0

Сравнение

VIP Club

Обзор акустических систем

Автор статьи: Антонов Андрей
18.08.2007 5602 0
Данный материал - наша попытка окинуть взглядом весь рынок акустических систем, проанализировать его состояние на начало 2007 года и наметившиеся тенденции. На конкретных АС заострять внимание мы не будем, используя конструктивные особенности лишь некоторых моделей в качестве примеров к сказанному. В основном это будут аппараты из наших рубрик «Модель месяца» и «High End», которые весьма хорошо отражают перспективы развития рынка.

Конструктивно современные АС делятся на две большие группы: статические и динамические. Мы не будем здесь вдаваться в особенности работы каждой, это подробно описывалось в предыдущем выпуске подобного обзора. Лишь приведем общие сведения. Как правило, большую часть рынка занимают именно АС с электродинамическими головками. Электростаты в основном «гнездятся» в секторе High End, но даже там компаний, их производящих, не так много. В памяти всплывают Quad, Martin Logan и Final Sound. Кстати, продукт последней был протестирован нами в ушедшем 2006 году.

Несмотря на то, что изобрести что-то принципиально новое за последние годы в сфере акустических систем никому не удалось, различные компании продолжают улучшать свои продукты, внедряя всё новые и новые усовершенствования. Например, очень хорошо заметна тенденция к использованию ленточных твитеров (яркими примерами являются DALI Ikon, High End-комплект от Pioneer и др.), которые имеют ряд преимуществ перед обычными «мягкими куполами». Именно благодаря «ленточкам» подобные АС могут воспроизводить кристально чистые ВЧ. Отдельная тема - коаксиальные динамики, дающие максимально когерентный звук. Самыми известными и доступными для потребителя являются модели от KEF (колонки с модулем UNI-Q) и Tannoy (например, комплект для домашнего кинотеатра Arena). Кстати, все больше производителей используют высокочастотники, звучащие за порогом в 20 кГц - это обусловлено распространением новых форматов звука, требующих воспроизведения ультравысоких частот.

Довольно обособлено держится среди всей акустической братии активная акустика. Мы провели в 2006 году тест подобных АС, но, к сожалению, смогли собрать относительно небольшое количество различных моделей. Тем не менее это как раз отражает состояние рынка. Таких колонок мало и они довольно специфичны в звучании (например, на некоторых «мониторах» слушать музыку очень тяжело - настолько звучание сухо и скрупулезно). Подобные АС используются, как правило, в профессиональной звукозаписывающей сфере, либо в системах озвучивания общественных мест, типа дискотек, залов и т.д. Таким образом, их не много и они не столь доступны широкому потребителю, хотя имеют ряд преимуществ по сравнению со своими «пассивными» собратьями. Причем среди них есть отлично играющие «малыши», которые так и просятся на стол к компьютеру. Есть такие, например, у Genelec. Только готовы ли вы заплатить 30000 рублей за пусть и очень качественные колонки для компьютера? Зато для небольшой студии это - находка.

Мостиком между пассивной и активной акустикой можно считать АС с активной низкочастотной частью. Такие есть, например, у Polk Audio. Такая колонка отличается от обычной пассивной, по сути, только встроенным сабвуфером. Еще одним самостоятельным направлением можно считать АС «все в одном», когда в один корпус встраивают несколько динамиков, способных создать окружающее звучание. Хорошим примером таких систем являются Yamaha SoundProjector и Polk Audio SurroundBar. Частным случаем такой системы является совмещение фронтальных и центрального каналов в одном корпусе - как, например, у DLS.

В сегменте сабвуферов за прошедшее время ничего сенсационного не происходило. Разве что все более активно применяются цифровые усилители сигнала, наращиваются «мускулы» (выходная мощность), а также совершенствуется электроника. Например, компания Velodyne выпустила отдельно аппарат, реализующий систему подстройки под помещение Digital Drive для любого сабвуфера. Ранее эта система была доступна только для конкретных моделей сабов компании.

Bosendorfer
АС от Bosendorfer отличает шикарная отделка, а также оригинальный порт ФИ, который спрятан за боковой панелью

В прошедшем году мы не обошли вниманием и такой популярный сегмент, как наушники. Несмотря на бурный рост рынка портативных аудиовидеоустройств, наш подход к наушникам - как замене качественных АС, когда хочется слушать музыку (или смотреть фильм), и при этом не мешать домашним. Этот сегмент рынка тоже весьма быстро развивается в основном за счет появления все более качественных беспроводных моделей, работающих и на радиосигнале, и на ИК-лучах. Также появляется все больше моделей с процессорами окружающего звучания, способными с помощью наушников обеспечить вас объемным саундом. Кстати и среди наушников есть свой своеобразный High End, в этом вы могли убедиться благодаря тесту шикарнейших Audio-Technica ATH-W1000, цена которых зашкаливает за 18000 рублей! А ведь за эти деньги можно приобрести весьма достойные напольники!

