Профориентация
История студийных мониторов производства компании JBL началась в 1962 году (серия C50SM), а одной из первых успешных моделей стали 2-полосные акустические системы 4320, разработанные в содружестве и для использования на студии Capitol Records. Вскоре был заключен контракт с еще одной компанией, Electrical and Musical Industries, сокращенно — EMI. В 1980 году Дон Кил запатентовал бирадиальный рупор, на базе которого год спустя были представлены модели 4430 и 4435, отличающиеся наличием одного либо двух 15-дюймовых НЧ-динамиков. Любопытно, что в профессиональной среде мониторы с этим рупором носили неофициальное прозвище «Долли Партон» либо даже более прямолинейное «бабуинова задница».
Акустические системы JBL 4429
Макс. рекомендованная мощность усилителя 200 Вт
Частотный диапазон, –6 дБ 40 Гц – 45 кГц
Импеданс 6 Ом
Чувствительность 91 дБ
Габариты 635 х 400 х 335 мм
Масса 32,3 кг
В 1985 году Грег Тимберс разработал компактный вариант модели 4430 — мониторы 4425 с 12-дюймовым НЧ-динамиком. Пожалуй, именно они и являются прародителями тестируемых нами сегодня 4429. Стоит отметить, что в текущей линейке это единственная модель «сорок четвертой» серии.
Непосредственный предшественник тестируемой АС, монитор 4428 не имел существенных отличий по части ТТХ, более того — был оснащен практически аналогичными НЧ и СЧ-динамиками. А вот супертвитер был совершенно иным. Модель 015M — это излучатель типа ring-radiator с полиамидной мембраной диаметром 19 мм и неодимовой магнитной системой с ферромагнитной жидкостью в зазоре. Диафрагма, подвес и каркас звуковой катушки отлиты как единое целое, а в качестве акустического оформления используются пулевидная центральная вставка и небольшой овальный рупор EOS. Этот динамик использовался впоследствии и на «бытовой» серии LS.
31 год назад в производственной линейке JBL впервые появился динамик с титановым диффузором. За СЧ/ВЧ в тестируемых АС отвечает сдвоенный бирадиальный рупор из композита SonoGlass. На него нагружены компрессионные СЧ-излучатель 175Nd-3 (2-дюймовый титановый купол с покрытием Aquaplas и горловиной диаметром 38 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой алюминиевым проводом) и ВЧ-излучатель 138Nd (титановый купол диаметром 19 мм с горловиной 10 мм, каптоновая звуковая катушка с намоткой омедненным алюминиевым проводом), оба — с неодимовыми магнитными системами. Горизонтальные/вертикальные углы раскрыва СЧ/ВЧ-рупоров составляют соответственно 100/40 и 60/40 градусов: таким образом, в первую очередь минимизируются возможные искажения от пола/потолка и одновременно расширяется зона комфортного прослушивания. Примечательно, что практически идентичная СЧ/ВЧ-секция используется, как минимум, в паре моделей серии К2 — S4700 и S3900.
И еще немного истории. В 2003 году на смену выпускающейся вот уже 10 лет модели S5500 приходит новая АС, S5800, в числе прочих динамиков оснащенная и парой 12-дюймовых вуферов. Аналогичные излучатели (1200FE-8), с бумажными диффузорами, армированными кевларом и с покрытием Aquaplas, установлены в 4429.
Частоты раздела полос составляют 800 Гц и 7 кГц, для точной настройки СЧ/ВЧ-секции могут использоваться потенциометры. Корпус собран из панелей MDF дюймовой толщины и отделан ореховым шпоном. Передняя панель выкрашена в фирменный цвет JBL, так называемый monitor blue.
Прослушивание
«Все счастливые семьи счастливы одинаково». Однако рецепты счастья у всех семей разные. Для кого-то это традиция совместного ужина, для кого-то — принципиально отключенный телевизор, для кого-то — сакральное время наедине со своей аудиосистемой. Порой это лучше любого психоанализа. Но есть страна, где традиции семейного обеда с индейкой и обычай расставлять по углам акустические системы не исключают, а дополняют друг друга. И по старой доброй традиции, эти колонки должны содержать на «челе» три буквы. JBL. Джеймс Буллоу Лэнсинг. Потому как традиция — это не узаконенная временем косность: это цемент для общности и инструмент для самоидентификации. Как сейчас принято говорить — духовные скрепы. Но скрепы скрепами, а слава о продукции Лэнсинга уже давно преодолела границы континентов, и акустические системы JBL обрели статус культовых как в нашей стране, так и во многих других. Они были больше, чем просто колонки десятки лет тому назад, они остаются предметом вожделения массы почитателей и по сей день. Что скрывается за каноническими пропорциями, визуально узнаваемыми диффузорами и фирменной расцветкой?
