История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х
Продолжая говорить о советской аудиотехнике, хотелось бы остановиться на теме кассетных магнитофонов. Они, как известно, в СССР появились несколько позже, чем в западных странах, а исчезли и вовсе раньше — практически сразу после распада Союза.
В данной статье мы попытаемся проанализировать, удалось ли советским магнитофонам приблизиться к образу кассетников, сделанных японскими, американскими и европейскими разработчиками. Также мы разберемся, почему спрос на подобные технические новинки в СССР нередко был «вынужденным», и большинство советских людей все-таки предпочитало приобретать западные кассетники.
Тема предполагает большое количество материала, поэтому статью придется разделить на две части. В первой речь пойдет о развитии советских компактных магнитофонов, а во второй — о том, почему эта сфера технологических разработок быстро пришла в упадок.
Бобинники и первый магнитофон в СССР
В сфере разработки электроники для широкого потребления Советский Союз отставал от стран Запада на пять-шесть лет. Поэтому долгое время до появления портативных магнитофонов, рассчитанных на воспроизведение компакт-кассеты, обходились так называемыми бобинниками, которые воспроизводили аудиокатушки.
Первые же кассетники с магнитной проволокой были созданы еще в Германии 1930-х годов. Их выпускала, среди прочих, компания C. Lorenz AG. Устройства на магнитной ленте появились в 1950-х, первым из них был Loewe Optaphon.
В СССР кассеты практически не использовались, отдавалось предпочтение все тем же бобинникам. После появления в 1963 году разработанной компанией Philips компакт-кассеты этот же завод создал портативный магнитофон для воспроизведения подобных кассет. Модель называлась Philips EL3300, и именно она стала прототипом, на который ориентировались создатели магнитофона «Десна» родом из СССР.
В 1960-х о кассетных магнитофонах в Советском союзе мало кто слышал, и соответственно «достать» их было большой проблемой. До появления «Десны» не шло речи о замене бобинников портативными устройствами. Однако с выходом Philips EL3300 власти отметили очевидное отставание советских разработок от западных и дали инженерам задачу создать адаптированный аналог (технология производства представляла собой копирование принципа работы механических частей и подбор аналоговой электроники). Занимался его созданием харьковский завод «Протон». К концу десятилетия, в 1969 году, ему удалось наладить серийный выпуск магнитофонов.
«Десна» во многом походила на устройство-прообраз. Полностью идентичными Philips EL3300 были лентопротяжный механизм, компоновочная схема и даже внешний вид корпуса. Существенные различия можно было наблюдать в электронике, которая в некоторых случаях превосходила оригинальную разработку. К примеру, усилитель «Десны» был оснащен пятью каскадами, тогда как голландский Philips EL3300 имел их только четыре; двигатель имел стабилизатор частоты вращения. Также количество транзисторов у «Десны» было больше, чем у Philips — девять против семи. Необходимый для работы вольтаж составил 9В для советской разработки и 7,5В для EL3300.
Чтобы устройство могло поддерживать такое напряжение, конструкторы оснастили его дополнительными батареями питания. Так «Десна» увеличилась в габаритах на 26 мм.
В общем, выдающихся достоинств не имели ни Philips EL3300, ни «Десна». К положительным характеристикам можно отнести разве что малые габариты обоих устройств. Однако «Десна» была еще и очень дорогостоящей. За нее полагалось заплатить 220 рублей — сумму, почти равную трем средним месячным зарплатам. Учитывая, что магнитофон относился к низкому, четвертому, классу, можно сказать, что данная разработка была неконкурентоспособной даже в условиях советского рынка.
Кассеты прежде кассетников
Любопытно, что радиозавод «Протон» стал выпускать компакт-кассеты «Протон МК-60» (имевшие длительность тридцать восемь, сорок минут или один час) раньше, чем запустил производство «Десны». Это произошло потому, что выпуск первого кассетника планировался к пятидесятой годовщине Октябрьской социалистической революции — в 1967 году. Тогда же, по плану, должны были появиться советские кассеты. Однако поставить производство магнитофонов на поток к назначенной дате не успели, а первый тираж кассет уже отштамповали.
Позже, когда «Десна» появилась в магазинах, отдельной проблемой стала покупка кассет: их выпускали ограниченными тиражами, и в магазинах электроники они являлись редкостью.
