0

Сравнение

VIP Club

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

15.10.2014 2268 0

ASUS Essence One MKII

Производитель: ASUSTeK Computer Inc. (Тайвань)

www.asus.com/ru

ASUS Essence One MKII Muse Edition

Аудио-процессор: C-Media CM6631A || DSP: ADI ADSP-21261 || S/PDIF-ресивер: AKM 4113 || ЦАП: 2 х TI PCM1795 || Интерфейсы: USB, Coaxial, Toslink || Выходы: 2 х XLR, 2 х RCA, 1 x 6,3 мм (1/4'' для головных телефонов) || Регулировка уровня: раздельная для линейных выходов и наушников || Частота сэмплирования и разрешение (S/PDIF, USB ASIO): 44,1/48/8,.2/96/176,4/192 кГц @ 16/24 бита, DSD64 (DoP) || Апсэмплинг: х8 (переключаемый) || Диапазон частот: (-3 дБ, 24 бита/192 кГц) 10 Гц — 48 кГц || Соотношение сигнал/шум (взвешенное, выход на наушники): 120 дБ || THD+N (1 кГц, выход на наушники): 0,000316 % || Выходное напряжение (RMS, Vp-p): XLR 4,0 В, RCA 2,0 В, на наушниках 7,0 В || Габариты: 261 x 230 x 61 мм || Масса: 3,2 кг

Даже самая удачная аппаратура нуждается в периодическом обновлении, особенно если речь идёт о цифровой сфере, где новые технологии появляются одна за другой. К тому же на конкурентном рынке надо постоянно напоминать о себе публике, и лучшего повода, чем выпуск новинки, для этого не найти. Правда, здесь производителей поджидает «минное поле»: при слишком частом обновлении модельных рядов осторожные потребители начинают оттягивать момент покупки, опасаясь остаться с морально устаревшей моделью, у которой нет каких-то важных функций. Так что правильно формировать ассортимент — не частить, но и не опаздывать — тоже надо уметь.

C появления ЦАПа ASUS Essence One первого поколения прошло уже больше двух лет, так что выпуск обновлённой версии не кажется особо поспешным. Однако надо учесть, что в конце прошлого года в линейке появилась флагманская модель Essence III, и на её фоне «единичка» стала выглядеть несколько архаичной, поскольку она не поддерживает самую модную «фишку» современных цифро-аналоговых конверторов — прямое декодирование DSD-потоков.

В первом поколении Essence One было три модификации (или, точнее, комплектации): базовая, One Plus и Muse Edition — как раз последняя была у нас на тестировании. В новой линейке — только две, варианта с плюсом больше нет. Напомню, что от других он отличался наличием в комплекте опционных ОУ для замены штатных чипов. Разница в цене — порядка $100, что, в общем-то, немного для качественных и заведомо аутентичных чипов. Скорее всего, в компании решили не провоцировать пользователей на вскрытие аппарата, что чревато повреждением электроники из-за неправильной установки микросхем или статического электричества. Модификация Musе Edition, как и прежде, комплектуется ОУ MUSE 01 японской компании New Japan Radio Co, которые были специально разработаны для использования в аудиотехнике высокого класса. Изготавливаются они по фирменной технологии ASD (Advanced Symmetry Die-Bonding — продвинутый симметричный монтаж кристалла), благодаря которой достигается меньшее взаимопроникновение между каналами и улучшается симметричность схемы. Вдобавок NJR стала первой из производителей чипов выполнять выводы из OFC-меди. Замечу попутно, что в ЦАПе ASUS Essence III также используются чипы от NRJ, но — более дорогие MUSE 02, у которых вдвое снижен уровень шумов и в 2,4 раза увеличена скорость нарастания напряжения. На eBay их продают примерно по $32 за штуку, но нет никакой гарантии, что они настоящие.

В этот раз мы взяли обе модификации модернизированного ЦАПа, чтобы понять, насколько они различаются по звуку, а наши читатели могли для себя решить, есть ли смысл платить больше за эксклюзивные чипы или можно обойтись штатными.

