0

Сравнение

VIP Club

Сабвуферы в оформлении до $350

Автор статьи: Мишин Кирилл
09.04.2008 2384 0

«Теперь хочу поставить саб и усь», - эта, не лезущая ни в какие языковые нормы, фраза для посвящённых означает: ещё у одного приблизился момент откровения...

Что ж, судьбоносная пара «саб и усь» - это дело, кто бы спорил. На практике, однако, именно это порой и останавливает (или притормаживает) очередного неофита. Одна половина дела, связанная с установкой усилителя, ещё как-то похожа на обычные операции по дооснащению автомобиля, а вторая... Пыль, грязь, опилки, клей, где взять параметры, как посчитать, как не промахнуться, где всё это делать... Список увлекательных для преодоления, но затрудняющих жизнь обывателя факторов и обстоятельств здесь длинен и разнообразен. И вот: кто-то берётся эту половину дела сделать за вас. Почему, собственно, надо отказываться?
Теперь мы сами приведём контраргументы отважных и трудолюбивых, только в споре хоть что-нибудь рождается, а вы прямо сейчас в спор вступить не можете, ведь так? Аргументы таковы: я сделаю лучше (ну-ну), я сделаю дешевле (отдельно от первого аргумента - возможно), я сделаю индивидуально под эту машину. Вот это уже чего-то стоит. У этого соображения две грани: акустическая и механическая. Акустическая означает: с учётом индивидуальной передаточной функции салона. Отметаем: нипочём не попадёте, про общее и частное в передаточной функции было исчерпывающим образом написано у нас в журнале в №8/2000 год («Право на передачу»). Остаётся фактор интеграции сабвуфера в машину, в этом отношении - действительно, готовый ящик будет всегда в той или иной степени чужеродным телом в багажнике, в отличие от изящных стеклопластиковых «стелсов» в цвет кузова. Так ведь это - потом, если дело пойдёт. Сейчас вам предлагают полдела, и недорого.
По-разному можно относиться к готовым корпусным (некоторые любят говорить «корпусированным», звучит посолиднее) сабвуферам, как таковым. Многие из давно обращённых идею приобретения готовых сабов не приемлют в принципе. Конечно, если у вас достаточно столярного инструмента и опыта, если вы разобрались хотя бы в одной из программ расчёта и если у вас хватает свободного времени - флаг вам в руки. Но, как известно, чтобы сшить себе одежду, надо хотя бы уметь шить. Если же с этим не сложилось - обращаются в ателье. И вот в связи с этой аналогией как-то особенно отчётливо проявляются накопленные в детстве впечатления от ателье по пошиву одежды. При Советах к их услугам прибегали (в больших городах, по крайней мере) многие. Но что-то я с трудом припоминаю, чтобы изделия индпошива могли конкурировать по качеству с привозными фабричными шмотками. Говорили - материалы не те.
Если вернуться в нашу отрасль, то нетрудно понять, что материалы у наших мастеров почти ничем не отличаются от тех, с которыми работают в Италии, Германии и в «самих» Штатах. То есть если студия, конечно, заботится об их качестве. Что же касается квалификации мастеров, то тут ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, у нас есть такие виртуозы, которые могли бы своими работами украсить студии любой страны. И не только в столицах, но даже в таких городах, которые и на роль губернских никогда претендовать не смогут. Но при этом таких кадров катастрофически не хватает, а уровень остальной массы... Писали же нам читатели, что у них в городе (названия опускаем, чтобы не было незаслуженных обид) в готовые ящики устанавливаются любые головки, подходящие по калибру, и результат выдаётся за сабвуфер. Про этих говорить больше не станем. Скажем о других.