Bolzano Villetri HF 3005 Torre

Bolzano Villetri HF 3005 Torre
В Bolzano Villetri HF 3005 Torre использованы российские разработки (технология Round Stream)

Ну а теперь поговорим об АС в мировых масштабах. Активно продолжается процесс глобализации среди компаний-производителей. Выражается он в том, что более крупные покупают более мелкие. Хороший пример - вхождение датской Jamo в империю Klipsch. Или, например, покупка китайской IAG (International Audio Group) английской компании Mission в 2005 году. Причем для покупаемой компании, как правило, это не несет негативные последствия. Представители той же Jamo открыто заявляют, что теперь у них еще больше возможностей, больше денег на исследования и пр. Как результат - они обещают больше интересных продуктов, которые без патронажа Klipsch вряд ли бы могли появиться. Обратной стороной данной медали (особенно, если покупающая компания является азиатской - а это, как правило, китайская или тайваньская) является немедленный перенос производства (всего или частично) в Китай. К слову сказать, подавляющее большинство АС уже давно изготавливается только в Китае и количество «китайских» моделей растет год от года. Ничего удивительного нет - себестоимость товаров, произведенных в Поднебесной, не сравнится ни с чем, настолько дешева там рабочая сила. К тому же контроль качества на производствах именитых брендов жесточайший. Тем не менее до уровня европейского производства китайцам надо еще расти. И если внешний лоск уже не дает возможности отличить «страну производителя», то разобрав АС даже от очень именитых брендов - сразу видишь качество сборки.

С другой стороны, это далеко не всегда сказывается на главном - качестве звучания. Ведь согласитесь, мало кто будет вскрывать свою АС, если у него нет серьезных оснований к недовольству звуком. Кстати, ярким примером «китайского качества» стал недавний переполох в производстве немецких автомобилей - многие требуют вернуть производство комплектующих для немецких машин обратно в Европу - китайские детали стали частенько ломаться, поколебав веру в супернадежные авто у самих же немцев. Тем не менее тот же германский ELAC производит младшие модели в Китае и при этом практически не имеет рекламаций. В общем, все зависит от того, как поставлено производство.

Кстати, раз уж мы заговорили о китайских производителях - нельзя не отметить, что они активно продвигают свою продукцию на российский рынок, причем с каждым годом она становится все качественнее, а соотношение качество/цена растет. Более того, именно благодаря этому факту сейчас мы видим DVD-плейеры почти в каждой семье, а домашние кинотеатры - у многих. Корейские производители плавно переходят в более высокий для себя сегмент - качественной и даже эксклюзивной техники, а их место спешат занять фирмы из Поднебесной. Также интересно то, что с рынка постепенно уходит действительно низкокачественная техника. Пускай те же китайцы делают хоть и не шедевры, но в большинстве своем уже довольно добротные АС, способные удовлетворить вкусы массового потребителя.

Final Sound 600i
Final Sound 600i - классический представитель электростатических АС (используется технология Inverted Technology) Final Sound 600i

Интересно, что в нашей стране хоть и в небольших объемах, но все же продолжается производство акустических систем. Например, компания Virtual Acoustics делает колонки из мрамора. А эксклюзивные Bolzano-Villetri хоть и сделаны в Италии, но по технологии, разработанной российскими инженерами. Однако вышеописанные компании производят АС класса High End. Гораздо ближе к народу, например, калужские колонки - производства ACA-Lab, о которой мы писали в прошлом году. И это далеко не единственное производство, есть еще колонки от Helium Acoustics и других. Очень приятно, что не перевелись еще кулибины на земле русской.

Отдельно хотелось бы сказать о корпусах и их дизайне. Во-первых, честных закрытых корпусов становится все меньше и меньше (это хорошо иллюстрируют наши обширные тесты АС), производители склоняются к самому простому (но не оптимальному) способу добавить баса - установке фазоинвертора. Подавляющее большинство АС (даже весьма и весьма дорогие) построены именно по этому принципу. В корпусной теме нельзя не упомянуть (простите за каламбур) уникальные бескорпусные AC Jamo R909. Эти АС не зря получили одобрение наших экспертов по звуку и престижную награду EISA. Действительно, очень интересная конструкция и не менее интересное звучание. Хотя цена кусается, ничего не поделаешь - High End.

