0

Сравнение

VIP Club

Игра в четыре руки: поясняем за биампинг

Автор статьи: Пручкин Василий
17.02.2021 18813 4

Чуть ли не главным парадоксом абсолютного большинства современных колонок можно, как это ни странно, назвать... две пары клемм для подключения усилителя! Казалось бы — достаточно всего двух контактов, чтобы обеспечить передачу усиленного сигнала, а дальше в дело вступает пассивный разделительный фильтр внутри акустической системы и соответствующее число излучателей. Зачем еще две клеммы, они запасные?

Собственно говоря, даже там, где клемм всего две — на самом деле их больше, просто реализованы они уже внутри, на плате фильтра, точнее — нескольких его цепей, по числу фактических полос электро-акустического преобразования. В самом простом случае один из них отфильтровывает сигнал ниже определенной частоты для вуфера, а другой, выше нее — для твитера. Естественно, что динамики при этом опосредованно связаны, что не может не приводить к их взаимодействию, в том числе и не только полезному. Так что же нам делать с клеммами? В самом простом случае — не трогать вообще, подключившись к одной паре и оставив штатные перемычки. Чуть более продвинутый вариант — заменить штатные перемычки на специализированные, более качественные. Следующая возможность — так называемый bi-wiring, когда сигнал от усилителя (одного) для различных фильтров в колонке идет по разным кабелям. Собственно говоря, для этого нужны две пары кабелей и по 4 клеммы на канал как в усилителе, так и в колонке. Тут уже появляется некий простор для фантазии и пассивной эквализации, например можно поставить на бас медь потолще, а на верх серебро получше, если, конечно, возникнет желание в подобных экспериментах. Но мы движемся дальше и подходим к самому главному — биампингу, то есть раздельному усилению полос в акустической системе раздельными же усилителями. В этом случае сигнал с предварительного усилителя или источника с регулируемым уровнем должен подаваться параллельно на соответствующее число усилителей. В этом случае каждый усилитель будет «видеть» только ту часть фильтра, которая ответственна за свою полосу в акустической системе и не взаимодействовать с остальными, отчего будет лучше и сигналу и усилителю и динамикам, а в конечном счете — и слушателю.

Тут важно понимать, что любые различия в этих усилителях, от банальной мощности и активных элементов в усилительных каскадах (лампы, транзисторы, ключи и т. д.) до коэффициента усиления, будут работать как своего рода темброблок, приводя к изменению первоначального сигнала. Грубо говоря — в самом простом и понятном случае они должны быть абсолютно идентичны. Но где же найти столько усилителей и главное — финансовых возможностей для их приобретения? Однако аудиофильская индустрия предусмотрела решительно всё и в частности — возможность последовательного апгрейда с банального интегрального усилителя до многополосной активной стереосистемы. Как так? Показываем на примерах.

Exposure

Exposure

Эта английская компания была основана в 1974 году Джоном Фарлоу, а начиналось все еще раньше, в 60-х гг. прошлого века, когда Джон принимал участие в разработке и производстве гитарных усилителей Hiwatt для таких исполнителей, как Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin и пр. Казалось бы, цели и задачи у техники для звуковоспроизведения и звукоизвлечения (а то и звукосозидания) несколько различаются, однако же в любом случае музыкальная индустрия гораздо ближе к домашней аудиотехнике, нежели, скажем, экономическая или медицинская деятельность.

На первых порах компания производила исключительно звукоусилительную технику, причем строго раздельную, в лице предварительных и оконечных моделей. Дебютный полный усилитель под индексом Х увидел свет в конце 80-х гг., а в середине девяностых настал черед первого CD-проигрывателя. На стыке тысячелетий Джон продал компанию малазийским инвесторам, а сам ушел на покой, место же главного инженера занял Тони Брэди, ранее трудившийся в Onix Audio. Вся техника по-прежнему производится в Англии, что в нашу сомнительную эпоху глобализации не может не радовать.

Полный усилитель 3010S2D — это уже четвертая итерация данной серии. С получением индекса S мощность блока питания усилителя выросла на 15%, а выходная мощность — на 10%, масса также увеличилась на 1 кг. Индекс 2 не принес столь же значительных отличий: допускаю, что на этот раз они носили косметический характер, либо же выразились в замене комплектующих. Индекс D появился лет 6 назад и выразился в опционально поставляемой плате ЦАП (USB и BNC, 24/192 и DSD64).
В интегральном усилителе есть аж две пары выходов с предварительного усилителя, а в линейке фирмы присутствуют оконечные усилители 3010S2, чей конструктив и параметры аналогичны интегральной модели. Таким образом, можно сначала взять «интегралку», а потом, при возможности, желании или необходимости — докупить «оконечники», для организации bi или даже tri-amping.