Наши многолетние наблюдения за деятельностью профессионалов показывают: больше половины установщиков при выборе параметров акустического оформления пользуются рекомендациями изготовителей, оставшаяся, меньшая часть включает в себя как тех, о ком решили больше не говорить, так и, напротив, элиту профессионального сообщества, имеющую свои соображения и приёмы. Говоря о большинстве, сопоставим их практику с собственным опытом тестирования головок и с одобрением отметим: преобладающим образом рекомендации изготовителей подтверждаются при независимом измерении параметров головок и моделировании их работы в акустическом оформлении.
Вот тут и возникает идея оплатить труд совершенно незнакомых рабочих (а также инженеров и техников) и приобрести готовое изделие, в котором один или два динамика уже смонтированы в специально для них разработанном ящике. Так или иначе, но в серийных продуктах ошибки встречаются гораздо реже, чем в заказных экземплярах, тем более когда оформление изготавливается на мощностях, принадлежащих фирме, разработавшей и головки. Ибо корпусной сабвуфер с неудачно спроектированным оформлением дискредитировал бы не только оформление, но и динамики, как таковые, кто будет разбираться, почему не играет - фуфло, мол, и всё. Поэтому такое - редкость.
Что же предлагается нам в качестве «половины дела»? В серийных сабвуферах для car audio свыше 95% ассортимента представлено «кабинетами» типа ЗЯ, ящика с фазоинвертором (ФИ) и полосно-пропускающего оформления (ПП, он же Bandpass). Наверное, 4,9 из оставшихся незанятыми 5% приходится на долю пассивных излучателей, всё остальное - редчайшая экзотика, нам и не попадавшаяся, оставляем допуск в 0,1% по принципу «никогда не говори никогда». Не станем отказываться от статистических упражнений и на этот раз и расширим таблицу распределения «ящичных» сабвуферов по типам, прошлую версию которой мы опубликовали в №10/2005.

Год 2003 2004 2005 2006
ЗЯ 8 4 6 4
ФИ 3 2 2 3
ПП 1 6 4 2



На основании даже относительно небольших выборок можно сделать вывод, что: а) ЗЯ по-прежнему удерживает около половины всей номенклатуры готовых сабвуферов, б) доля ящиков с ФИ имеет тенденцию к возрастанию за счёт пропорционального снижения доли ПП-оформлений (ничего не имею против слова «бандпасс», но не хочется смешивать русские и англоязычные обозначения, так что будем использовать аббревиатуру ПП). Кстати, более точно следовало бы говорить «бандпасс четвёртого порядка», потому что он бывает и шестого (а тот, в свою очередь, симметричный и несимметричный). Но ПП VI порядка встречается нечасто, в сегодняшней группе таковых нам не попалось.

