0

Сравнение

VIP Club

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Автор статьи: Мунтяну Юрий
14.03.2019 11004 11

Продолжая говорить о советской аудиотехнике, хотелось бы остановиться на теме кассетных магнитофонов. Они, как известно, в СССР появились несколько позже, чем в западных странах, а исчезли и вовсе раньше — практически сразу после распада Союза.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

В данной статье мы попытаемся проанализировать, удалось ли советским магнитофонам приблизиться к образу кассетников, сделанных японскими, американскими и европейскими разработчиками. Также мы разберемся, почему спрос на подобные технические новинки в СССР нередко был «вынужденным», и большинство советских людей все-таки предпочитало приобретать западные кассетники.

Тема предполагает большое количество материала, поэтому статью придется разделить на две части. В первой речь пойдет о развитии советских компактных магнитофонов, а во второй — о том, почему эта сфера технологических разработок быстро пришла в упадок.

Бобинники и первый магнитофон в СССР

В сфере разработки электроники для широкого потребления Советский Союз отставал от стран Запада на пять-шесть лет. Поэтому долгое время до появления портативных магнитофонов, рассчитанных на воспроизведение компакт-кассеты, обходились так называемыми бобинниками, которые воспроизводили аудиокатушки.

Первые же кассетники с магнитной проволокой были созданы еще в Германии 1930-х годов. Их выпускала, среди прочих, компания C. Lorenz AG. Устройства на магнитной ленте появились в 1950-х, первым из них был Loewe Optaphon.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

В СССР кассеты практически не использовались, отдавалось предпочтение все тем же бобинникам. После появления в 1963 году разработанной компанией Philips компакт-кассеты этот же завод создал портативный магнитофон для воспроизведения подобных кассет. Модель называлась Philips EL3300, и именно она стала прототипом, на который ориентировались создатели магнитофона «Десна» родом из СССР.

В 1960-х о кассетных магнитофонах в Советском союзе мало кто слышал, и соответственно «достать» их было большой проблемой. До появления «Десны» не шло речи о замене бобинников портативными устройствами. Однако с выходом Philips EL3300 власти отметили очевидное отставание советских разработок от западных и дали инженерам задачу создать адаптированный аналог (технология производства представляла собой копирование принципа работы механических частей и подбор аналоговой электроники). Занимался его созданием харьковский завод «Протон». К концу десятилетия, в 1969 году, ему удалось наладить серийный выпуск магнитофонов.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

«Десна» во многом походила на устройство-прообраз. Полностью идентичными Philips EL3300 были лентопротяжный механизм, компоновочная схема и даже внешний вид корпуса. Существенные различия можно было наблюдать в электронике, которая в некоторых случаях превосходила оригинальную разработку. К примеру, усилитель «Десны» был оснащен пятью каскадами, тогда как голландский Philips EL3300 имел их только четыре; двигатель имел стабилизатор частоты вращения. Также количество транзисторов у «Десны» было больше, чем у Philips — девять против семи. Необходимый для работы вольтаж составил 9В для советской разработки и 7,5В для EL3300.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Чтобы устройство могло поддерживать такое напряжение, конструкторы оснастили его дополнительными батареями питания. Так «Десна» увеличилась в габаритах на 26 мм.

В общем, выдающихся достоинств не имели ни Philips EL3300, ни «Десна». К положительным характеристикам можно отнести разве что малые габариты обоих устройств. Однако «Десна» была еще и очень дорогостоящей. За нее полагалось заплатить 220 рублей — сумму, почти равную трем средним месячным зарплатам. Учитывая, что магнитофон относился к низкому, четвертому, классу, можно сказать, что данная разработка была неконкурентоспособной даже в условиях советского рынка.

Кассеты прежде кассетников

Любопытно, что радиозавод «Протон» стал выпускать компакт-кассеты «Протон МК-60» (имевшие длительность тридцать восемь, сорок минут или один час) раньше, чем запустил производство «Десны». Это произошло потому, что выпуск первого кассетника планировался к пятидесятой годовщине Октябрьской социалистической революции — в 1967 году. Тогда же, по плану, должны были появиться советские кассеты. Однако поставить производство магнитофонов на поток к назначенной дате не успели, а первый тираж кассет уже отштамповали.

