0

Сравнение

VIP Club

Советский HI-FI и его создатели: Часть 2. Путь Левицкого и «планары» в СССР

Автор статьи: Можаев Михаил
08.08.2017 13241 7
Продолжая цикл о легендах советского звука, захотелось отдельно коснуться темы изодинамических наушников, создававшихся в Стране Советов. Сегодня многие убеждены, что технология planar magnetic (изодинамическое излучение звуковых волн) — продукт современных разработок. В подобных суждениях есть доля истины (изменились материалы), однако, сами принципы совсем не новы и активно применялись для создания аудиоаппаратуры на протяжении последних 40 лет.



Авторство «уникальных» технологий, с легкой руки маркетологов, приписывают то Японцам, то Китайцам, то неким «таинственным» инженерам из США. Не редко, начиная использовать не слишком распространённые изодинамические драйверы, производители позиционируют свою продукцию как нечто совершенно новое, никогда ранее не применявшееся. Как выяснилось, не все знают о том, что изодинамические излучатели выпускаются достаточно давно, а в своё время нашли широкое применение в советской аудиотехнике.

Отцы советской изодинамики


Создателями наиболее известных советских изодинамических драйверов, а также устройств на их основе заслуженно считаются инженер Игорь Левицкий и его коллеги из Львовского НИИ БРЭА. Именно они разрабатывали легендарные изодинамические наушники под брендом «Амфитон» ТДС-7, ТДС-15, ТДС-21, Н-25С (ТДС-25). Сегодня Левицкий возглавляет отдел разработок международной корпорации OPPO Digital, где также создает наушники и акустические системы.


Левицкий в Oppo Digital фото whathifi.com

Окончив электроакустический факультет Киевского политехнического института, талантливый молодой инженер Игорь Левицкий принял решение связать свои профессиональные устремления с Львовским научно-исследовательским институтом бытовой радиоэлектронной аппаратуры (НИИ БРЭА). Как утверждал сам Левицкий, он был впечатлён звучанием японской акустики JVC Zero 5 c ленточными излучателями Matsushita, что во многом повлияло на выбор темы для исследования и проектов.

В то время советская промышленность стремилась догнать и перегнать запад, поэтому торгово-промышленная палата СССР закупала образцы западной техники и направляла их в советские НИИ для изучения, а в ряде случаев, копирования. После детального изучения акустических систем японских разработчиков, Левицкий начал упорную работу над созданием новых излучателей в секторе, занимавшимся разработкой АС и наушников.

ТДС-7 — первенец НИИ БРЭА


В момент прихода Левицкого в НИИ БРЭА, сектор уже завершил создание ТДС-7 – первых советских изодинамических наушников. Среди всех наушников такого типа в СССР они были самыми массовыми, и серийно выпускались с 1980-го по 1990-й год. Некоторое время эти головные телефоны считались одними из лучших в стране. В то время они обладали почти недостижимыми для традиционных электродинамических собратьев, акустическими характеристиками.



Оценивая ТДС-7 в интервью whathifi.com, Левицкий отметил:
«…по сравнению со всем остальным, что было (или, скорее, чего не было) на рынке СССР, ТДС-7 – это был мощный прорыв на территорию высококачественного звука.»

Характеристики ТДС-7:

  • Диапазон воспроизводимых частот: 20 -20000 Гц.
  • Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц — менее 1%.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб
  • Подводимая мощность: 2 мВт.
  • Паспортная мощность: 1000 мВт.
  • Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом.
  • Розничная цена — 49 руб., с подставкой — 53 руб. 40 коп. (половина зарплаты молодого инженера в 80-е годы).
  • Масса без кабеля: 310 г.


Ещё одним важным для советского времени достоинством ТДС-7 была их относительная доступность для рядового покупателя, иными словами – «доставаемость». При этом ТДС-7 не были лишены недостатков. Основным их минусом была эргономика. Час, проведенный в оголовье, давящем на уши жесткими амбушюрами, для пользователей современной техники покажется несоразмерной платой за хороший звук. Но суровые советские меломаны терпели и не такое.

ТДС- 15 — потомок именитого японца


Оценив все достоинства и недостатки ТДС-7, Левицкий понимает, что его коллеги сделали большой скачок по части верности воспроизведения, но забыли про эргономику и дизайн. Жесткие амбушюры, давящее оголовье и прямоугольная форма наушников превращала прослушивание в изощрённую добровольную пытку.