Какое оформление лучше? Думаю, даже из приведённой выше таблицы очевидно, что ответа на этот вопрос не существует, иначе какой-то из видов стал бы монополистом. У каждого вида есть свои плюсы. ЗЯ - наиболее компактен, но при прочих равных условиях у него самый низкий к.п.д. (то есть чувствительность). Одновременно ЗЯ потенциально - носитель наиболее «правильной» АЧХ. Если, конечно, всё сделано верно. Больше всего места занимает ПП-оформление, однако у него наивысший к.п.д. (опять же при использовании тех же самых головок). «Фазик» занимает промежуточное положение.
Материалом для изготовления ящиков служат фанера, ДСП или МДФ. С точки зрения поглощения колебаний фанера уступает всем, но активно используется в конструкциях автомобильных сабов благодаря своей прочности. Для внешней отделки повсеместно распространён карпет, но если изготовитель не пожалел виниловую «кожу», сабвуферный ящик сразу преображается, превращаясь из чисто утилитарного изделия в предмет искусства. Чаще всего ящик сабвуфера имеет в поперечном сечении форму несимметричной трапеции, при основании которой один из углов прямой. Принято считать, что для того, чтобы максимально соответствовать углу наклона спинки заднего сиденья, второй угол должен быть равен 20 - 23 градусам. На самом деле разработчики сабов на эту тему не парятся: нам сегодня встречались ящики с наклоном стенки от 9 до 20 градусов. Для фиксации кабеля повсюду используются винтовые зажимы, и по их качеству можно почти безошибочно определить класс сабвуфера.
Для информации мы теперь сообщаем, какая именно головка (или головки) задействована в данном сабвуфере. Как оказалось, более половины из них (5 из 9) уже побывали в наших тестах, мы знаем про них всё. А если известны параметры головки, то и про оформление можно узнать многое. По частотам резонанса в ящике Fc и на воздухе Fs, а также по эквивалентному объёму Vas - объём ящика Vab. По частоте настройки «фазика» Fb и его диаметру - длину трубы. В случае с ПП всё несколько сложнее, и частота настройки «фазика» (нижняя точка во впадине импедансной кривой между двумя пиками) соответствует началу спада АЧХ на верхней границе рабочего диапазона. Можно по частотам первого и второго пика составить систему из трёх уравнений с тремя неизвестными. А можно (и проще) методом обратного конструирования в программе Bass Box добиться повторения экспериментальной импедансной характеристики. Для тех, кому будут интересны такие упражнения, мы приводим параметры Тиля - Смолла головок. Либо те, которые были получены в нашей лаборатории, либо от изготовителя, если данная головка не проходила по нашим тестам.
Основная процедура в нашей измерительной программе состоит в том, что анализатором уровня Phonic PAA2 мы получаем гистограмму распределения уровней в третьоктавных полосах, по которой потом определяем неравномерность АЧХ в значимом диапазоне 25 - 100 Гц. При этом устанавливаем усиление таким образом, чтобы средний уровень звукового давления приблизить к обычному уровню 96 дБ. Потом, устанавливая на усилителе уровень, соответствующий 1 Вт (в широкой полосе), измеряем чувствительность. Эти измерения осуществляются в реальном салоне реального авто. Потом, уже в лабораторных условиях, устанавливаем такое усиление (на синусе 63 Гц), после которого дальнейшее увеличение уровня не вызывает возрастания звукового давления. Как ни удивительно, но далеко не у всех сабвуферов работа на предельном уровне сопровождается высокими показателями нелинейных искажений. Складывая относительное усиление на предельном уровне (в дБ) с измеренной (в салоне) чувствительностью, получаем предельное звуковое давление в салоне. В качестве стенда использовался автомобиль Opel Vectra в кузове «хэтчбек», хозяин которого предусмотрительно провёл питание в багажник и снабдил его дистанционным выключателем из салона. Здесь авторы не могут не выразить свою благодарность трудолюбивому германскому автомобилю за безвозмездное предоставление багажника и качественного электропитания.
P.S. Уже потом, на стадии обработки измерений, мы обнаружили, что салон «Вектры» при работе сабвуфера через окно в багажнике даёт мощный провал на частоте 80 Гц. Мы, кстати, писали в своё время: то, что происходит на этой частоте с функцией передачи салона, сильно зависит от модели авто и от местоположения сабвуфера. Поэтому для количественной оценки неравномерности АЧХ сабвуфера (а не сабвуфера в салоне «Вектры») мы взяли на этот раз более узкий диапазон частот: от 25 до 63 Гц. Это не означает, что сабвуфер работает только в этом диапазоне, это означает лишь, что в данной конкретной инсталляции только данный диапазон характеризует свойства сабвуфера, как такового.


Phoenix Gold R12-SB
Тип оформления
ЗЯ
Импеданс, Ом
4
Пиковая/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
500/250
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
13
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
90,7
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
116 (6,5)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
480х495х360
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
22,4

Эквивалентный объём Vas, л
118,9

Полная добротность Qts
0,420

Phoenix Gold R12-SB
Phoenix Gold R12-SB

АвтоЗвук рекомендует






Частота резонанса Fc головки самая низкая среди сабвуферов в ЗЯ, впрочем, и среди «фазиков» лишь один из участников имеет сходный показатель. Можно было бы ожидать, что чувствительность у него окажется невысокой, однако и этот показатель у PG не ниже среднего. Достижимое звуковое давление не рекордное, но тоже вполне достойное, особенно для ЗЯ. Правда, уровень нелинейных искажений (и не только при максимальной громкости) выше, нежели у большинства одноклассников. Минимальный импеданс 4,7 Ом при сопротивлении постоянному току Re, равном 3,4 Ом. Частотной характеристике свойственен довольно резкий спад сверху уже на частоте 63 Гц, так что для достижения наиболее музыкального баса надо ориентироваться на басовитые фронты, а частоту среза сабвуфера выбрать пониже, герц, скажем, на 60.
Профиль ящика самый обычный, передняя стенка прямая, задняя - скошенная. Угол скоса 16 градусов. Среди сабвуферов типа «закрытый ящик», использующих единственную головку, Phoenix Gold - самый крупный. Толщина стенок корпуса 22 мм. В сабвуфере применяется хорошо нам известная головка Octane R12. У неё полипропиленовый диффузор с алюминиевым покрытием и резиновый подвес шириной 32 мм. Фигурный центральный колпачок снабжён кольцевым «плафоном» с подсветкой синими светодиодами. Разъём для подключения подсветки выведен на боковую стенку корпуса рядом с зажимами для акустического кабеля.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Phoenix Gold R12-SB
ПОЧЕМ
$152
ЭТО – ПЛЮС
Возможность включения подсветки
ЭТО – МИНУС
Несколько повышенные нелинейные искажения
ОДНИМ СЛОВОМ...
На редкость гармоничный саб
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
8
Реальная чувствительность
8
Максимальное звуковое давление
8
Компактность оформления
8
Итог
40