Позже, когда «Десна» появилась в магазинах, отдельной проблемой стала покупка кассет: их выпускали ограниченными тиражами, и в магазинах электроники они являлись редкостью.

Строго говоря, полностью советскими компакт-кассеты не были до начала семидесятых. Они использовали магнитную ленту, которую производила ГДР на заводе «Filmfabrik Wolfen». С 1971 года выпуском пленки для кассет занялся целый ряд советских заводов, в их числе «Свема». Это же предприятие в дальнейшем занималось производством кассет.

Кассеты, как и сами магнитофоны, стоили по советским меркам довольно дорого — одна штука стоила шесть рублей. Высокая стоимость стала одной из основных причин непопулярности кассетных магнитофонов в Советском Союзе.

О первых «Протонах» — кассетах МК-60 — существует почти легендарная история. Говорят, что до 1971 года на некоторых из них можно было найти надпись «Made in USA», которая со временем исчезла. Подтверждений этого, как и опровержений, в данный момент не найдено.

Что было после «Десны»

Несмотря на то, что кассетные магнитофоны в начале своего развития не стали товаром массового потребления, инженеры «Протона» продолжали настаивать на значительном потенциале своего продукта, заявляя, что он идеально подходит для модернизации. Совершенствованием занимались несколько лет — до 1982 года.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

В 1971 году появились магнитофоны «Спутник» («Спутник-401»), созданные на основе механики и электроники «Десны». Вскоре наряду с «Протоном» заниматься выпуском устройств стал арзамасский приборостроительный завод. Новая версия магнитофона стала называться «Легенда-401».

Усовершенствованные магнитофоны отличались от предшественников качеством звучания в лучшую сторону. Конструкторы провели основательную работу над уменьшением детонации, отладкой шумо-сигнального соотношения, улучшением усилителей и модернизацией схем «Спутника-401». Был предусмотрен даже ряд качественных нововведений: устройство получило возможность воспроизводить кассеты на второй скорости (2,38 см/с), а также превращаться в длинноволновой радиоприемник. Для этого необходимо было использовать так называемые «радиокассеты», которые можно назвать неким прототипом MP3-кассет.

Магнитофон «Весна»

В течение нескольких лет в 70-х—80-х годах особой популярностью пользовалась линейка магнитофонов «Весна» производства запорожского завода. Украинская ССР в то время была одним из «сборочных цехов» Советского союза, как и ряд других западных республик. Выпуском магнитофонов «Весна» занимался завод «Искра» в Запорожье и киевский «Коммунист» (работает по сей день, но под названием «Радар»).

Выпуск советского портативного кассетника полностью оригинальной разработки (без заимствований механики и копирования) планировали начать в 1971 году. Главным элементом в нем должен был являться бесконтактный синхронный двигатель (БДС) на электронном управлении, способный работать на двух скоростях. Такие двигатели в Советском союзе в тот момент еще не выпускали.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Разработка БДС отняла у инженеров много сил и времени, но прийти к решению поставленной задачи им в итоге не удалось. Свою роль сыграли и другие факторы: к примеру, нежелание потребителя дальше использовать «Десну», которая имела слишком много недостатков. Торопясь выпустить новинку, разработчики решили отказаться от идеи использовать двигатель и сделали выбор в пользу уже известного японского коллекторного мотора.

С такими техническими характеристиками был выпущен первый «народный» портативный магнитофон «Весна-305». Спустя год после его выхода киевские инженеры все же создали трехфазный бесконтактный двигатель (он получил название БДС-0,2). Используя его, запорожская «Искра» приступила к производству кассетника «Весна-306». Главным его отличием от предшественника стало наличие двух скоростных режимов (воспроизведение 2,38 см/с и 4,76 см/с). Также «Весна-306» могла долгое время работать автономно за счет нового двигателя. Энергопотребление устройства снизилось, а стабильность оборотов повысилась, что позволило обеспечить высокую верность воспроизведения.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Хотя «Весна-306» стала настоящим флагманом инженерных разработок того времени, народным магнитофоном она не стала. Это звание закрепилось за предыдущим кассетником «Весна-305». Поскольку ранее советские инженеры не сталкивались с использованием бесконтактного двигателя (как, впрочем, и его созданием), во время первого такого эксперимента они допустили ряд ошибок. Ошибки, как оказывалось в ходе использования магнитофона, были существенные — они почти свели на нет все достижения.