Руководство сектора также осознавала необходимость в создании более совершенного образца. Так с активным участием Левицкого начались работы по созданию наушников «Амфитон» ТДС-15. В качестве основы для новой разработки выбрали не что-нибудь, а японскую high End разработку Sansui SS-100. Проанализировав ключевые недостатки ТДС-7 и достоинства японского аналога, инженер предложил сделать открытое supra-aural акустическое оформление, которое существенно улучшало звучание, по сравнению с полузакрытыми предшественниками.


Кроме того, коллектив разработчиков предложил круглую форму мембраны и наушников, что улучшало эргономику и при этом не отражалось на звуке негативно. Эти решения также положительно повлияли на эстетику, приблизив дизайн новой разработки к лучшим западным образцам. НИИ БРЭА со своими ТДС-15 задрали планку качества, дизайна и эргономики «до небес», став новым эталоном советского HI-FI. Серийное производство ТДС-15 началось в середине 80-х сразу на двух предприятиях: ПО «Счетмаш» в Кишиневе и ленинградском НПО „Феррит“ (завод „Магнетон“).


Характеристики ТДС-15:

  • Тип драйверов: изодинамические.
  • Тип акустического оформления: открытые (чаши лежат на ушах, а не обхватывают уши).
  • Сопротивление: 16 Ом.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб.
  • Частотный диапазон: 20-20 000 Гц (+3/-3).
  • Номинальная мощность: 2 мВт.
  • Паспортная мощность: 1000 мВт.
  • Масса без кабеля: 300 г.
  • Розничная цена в 50 рублей (для сравнения, оригинал от Sansui SS-100 в то время стоил около $ 300) не пугала любителей хорошего звука, но найти эти наушники в свободной продаже было крайне сложно.



Праздник портативности Н-21С


Вершиной эргономичности и дизайнерского изыска среди советских изодинамических наушников стали ТДС-21 (Н-21С). Они стали первой разработкой Левицкого с мягкими поролоновыми амбушюрами. Серийный выпуск наушников начался в 1989-м году. Оголовье наушников складывалось, что позволяло сделать устройство очень компактным.



За счет небольшой массы, компактности и поролоновых амбушюр Н-21С быстро завоевали молодую аудиторию пользователей модных в то время кассетных плейеров.
Характеристики Н-21С:

  • Частотный диапазон: 20-20 000 Гц.
  • Сопротивление: 32 Ом.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 97 Дб.
  • Паспортная мощность: 500 мВт.
  • Габариты: 220*205*60 мм.
  • Масса без кабеля: 120 г.
  • Розничная цена: 35 руб.





Амфитон Н-25С – лебединая песня львовских инженеров


Уже перед самым закатом советской эпохи Левицкий и коллектив его сектора успевают разработать последние изодинамические наушники, созданные в СССР – «Амфитон» Н-25С. Эта разработка практически полностью избавлена от «детских болезней» ТДС-7, и соответствует всем требованиям времени.



Работы над наушниками завершаются в 1990-м году. Серийный выпуск продолжается чуть более двух лет. Распад союза и приватизация практически полностью уничтожают возможности для производства такой техники.
Характеристики H-25C:

  • Сопротивление: 32 Ом.
  • Максимальная паспортная мощность: 0,1 Вт.
  • Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц: менее 0,6 %.
  • Частотный диапазон: 20-20000 Гц
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 98 дБ.
  • Разъем: 3,5 мм (в комплекте переходник на 6,3 мм).
  • Вес: 200 г.
  • Цена: рыночная (к моменту запуска серийного производства на территории бывшего СССР, прекратили существовать твердые цены)


Разработки НИИ БРЭА, их теоретическая база и практический опыт внимательно изучались на других предприятиях СССР. Это позволило за короткий период создать и наладить выпуск сразу нескольких моделей изодинамических наушников, непосредственно не связанных с Львовским институтом.

Ниже привожу, вероятно, не полный список моделей изодинамических наушников, производившихся в СССР в 80-е годы:

Ломо (12а35), Электроника г. Львов (ТДС-5, ТДС-5М, ТДС-19, Н-28С), НПО „Квант“ г. Киев (ТДС-16 Эхо), НПО в г. Смела (Н-16-16 С, Н-16-40 С, Н-16-100 С – аналоги ТДС-16 Эхо).





