ведущий дизайнер Beyerdynamic Гюнтер Вейдман имевший отношение к созданию легендарных Tesla (Beyerdynamic T1) уклончиво ответил на вопрос о прогреве, заявив следующее: «Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева».

Аккуратно ответили на вопрос о прогреве и представители MEElectronics: «Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева. Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально».

Иные представители крупных брендов более категорично заявляют о том, что прогрев не нужен, данных о его влиянии нет, спецификаций по прогреву никто не выпускает.

Прогрев динамиков и наушников

Скотт Хьюстон из немецкой компании Sennheiser на вопрос относительно необходимости и времени прогрева динамиков заявил следующее: «Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени прогрева. В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки».

Скотт Хьюстон Sennheiser

Не менее категоричным был звукоинженер компании Shure, Юрий Шульман, который в официальном блоге компании выразил следующее мнение относительно прогрева: «Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

Компанией Shure был проведен следующий тест: несколько пар наушников E1, 1997 года выпуска, подвергли повторной проверке через несколько лет эксплуатации и определили их актуальные технические параметры. Итог: все характеристики остались неизменными и полностью соответствовали тем, которые были при первом использовании.

Наушники Шур

Из вышеизложенного становится ясно, что прогрев наушников не имеет сколько-нибудь существенного влияния на характеристики наушников, и потому эта процедура бесполезна.

Или всё же?

Лишь отчасти можно согласиться с тем, что процедура прогрева может привести к изменениям АЧХ, как правило, в НЧ-динамиках с так называемой бумажной мембраной. Последнее утверждение основано на эксперименте инженера-схемотехника Александра Большакова, который в 1987-м заметил изменение нижней границы частотного диапазона в 1,5 Гц на советских динамиках 75ГД1 после 80-часового прогрева с использованием ГНЧ. При этом аудиально он не отметил никаких изменений в звучании излучателя.

Чистоту приведенного эксперимента инженер сам ставит под сомнение ввиду возможных погрешностей аппаратуры, а также разницы в условиях (температура, влажность).

Мнение автора материала не является официальной позицией компании Pult.ru, которая в вопросах прогрева сохраняет нейтралитет, базирующийся на недостаточном исследовании вопроса в акустике и физике твердого тела.