Часто пользователям приходилось менять вышедший из строя БДС-0,2 «Весны-306» на традиционный коллекторный мотор, взятый от «Весны-305». Качество воспроизведения из-за этого снижалось, однако увеличивался срок службы — таким образом, устройства были почти равны в своей эксплуатационной надежности.

Да и главным преимуществом линейки «Весна» был не инновационный двигатель, а лентопротяжный механизм. Он также был полностью советской разработкой. В нем присутствовали два маховика удвоенной массы, которые, вращаясь в разные стороны, повышали стабильность лентопротяжки. Эта характеристика оказалась особенно важной для портативного магнитофона, потому что благодаря маховикам при переноске возникало меньше сбоев.

Полные аналоги линейки «Весна» с 1976 года стал изготавливать электроприборный завод в Перми. Там устройства выходили под названием «Ритм-301». На основе магнитофонов серии «Весна» пермским заводом в последствие были произведены кассетники «Романтик-306», «Электроника-323», «Квазар-303». Поскольку прообразом для них являлись продукты запорожского завода, можно сказать, что все они относятся к семейству «Весна 305-306».

Несмотря на то, что магнитофоны «Весна» были заявлены как приборы третьего класса, ряд их технических характеристик существенно превосходят нормы этой категории. Например, рабочий диапазон частот на первой скорости (2,38 см/с) составлял от 63 до 5000 Гц, а на второй (4,76 см/с) — от 63 до 10000 Гц. Среди других преимуществ:

  • устойчивость к перепадам напряжения — стабильная работа при падении вольтажа до 5,1;
  • небольшая масса — 3,7 кг вместе с батареями;
  • напряжение — 9В;
  • габариты 242х242х68 мм.

В начале, после старта продаж, магнитофон «Весна» стоил 195 рублей, а к концу 1970-х  — 165 рублей.

Преемники «Весны»

Модели «Весна-305» и «Весна-306» пользовались популярностью, и в частности из-за этого до 1978 года выпускались без каких-либо конструктивных изменений. Всего таких магнитофонов выпустили около восьмисот пятидесяти тысяч. На основе первых кассетников серии «Весна» были созданы «Весна-202» и «Весна-205», уже имевшие ряд нововведений и модернизаций.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Заводы, которые изначально занимались производством линейки «Весна», в дальнейшем продолжили их производство. В конце 1970-х появились стереомагнитофоны «Весна-201 стерео», а спустя год после ней — «Весна-211 стерео», имевшая более мощный усилитель и стереопару.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Семидесятые годы стали для советских инженеров магнитофонов временем развития и прогресса. «Весна» сделала новый виток развития в 1985 году, когда были выпущены магнитофоны с принципиально новой компоновочной схемой — «Весна-310С».

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

В дальнейшем выпуском идентичных по конструкции устройств под названием «Русь» занялся рязанский приборный завод.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

«Электроника-301»

Среди «народных» магнитофонов заслуженное место занимает модель «Электроника-301», также известная как «Парус-301». Его разработкой и выпуском занимался московский «ТочМаш». Серийный выпуск этой линейки стартовал в 1972 году, и вскоре она завоевала такую же известность среди советских людей, как и кассетники «Весна». Некоторые элементы механики были скопированы с магнитофона Grundig C100L.

История советских кассетников: эволюция “Десны”, MK-60 made in USA и народные магнитофоны 70-х

Устройство было оснащено износостойким лентопротяжным механизмом советской разработки, дополнено электронным стабилизатором скорости. Через два года после появления «Электроники-301» выпустили версию «302», внешне очень похожую на предшественника. Она получила громкоговоритель 1ГД-40, благодаря чему удалось усовершенствовать верность воспроизведения.