Строго говоря, полностью советскими компакт-кассеты не были до начала семидесятых. Они использовали магнитную ленту, которую производила ГДР на заводе «Filmfabrik Wolfen». С 1971 года выпуском пленки для кассет занялся целый ряд советских заводов, в их числе «Свема». Это же предприятие в дальнейшем занималось производством кассет.
Кассеты, как и сами магнитофоны, стоили по советским меркам довольно дорого — одна штука стоила шесть рублей. Высокая стоимость стала одной из основных причин непопулярности кассетных магнитофонов в Советском Союзе.
О первых «Протонах» — кассетах МК-60 — существует почти легендарная история. Говорят, что до 1971 года на некоторых из них можно было найти надпись «Made in USA», которая со временем исчезла. Подтверждений этого, как и опровержений, в данный момент не найдено.
Что было после «Десны»
Несмотря на то, что кассетные магнитофоны в начале своего развития не стали товаром массового потребления, инженеры «Протона» продолжали настаивать на значительном потенциале своего продукта, заявляя, что он идеально подходит для модернизации. Совершенствованием занимались несколько лет — до 1982 года.
В 1971 году появились магнитофоны «Спутник» («Спутник-401»), созданные на основе механики и электроники «Десны». Вскоре наряду с «Протоном» заниматься выпуском устройств стал арзамасский приборостроительный завод. Новая версия магнитофона стала называться «Легенда-401».
Усовершенствованные магнитофоны отличались от предшественников качеством звучания в лучшую сторону. Конструкторы провели основательную работу над уменьшением детонации, отладкой шумо-сигнального соотношения, улучшением усилителей и модернизацией схем «Спутника-401». Был предусмотрен даже ряд качественных нововведений: устройство получило возможность воспроизводить кассеты на второй скорости (2,38 см/с), а также превращаться в длинноволновой радиоприемник. Для этого необходимо было использовать так называемые «радиокассеты», которые можно назвать неким прототипом MP3-кассет.
Магнитофон «Весна»
В течение нескольких лет в 70-х—80-х годах особой популярностью пользовалась линейка магнитофонов «Весна» производства запорожского завода. Украинская ССР в то время была одним из «сборочных цехов» Советского союза, как и ряд других западных республик. Выпуском магнитофонов «Весна» занимался завод «Искра» в Запорожье и киевский «Коммунист» (работает по сей день, но под названием «Радар»).
Выпуск советского портативного кассетника полностью оригинальной разработки (без заимствований механики и копирования) планировали начать в 1971 году. Главным элементом в нем должен был являться бесконтактный синхронный двигатель (БДС) на электронном управлении, способный работать на двух скоростях. Такие двигатели в Советском союзе в тот момент еще не выпускали.
Разработка БДС отняла у инженеров много сил и времени, но прийти к решению поставленной задачи им в итоге не удалось. Свою роль сыграли и другие факторы: к примеру, нежелание потребителя дальше использовать «Десну», которая имела слишком много недостатков. Торопясь выпустить новинку, разработчики решили отказаться от идеи использовать двигатель и сделали выбор в пользу уже известного японского коллекторного мотора.
С такими техническими характеристиками был выпущен первый «народный» портативный магнитофон «Весна-305». Спустя год после его выхода киевские инженеры все же создали трехфазный бесконтактный двигатель (он получил название БДС-0,2). Используя его, запорожская «Искра» приступила к производству кассетника «Весна-306». Главным его отличием от предшественника стало наличие двух скоростных режимов (воспроизведение 2,38 см/с и 4,76 см/с). Также «Весна-306» могла долгое время работать автономно за счет нового двигателя. Энергопотребление устройства снизилось, а стабильность оборотов повысилась, что позволило обеспечить высокую верность воспроизведения.
Хотя «Весна-306» стала настоящим флагманом инженерных разработок того времени, народным магнитофоном она не стала. Это звание закрепилось за предыдущим кассетником «Весна-305». Поскольку ранее советские инженеры не сталкивались с использованием бесконтактного двигателя (как, впрочем, и его созданием), во время первого такого эксперимента они допустили ряд ошибок. Ошибки, как оказывалось в ходе использования магнитофона, были существенные — они почти свели на нет все достижения.