Первые впечатления от прослушивания в целом подтвердили ожидания. Дорогой звук, узнаваемый почерк, чуть выраженный заокеанский «акцент» — все это в лучших традициях более чем полувекового этапа. Мягкое и глубокое звучание «Brothers in Arms» Dire Straits по качеству сшивки напоминает, скорее, звучание широкополосника, чем звук трехполосного монитора. Если облекать в слова попытку вычленить особенности звучания 4429, то прежде всего обращаешь внимание на его плотность, на ощущение классического короткоходового бумажного диффузора (винтажного «лопуха»), при этом обладающего скоростью диффузора из какого-нибудь ультрасовременного керамокомпозита. И совершенно не укладывается в голове, что эта прозрачная середина — результат работы титанового купола. «Telegraph Road» звучит в лучших традициях некогда услышанной на виниле премьеры. Возможно, кому-то покажется, что баса могло бы быть побольше, но это, скорее, проблема завышенных ожиданий, на которые подталкивает внешний вид представительного 12-дюймового динамика. Слишком долго нас приучали к мысли, что размер НЧ-диффузора — залог количества баса, а не его качества.
Сравнительный тест с АС другого производителя расставляет все точки над «и». На назаретовской «Hair of the Dog» бас ощущается через пол, подлокотники, да и диафрагме тоже достается своя порция. Но он правильный. Его спектр равномерно распределён вниз до граничной частоты, без горбов и искусственных подъёмов, призванных скрыть частичную или полную несостоятельность. У 4429 и тут все по-честному, да и кого можно ввести в заблуждение в профессиональной сфере? Звукорежиссера? Звукооператора? Сама область применения выступает гарантом правильной концепции построения звука. И конечно, в случае со студийными мониторами вопрос о жанровых предпочтениях не стоит.
Нейтральный тембр, прекрасное разрешение, достоверно воссоздаваемая сцена — все это не просто делает данные мониторы удачным выбором, но и позволяет получить у себя дома звучание, не уступающее студии звукозаписи. Более того, они объединяют в себе бескомпромиссное качество студийных мониторов с теплотой и эмоциональностью, присущей домашним системам. И это сложно переоценить, ведь от этого зависит, получите ли вы удовольствие просто от факта обладания ими, поставив «галку» и занеся в свой актив «обладание культовой акустической системой», — или же это будет удовольствие от самого процесса прослушивания. Согласитесь, это не одно и то же.
Говоря о «родословной» модели 4429, нужно упомянуть о доставшихся им в наследство от предшествующих моделей регуляторах отдачи по средним и высоким (производитель обозначает их как высокие и ультравысокие) частотам, нулевая точка потенциометров соответствует «трём часам», что, на мой взгляд, является следствием не только традиции, но и совпадения представлений о правильном звуке. Между вариантами с установками потенциометров в различные положения, отличные от нуля, и нулевым положением, предпочтение однозначно отдано последнему. Регулировка потенциометров в «плюс» придаёт звучанию звенящие оттенки и даже некоторую едкость, они будут уместны в заглушенной студии или в жилом помещении с переизбытком ковров и мягкой мебели. А вот регулировка в «минус» будет полезна в помещении, оформленном в стиле hi tech, в духе японского минимализма, или же в случае, если вы все-таки решили добавить баса. Ведь ваша игра — ваши правила!
ВЫВОД
Если многие акустические системы требуют тщательного подбора усилительного тракта, проводов, которыми они коммутируются, обилия телодвижений с использованием рулетки, а то и лазерного дальномера, чтобы в конце концов достичь результата с вердиктом: «Играют!», то JBL 4429, кажется, способны сыграться со всем, что вы решите к ним подключить. Достаточно поэкспериментировать, понять — что же именно вы ждёте от звука, и они откроют вам свою очередную грань. Ведь на то они и профессионалы.
КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.