В разные моменты своей истории магнитофоны «Парус» выходили с использованием импортных комплектующих, в частности головок JVC японского производства и двигателей SONY.

В заключение

Начало развития магнитофоностроения в СССР стало временем, когда инженеры прибегали и к полным заимствованиям, и к разработке целиком оригинальных блестящих решений. Причем, несмотря на неопытность советских инженеров в этой сфере, отечественные разработки удовлетворяли нужды пользователя лучше, чем западные. Советским специалистам нередко удавалось реализовать модернизационный потенциал устройств, которые в других странах считались устаревшими.




  • 1
  • 0
  • 0
Андрей, Критик 2-го уровня 19.03.19
У меня была Электроника-302 и (позже) Электроника-324. Электроника-302 была не ахти (подарили на день рождения в детстве, как же это было давно). Электроника как раз там была нормальная. Плата хорошая, лакированная, УНЧ был на микросхеме типа УН7, пред - транзисторный универсальный (с линейным длинным переключением чтение/запись). Со временем накрылись упомянутые здесь электролиты, но девайс на тот момент уже был очень стар. Так что электронику можно назвать вполне приличной. Но механика была полным дерьмом, это я вам как эксплуататор девайса говорю :) Пассик, когда мне подарили мафон (а он был юзаный и куплен у соседей), уже был дохлый. Он предваритлся в сопли и постоянно сваливался со шкива. Перемотка устроена совершенно неадекватно: не фиксированная, с очень маленьким моментом, в общем, в моем экземпляре не работала она как надо, приходилось постоянно "педалировать" :), выбирать, как на кнопку нажать, чтобы он хоть как-то перематывал. Пуск работал нормально, правда. Электроника-324 намного лучше, но она была времен развала Союза и впитала в себя знаменитые сохнущие электролиты. Механика в ней, для такого класса мафонов, весьма хороша. Два маховика, фиксированная перемотка. Никаких капризов с этим мафоном не было, когда я его активно пользовал (в начале 90-х, насколько помню). Плата была хреновая: полностью луженая, без лака. Припой растекался по дорожке и, если Вы поправляете пайки или меняете кондеры, уже невозможно было сделать пайку визуально как новую. Насколько помню, эту Электронику мне не пришлось чинить, работала как надо. Пайки только ради эстетики поправил немного, в остальнм, там было все нормально. А потом, через много лет, я вынул эти два изделия из дивана и опробовал. В Электронике-302 почнму-то не было пассика, поставил резинку какую-то, и это работало! С детонациями, т.к. вместо пассика была просто резинка, но работало! Электроника-324 имела пассик и кассета крутилась, но звука не было. Видать, все электролиты засохли :) Вообще, должен сказать, что во всех магнитофонах (да и в деках) разработчики допускали две серьезные ошибки. Первое - это интенсивное использование пластиковых деталей. Они и так не очень прочные, а если насажены на металл, трескаются со временем. Это порождает очень многие проблемы ЛПМов кассетников. Надо было делать только металлические детали в механике, металлоемкость там небольшая. Второе - это фрикционы, а именно - передача момента обрезиненными шкивами. Фрикцион - штука капризная, резинка со временем "высыхает" на поверхности и нужный момент уже не передает. Эта проблема просто пандемичной была.  Разработчики ну никак не хотели заменить все эти фрикционы на шестеренки (кроме подмоточного, но там не резина, а фетрик подпружиненный в аппаратах такого класса был). Ну и также надо отметить, что следовало, по возможности, переходить от сложной механики к более простой, но многомоторной (директ-драйвы на перемотки/подмотку и на маховик). Разработать соответствующие микросхемы было бы не так сложно (японцы справились). Но в реале так делалось только в некоторых деках Ревокс и Сони. Кстати, настоящая (кварцевая, с обратной связью) стабилизация скорости вращение применялась очень редко. Почти всегда делался либо просто стабилизатор напряжения на коллекторном моторе, либо директ-драйв (в деках), но с RC-генератором опорным, а не кварцевым. Сейчас это кажется абсурдным, но тогда электроника была намного дороже, чем сейчас.========
