0

Сравнение

VIP Club

Центральный компонент: выбираем полный усилитель

Автор статьи: Апроцкий Валентин
07.04.2021 9643 3

Давайте для начала определимся с терминологией. Интегральный, интегрированный, либо же, согласно старой ГОСТовской традиции, полный усилитель — это сочетание предварительного и оконечного усилителей, причем не обязательно в рамках одного корпуса (бывают, например, модели с внешним блоком питания). Таким образом, мы фактически одним аппаратом закрываем вопрос центрального звена классической аудиосистемы, состоящей из источников, усилителя и акустических систем. Более того, добавление к усилителю встроенного цифро-аналогового преобразователя и/или фонокорректора, а в последнее время и файлового/потокового проигрывателя, превращает его практически в универсальный инструмент, которому для полноценного функционирования нужны по сути только колонки.

Разброс цен на интегральные модели простирается от тысяч до миллионов рублей, то есть диапазон составляет фактически три порядка. И если в нижней части сосредоточены модели, главной задачей которых является экономия бюджета, то в верхней — образцы самых современных технологий и беззаветной любви к музыке.

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Я пожалуй не рискну назвать самый популярный проигрыватель или колонки, но с легкостью озвучу модель самого массового интегрального усилителя. Это NAD 3020, разработанный 40 лет назад Бьёрном Эриком Эдвардсеном и с учетом модификаций выпущенный суммарным тиражом почти 2 миллиона экземпляров! В чем же секрет его успеха? Судя по всему именно в звуке, ведь его сложно назвать как полноценно оснащенным, так и достаточно дешевым. Судите сами, выходная мощность того самого первого аппарата составляла всего 20 Вт на канал (при нагрузке 8 Ом), в то время, как стоимость сейчас, с учетом инфляции, приближалась бы к 40 тысячам рублей, прямо скажем — есть масса моделей и помощнее и подешевле.

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Собственно говоря, основных вопросов к любой предстоящей покупке и к усилителю в частности два — зачем он вообще нужен и какой именно надо брать? С первым все на удивление просто, он нужен в том случае, если вы хотите собрать аудиосистему, но хотите при этом сэкономить место и деньги. С местом всё очевидно, а про деньги есть один нюанс, вернее несколько, в лице как раз таки вышеупомянутых аппаратов за тысячи и даже десятки тысяч долларов. Тем не менее, экономия налицо и в данном случае, потому что раздельные решения от этих же производителей обойдутся еще дороже.

Но вернемся к нашим баранам, то бишь к выбору конкретного аппарата. Прежде всего — коммутация, входов/выходов лучше иметь с запасом, нежели впритык. И если вы считаете, что подключать вам особо и нечего, то чаще всего ошибаетесь. Классический аудиоисточник (CD-проигрыватель и/или винил), универсальный источник (например Blu-ray), игровая приставка, спутниковый ресивер, телевизор, мобильные устройства, внешние и локальные накопители, потоковые сервисы... Список можно продолжать еще долго, но факт в том, что если входов вам не хватит — придется менять весь аппарат, а не как в случае с предом только его. Отдельный вопрос — возможный в будущем апгрейд. Если он хотя бы планируется — не помешает выход с предварительного усилителя и вход на усилитель мощности, первый позволит подключить более качественный оконечник либо аналогичный имеющемуся для организации bi-amping, последний также пригодится в случае интеграции в домашний кинотеатр. И если ваш будущий усилитель — часть достаточно развитой домашней аудиосистемы, то не помешают и как минимум триггерные входы для дистанционного управления.

Балансная или небалансная коммутация?

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Когда дистанция между аппаратами измеряется хотя бы метрами — XLR предпочтительней, если же они стоят на соседних полках, то вопрос скорее к схемотехнике конкретных аппаратов, а ее производитель зачастую стыдливо умалчивает. Скажем так — если налицо исключительно балансные разъемы, то скорей всего и архитектура аппарата балансная, если же балансный вход всего один — есть вероятность, что он сделан для красоты или самоуспокоения. В любом случае, балансная передача сигнала и его балансная обработка — это два разных процесса.

Лампа или транзистор?

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Применительно к предварительным каскадам вопросов с совместимостью оборудования в принципе нет, тут вопрос исключительно звуковой вкусовщины, в хорошем смысле этого слова. Более того, лампы на входе имеют достаточно протяженный по времени ресурс и вам вряд ли придется озадачиваться их заменой, по крайней мере в ближайшие годы. Так что слушайте, сравнивайте, выбирайте. Касательно же оконечных ламповых каскадов — колонки с равным успехом могут оказаться как легкой, так и весьма проблематичной нагрузкой, определить это с достаточной степенью достоверности можно только посредством лабораторных измерений, ну либо опять же на слух, но тут вы рискуете принять особенности звучания усилителя или колонок за проблемы совместимости. В любом случае, если речь идет о многополосных напольных моделях с невысокой чувствительностью — я бы с лампами не экспериментировал. Если же у вас откровенная экзотика (широкополосные динамики, рупора и т. д.) - грех не попробовать сочленить их как раз таки с лампами. Советуйтесь, пробуйте, решайте.