Mystery MOB-30
Тип оформления
ФИ
Импеданс, Ом
8
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
1100/600
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
9
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
92,0
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
119 (2,0)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
543х360х365
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
38,3

Эквивалентный объём Vas, л
245

Полная добротность Qts
0,612


Mystery MOB-30

АвтоЗвук лидер






Минимальный импеданс 9,7 Ом при сопротивлении постоянному току 7,2 Ом, и такой сабвуфер желательно использовать с усилителем, способным выдать достаточно высокое напряжение, скажем, 50 В RMS. Мощность при этом, как нетрудно посчитать, будет не намного выше 300 Вт (а реально и того меньше). Чувствительность этого сабвуфера в меру высокая, однако широкоходовая головка (ещё раз посмотрите, какая у неё ширина подвеса) способна развить звуковое давление, которое в сегодняшней группе удалось перебить лишь одному из «бандпассов». И это при искажениях, которые никак нельзя назвать высокими. Форма АЧХ по меркам сегодняшнего теста выглядит более чем достойно, и, кстати, частота 20 Гц воспроизводится со спадом всего 9 дБ относительно 40 Гц. Если частоту сопряжения с фронтами выбрать ниже 80 Гц, бас будет звучать ещё более ровно.
Скос задней стенки ящика соответствует каноническим 20 градусам. Толщина материала стенок 20 мм. Это немного, особенно для передней стенки, но при таких размерах ящика - почти достаточно. Щелевой порт сечением 330х50 мм расположен с одной стороны ящика, вторая прорезь, разумеется, подсказана соображениями дизайна, и в этом есть свой резон. Головка нам тоже хорошо знакома (см. №7 за этот год) - это MO-12S (серии Odin) с литой корзиной, широким (38 мм) подвесом из вспененного полимера, диффузором из целлюлозы с полимерным покрытием и звуковой катушкой, состоящей из двух секций по 4 Ом. Авторы разработки предпочли включить секции последовательно, но если у вас предпочтения другие, никто не помешает вам переключить их в параллель и получить 2 Ом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Mystery MOB-30
ПОЧЕМ
$182
ЭТО – ПЛЮС
Весьма серьёзное звуковое давление
Способность к воспроизведению самого низкого баса
Ровная АЧХ в салоне
Привлекательный экстерьер
ЭТО – МИНУС
Требует использования «вольтажного» усилителя
ОДНИМ СЛОВОМ...
Просто удачный сабвуфер
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Максимальное звуковое давление
9
Компактность оформления
8
Итог
42







Audiotop ECP 12.4
Тип оформления
ФИ
Импеданс, Ом
4
Максимальная/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
560/280
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
7
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
89,2
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
113 (7,6)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
573х330х340
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
33

