0

Сравнение

VIP Club

Теплые ламповые доказательства: ещё немного о магических свойствах ТЛЗ для музыкантов и аудиофилов

Автор статьи: Пручкин Василий
23.04.2018 6417 5

Одним из самых популярных материалов нашего блога на GT стал пост “Сеанс теплой ламповой магии с разоблачением”. Он коснулся расхожих стереотипов при оценке УМЗЧ с полупроводниковой и ламповой схемотехникой. Кроме того, бурным и живым стало обсуждение поста о гитарном ламповом усилении и цифровой эмуляции ламповых эффектов.

Напольная акустика Davis Acoustics Courbet №5

Некоторые из моих оппонентов в холиварах на эти темы заявили, что я, дескать, мало знаю о ТЛЗ, и все прелести оного совсем не в гармониках, а в трансформаторах, операционных усилителях и т.п. Оппоненты непрозрачно намекали, что нет подробных исследований спектрального состава искажений для ламповых и транзисторных усилителей.

В тех материалах я писал о том, что рано ставить точку в вопросе лампового звука, теперь, полагаю, пора. Совсем недавно мне попалось относительно свежее исследование физика Дэвида Кипортса, которое окончательно закрывает вопрос о природе и эффектах так называемого ТЛЗ (по крайней мере в вопросе гитарного усиления).

Психоакустика восприятия искажений

Как мы уже писали, в исследованиях Флетчера, Войшвилло и Алдошиной была выявлена разница между субъективным восприятием разных гармоник. В частности, исследования показали, что гармоники высокого порядка воспринимаются как выраженные неприятные искажения, а низкого, как более благозвучные или по крайней мере менее заметные.

Также в исследованиях отмечалось, что нечетные гармоники (3-я, 5-я, 7-я, 15-я и т.п.) создают диссонирующие тоны и поэтому воспринимаются как неблагозвучные или дисгармоничные. Тоны, генерируемые четными гармониками, напротив, гармонично сочетаются основным звуком.
На этих исследованиях базируется большинство утверждений о том, что приятным для человеческого уха является звук тёплых (в прямом смысле) ламповых усилителей. Полупроводниковые уступают им в благозвучности искажений. Именно благозвучность ламп с успехом используется музыкантами и иногда ценится аудиофилами.

При этом доказано, что т.н. “честность” (верность воспроизведения) у современных “каменных” усилителей выше, т.к. уровень искажений в них значительно ниже. В 70-е ламповая техника имела преимущества, так как коэффициент гармоник был приблизительно равен для транзисторных и ламповых систем. Сегодня ситуация существенно отличается, так как большинство ламповых изделий десятки, а порой и в сотни раз сильнее искажает звук, по сравнению с аналогичным по цене полупроводниковым УМЗЧ.

Точка Дэвида Кипортса

Дэвид Кипортс, работающий в американском колледже Миллса, не придумал ничего нового. Но именно этого человека будут помнить как физика, препарировавшего ламповую ”магию” и доказавшего физическую природу психоакустических эффектов.

На всякий случай упрощенно опишу появление гармонических искажений при звукоусилении. Транзисторы (микросхемы) или вакуумные лампы позволяют увеличить электрическую мощность. В случае со звуком процесс усиления мощности сопряжен с появлением дополнительных сигналов другими частотами — т.е. гармоническими искажениями. Например, при усилении сигнала 300 Гц появляются сигналы 600, 900, 1 200 Гц, соответственно, вторая, третья и четвертая гармоники.

Дэвид Кипортс испытывал гитарные усилители, так как его интересовали именно любовь гитаристов. С т.н. аудиофильской лампой он не работал, и судя по его статье, он о ней не очень знает.

Ученый исследовал и сравнил гармонические искажения в усилителях Fender Pro Jr и Bugera BC15. Первый — полностью ламповый (на триодах реализованы предусилитель и оконечник), второй построен как гибрид (ламповое предусиление и транзисторный оконечник).
Ученый определил ряд закономерностей, которые касались этих усилителей.

Напольная акустика Davis Acoustics Courbet №5

Напольная акустика Davis Acoustics Courbet №5

Например, Fender Pro Jr в режиме работы без перегрузки был характерен низкий Кг, значительное преобладание четных гармоник, были выражены гармоники низкого порядка 2-я, 4-я. Режим перегрузки приводил к усилению 5-й гармоники по сравнению с 6-й, и ослаблению четных гармоник, на фоне некоторого усиления нечетных. Bugera BC15 в обоих режимах продемонстрировала выраженность нечетных гармоник, в основном 3-й и 5-й.