Sonus Faber Guarneri Memento расположились на красивой фирменной стойке с основанием из ракушечника

Во-вторых, несмотря на то, что почти все корпуса производятся из MDF, бывают и оригинальные сочетания, среди которых, например, сплавы различных металлов. А есть и вообще эксклюзивные решения - французская Waterfall использует в своих изделиях стекло, а Wilson Audio - специальный композитный материал, по твердости не уступающий стали! Ну и отдельно стоят имиджевые продукты. Хорошим примером такого подхода является домашний кинотеатр из золота от LG. Этот комплект был разработан в основном для потребителей из стран Ближнего Востока, где нефтяные шейхи любят покупать все необычное и очень дорогое. Не секрет, что российские магнаты в этом смысле тоже сродни все тем же шейхам, но у нас пока не дошли до покупки «золотых плазм и кинотеатров», наши соотечественники пока ограничиваются только шикарными машинами. Но кто знает, что будет дальше?

Usher АС-10
Usher АС-10
Usher АС-10 предусмотрен балластный отсек для засыпки песка или дроби, что позволит превратить АС в настоящий монолит (собственный вес - 57 кг)

Приятно что простейшие корпуса, по стилю напоминающие деревянный ящик, плавно отмирают. Теперь буквально все стараются сделать колонку с оригинальным внешним видом. При этом главенствуют округлые формы и плавные изгибы. Это модно, это стильно, этого требует рынок. Собственно, такая тенденция обусловлена, в том числе, и развитием технологий – раньше создавать «гнутые» корпуса было либо невозможно в принципе, либо очень дорого. Но технологии не стоят на месте и сегодня мы можем видеть очень оригинальные корпуса, которые могут быть и украшением интерьера. Как ни странно, но эти дизайнерские изыски не только не вредят звучанию, но даже помогают. Например, непараллельные стенки способствуют устранению стоячих волн в корпусе. Таким образом и волки сыты, и овцы целы. При этом на общем фоне действительно редкостью является АС классического вида. Тем не менее не всем нравятся новомодные веяния, и почитатели «классики» предпочтут именно «ящик», а не стильное произведение дизайнера. Весьма активно сейчас используется рояльный лак для придания колонкам вида шикарного изделия. Такие АС становятся уже не только функциональной деталью, но и частью интерьера, гордостью хозяина.

За последние несколько лет на рынке появилось целое направление оригинальных (так сказать - дизайнерских) акустических систем. Они необычно выглядят и зачастую рассчитаны на то, чтобы идеально вписаться в интерьер в стиле «техно» и соответствовать тонкой плазменной или ЖК-панели. Самым свежим таким продуктом является, без сомнения, комплект для домашнего кинотеатра Infinity Cascade. В нем используются уникальные плоские динамики, которые позволили добиться качественного звучания при рекордно небольшой глубине корпусов! Не менее оригинальным можно считать комплект Tannoy Arena с коаксиальными динамиками. Полет мысли дизайнеров не ограничивается, практически, ничем. Поэтому некоторые продукты можно принять за что угодно, только не за то, чем они являются на самом деле. Например, сабвуфер-шарик B&W PV1. И таких примеров - множество.

Еще одна тенденция - возвращение моды на стерео. Рынок перенасыщен домашними кинотеатрами всех мастей, гонка за количеством каналов, похоже, зашла в тупик. От основной схемы 5.1 до 6.1 и более каналов так толком и не перешли. А все потому, что дисков с фильмами, использующих такую схему, довольно мало, да и эффект не слишком превосходит стандартную шестиканальную схему.

Более того, некоторые производители уже наметили новый курс для своих систем - схему 2.1. Она идеально подходит для тех, кто не хочет (или не может) устанавливать полноценный кинотеатр с шестью колонками. А с использованием двух АС и сабвуфера можно получить очень достойное звучание как на музыкальном материале, так и в кино, если задействовать современные процессоры окружающего звучания, использующие «виртуальные» колонки. Опять же, небольшие габариты позволят установить такую систему хоть в гостиную, хоть в небольшую спальню. Ну а в тему возвращения моды на стерео - музыка всегда была, есть и будет. Домашний кинотеатр на некоторое время акцентировал на себе внимание, но теперь все возвращается на круги своя. Рынок довольно четко делится на сегменты - стереозвук и многоканальное звучание. Это заметно и по оживлению в секторе Hi-Fi-стереокомпонентов и, естественно, акустических стереопар. Мы не можем игнорировать эти тенденции, поэтому в нынешнем году постараемся все больше внимания уделять новым моделям стереопар. Ведь именно они идеально подходят для воспроизведения музыки и, естественно, лучше всего соответствуют названию нашего журнала. Конечно, мы не забудем тестирование и домашних кинотеатров. Несомненно, в 2007 году будет не одна интересная модель, которая заслуженно получит Приз симпатий редакции. Мы ждем также появления на российском рынке новых брендов, о которых раньше не писали. 2006 год уже показал огромную скорость развития российского рынка, которым интересуются все больше производителей со всего мира.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!