Популярные нынче усилители на базе широтно-импульсной модуляции (так называемый класс D) в принципе имеют полное право на существование. Просто не стоит забывать о том, что их основные преимущества (собственно говоря и инициировавшие в свое время их разработку) — это компактные габариты, низкое энергопотребление и высокий КПД. И еще один момент — возможна прямая конвертация цифрового сигнала из ИКМ в ШИМ, таким образом, информация например с компакт-диска становится аналогом только в динамиках колонки, до того момента передаваясь и усиливаясь исключительно в цифре. Такой вариант использования класса D действительно крайне перспективен. Ну и стоит пожалуй с определенным скепсисом относиться к радикальным комбинациям технологий, например к ламповому преду с ШИМ-оконечником (зачем?) либо к традиционному АВ-усилителю с импульсным БП (и снова — зачем?). В тоже время нет никаких противопоказаний по симбиозу импульсного блока питания и ШИМ-усилителя, они в состоянии прекрасно дополнить друг друга.

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Ну и еще немного экзотики. Некоторые аудиофилы считают, что регулировка уровня сигнала должна осуществляться исключительно в пассивном домене, то есть посредством банального потенциометра. Однако вопрос его согласования с выходным импедансом источника сигнала и входным оконечного усилителя зачастую весьма нетривиален. Если же подобная конструкция используется в интегральной модели (а я знаю как минимум один пример), то все эти вопросы за вас уже решил производитель и вам остается только наслаждаться музыкой.

Вернемся к функционалу. Я уже говорил, что в последнее время встроенный фонокоректор/ЦАП/проигрыватель — частый «гость» интегральных усилителей и это прекрасно, ну как минимум в той же степени, в которой прекрасен универсальный швейцарский нож. Однако же, если какое-то из этих устройств предназначено для выполнения задачи основного источника в системе, то я бы как минимум сравнил его звучание с аналогичной внешней моделью. Проще говоря — слушаете вы например 80% времени винил, не поленитесь — сравните звучание встроенного фоно с внешним. А если ЦАП вам нужен исключительно для озвучки телепередач, то с вероятностью 99% с этой задачей справится любое встроенное решение.

Как выбрать интегральный стереоусилитель

Вопрос для многих чуть ли не самый основной, но для специалистов — пожалуй что один из наименее значимых. Все правильно, я говорю про мощность. «У меня колонки мощностью 200 Вт, а на усилителе написано 100 Вт, это значит, что они не подойдут друг к другу?» Правильный ответ — это значит ровным счетом ничего. Если вкратце — проблемы совместимости (по крайней мере с точки зрения мощности и звукового давления) могут появиться лишь для усилителей, чья выходная мощность находится за пределами диапазона 50-500 Вт и для колонок, чья чувствительность также находится за пределами 85-95 дБ. Вот лишь пара примеров. Чтобы увеличить громкость системы на 10 дБ, нужно использовать на порядок более мощный усилитель. А чтобы снизить громкость на эти же 10 дБ, нужно отсесть от колонок со скажем привычных 3 метров на далекие 9 метров. В реальной же жизни колебания мощности и звукового давления существенно меньше и зачастую ими можно пренебречь. И вообще, «спалить» колонки дешевым маломощным усилителем, как это ни парадоксально, существенно проще, чем качественным киловаттным монстром. И вопрос тут не в мощности, а в стабильности работы и возможных искажениях.

Пусть и банальный, но поверьте мне — исключительно дельный совет напоследок. Интегральный усилитель — это в первую очередь удобство, как минимум — размещения и коммутации. А еще — управления, поэтому при прочих равных не пренебрегайте наличием у выбранной модели пульта дистанционного управления.



  • 5
  • 0
  • 0
Игорь, Критик 6-го уровня 08.04.21
спасибо, все понятно, особенно про лампу========
  • 0
  • 0
  • 4
Анатолий, Критик 1-го уровня 08.04.21
Писал непрофессионал. Все время про какую-то совместимость, не сразу понял, что речь о согласовании. Прямая конвертация PWM и PCM - вообще не понимает эти технологии. Балансная коммутация в домашней технике излишняя, к тому же усложняет тракт фазовращателем, а как же хваленый аудиофильский минимализм? Некоторые фразы просто бессодержательны. Ну и наконец, громкость измеряется не в децибелах, а в сонах.========
  • 0
  • 0
  • 2
Дмитрий, Критик 1-го уровня 08.04.21
В кои-то веки грамотная технически и нейтральная статья.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!