Эквивалентный объём Vas, л
69

Полная добротность Qts
0,44


Audiotop ECP 12.4

АвтоЗвук Фаворит






По неравномерности звукового давления у сабвуфера Audiotop один из двух лучших показателей в группе, от ФИ такого обычно и не ждут. На частоте 20 Гц спад относительно максимума всего 6 дБ. Что же, мы всегда говорим, что готовых рецептов в акустике нет, есть только рекомендации и тенденции. Известна, к примеру, такая тенденция, что компактные басовые громкоговорители имеют невысокую чувствительность. С этим всё чётко: фазоинвертор с объёмом ЗЯ продемонстрировал невысокую чувствительность, достижимое звуковое давление оказалось тоже не рекордным. Минимальный импеданс 4,7 Ом при сопротивлении катушки постоянному току 3,4 Ом.
У этого ящика симметричный профиль, передняя и задняя стенки скошены под углом около 21 градуса. Корпус (среди «фазиков») - самый компактный в сегодняшней группе, да и лидеру по этому параметру он проиграл лишь какие-то доли литра. Боковые стенки покрыты винилом, что придаёт сабвуферу дорогой вид без побочных эффектов на ценнике. Светлый карпет, полированный хром защитной полоски, - всё показывает, что итальянские дизайнеры не склонны рассматривать свои изделия с чисто утилитарной точки зрения. Стенки тщательно подогнаны встык, и определить их толщину без разборки изделия не удаётся. Щелевой порт - со скруглёнными внешними гранями, сечением 248х35 мм. Для подсветки логотипа, который находится на защитном поясе, надо подать питание на дополнительные зажимы. Здесь используется головка WF 12.4 (серии Pulse) - у неё относительно неширокий (27 мм) подвес из вспененного полимера и диффузор из целлюлозы с водостойким покрытием.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Audiotop ECP 12.4
ПОЧЕМ
$216
ЭТО – ПЛЮС
Выигрышный дизайн, даже с подсветкой
Компактный корпус
Ровная АЧХ в салоне
ЭТО – МИНУС
Сравнительно невысокая чувствительность
Не самое высокое звуковое давление
ОДНИМ СЛОВОМ...
Компактный музыкальный саб
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
7
Максимальное звуковое давление
7
Компактность оформления
9
Итог
40







Audio Art BRW-12
Тип оформления
ЗЯ
Импеданс, Ом
4
Пиковая/RMS мощность (по данным изготовителя), Вт
500/250
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
13
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
90,7
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
116 (6,5)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
480х495х360
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
22,4

Эквивалентный объём Vas, л
118,9

Полная добротность Qts
0,420


Audio Art BRW-12








Частота резонанса головки в корпусе 61 Гц, по нашим представлениям, это почти идеальный выбор для того, чтобы ЗЯ мог обеспечить ровную АЧХ в салоне. Однако пик на частоте 40 Гц несколько испортил картину, и общая неравномерность АЧХ оказалась выше, чем у многих одноклассников. Отдача, надо сказать, тоже не слишком впечатляет. Максимальное звуковое давление по меркам нынешнего теста не самое высокое, хотя 114 дБ на самом деле не так уж мало, особенно если это давление развивает громкоговоритель с внешним объёмом всего 40 л.
Ящик по форме близок к параллелепипеду - угол скоса задней стенки всего 9 градусов. Корпус весьма компактен, двум лидерам по этому параметру он уступил меньше литра. Толщина передней стенки 28 мм, остальных - 20 мм. (В этом есть свой резон, ибо известно, что при одинаковой толщине 75% призвуков даёт именно передняя стенка.) Обозначение модели головки можно получить из обозначения сабвуфера путём вычитания буквы «B» (Box). Получим Audio Art RW-12 - и эта головка тоже нами изучена в тесте июльского номера. У неё литой алюминиевый корпус, диффузор из длинноволокнистой целлюлозы и резиновый подвес шириной 24 мм.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Audio Art BRW-12
ПОЧЕМ
$229
ЭТО – ПЛЮС
Компактный корпус
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Не самый громкий, но компактный саб
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
7
Реальная чувствительность
7
Максимальное звуковое давление
7
Компактность оформления
9
Итог
38







Pioneer TS-W2504SPL
Тип оформления
ФИ
Импеданс, Ом
2
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
2500/800
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
9
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
89,0
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
114 (0,65)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
495х355х320
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
32,4