ПЕРВЫЕ И ВТОРЫЕ

Технические характеристики, коммутационные возможности, используемые активные элементы, необычные очертания корпуса, габариты и масса — всё досталось второму поколению от первого. Единственное отличие, как уже говорилось выше, — способность принимать потоки DSD, что потребовало некоторых изменений в «железе». Впрочем, компания выпустила отдельный набор для обновления ЦАПов первого поколения — Essence One DSD Upgrade Kit (ориентировочно €119), в который входят микросхема EPROM и пара ОУ MUSES 02 — они устанавливаются в уже имеющиеся цоколи и не требуют пайки. Немного изменился дизайн: с кожуха исчезло экзотическое животное, отделка стала более строгой — аппараты теперь выглядят серьёзнее и «взрослее». Модификации отличаются друг от друга цветом фронтальной панели — у старшей она светлее. В общем, компания постаралась осуществить модернизацию без существенного увеличения цены. Вероятно, потому ЦАП второго поколения так и остался без дистанционного управления. Для компьютерного USB-интерфейса, работающего исключительно в ближнем поле, это не является недостатком, поскольку аппарат всегда под рукой. Теоретически без него можно обойтись и при включении в состав домашней Hi-Fi-системы — при условии, что цифровой источник переключается нечасто, регулятор уровня на выходе выведен на максимум и громкость корректируется усилителем, у которого есть свой пульт. Но мне его не хватало, поскольку по ходу тестирования постоянно приходилось переключать входы. Кстати, алгоритм переключения цифровых интерфейсов остался, на мой вкус, не самым удачным — выбор осуществляется перебором одной кнопкой, причём против часовой стрелки — к этому приходится привыкать.

Все технологические решения остались прежними (серьёзный блок питания, плёночные конденсаторы Wima FKP2 и FKS2 в звуковых цепях, цифро-аналоговый конвертор на двух чипах в балансном включении, отключаемый 8-кратный оверсэмплинг, раздельные регуляторы громкости линейного выхода и усилителя наушников и т.д.) — кому интересно, могут прочитать об этом в уже упоминавшемся материале в №2/2013. Мы же сразу перейдём к тесту.

С МУЗАМИ И БЕЗ

Условия тестирования — практически такие же, как и в прошлый раз, единственное существенное отличие — в том, что штатный силовой кабель был заменён заказным Furukawa PCOCC. Эффект оказался разительным: улучшилась фокусировка сцены, высокие стали более чёткими и чистыми, возросла энергетика.

Начинаю с базовой модификации и подключения по USB — этот интерфейс является, в сущности, основным, поскольку именно он обеспечивает режим Bit Perfect и прямое декодирование DSD. Естественно, предварительно пришлось установить драйверы — их можно взять с прилагаемого оптического диска или скачать с сайта ASUS. Каких-либо проблем с ними не возникло. Комплектный USB-кабель даже не достаю из упаковки — у меня есть получше.

Итак, играет ASUS Essence One MKII мягко, комфортно, расслабленно. Как определили эксперты журнала «Stereophile», friendly — дружелюбно. Идеально подходит для спокойной музыки — лёгкого джаза, камерной классики, прохладных звуковых пейзажей. Но на интенсивных жанрах всё же проявляется лёгкий «туман», некоторый недостаток разрешения, но это исчезает после переключения на коаксиальный интерфейс или перехода на записи в High Resolution 24 бита/96 или 192 кГц — в звуке появляется долгожданная прозрачность.

Для воспроизведения DSD напрямую можно использовать коммерческий программный комбайн J River или бесплатный Foobar2000 — информация о том, как подготовить их к работе с DSD, содержится в документах, которые можно скачать с сайта ASUS — в принципе, ничего сложного, особенно для J River, а вот Foobar2000 потребуются дополнительные компоненты. Играют программы по-разному, хотя при правильных настройках разница исчезающе мала.

Любопытный результат даёт сопоставление ASUS Essence One MKII и референсного ЦАПа при воспроизведении ISO-образов SACD. Первый работает напрямую через DoP (о том, что это такое — в подвёрстке), второй — с преобразованием в PCM 176,4 кГц, осуществляемым самим плеером. ASUS играет явно детальнее, прозрачнее, у него «острее» верха. И он немного быстрее — это можно заметить, если запустить воспроизведение на обоих ЦАПах параллельно — на втором-третьем треках Esssence One уходит на несколько секунд вперёд. Конвертор PS Audio не столь эффектен, но чуть точнее выстраивает сцену, да и басы у него более глубоки и подробны, явно лучше макродинамика. Что, в общем-то, естественно для многократно более дорогого аппарата с аналоговым трактом на дискретных элементах.