NAD

NAD

Этой компании, которую основал в Лондоне инженер-электрик Мартин Бориш, в следующем году стукнет вот уже пол века. Ее название — аббревиатура от слов New Acoustic Dimension, а самый известный аппарат — интегральный усилитель под индексом 3020, разработанный Бьёрном Эриком Эдвардсеном в 1978 году. Его суммарный тираж, с учетом целого ряда модификаций, существенно превысил миллион (!) экземпляров. Журнал Stereophile назвал его одним из ста лучших продуктов за всю свою полувековую историю, а журнал The Abso!ute Sound – одним из десяти лучших усилителей всех времен. В 1991 году компания была куплена своим датским дистрибьютором AudioNord, а в 1999 году продана им компании Lenbrook, тоже дистрибьютору, но на этот раз канадскому. Тогда же NAD расширяет свой стереоассортимент в сторону многоканальной кинотеатральной техники, а также, что более важно для нас —запускает в производство серию компонентов с индексом BEE, как несложно догадаться — отдавая дань уважения прославленному конструктору, принесшему компании такой феноменальный успех. В 2005 году в модельном ряду компании дебютирует флагманская серия Master и в частности — интегральный усилитель M3, а несколько лет спустя на его базе создается более доступный аналог, интегральный усилитель C375BEE.

В усилителе имеется возможность установки MM/MC-фонокорректора PP375 и модуля ЦАП. Отключаемый темброблок позволяет осуществлять регулировку НЧ (±8 дБ на 100 Гц) и ВЧ (±5 дБ на 10 кГц). На передней панели расположены вход для внешнего источника и выход на головные телефоны. На задней панели в числе прочего имеются два выхода с предварительного усилителя (один из них – с плавной регулировкой уровня) и вход на усилитель мощности. Таким образом можно включить в усилительный тракт внешнее устройство обработки звука (эквалайзер и т.п.), подключить сабвуфер или организовать режим bi-amping, например с помощью усилителя мощности C275BEE, аналогичного C375BEE за исключением секции предварительного усилителя. Можно перевести выходные каскады в мостовой режим, а также задействовать Soft Clipping, то есть фактически компрессор, сглаживающий пики сигнала и возникающие вследствие этого искажения. Но для критического прослушивания его лучше не использовать.

Roksan

Roksan

Эту компанию основали в 1985 году два выпускника Лондонского университета, Турай Мохаддам и Туфан Хашеми. На моей памяти это уже вторая культовая английская компания (первая — Cyrus), основанная выходцами из Ирана. Совпадение? Не думаю. Собственно говоря, название компании представляет собой слегка видоизмененное имя бактрийской княжны и супруги Александра Македонского, а дебютным аппаратом Roksan стал проигрыватель грампластинок, названный в честь персидского царя Ксеркса.

Проигрыватель создавался как прямой конкурент тогдашнему общепризнанному лидеру, модели Linn LP12, но достаточно быстро зарекомендовал себя как полностью самостоятельное и успешное изделие, выпускающееся и поныне. Его отличительной особенностью стало отсутствие пружинного подвеса субшасси, вместо которого использовались своего рода сайлентблоки. Забавно, что выпущенные примерно в это же время первые АС Roksan под названием Darius как раз-таки содержали классический пружинный подвес — правда, в них он использовался для... твитера!
Не менее примечательным был и первый цифровой источник компании — CD-транспорт ROK-DP1 с верхней загрузкой, образца 1991 года, за которым последовала серия аналогичных аппаратов Attessa. К 10-летию компании была разработана, пожалуй, самая известная серия Caspian, а в 1999 году начинается выпуск бюджетной серии Kandy, которая после ряда модификаций сейчас носит название К3.

Несмотря на относительно доступную стоимость, серия производится в Англии. Усилитель полностью аналоговый, в классе АВ, на базе линейного блока питания с тороидальным трансформатором номиналом 550 ВА, обеспечивающий выходную мощность в 140 Вт на канал при нагрузке 8 Ом. Из характерных особенностей стоит отметить встроенный ММ-фонокорректор и Bluetooth-приемник, а также внушительную массу в 14 кг. Оконечный усилитель серии примечателен XLR-коммутацией и наличием линейных выходов, благодаря которым можно реализовать активное усиление практически неограниченного числа полос.