Напольная акустика Davis Acoustics Courbet №5

Кратко можно охарактеризовать выводы экспериментатора как то, что реализация усиления на транзисторах способствует появлению в результирующем сигнале большего количества неблагозвучных нечетных гармоник.

При этом появления гармоник высокого порядка, на которые ссылались авторы похожих публикаций в 70-е, не наблюдаются. Напротив, как в ламповом, так и в транзисторном усилителях порядок гармоних ограничен 6-й.

В своем исследовании физик даёт и психоакустическое обоснование благозвучности четных и неблагозвучности нечетных гармоник, а также называет причины, по которым ламповое усиление ценится у гитаристов.

Так усиливающийся сигнал электрогитар уже богат гармоническим содержанием. К исходным гармоникам этого сигнала перегруженный ламповый тракт способен добавить дополнительные гармоники к каждой из исходных. При этом наиболее выраженными из них будут четные, что и гарантирует необходимый эстетический музыкальный эффект.

Сухой остаток

Отраженные в исследовании Кипортса данные позволяют говорить о том, что известные эффекты благозвучности лампового звука имеют исключительно гармоническую природу. Также исследование свидетельствует о том, что ламповая техника в настоящий момент наиболее применима именно в качестве гитарного усиления, а также создания эстетически ценных музыкальных эффектов.

При этом классическую “лампу” сегодня можно эффективно заменить цифровыми эмуляциями (так как никакой проблемы в создании гармонических искажений при цифровой обработке сигнала сейчас нет). Отмечу, что последние пока не находят широкого концертного и репетиционного применения, в силу непривычности эксплуатации (многим проще купить лампу), однако все больше используются в студийной работе.

В HI-FI и Hi End лампы постепенно умирают, в связи со схемотехнической сложностью для достижения высокой верности воспроизведения, а также возможностью точной и недорогой цифровой имитации т. н. лампового звучания.

В этих сегментах ламповое усиление остаётся актуальным для создания уникальных и неоправданно дорогих аутентичных схемотехнических шедевров, рассчитанных на узкий круг ценителей. Также лампы эффективны в специализированном усилении для наушников, особенно для электростатических.


В нашем каталоге представлен широкий ассортимент гитраных усилителей, а также ламповых УМЗЧ для воспроизведения музыки.

  • 0
  • 0
  • 7
Вадим, Критик 1-го уровня 08.05.18
Сергей, забыл спросить - а вы занимались звукотехникой?========
  • 0
  • 0
  • 7
Вадим, Критик 1-го уровня 08.05.18
Странная точка зрения для электронщика!?? Стало быть ООС вводится для того, чтобы подавить избыточный коэф-т усиления! Не проще ли взять микросхему с меньшим усилением, или сократить кол-во каскадов. Честно говоря я не понял, что вы хотели сказать.========
  • 1
  • 1
  • 5
Сергей, Критик 3-го уровня 08.05.18
Для Вадим и не только. ООС в транзисторных/микросхемных УМЗЧ неизбежна из-за высоких/высоченных коэффициентах усиления  каждого электронного элемента и звуковой системы в целом . Как всем известно, чем глубже ООС, тем лучше для КНИ и хуже для "микродинамики", ТЛЗ и тд. и тп. Мы все субъективны от природы, безусловно. Мы слышим не приборами, а нашим слуховым аппаратом, живым, аналоговым, у каждого своим, со своими особенностями. Каждый слышит по своему. Мне много лет и я по образованию и по жизни электроник, работал с цифрой и аналогом, и я был удивлен, когда мой коллега, намного моложе меня, отдал предпочтение старенькому аналоговому прибору отечественному (осциллографу) против цифрового импортного, крутого. Цифра сплоховала в связке человек - прибор, "аналог" оказался на высоте, проблема была решена. Мы - аналоговые и нас можно обмануть "цифрой". Потому мы и спорим. Те, кто "обманулся" в силу своих приоритетов и те, кто "сопротивляется" по неким своим критериям.========
  • 1
  • 1
  • 2
Александр, Критик 2-го уровня 03.05.18
Согласен с Вадимом. Все мои любители качественного воспроизведения постепенно перешли на ламповые усилители. Транзисторные только для баса.      Усилители делают чтобы люди слушали а не для приборного измерения. Зачем мне усилитель с 0, 00.... искажениями, если ламповый с 1% звучит лучше. Ламповых усилителей становится в продаже больше. Они не умирают. Скорее наоборот. ========
  • 0
  • 0
  • 7
Вадим, Критик 1-го уровня 03.05.18
Это лишь малая часть, тема не раскрыта. Надо рассмотреть влияние ООС в транзисторных УНЧ, мгновенные температурные изменения и проч. И лампы еще долго не умрут.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!