Эквивалентный объём Vas, л
17,3

Полная добротность Qts
0,343


Pioneer TS-W2504SPL








Следующий сюрприз: у этого ФИ более ровная АЧХ, нежели у почти всех (за единственным исключением) ЗЯ. Кстати, частота настройки «фазика» точно совпадает с той, которую мы выбираем при моделировании идеального оформления. Однако спад на самых низких частотах оказался довольно высоким (-11 дБ на частоте 20 Гц), что вполне нормально для этого оформления. Чувствительность относительно невысокая, что тоже понятно: у сабвуферов с более агрессивной формой АЧХ и чувствительность бывает выше. Впрочем, напомню, что головка здесь 10-дюймовая, а чувствительность, хоть и не намного, но выше, чем у одной из «двенашек» в ФИ. Так что всё относительно. Теперь обратите внимание на уровень нелинейных искажений на предельном давлении (при более низком давлении он ещё ниже). Ничего себе, да? Минимальный импеданс 2,1 Ом, а сопротивление постоянному току 1,8 Ом.
Профиль ящика традиционный, угол скоса задней стенки 13 градусов. Ящик довольно тяжёлый, поскольку толщина передней стенки здесь 38 мм (толщина остальных - 20 мм). Если учесть, что сопротивление пластины изгибу пропорционально третьей степени толщины, можете оценить жёсткость передней стенки. Диаметр порта фазоинвертора 65 мм. Контактные зажимы выведены не на боковую, а на заднюю стенку, и во многих инсталляциях провода будет не очень удобно прятать. 250-миллиметровая головка (у неё то же обозначение, что и у сабвуфера в сборе), которая здесь используется, попадалась нам в тесте прошлого номера (даже экземпляр тот же самый, нам подогнали динамик отдельно, ящик - отдельно, отвёртка, сказали, у вас своя). Для тех, кто не читал прошлый номер, напомню: у динамика фигурный диффузор из полипропилена с волокнами стекла и углерода и 32-миллиметровый подвес из пенополиуретана с кордом. 4-омные секции катушки включены параллельно.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Pioneer TS-W2504SPL
ПОЧЕМ
$230
ЭТО – ПЛЮС
Ровная АЧХ в салоне
Очень низкие искажения
ЭТО – МИНУС
Относительно невысокая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Музыкальный сабвуфер с большим запасом мощности
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
7
Максимальное звуковое давление
7
Компактность оформления
8
Итог
39







Magnat Basstec 225
Тип оформления
ПП (BP)
Импеданс, Ом
2
Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
600/300
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
12
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
93,2
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
118 (0,92)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
702х357х379
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
-

Эквивалентный объём Vas, л
-

Полная добротность Qts
-


Magnat Basstec 225

АвтоЗвук рекомендует






Частота настройки «фазика» была бы безнадёжно высокой для обычного оформления с ФИ (кроме чисто эспиэльных конструкций). Но в ПП-оформлении эта частота соответствует началу работы акустического фильтра НЧ. На RTA-диаграмме можно заметить, что перепад уровней на частотах 50 и 63 Гц больше (хотя бы на 2 - 3 дБ), чем у предшественников (за одним исключением, правда) - это начал работать тот самый фильтр НЧ. Неравномерность АЧХ не сама высокая, но этого от бандпасса и не ждут. Зато по чувствительности он уступает лишь другому «полосовому» однокласснику, и то на доли децибела. И это, кстати, при 10-дюймовых головках. По достижимому звуковому давлению «Магнат» уступил лишь двоим участникам, но измеренные искажения у него при этом были значительно ниже. Могут, правда, сказать, что бандпасс гармоники просто не выпускает наружу, но нам-то какая разница, важен результат. Сопротивление сабвуфера по постоянному току 1,7 Ом.
Это пока первый (из двоих) участников с оформлением полосно-пропускающего типа (ну, пусть будет «бандпасс»). Головки 250-миллиметровые, но их две, что не оставляет никаких надежд на компактность оформления. Если точнее, Basstec 225 - один из двух самых объёмистых сабов в нынешней группе. Судя по тому, что видно сквозь прозрачную акриловую стенку, каждый динамик помещён в свой «отсек». Порт «фазика» (сечением 285х20 мм) у каждого тоже свой, отсюда можно сделать вывод, что и передние объёмы также разделены. Фактически авторы разработки дают вам два независимых саба в одном корпусе (у них даже входные зажимы разделены), а при этом чувствительность должна быть на 3 дБ выше, чем у каждого по отдельности. Входные зажимы включены в параллель с помощью внешних перемычек, поэтому при необходимости вы можете окончательно разделить сабвуферы, подключив их к разным усилителям, или же объединить их в конфигурацию 8 Ом. Два отдельных зажима служат для подключения внутренней подсветки. Причём даже не нужно мудрить с выключателем: предусмотрен и третий зажим для сигнала на включение (REM). Головки, которые здесь установлены, без оформления не продаются, и данных на них нет. У них текстильный подвес с двойным гофром, диффузор по виду композитный с никелевым покрытием внешней стороны.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Magnat Basstec 225
ПОЧЕМ
$253
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Низкие искажения
Козырная внешность
ЭТО – МИНУС
Объёмистый корпус
ОДНИМ СЛОВОМ...
Саб, который может играть громко с любым усилителем
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
8
Реальная чувствительность
9
Максимальное звуковое давление
8
Компактность оформления
7
Итог
40