Rotel

Rotel

Эту японскую компанию основал 60 лет назад Томоки Тачикава и с самого начала она занималась разработкой и производством качественной домашней электроники. Изначально ее хотели назвать Roland, но поскольку уже существовал такой производитель музыкальных инструментов, то название было составлено из слов Roland и Matel, торговой компании, принадлежащей господину Тачикаве. Последние 40 лет Rotel сотрудничает с другим крупным производителем аудиотехники, компанией Bowers & Wilkins.
Пятнадцатая, а вернее — тысяча пятисотая серия аппаратуры, о которой сейчас пойдет речь, появилась в ассортименте компании в 2009 году. Интегральная модель RA-1592 построена на базе предварительного усилителя RC-1590 и оконечного RB-1582 MkII. Аппарат весит почти 17 кг и выдает 200 Вт на канал при нагрузке 8 Ом. В числе прочего он может похвастаться XLR-входом, полноценным ЦАП с поддержкой Bluetooth и DSD, возможностью подключения iPod и управлением по сети. Из описания очевидно, что совместно с оконечной моделью RB-1582 MkII они образуют идеальную комбинацию для реализации биампинга.

В сухом остатке

Каковы же очевидные плюсы наличия подобных решений в модельных рядах производителей звукоусилительной техники? Прежде всего — протяженная по времени процедура комплектации вашей стереосистемы. Затем — очевидное улучшение качества ее звучания, а также больший потенциал применительно к акустическим системам и помещению прослушивания. Более того, впоследствии вы можете например продать интегральную модель и купить вместо нее предварительный и еще один оконечный усилитель, тем самым еще больше улучшив качество тракта. Выходит, минусов нет? В теории — никаких, на практике — нужно отдавать себе отчет, что такое пополосное усиление — это все равно не полноценная активная схема, когда аналоговый сигнал линейного уровня, а порой и цифровой, делится на полосы и только потом подается на усилители, каждый из которых работает в своей полосе и нагружен непосредственно на динамик, то есть «видит» активную, а не реактивную нагрузку. Но это уже совсем другая история.




  • 15
  • 0
  • 0
Владимир, Критик 24-го уровня 02.12.21
Если бы в рамках одного усилителя были реализованы раздельные контуры усиления высоких, средних и низких частот с выводом всего этого на соответствующие клеммы, то реально было бы неплохо========
  • 1
  • 0
  • 0
Павел, Критик 2-го уровня 11.03.21
Не силён в цифрах, но исходя из практики, чем меньше пассивных фильтров и динамиков "навешано" на один канал усиления, тем вкуснее и аналитичнее звучание системы в целом. Применяю биампинг, примеряюсь к триампингу (супертвитеры "воздушней" и без мусорного шелеста работают на отдельном канале усиления), мечтаю перейти на квадроампинг (по числу пассивных фильтров - динамиков в системе. График Ачх системы от 20 до 20000Гц напоминает прямую линию, поэтому регулятор громкости один в предусилителе и при использовании одинаковых оконечных усилителей поканальной регулировки усиления не требуется разумеется при прослушивании на средней (70-80Дб по шумомеру) громкости. При тихом вечернем прослушивании возникает желание усилить низкочастотную секцию, на низком уровне усиления она просто не заводится. Не забываем провода, на квадроампинг потребуется уже четыре пары одинаковых по длине (при наличии фазового согласования динамических головок в АС) но разных по толщине и составу акустических кабелей. Результат не прост, недёшев но слышимый не вооруженным ухом.========
  • 0
  • 0
  • 3
Сергей, Критик 1-го уровня 28.02.21
...Глянул я на цены вышеперечисленных усилителей и понял суть именно в этом . Не!..не в "биампинге", а в том как-бы и кому-бы втюхать эти глупые ящики за сотни тысяч. ")))...ну биампинг там========
  • 0
  • 0
  • 0
Владимир, Критик 1-го уровня 18.02.21
Не умаляя огромной роли биампинга в повышении качества звучания и восприятия акустики не понимаю тезиса о взаимовлиянии динамиков. Выходное сопротивление реального, мало мальски качественного усилителя мощности в приемлемом диапазоне нелинейных искажений очень,очень равно нулю.В силу этого все противоэдс полосовых громкоговорителей в правильноспроектированном фильтре закорачиваются.Так,что прелесть биампинга в гораздо более эффективном,и как бы активном выделении полос усиления и регулировке усиления для достижения желаемого баланса звучания во всём диапазоне.С уважением Владимир.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!