В 90-е инженер Левицкий уехал в США, где сначала реализовывал свои идеи в компании BG Radia, создававшей изодинамические акустические системы, а затем стал руководителем отдела разработок в корпорации OPPO Digital, где работает по сей день.

Итог


Советские инженеры иногда создавали то, чему сегодня маркетологи на западе присваивают статус инновационных разработок и сверхновых идей. Неудивительно, что многие из них, например, Левицкий, Войшвилло, Шушурин, сейчас успешно работают уже за пределами бывшего Союза. Возможно, стараниями этих энтузиастов, промышленность Страны Советов опередила бы «загнивающий Запад» в гонке технологий и подарила бы гражданам продукцию мирового уровня. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Эпоха советских триумфов канула в лету вместе с развалившейся страной, оставив лишь воспоминания о колоссальном потенциале своих ученых и инженеров.
  • 0
  • 0
  • 1
Александр, Критик 1-го уровня 11.10.17
Добавлю для исторической правды: утверждение автора "Серийное производство ТДС-15 началось в середине 80-х сразу на двух предприятиях: ПО «Счетмаш» в Кишиневе и ленинградском НПО „Феррит“ (завод „Магнетон“)" не совсем верно- было еще третье предприятие, которое выпускало и ТДС-7 и с 1985г ТДС-15. Предприятие называется ГП "Вектор" г. Екатеринбург. Я в то время работал на нем  инженером- конструктором в отделе ТНП и лично участвовал в запуске ТДС-15 в производство, а также в согласовании некоторых изменений КД в НИИ БРЭА г. Львов и ВНИИРПА г. Ленинград (если конкретно: исходная КД предполагала поверхностную окраску серебристой эмалью, наше предприятие предложило и затем выпускло ТДС-15 окрашенными в массе (смесь пластика АБС и серебристого пигмента). Изменен был также шарнир крепления головки к оголовью. Если автора статьи интересуют вещественные доказательства- вышлю фото  ТДС-15 на проспекте ГП "Вектор" тех лет. С уважением к автору статьи, Вавщук Александр========
  • 0
  • 1
  • 8
Анатолий, Критик 1-го уровня 06.10.17
Прощаю Вас... То что вы пишите - очень смахивает на неумение согласования Выхода Усилка и Телефона...  Я Инженер-Радиотехник, и очень часто замечал, у простых Юзеров, нестыковку Входа-Выхода. Это касается не только Ауди, но и Видео, и много другого, в использовании Гаджетов... Я купил уши Амфитон, как только они появились, и когда они окончательно вышли из строя, для меня это была большая печаль... Только два года тому назад, я купил Fostex T20RPMK2, что по параметрам, соответствовало Амфитону... У меня акустики много, и колонки (не ниже 3 - х полосных),ну да институтов мы не заканчивали ваше благородие,мы просто хотели слушать музыку какая нестыковка входа выхода ,советский маг-советские уши зачем перепаивать штекер ведь подходил,перепаивали JVC для нашей аппаратуры,========
  • 2
  • 1
  • 1
КСФ, Критик 1-го уровня 10.08.17
Прощаю Вас... То что вы пишите - очень смахивает на неумение согласования Выхода Усилка и Телефона... Я Инженер-Радиотехник, и очень часто замечал, у простых Юзеров, нестыковку Входа-Выхода. Это касается не только Ауди, но и Видео, и много другого, в использовании Гаджетов...   Я купил уши Амфитон, как только они появились, и когда они окончательно вышли из строя, для меня это была большая печаль... Только два года тому назад, я купил Fostex T20RPMK2, что по параметрам, соответствовало Амфитону... У меня акустики много, и колонки (не ниже 3 - х полосных), и Наушники (до 4-х полос). Но Fostex T20RPMK2 - это техника высшего класса!!! Оценить её, можно только имея, 3х ватный качественный усилитель, для наушников, согласованный с их входным сопротивлением. Я получаю истинное удовольствие, слушая музыку на эти наушники, и никакие другие Изодинамические наушники, даже этой же фирмы, не сравнятся с Fostex T20RPMK2!========
  • 0
  • 0
  • 4
Олег, Критик 1-го уровня 10.08.17