Rainbow Stream 12
Тип оформления
ЗЯ
Импеданс, Ом
4
Пиковая/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт
750/400
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
19
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
87,8
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
117 (3,1)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
385х385х328
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
28

Эквивалентный объём Vas, л
60

Полная добротность Qts
0,32


Rainbow Stream 12








С минимальным импедансом 5,9 Ом и сопротивлением катушки 4,0 Ом этот сабвуфер следовало бы считать 5-омным. Поскольку такого номинала не предусмотрено, считаем его всё же 4-омным, но на всякий случай запомним, что он будет лёгкой нагрузкой для усилителя. Чувствительность Stream 12 очень невысокая, но по достижимом звуковому давлению он оставляет позади всех без исключения «коллег» по ЗЯ и даже большинство «фазиков». Учитывая размер корпуса, сразу предполагаем, что за высокое давление пришлось заплатить неравномерностью АЧХ. Действительно, как явствует из результатов измерений в салоне, у Rainbow весьма агрессивная форма АЧХ с максимумом на 40 Гц. Впрочем, нет сомнения, что такая подача басов придётся по вкусу многим любителям конкретного драйва.
По компактности оформления этот участник может разделить пальму первенства с одним из предшественников, который попался нам несколько раньше. И вообще Stream 12 входит в тройку наиболее малогабаритных сабвуферов (в группе) с внешним объёмом 39 - 40 л. Профиль традиционный, задняя стенка скошена под углом 18 градусов. Толщина стенок 22 мм. В комплект входят три защитных дуги, которые устанавливаются в предусмотренные для этой цели пистоны на корпусе. Контактные зажимы повышенного качества. В Stream 12 установлена головка Hammer 12 c диффузором из полипропилена, 26-миллиметровым резиновым подвесом и звуковой катушкой с двумя секциями по 2 Ом (в сабвуфере они включены последовательно).
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Rainbow Stream 12
ПОЧЕМ
$283
ЭТО – ПЛЮС
Компактный корпус
Высокое максимальное звуковое давление
ЭТО – МИНУС
Невысокая чувствительность
Большая неравномерность АЧХ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Компактный саб для любителей конкретного драйва
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
7
Реальная чувствительность
7
Максимальное звуковое давление
8
Компактность оформления
9
Итог
39







Ground Zero GZHB 3000X
Тип оформления
ПП (BP)
Импеданс, Ом
4
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт
800
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
17
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
93,7
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
122 (4,4)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
605х385х440
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
22,6

Эквивалентный объём Vas, л
101

Полная добротность Qts
0,32


Ground Zero GZHB 3000X

АвтоЗвук рекомендует






Полосно-пропускающий сабвуфер Ground Zero продемонстрировал все качества, присущие своему классу. Это, во-первых, высокая чувствительность (самая высокая в группе). А по достижимому звуковому давлению (это во-вторых) он обошёл ближайшего преследователя с разрывом в 3 дБ. Уровень 122 дБ примерно соответствует болевому порогу, если салон будет чуть потеснее (в машинах гольф-класса), то соответствие будет уже самое прямое. Конечно, неравномерность АЧХ достаточно высокая, но если удастся ограничить рабочий диапазон частотой 50 - 55 Гц (например, при работе с трёхполосными фронтами повышенной басовитости), то выяснится, что бандпассы могут играть не только оглушительно, но и корректно, с неравномерностью всего 3 дБ. Собственно говоря, при настройке порта на 53 Гц этот саб и не рассчитан играть намного выше этой частоты. Сопротивление постоянному току 3,6 Ом.
Вот и второй саб с оформлением полосно-пропускающего типа. Бандпассы никогда не относились к числу компактных оформлений, этот участник закономерно оказался самым крупным наравне со своим коллегой и земляком. Внешний профиль ящика самый традиционный, с углом скоса стенки 17 градусов. Толщина стенок (25 мм) соответствует стати громкоговорителя. Размеры порта я бы оценил как 100х120 мм, хотя это патентованный Aeroport с плавным скруглением как внешнего, так и внутреннего фланца. Контактные зажимы очень удобны в работе и позволяют надёжно зажать провод. Сквозь прозрачную заднюю стенку корпуса видна головка GZHW 30X (серия Hydrogen) с литым корпусом и мощным магнитом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ground Zero GZHB 3000X
ПОЧЕМ
$320
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Высокое звуковое давление
Неожиданно ровная АЧХ
ЭТО – МИНУС
Весьма объёмистый корпус
Не самая ровная АЧХ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Серьёзное изделие для тех, кто любит погромче
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
8
Форма АЧХ в салоне
7
Реальная чувствительность
9
Максимальное звуковое давление
9
Компактность оформления
7
Итог
40







