0

Сравнение

VIP Club

Преданья старины глубокой

Автор статьи: Фролов Денис
22.10.2014 840 0

Полный усилитель C.E.C. TUBE 53

Начав свой путь в середине прошлого века как вспомогательное производство, на сегодняшний день компания C.E.C. не только обрела статус культовой, но и являет собой пример крайне взвешенной (я бы даже сказал — ультраконсервативной) маркетинговой политики. В результате этой политики все усилия компании были сосредоточены на выпуске весьма узкого спектра продукции — но то, что выходит с завода, является эталоном качества и источником головной боли для конкурентов.

Так уж вышло, что усилители под этой маркой традиционно оказывались не то чтобы на втором плане, но, скорее, в тени знаменитых СD-проигрывателей и транспортов, а появление ламповой модели C.E.C. вообще вызвало недоумение у многих, кто привык ассоциировать продукцию компании исключительно с источниками. Ломка стереотипов — дело порой не очень благодарное. Она требует не только смелости в принятии решений, но и упорства, а также времени. А ещё — точного расчёта, иначе эти самые стереотипы могут сломаться совсем не в том направлении, погребая под обломками и доброе имя компании, и её предыдущие удачи. Впрочем, кто не уверен — тот опасается, кто уверен — тот действует!

Итак, перед нами вытянутый вглубь корпус серебристого цвета, передняя часть которого забрана стеклом ручной работы и придаёт ему сходство то ли с угловатым футуристическим автобусом, то ли с космическим саркофагом. Симметрично расположенные по нижней части передней панели рукоятки регулировки громкости и селектора входов лишь усиливают это сходство. Усилитель выглядит в меру строго, но скругления передней и верхней поверхностей в некоторой степени сглаживают это впечатление.

Входной каскад усилителя представляет собой цепь из пары ламп 12AU7A на каждый канал, одна из которых отвечает за предварительное усиление сигнала, другая выступает в качестве фазоинвертора. Двухтактный выходной каскад собран на лампах 6L6GC-1 в количестве, как не трудно догадаться, четырех штук. 6L6GC — пентод с катодом косвенного накала, разработанный специально для использования в аудиоаппаратуре. Являясь доработанной версией модели 6L 6, созданной компанией RCA в 30-х годах прошлого столетия, эта лампа обладает чистым звучанием, высокой выходной мощностью, надежностью и стабильностью в работе. В работе выходного каскада используется схема автоматического смещения, продлевающая жизнь лампам и максимально упрощающая эксплуатацию Tube 53.

Полный усилитель C.E.C. TUBE 53

Технические характеристики (по данным производителя)
Выходная мощность, 8 Ом 20 Вт на канал
Частотный диапазон 20-20000 Гц
Отношение сигнал/шум 90 дБ
КНИ (8 Ом, 1 кГц) <0,5%
Входные чувствительность/импеданс 0,4 В/100 кОм
Энергопотребление 160 Вт
Габариты 228х410х183 мм
Масса 16 кг

Производитель подчеркивает, что усилитель собран по схеме Мулларда. Не вдаваясь в тонкости данной схемы, отметим, что она является схемотехническим компромиcсом и позволяет добиться качественного звучания усилителя без использования дорогостоящих трансформаторов, прецизионных резисторов и последующей тщательной юстировки собранных компонентов. Запас устойчивости схемы даёт возможность использовать детали бюджетного ценового диапазона, снижая тем самым и стоимость конечной продукции. Компоненты схемы связаны между собой при помощи навесного монтажа.Расположение элементов схемы и проводников зеркально симметрично. В цепях ламп выходного каскада используются пленочные конденсаторы Real Cap и мощные резисторы с внешней металлической оболочкой. Часть внутренних элементов, таких как тороидальный трансформатор блока питания и блок конденсаторов, осталась недоступна для взгляда, будучи скрыта в задней части верхнего объёма. В любом случае, у нас нет основания не доверять производителю ни в том, что касается устройства, ни в том, что относится к заявленным характеристикам — а, судя по этим характеристикам (мощность рассеивания на аноде у версии 6L6GC может составлять 30 Вт), производитель намеренно выбрал режим работы, в котором умеренная мощность компенсируется работой выходного каскада на наиболее линейном участке характеристики лампы. Насколько такой подход оправдан?

Так уж сложилось, что перед слушателями с тягой к ламповой технике рано или поздно встаёт вопрос выбора. Это или приобретение однотактника мощностью в несколько ватт (что, в свою очередь, влечет за собой приобретение весьма специфических высокочувствительных и — что немаловажно — как правило, весьма дорогостоящих акустических систем), либо покупка монструозных двухтактных аппаратов с лампами, сравнимыми по размерам со снарядами полевой артиллерии, и ценой самих усилителей, соизмеримой со стоимостью музейной кулеврины. В случае с Tube 53, цена на него явно должна была быть соизмерима с ценой других аппаратов производителя, не противоречить демократичной ценовой политике компании и обеспечивать мощность, достаточную для использования с большинством имеющихся на рынке акустических систем.