  • 0
  • 0
  • 1
Александр, Критик 1-го уровня 05.12.16
"Разоблачителю" мифов следовало изучить предварительно документы и тексты приличных производителей... а не вещателей собсно мифов по данному сабжу... и самостоятельно оценить предмет обсуждения инструментально... Наушники не мой конек, расскажу про дины, про которые "разоблачитель" тоже вещает "абсолютные истины"... 1. Доки вылистывать лениво, но в даташитах динов я лично видел примечания "спеки измерены после прогона розовым шумом 2ч". Производители гитарных (мой конек) динов топовые модели (более 200ев) таки разминают, читал лично репортажи из цехов с фотами. 2. Факты личных инструментальных замеров - после прогона розовым шумом 24ч с доведением до паспортной мощности Fs понижается на 3-7гц. Ну и из области органолептики... Приличные музыканты среди моих клиентов уверенно выбирают размятые дины при слепом прослушивании, отмечая "фанерный" звук неразмятых... хотя для моих ушей разница не очевидна... ========
  • 0
  • 0
  • 1
Бартов, Критик 1-го уровня 29.11.16
Про отсутствие прогрева утверждают владельцы посредственных трактов или глуховатые. Либо то и другое сразу. Специалисты компаний отвечают расплывчато, ибо спорить бесполезно. Действительно нет никакого технологически измеряемого эффекта, как его нет при измерении проводимости кабелей за 5$ и за 5000$.========
  • 0
  • 0
  • 2
Chev, Критик 1-го уровня 29.11.16
по вашим словам, акустика хи-енд с каждым днем становиться более разболтанной и в итоге превращаеться в уг.========
  • 0
  • 0
  • 2
Chev, Критик 1-го уровня 29.11.16
Очередной аудиофил вы. Что значит пропускная способность? я главным метрологом работаю и слышу такое впервые. Наделали людям лапши, с целью прибыли...========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 29.11.16
Как это не смешно ,но прогрев кабелей и ЦАП тоже существует.Только я бы этот процесс назвал по другому. Если кабель имеет лучшую пропускную способность сигнала или ЦАП имеет лучшие характеристики, то естественно происходит догрев акустики другим уровнем сигнала до заданных параметров.Но этот процесс менее заметен ,чем прогрев самой акустики и не долгий (всего несколько часов).========
  • 2
  • 1
  • 1
Павел, Критик 4-го уровня 29.11.16
Очень интересно!  Недавно прочитал что есть "аудиофилы", которые еще и кабели USB, оптику, и прочую цифру "прогревают"!  ;)   Было бы интересно еще узнать мнение производителей о "прогреве" USB-кабелей и ЦАП  :D .========
  • 0
  • 0
  • 13
Дмитрий Миронов, Критик 2-го уровня 29.11.16
Согласен с авторами,уши привыкают,а не динамики "прогреваются". Приведу два примера из своей жизни. 1.Давным-давно,в начале 80х годов,пришлось жить у тёщи какое-то время.С прослушиванием музыки в её присутствии были проблемы,поэтому пришлось довольствоваться кассетным плеером Sony Walkman и подключенными к нему псевдо колонками (помните,были такие 5 см в высоту).Воспроизводимый таким образом звук даже не поддаётся описанию,НО! Через 3-4 дня звук уже не казался замогильным,а через неделю и вовсе,звучание стало нравится.В этом случае ответ очевиден,все дело было в прогреве  ;) 2. Долгое время слушал свою акустику Monitor Audio "Limited" (привез из Германии в 1992 году) на обычном ШВВП 2*1,5. Потом собрался и купил не дорогой аудио кабель Supra Sky 2*1.6  С первых же минут звучания я услышал на старом компакте "Wings" -1978 года такие инструменты и такие ноты звучания,о которых даже не догадывался с момента выхода самой пластинки. :D  В этом случае не нужен был даже прогрев.Кстати,после года использования проводов, новых звуков и инструментов не прибавилось. :cry: Хотелось бы почитать аналогичную статью о "теплом,домашнем звучании винила". О его "превосходстве" перед компактом. Поскольку сам я вижу лишь одну причину новейшей популяризации старой пластмассы - борьба с пиратством.Именно это,на мой взгляд,заставляет производителей пластинок и аппаратуры под них рассказывать взахлёб о превосходстве аналогового звука перед цифровым.А так же продвигать в продажу далеко не дешевую аппаратуру под винил,(чтобы полностью раскрыть весь скрытый потенциал записи).========
  • 0
  • 0
  • 3
Юрий, Критик 1-го уровня 29.11.16
То, что акустика уровня Hi-End после 80-100, а то и более часов работы начинает звучать лучше я убедился давно и твердо. Спорить ни с кем не собираюсь и убеждать тоже. Это личное восприятие каждого. Чем это вызвано - адаптацией слухового аппарата или механической "микропритиркой" деталей драйверов, не знаю. На мой взгляд, и то и другое. Появляются или становятся чище и разборчивее мелкие детали музыки. Например, звук шелеста  щетки по тарелке или барабану становится явно распознаваем, в то время как на новой акустике, часто неразличим... И масса подобных тонких нюансов музыки. Только не нужно путать с недорогой акустикой, которая в принципе не в состоянии по своим ТТД выдать натуральный звук. Она и не создавалась для этого.  И последнее )) А судьи кто? Кто автор статьи? Я могу привести кучу статей противоположных по смыслу, причем подписанных вполне конкретными людьми с приведением степеней и должностей. Здесь же мы видим подпись "Пульт.ru". Неплохой интернет магазин, торгующий массой товаров от дешевого китайского ширпотреба до неплохой техники уровня Hi-Fi (последнее время). Статья сдута с сайта 3DNews, причем искажена. Вот, например фрагмент той же статьи: "Наушники, как и громкоговорители, используются в штатном режиме после некоторого периода прогрева. Например, перед тем, как отослать экземпляр для обзора, мы используем наушники 24 часа.Надеюсь, я ответил на ваш вопрос? Джон Уиллет (John Willet) Technical Applications Manager — Sennheiser UK jwillett@sennheiser.co.ukНо чем же можно объяснить такой эффект? На этот вопрос Джон Уиллет также дал ответ:Просто процесс прогрева ослабляет окружение, и диафрагма двигается более легко. Непосредственно с конвейера она более жесткая. Далее меломан поинтересовался, насколько эффект прогрева постоянен, уходит ли он по мере того, как наушники не используются? На это Джон Уиллет ответил следующее:Мы не располагаем такими данными. Это немного напоминает книгу — когда вы имеете дело с новой книгой, все ее страницы жесткие, но, когда вы несколько раз перелистнете их, они становятся более гибкими. И это незначительная разница, некоторые люди могут вообще ничего не заметить." ========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 29.11.16
Владимир Прежде всего, термин «прогрев» был понятен во времена ламповой техники и означал время, необходимое для установления нормальной эмиссии катодов вакуумных ламп. Для нашего случая есть более подходящий электротехнический термин «прогон», означающий примерно то же, что и «обкатка» в автотехнике. До недавнего времени я был точно такого же мнения относительно «прогрева», как и автор статьи. Однако изменил его после покупки изодинамических наушников FOSTEX. То, что обнаруженный эффект — не привыкание к особенностям звука, подтверждается тем, что производилось сравнительное тестирование новых и «прогретых» наушников указанной марки в сравнении с двумя другими не новыми экземплярами других марок, но того же качественного уровня. Излучатели наушников (как и динамиков) являются электромеханическими преобразователями и их свойства зависят от механических характеристик материалов, из которых изготовлены их подвижные элементы. Прежде всего это относится к элементам подвеса мембран или диффузоров к неподвижным основаниям (у динамиков это гофры). У многих пластичных материалов гибкость увеличивается при многократной деформации (сравните с обувью новой и разношенной). Поэтому ответы производителей некоторых моделей наушников об отсутствии необходимости «прогрева» могут быть справедливы для этих моделей, но вовсе не обязательно для других. Что же касается способа прогрева, то это может быть любая речевая или музыкальная фонограмма нормальной или немного увеличенной громкости. Использование каких то особых сигналов: белого, розового шума или других специальных фонограмм считаю излишним.  ========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 29.11.16
Я конечно не берусь спорить со специалистами, но моё мнение, что прогрев акустики есть и проверен собственными ушами.Изначально у любой акустики вч-острые ,а нч-грубые ,после нескольких часов прогрева розовым шумом (бывает, что ни один раз приходится прогонять акустику розовым шумом) звук становится мягче,масштабней,прозрачней,более гибок к настройке вч и нч. Разница очевидна ,потому что в моменты прогрева я в комнате не присутствую ,так как слушать розовый шум дело не приятное. Удивляюсь ,что кто-то не слышит разницы.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!