Статья понравилась. Естественно, что за отведённое место всё многообразие тех наушников, что выпускались во время советского хай-фая описать не возможно, но всё-таки спасибо. Были  у нас с конца 70-х наушники ТДС-1. 20 руб. стоили. Тогда вещь довольно неплохая, да и сравнивать их было не с чем. Служили до начала 2000-х. Купили импортные. Звук в ТДС-1 приемлем, но после прослушивания одной пластинки (примерно минут 40) приходилось протирать их от пота и вытирать уши. В начале 90-х у меня появились ТДС-13 и ТДС-17 для плееров "Амфитон" выпускавшихся Брестским электромеханическим заводом. Вполне тоже сносные были наушники. Штекера правда летели. Но замена и перепайка проблему устраняли. Провода не скручивались, как в современных "пробках", т.к. провода весили больше чем сами наушники.========
  • 0
  • 1
  • 8
Анатолий, Критик 1-го уровня 08.08.17
пусть простят меня господа-меломаны,но все же рискну высказать свое мнение,из всех наушников которые продавались в нашем городе (ШАХТЫ Ростов обл) были только АМФИТОН,а мне мальчишке очень хотелось иметь наушники в общем купили мне их, звук лично у моих был средний какой-то,верхов мало да и низы были не внятные,плюс ко всему дизайн не очень,пластик скрипучий и тяжелые сами по себе слушал -слушал помню с полгода а потом продал за 40 руб однокласснику.Зато другу из Ленинграда привезли JVC модель не помню знаю что в комиссионке купили за 180 руб,так вот они реально пели,он дал на день послушать их перепаяли на наш штекер разница по звуку небо и земля, подключал к Снежеть 204 и восхищался проклятым капитализмом,так что мы хоть и тырили идеи но все равно что то не доделывали,зато цены ставила Советская власть не хилые реально 49 руб за что,а на дворе была весна 1983 г, месяц уговаривал родителей на покупку этих ушей,и было разочарование от покупки  еще раз прошу извинить меня это мое мнение========
  • 0
  • 0
  • 0
Аноним, Критик 1-го уровня 08.08.17
Интересная, хорошая статья про изодинамику. Очень рад за советского инженера Игоря Левицкого, нашедшего подобающее место в уважаемой кампании и продолжающего заниматься любимым делом. Да, в 80-е годы изодинамические наушники были открытием для советских меломанов, но все-таки первоначально это были копии, прежде всего японских Yamaha HP-1 (ТДС-5) и Sansui SS-100 (ТДС-15). Но все-таки, учитывая условия тех лет, хочется поблагодарить энтузиастов создания отечественных "изодинамиков" - другой возможности познакомиться с их звуком в СССР практически не было. Я сам, примерно в 1986 или 87 году стал обладателем ТДС-5. Их цена 80р заставила долго сомневаться в разумности такой траты, но пробное прослушивание решило дело. За последующие годы они сильно обветшали. Прежде всего разложились поролоновые демпфирующие прокладки и амбушюры. Тем не менее, реставрация этих наушников всегда была в планах, и вот в прошлом году я ее провел. Не скажу, что я теперь слушаю их так же часто, как раньше. В том же пошлом году я купил современные изодинамики FOSTEX T50RPMK3. Конечно их звук лучше, чем у ТДС-5. Возможно это связано с несколько иной схемой магнитной системы (периодическая магнитная система у FOSTEX, линейная у HP-1 и ТДС-5) и соответственно формой звуковой катушки (зигзагообразная у FOSTEX и спиральная у ТДС-5), возможно с более современными материалами. Но звук в обоих случаях превосходный. Советую всем меломанам, кто еще не знаком с изодинамическими (ортодинамическими) наушниками, послушать их. Уверен, что многие после этого не захотят слушать наушники других систем.========
  • 0
  • 0
  • 1
Андрей, Критик 1-го уровня 08.08.17
После получасового прослушивания в ТДС 5М уши у слушателя были мокрыми, в чем инновация г. Левицкого ? Изодинамические динамики были применены в акустике JVC , поместить их в чашки головных наушников ? Принцип работы, да и конструкция излучателей осталась той же ?========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!