Активизация оверсэмплинга улучшает на первый взгляд передачу высоких, но на самом деле это иллюзия — на верхах появляется «песочек». Без него — чище и натуральнее. Хотя на некоторых не очень качественных записях и в наушниках он может дать заметное улучшение, так что надо пробовать и выбирать тот вариант, что больше нравится.

При подсоединении головных телефонов линейный выход не отключается — необходимо уводить уровень самому. Или слушать параллельно с колонками, что может быть в некоторых случаях весьма впечатляющим. Как бы то ни было, но в полном порядке и басы, и верха, звук объёмный и плотный. Вполне можно обойтись без дополнительного усилителя, по крайней мере, первое время.

Переходим к Essence One MKII Muses Edition

Лёгкая вуаль, заметная у базовой модификации, бесследно исчезла даже при подключении по USB — играет аппарат абсолютно прозрачно, детально, предельно точна фокусировка сцены, прекрасная динамика, чище верха и чётче басы. Хотя при сравнении с референсом можно отметить некоторую сухость, прохладность и отстранённость ЦАПа ASUS, что в наибольшей степени проявляется на Hi-Res-треках. Однако, думаю, после полного прогрева это должно уйти, тем более что на файлах в стандартном разрешении преимущества референса едва различимы.

В наибольшей степени достоинства Muses Edition проявляются в наушниках — придраться буквально не к чему, звук увлекательный и выразительный. В старых пресс-релизах, выпущенных ещё к выходу аппаратов Essence One первого поколения, сообщалось, что у более дорогой модификации на плате имеется переключатель, позволяющий увеличить уровень на выходе для наушников с целью лучшего согласования с высокоомными телефонами. Не знаю, так ли это на самом деле — желания откручивать крышку, залезать внутрь и что-то переключать у меня не возникло. А зачем, когда и так всё хорошо?

ПОРАДОВАЛО Развитый функционал. Добротное исполнение и оригинальный дизайн. Комфортный и выразительный звук.

ОГОРЧИЛО Не очень удобный алгоритм переключения входов. Отсутствие дистанционного управления.

НАШ СОВЕТ При подборе кабелей не ограничивайтесь межблочниками — чтобы раскрыть потенциал этих ЦАПов, необходимо также качественное подключение к питающей сети.

Что такое DoP?

Современные компьютеры (вне зависимости от установленной на них операционной системы, будь то Windows или MacOS) способны выводить цифровые аудиопотоки только в формате PCM. Чтобы преодолеть это ограничение, был разработан открытый стандарт DoP (DSD over PCM): однобитовый DSD-поток разбивается на 24-битные «кадры», в которых 16 бит занимают музыкальные данные и 8 бит — маркер, по которому ЦАП с поддержкой этого режима узнаёт о том, что ему передают именно DSD, а не PCM. Каких-либо преобразований, нарушающих целостность данных, при этом не происходит — только их перепаковка. Частота следования «кадров» — 176,4 кГц, поэтому при подаче на Essence One MKII потока DSD светодиодный индикатор показывает именно эту входную частоту, а индикатор Oversampling горит красным цветом.

Схожим способом может выводиться и поток DSD128, только частота сэмплирования увеличивается до 352,8 кГц.

Для реализации DoP требуются совместимый ЦАП с ASIO-драйвером и соответствующий режим вывода в программе-плеере. К слову, обе модификации Essence One MKII способны принимать потоки только DSD64, однако вряд ли это можно считать значимым недостатком, поскольку записи в DSD128 встречаются пока довольно редко.

КОМПОНЕНТЫ

  • Цифровой источник Windows-компьютер с PCI-интерфейсом ASUS Xonar Essence ST
  • Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave DAC MkII
  • Акустические системы Yamaha Soavo-1
  • Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT
  • Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA, акустические Tchernov Cable Classic IC
  • Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м, коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м, оптический Oehlbach XXL 80
  • Силовые кабели: Furukawa PCOCC 1,0 м (custom made)
  • Головные телефоны Sennheiser HD 650
  • Усилитель для наушников April Music Stello HP 100

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  1. Сборник «Burmester Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  2. Diana Krall, «The Girl In The Other Room». SACD ISO
  3. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
  4. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
  5. Larry Adler and Various, «The Glory of Gershwin». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  6. Ensemble Contraste, «Miroir(s)». FLAC 44,1 кГц/16 бит
  7. Slowly Rolling Camera. «Slowly Rolling Camera». FLAC 48 кГц/24 бита
  8. «Opus3 DSD Showcase 1/2». DSD64
  9. Telarc SACD Sampler. SACD ISO
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!