Eclipse SW6124BXD
Тип оформления
ЗЯ
Импеданс, Ом
4
Максимальная/длительная мощность (по данным изготовителя), Вт
1000/500
Неравномерность АЧХ в салоне (25 - 63 Гц), дБ
8
Чувствительность в салоне, дБ/Вт
91,5
Максимальное звуковое давление, дБ (к.н.и., %)
114 (2,1)
Габаритные размеры (ШхВхГ), мм
702х350х380
Параметры Тиля - Смолла головки
Частота резонанса Fs, Гц
29,2

Эквивалентный объём Vas, л
66,1

Полная добротность Qts
0,62


Eclipse SW6124BXD

АвтоЗвук Фаворит






При частоте резонанса головок 51 Гц очевидно, что Eclipse должен обеспечить нешуточное акустическое усиление. А одновременное включение двух головок даёт прирост чувствительности ещё на 3 дБ, и понятно, что по этому параметру Eclipse обходит не только все ЗЯ из сегодняшней группы, но и большинство ФИ, отказываясь состязаться (что вполне разумно) только с бандпассами. Максимальное звуковое давление, правда, не самое высокое - возможно, сказались ограничения, накладываемые относительно узким подвесом. Частотная характеристика достаточно ровная, хотя пик на 50 Гц, скорее всего, понравится не всем. А благодаря присутствию двух головок этот сабвуфер, несомненно, обладает незаурядным резервом подводимой мощности. Сопротивление по постоянному току 3,8 Ом.
Это единственный в сегодняшней группе сабвуфер с двумя головками размерности 300 мм. А потому даже при наследственной компактности ЗЯ как типа акустического оформления этот представитель породы по внешнему объёму немного уступает двум бандпассам. Полностью отделанный серым и чёрным винилом, этот саб из всей группы неизменно привлекал к себе наибольшее внимание. А мы ещё не ставили на него шикарный гриль типа «кенгурятник», который входит в комплект. Кстати, и контактные зажимы здесь тоже того типа, который идёт в достаточно пафосную домашнюю акустику. В общем, этот громкоговоритель для тех, кто считает, что в машине всё должно быть прекрасно. Головка типа SW6123DVC проходила по нашим тестам этого года. Диффузор у неё представляет собой металлизированный шаровой сегмент из целлюлозы с кевларовым волокном. Ширина резинового подвеса 20 мм.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Eclipse SW6124BXD
ПОЧЕМ
$350
ЭТО – ПЛЮС
Высокая чувствительность
Повышенный запас мощности
Роскошное оформление
ЭТО – МИНУС
Довольно крупный корпус
ОДНИМ СЛОВОМ...
Качественный и очень красивый саб
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение
9
Форма АЧХ в салоне
9
Реальная чувствительность
8
Максимальное звуковое давление
7
Компактность оформления
7
Итог
40







МЁД & ДЁГОТЬ

В «Лидеры» единолично вышел Mystery. По акустическим характеристикам у него всё в очень сбалансированном сочетании: неплохая чувствительность, серьёзное максимальное звуковое давление и ровная АЧХ в салоне. По компактности он уступает многим, но и у многих выигрывает. К «Лидеру» никто не подобрался вплотную, но с минимальным (и одинаковым) отставанием финишировала плотная группа из более чем половины участников. Это: Phoenix Gold, Audiotop, Magnat, Ground Zero и Eclipse. По характеру подачи баса больше других имеют шансы понравиться Audiotop и Eclipse, при этом надо отметить: второй из них способен произвести впечатление даже в выключенном состоянии. Так что эти двое становятся «Фаворитами». Остальные из дружно пришедшей к финишу группы получают вполне заслуженные «Рекомендации».

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!