Прослушивание

Что хочется услышать прежде всего, глядя на красноватое свечение ламп усилителя? Мне подумалось, что это могло бы быть что-то из той эпохи, когда лампы составляли полноценную часть тракта звукозаписи и использовались не только для того, чтобы искажать, но и для чистого звука. Я достаю с дальней полки диск Роя Бьюкенена — и в комнате разливается «When A Guitar Plays The Blues». Демонстрация гитарной техники Роя, названного однажды «гитаристом для гитаристов», — словно разминка для электронных струй, устремившихся от катода к аноду выходных ламп в такт струнам видавшего виды Fender Telecaster. А вот «Down By The River» — это уже не разминка, это экзамен. И Tube 53 показывает именно то, что мне хотелось от него услышать. Та самая певучесть и ощущение свободы, которых порой так не хватает в твердотельных усилителях, ощущение, не лежащее на поверхности, сложно формулируемое, в которое сложно ткнуть пальцем и воскликнуть: «Ну вот же оно!», — но без него накатывает грусть, словно долгой серой зимой без искр лучей низкого солнца на иглах снежинок. Судя по всему, и Рою это состояние было хорошо знакомо, и вся жизнь его — борьба с ним. Оттого и столько света в его музыке. Оттого и ощущение присутствия в концертном зале, а ведь записи почти 40 лет.

«L&N» от Криса Джонса и Стива Бейкера — отличная возможность оценить способность Tube 53 передавать тембр акустической гитары, и мне как поклоннику Джонса эта способность представляется весьма убедительной. Звук его неизменной гитары Lakewood узнаваем с первых нот, атака басовых струн явственно выражена, послезвучия (составляющие особую гордость создателя Мартина Зелигера) великолепно вплетаются в звучание следующих нот, создавая то, что ныне воспринимается как фирменный звук Криса Джонса и что я склонен оценивать как одну из наиболее сильных сторон нашего испытуемого.

Что до остального... Фортепианный концерт №21 До мажор К-467 в исполнении сиэттлского симфонического оркестра под управлением Джерарда Шварца оставил весьма благоприятное впечатление. И игра солиста Юджина Истомина, и аккомпанемент оркестра в подаче Tube 53 сочетают мягкость, естественность воспроизведения с достаточным разрешением, а последнее зачастую ставится в упрек ламповым аппаратам, в том числе и тем, что спроектированы для работы в пентодном режиме или же имеют возможность переключения между триодным и пентодными режимами. В данном случае для претензий нет никаких оснований, — а что касается способности усилителя не выделять, но воспроизводить отдельные штрихи и тихие фрагменты фонограммы, то здесь он вполне может тягаться с однотактными аппаратами. В какой-то момент именно в этом я его и заподозрил — и взялся было заново изучать паспортные данные. Одним словом, Tube 53 вполне может претендовать на роль «золотой середины», примиряющей оба лагеря ламповиков — остроконечников и блефускианцев… извиняюсь, приверженцев пуш-пульной и однотактной схемотехники, — или же, наоборот, стать яблоком раздора в споре между ними о том, какой ватт важнее: первый или двадцать первый.

«Diplodocus (Kill The Noise Remix)» от Noisia — наглядное доказательство, что драм-н-бэйс и ламповая техника — не антагонистические, а, по мне, так и вовсе, скорее, симбиотические понятия. Композиции, резавшие ухо на транзисторном усилителе, в изложении Tube 53 слушаются даже с некоторым любопытством; по крайней мере, я смог наконец-то абстрагироваться от головной боли и сосредоточиться на мелодических ходах коллектива — ну или на том, что под этим подразумевается у тех, кто не прогуливал в школе сольфеджио.

В процессе знакомства с С.Е.С. Tube53 мне пришла в голову, возможно, спорная мысль, которой, тем не менее, мне хочется поделиться. Общаясь с самыми разными людьми, так или иначе связанными с Hi-Fi/high end-миром, в какой-то момент мне начало казаться, что создание лампового усилителя — процесс, не уступающий по своей сложности созданию Вавилонской башни. И дело не в сложности как таковой, а в том, что создание правильной, жизнеспособной и надежной схемы мне представляется уделом узкой прослойки физиков до мозга костей, в то время как воспроизводить он должен продукт непримиримых лириков, да и среди слушателей, способных оценить результат с точки зрения субъективной экспертизы, преобладают последние. Как итог — две группы людей, не понимающих язык друг друга или, что ещё хуже, понимающих значение отдельно взятых слов, но обладающих совершенно разным пониманием контекста: они слушают, но не слышат. В чем же выход? А он — в поиске тех, кто может сочетать изощренность прикладных предметов с эмоциональной восприимчивостью, профессиональным слухом и глубокой музыкальной культурой. И у меня есть основания полагать, что именно такие люди были причастны к созданию Tube 53.

ВЫВОД

Как бы странно это ни прозвучало, но в моём понимании Tube 53 важен даже не столько как детище одной из уважаемых фирм, сколько как аппарат, дающий своего рода входной билет в мир лампового звука. Ведь он принадлежит к ценовой категории, ниже которой лежат только безликие изделия из стран Юго-Восточного региона, славящиеся невнятным звуком и ещё более невнятным качеством сборки, в которых лампа зачастую — не более чем бутафория. Осветительный элемент, у которого подключен лишь один катод. В связи с этим, появление на рынке Tube 53 мне представляется общественно значимым событием, способным переломить сложившуюся ситуацию и направить ее в нормальное русло. Но даже для человека, привыкшего воспринимать этот мир исключительно сквозь призму своих интересов и желаний, усилитель от C.E.C. сможет доказать, что спектр этой призмы был весьма далёк от совершенства, пока он не услышал Tube 53.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
Акустические системы Dynaudio C1II;
акустические системы JBL S3900;
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!