0

Сравнение

VIP Club

Цифровой звук становится ближе с каждым днем

Автор статьи: Фролов Денис
14.04.2021 5995 0

Давайте для начала определимся с терминологией. Форматы высокого разрешения — это в первую очередь цифровые форматы. А цифровые форматы для широкого круга пользователей начались почти 40 лет назад, когда поступили в продажу разработанные специалистами компаний Philips и Sony компакт-диски, а также проигрыватели для их воспроизведения. По моему скромному разумению эти самые компакт-диски произвели как минимум три технологических революции.

Прежде всего — это качество звучания. Что бы ни говорили любители «теплого лампового звука» - но компакт-диск звучит объективно лучше подавляющей массы посредственных проигрывателей грампластинок и магнитофонов, которые на тот момент и были основными источниками фонограмм в домах меломанов (ну и разве что тюнеры, но качество их звучания в массе своей еще более сомнительно).

Во-вторых — это удобство использования. Да, на виниле были аппараты с переключением композиций, кассеты можно было ускоренно перематывать с контролем на слух, но только в компакт-диске принцип произвольной выборки дорожки был впервые реализован практически безупречно. Это не говоря уже про относительно компактные габариты носителя при все еще адекватном качестве полиграфии.
Третья революция получилась несколько опосредованной, но чуть ли не самой главной. Ею стала возможность неограниченного числа копирований без потерь качества. То есть вообще. Даже катушка на 38-ой скорости после нескольких последовательных перезаписей начинает деградировать, а тут процесс не ограничивался решительно ничем. И тогда впервые забили тревогу пресловутые правообладатели. Небольшая ремарка. В свое время ходило много баек про то, почему в качестве базового был выбран формат 16 бит/44,1 кГц. В числе прочего утверждалось, что на компакт-диск должна была целиком влезать Девятая симфония Бетховена, дескать ради этого пришлось даже увеличивать его диаметр со 115 до 120 мм. Реальность впрочем как всегда обыденна. Для записи цифровых мастеров использовались видеокассеты U-Matic, при этом частота сэмплирования должна была быть кратной структуре видеодорожки NTSC, а дальше уже чистая математика. Каждая строчка содержит три сэмпла, в кадре 490 активных строк, частота развертки 30 кадров в секунду: 3х490х30=44100.

naim

Но вернемся к копированию. Копировать поначалу можно было на цифровые кассеты DAT и DCC, но они (равно как и оборудование для них) особой популярности не снискали, а например пресловутый минидиск вообще осуществлял запись с потерями, имея в основе своей проприетарный алгоритм сжания ATRAC, аналогичный хорошо известному mp3. Но в середине 90-хх гг. прошлого века появились записываемые и даже перезаписываемые компакт-диски, которые вместе с аппаратурой для их эксплуатации начали стремительно дешеветь. Это не могло не повлиять (в негативную сторону) на продажу исходных носителей.

Что же делают Sony и Philips? Наиболее логичный по их разумению шаг — изобретают формат с более качественным звуком, но на тот момент с полной невозможностью копирования, а именно — SACD, вернее сказать так назывался носитель, сам же формат получил название DSD. Примерно в это же время обнародуется и DVD-audio с более традиционным PCM-форматом, разрешением вплоть до 24 бит/192 кГц. С одной стороны — у форматов много общего (возможность как стерео, так и многоканальной записи, качество объективно выше CD, невозможность прямого копирования носителей), с другой — они совершенно разные по идеологии. DVD-audio это по сути такой CD на стероидах, с аналогичными методами кодирования/декодирования, но более впечатляющими цифрами. SACD — фактически первый «цифровой аналог», формат, не требующий для обратного преобразования использования специальных конвертеров. Однако отсутствие конвертера — это и отсутствие возможности редактирования в «цифре», то есть в DSD по сути можно только оцифровать полностью готовый мастер. Если он аналоговый — логика в этом есть, но если на этапе записи, сведения или мастеринга использовался PCM — преимущества такого метода весьма сомнительны. С третьей стороны — полноценный DSD-фильтр (а это именно фильтр, а не конвертер) может звучать интересней при подаче на него преобразованного в DSD PCM-потока. Но тут уже кому что интересней — слушать музыку или разбираться в технических деталях.

T+A

На компакт-дисках вышли уже десятки (если не сотни) миллионов записей. SACD по сравнению с ними несоизмеримо меньше, порядка 10 тысяч релизов. Думаю, что соизмеримо с последней цифрой и количество PCM-хайрезов. Как мне кажется, датой начала полноценного хайрез-движения можно считать 2011 год, когда впервые была получена точная (хоть и не совсем законная) цифровая копия SACD. Тогда же и появились все эти бесконечные сравнения форматов и последующие споры. Хотя спорить тут в принципе не о чем, гораздо логичней хотя бы примерно представлять историю той или иной записи, чтобы понимать, какой из форматов ближе к первоисточнику.

Пожалуй самое новое направление в хайрез-движении — это технология MQA (Master Quality Authenticated), разработанная специалистами английской компании Meridian. В конце прошлого тысячелетия эти ребята уже сталкивались с хайрезом, во время подготовки формата DVD-audio, тогда их разработка носила название MLP (Meridian Lossless Packing) и позволяла упаковать без потерь до обычного DVD стереофайл с разрешением до 24 бит/192 кгц либо же 5.1-канальную дорожку с разрешением до 24 бит/96 кГц. Последовавший за ним формат Dolby TrueHD мог содержать уже 6 каналов в 24/192 либо же 8 каналов в 24/96.

Представленный в 2014 году MQA — это формат сжатия с потерями, позволяющий примерно впятеро уменьшить поток с исходным хайрез-качеством. Поскольку алгоритм сжатия проприетарный, то музыка в таком формате получается своего рода сертифицированной, ее не может закодировать кто угодно, хотя обратная совместимость имеется и она воспроизводится на всех устройствах, просто на совместимых — с более высоким качеством. Еще одна задача MQA — это передача потока высокого разрешения на мобильные устройства с низкой сетевой скоростью.

McIntosh

Формально мы сейчас являемся современниками четвертого поколения физических дисковых цифровых носителей (предыдущие три — это CD, DVD и Blu-ray). Реальность же говорит нам, что это поколение если и станет в итоге массовым, то скорей всего одновременно и последним, уступив пальму первенства файловым и потоковым технологиям. Но все это не помешает нам слушать музыку тогда и там, где мы этого захотим.

Что же такое хайрез сейчас? Во-первых и по-большому счету в самых главных — это возможность слышать именно ту запись, которую финализировал звукорежиссер в студии. Не копию, не адаптированный или тем более упрощенный вариант, а именно что оригинал. Так что с одной стороны все эти цифровые технологии возможно и несколько отдаляют нас от исходного живого звучания, но с другой стороны делают все ближе к студии, где записываются наши любимые исполнители и группы.




Возможно, Вас заинтересует:

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!