0

Сравнение

VIP Club

Телевизор или проектор: выбираем сердцем

26.07.2021 1993 0

Логический парадокс курицы и яйца, применительно к проекционной и телевизионной технологиям, к счастью, имеет однозначный ответ, а именно — 28 декабря 1895 года братья Люмьер в «Индийском салоне Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже провели первый киносеанс для всех желающих «приобщиться к таинству синематографа». Очевидно, что источником изображения в данном случае выступал проектор. Первая же пригодная для передачи движущихся полутоновых изображений механическая телевизионная система была продемонстрирована «лишь» 26 января 1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэрдом. И что же теперь, чистая победа проектора? Да, но нет, попробуем подробно объяснить особенности обоих методов формирования изображения и понять, когда и какой вариант предпочтительней.

Первая демонстрация звукового кинематографа состоялась на стыке XIX и XX вв., однако же массовым он стал лишь четверть века спустя, фактически — одновременно с телевидением, которое было звуковым изначально. Первые полноценно цветные пленки, американский Kodachrome и немецкая Agfacolor, появились в середине 30-х гг. прошлого века, а вот появление и массовое развитие цветного телевидения пришлось уже на вторую его половину.

Первые электронные проекторы, так называемые CRT-модели (Cathode Ray Tube), сообразно своему названию использующие кинескопы для формирования трех изображений (красного, зеленого и синего), появились еще в середине прошлого века, но были громозкими и требующими периодического обслуживания. В конце 80-х гг. появились первые образцы ЖК-проекторов, а лет 10 спустя был представлен проектор с технологией DLP (Digital Light Processing), называемой также микрозеркальной. Изображение в DLP-проекторе формируется не на просвет, а на отражение, а вместо трех DMD-матриц (Digital Micromirror Device) для формирования базовых цветов чаще всего используется одна, в совокупности с вращающимся диском, на котором размещены светофильтры, чья работа у некоторых зрителей может вызывать видимый эффект радуги.

С DLP все примерно понятно, есть трехматричный high end и массмаркет с цветоделительным колесом, а что же с ЖК? Опять же, есть массовый LCD, а есть технология LCoS (Liquid Crystal on Silicon), которая представляет собой ЖК-матрицу на кремниевой подложке, работающую не на просвет, а на отражение, как DLP. В настоящее время активней всего эту технологию поддерживают Sony (под названием SXRD, Silicon X-tal Reflective Display) и JVC (D-ILA, Direct Drive Image Light Amplifier). Источником света в большинстве случаев является лампа сверхвысокого давления, но появляются и лазерные диоды с существенно более длительным сроком службы, более высокой яркостью, более широким цветовым охватом и прочими «плюшками».

Первые полвека своего существования телевидение было исключительно кинескопным. С одной стороны — это позволило досконально изучить и использовать данную технологию, скажем первые модели ЖК и плазменных телевизоров очевидно уступали по качеству картинки своим старшим кинескопным братьям, в первую очередь это касалось цветопередачи. С другой — за диагональю и разрешением плоскопанельного дисплея определенно было будущее и например картинка последних Pioneer Kuro до сих пор считается непревзойденной по естественности, одолеть ее нынешним OLED еще только предстоит, несмотря на формально более высокие цифры ТТХ.

Первый коммерческий ЖК-телевизор Sharp диагональю 14 дюймов был представлен в 1988 году, а 20 лет спустя объемы продаж ЖК-телевизоров превысили показатели кинескопных моделей. Далее — везде, на сегодняшний день ЖК — это наиболее популярная технология производства телевизоров и прочих дисплеев.

В 1997 году компания Philips показала первый коммерческий плазменный телевизор, построенный на базе панели Fujitsu. Ключевой недостаток плазмы стал продолжением ее достоинств. Плазма была объективно хороша, а все хорошее не бывает дешевым, рынок же требовал массовости в угоду качеству. Жирную точку в судьбе PDP поставил переход на 4К, стоимость изготовления плазменной панели с такими разрешением автоматически переводила ее в разряд high end. К середине десятых гг. разработки плазменных панелей были свернуты всеми производителями.

Первый коммерческий OLED-телевизор компания Sony продемонстрировала в 2007 году, он мог похвастаться диагональю в 11 дюймов и стоимостью в 2500 долларов... Тем не менее, на сегодняшний день — это наиболее перспективная технология производства дисплеев, фактически наследующая лучшие качества плазменных панелей. Наиболее актуальные задачи, которые стоят сейчас перед разработчиками — это повышение качества цветопередачи и движения, а также увеличение срока службы.

Но в итоге, кто победит, кит или слон, телевизор или проектор? Их ключевое отличие — вовсе не аббревиатуры технологий и не цифры характеристик, а сама по себе методика формирования изображения. Кино, которое наши предки смотрели 125 лет назад и которое мы смотрим сейчас — это отраженный от экрана свет проектора, примерно как свет Луны в ночном небе. Картинка кинескопа, плазмы или органического светодиода — это свет прямой, можно сказать солнечный. Как вы сами считаете, куда человек может смотреть дольше и комфортней — на Луну или на Солнце? Таким образом, если мы говорим про полноценные киносеансы — то это только проектор, но — исключительно грамотно установленный и настроенный, в соответствующем окружении, от светоизоляции до звука, иначе удовольствие гарантированно превратится в головную боль. Утренние новости под завтрак и кофе, вечерние ток-шоу под ужин, познавательные и развлекательные передачи? Конечно же телевизор, тут нет никаких сомнений. В промежуточный статус, как мне кажется, попадают спортивные трансляции и видеоигры, где с одной стороны хотелось бы масштаба, а с другой не хотелось бы «делать из еды культа». Но это как раз тот случай, когда кашу маслом не испортишь и можно подумать про удачное сочетание телевизора и проектора. Приятного просмотра!




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!