Часто пользователям приходилось менять вышедший из строя БДС-0,2 «Весны-306» на традиционный коллекторный мотор, взятый от «Весны-305». Качество воспроизведения из-за этого снижалось, однако увеличивался срок службы — таким образом, устройства были почти равны в своей эксплуатационной надежности.
Да и главным преимуществом линейки «Весна» был не инновационный двигатель, а лентопротяжный механизм. Он также был полностью советской разработкой. В нем присутствовали два маховика удвоенной массы, которые, вращаясь в разные стороны, повышали стабильность лентопротяжки. Эта характеристика оказалась особенно важной для портативного магнитофона, потому что благодаря маховикам при переноске возникало меньше сбоев.
Полные аналоги линейки «Весна» с 1976 года стал изготавливать электроприборный завод в Перми. Там устройства выходили под названием «Ритм-301». На основе магнитофонов серии «Весна» пермским заводом в последствие были произведены кассетники «Романтик-306», «Электроника-323», «Квазар-303». Поскольку прообразом для них являлись продукты запорожского завода, можно сказать, что все они относятся к семейству «Весна 305-306».
Несмотря на то, что магнитофоны «Весна» были заявлены как приборы третьего класса, ряд их технических характеристик существенно превосходят нормы этой категории. Например, рабочий диапазон частот на первой скорости (2,38 см/с) составлял от 63 до 5000 Гц, а на второй (4,76 см/с) — от 63 до 10000 Гц. Среди других преимуществ:
- устойчивость к перепадам напряжения — стабильная работа при падении вольтажа до 5,1;
- небольшая масса — 3,7 кг вместе с батареями;
- напряжение — 9В;
- габариты 242х242х68 мм.
В начале, после старта продаж, магнитофон «Весна» стоил 195 рублей, а к концу 1970-х — 165 рублей.
Преемники «Весны»
Модели «Весна-305» и «Весна-306» пользовались популярностью, и в частности из-за этого до 1978 года выпускались без каких-либо конструктивных изменений. Всего таких магнитофонов выпустили около восьмисот пятидесяти тысяч. На основе первых кассетников серии «Весна» были созданы «Весна-202» и «Весна-205», уже имевшие ряд нововведений и модернизаций.
Заводы, которые изначально занимались производством линейки «Весна», в дальнейшем продолжили их производство. В конце 1970-х появились стереомагнитофоны «Весна-201 стерео», а спустя год после ней — «Весна-211 стерео», имевшая более мощный усилитель и стереопару.
Семидесятые годы стали для советских инженеров магнитофонов временем развития и прогресса. «Весна» сделала новый виток развития в 1985 году, когда были выпущены магнитофоны с принципиально новой компоновочной схемой — «Весна-310С».
В дальнейшем выпуском идентичных по конструкции устройств под названием «Русь» занялся рязанский приборный завод.
«Электроника-301»
Среди «народных» магнитофонов заслуженное место занимает модель «Электроника-301», также известная как «Парус-301». Его разработкой и выпуском занимался московский «ТочМаш». Серийный выпуск этой линейки стартовал в 1972 году, и вскоре она завоевала такую же известность среди советских людей, как и кассетники «Весна». Некоторые элементы механики были скопированы с магнитофона Grundig C100L.
Устройство было оснащено износостойким лентопротяжным механизмом советской разработки, дополнено электронным стабилизатором скорости. Через два года после появления «Электроники-301» выпустили версию «302», внешне очень похожую на предшественника. Она получила громкоговоритель 1ГД-40, благодаря чему удалось усовершенствовать верность воспроизведения.
В разные моменты своей истории магнитофоны «Парус» выходили с использованием импортных комплектующих, в частности головок JVC японского производства и двигателей SONY.
В заключение
Начало развития магнитофоностроения в СССР стало временем, когда инженеры прибегали и к полным заимствованиям, и к разработке целиком оригинальных блестящих решений. Причем, несмотря на неопытность советских инженеров в этой сфере, отечественные разработки удовлетворяли нужды пользователя лучше, чем западные. Советским специалистам нередко удавалось реализовать модернизационный потенциал устройств, которые в других странах считались устаревшими.
- 1
- 0
- 0
- 1
- 0
- 1
- 4
- 0
- 22
- 0
- 0
- 2
- 0
- 0
- 2
- 4
- 0
- 22
- 4
- 0
- 22
- 0
- 0
- 1
- 0
- 0
- 2
- 2
- 0
- 1