  • 1
  • 0
  • 1
Дмитрий, Критик 2-го уровня 18.03.19
В восьмидесятых  вплоть до девяностых работал в мастерской и занимался ремонтом БРЭА (бытовая радиоэлектронная аппаратура) Эта категория кассетных магнитофонов называлась  курятниками. Мало какой аппарат соответствовал заявленным характеристикам , несмотря на два тяжёлых маховика, коэффициент детонации не опускался ниже 0,4. О частотной характеристике говорить не приходилось вовсе. Плюсом ко всему уровень шума был на столько высокий и  имел достаточно широкий спектр с низкочастотной составляющей от блока питания и рокот от мотора и коллекторных щёток.Большое количество неисправностей было из-за электролитических конденсаторов, они просто высыхали и теряли свою ёмкость. Из-за экономии жгуты были одножильными и плохо пропаивались . Частая проблема -это плохой контакт из-за ужасной пайки и гетинаксовые платы.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 17.03.19
Может сей агрегат и записывал, но дизайн тот еще ;))) Разговор плавно  перетекает к стационарным кассетникам?))) Впрочем, среди таковых культовых отечественных не было. Детище RRR с выездным лотком (М-201), как и скопированное чудо МП-7210, народной любви не вызвало. "Вега" тоже не канала. Кассетники упорно играли намного хуже, чем катушечники (домашняя Орбита-204, дискотечный Ростов-101, заоблачная по цене Электроника-001). При этом сначала 80-х года в продажу поступали японские кассеты Sony  (лично купил блок оных в ГУМе без всякой очереди) и TDK, а родненькая бобинная лента СВЕМА с тала дефицитом, ТАСМА же страшно сыпалась, забивая головки...========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 16.03.19
Потом был Парус-211 стерео. Отличная вещь! Хорошо записывал.....========
  • 0
  • 0
  • 2
Александр, Критик 1-го уровня 16.03.19
У меня в 1986 году был Электроника 324.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 16.03.19
Ах, да, еще якобы выпускался (в 1991 г) "Парус-М213С " с отстёгивающимися колонками, но живём оный ни разу не встречал.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 16.03.19
"Весна-205" - реально культовый!!! По тем временам (1977 г) аппарат удачный: мало ломался и легко чинился. Купить удавалось только по великому блату и с переплатой. А вот последовавший в народ  "Весна-202" оказался очень капризным, хотя тоже купить было очень сложно не смотря на гос.цену под 200 руб (помнится, культовые джинсы Wrangler с тканью "в рубчик елочкой" у фарцовщиков стоили столько же). Массовые, но уже не имиджевые "Электроника-302" - дешевле, около 150 руб, некоторые шли с японскими движками. "Романтик-306" появился вроде вначале 1980 г., весил под 5 кг, и на фоне изящной "Весна-205" смотрелся топорно. Незабываемый "Весна-201 стерео" при встроенном 2х канальном усилителе (2х3 Вт) весил столько же, имел один динамик и ручку для переноски, но таскать с собой было уже напряжно. Схожая "Весна-211" выглядела дешёвкой. В 1986 появился обалденный портативный стерео "ИЖ-303". В 1989 аналогичная "Весна-212". Ну и всё, дальше отечественному пришёл пипец ;))))========
  • 0
  • 0
  • 1
Мария, Критик 1-го уровня 16.03.19
Ну и вспомнился анекдот на эту тему. Разговаривают 2 магнитофона: _Говорят, тебе хозяин заграничную кассету купил? _Ну да. -Слушай, дай пожевать. Это о том, что советские кассетники "зажевывали" маг. ленту. У меня была электроника-302, она любила это дело :)========
  • 0
  • 0
  • 2
Олег, Критик 1-го уровня 15.03.19
Легендой была же всё же Электроника-302. 301-я терялась на фоне Весны. А вот на 302-ю помню аж записывались. Слабое место было у них это пассик. Но вместо него идеально подходила резинка от советского презерватива!  :D========
  • 2
  • 0
  • 1
Дмитрий, Критик 3-го уровня 15.03.19
Про кассетный Романтик - 306 забыли========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!