0

Сравнение

VIP Club

AV-ресиверы $440-480

Автор статьи: Галимов Артур
19.10.2004 10341 0
Источником AV-сигнала в системе домашнего кинотеатра может быть DVD-проигрыватель, спутниковое TV и видеомагнитофон (вариант для России, по всей видимости, основной - в силу распространенности VHS-кассет с Dolby-звуком). Смотреть кино можно на телеэкране, на видеомониторе, на проекторе или на «плазме»... Однако без многоканального усилителя с декодерами никак не обойтись, будь то составляющая DVD-ресивера, мини-системы или отдельный, вкупе с тюнером, компонент, называемый AV-ресивером. Преимущества последнего подробно изложены в материале «Дневной киносеанс» (см. №6, 2002, тест ресиверов начальной стоимостной категории, $250-300). В предыдущем номере (материал «Формула 6.1») мы, перескочив через одну ценовую ступеньку, испытали три сравнительно дорогих аппарата (порядка $750). И вот перед вами - тест ресиверов среднего ($450), как показывает практика, очень востребованного класса. Разбежка в ценах крайне мала: самая дорогая модель стоит $480, наиболее доступная - $440. Между тем по возможностям и конструкции они разнятся сильно. У одних она классическая «5+3»: пять каналов усиления плюс три 5.1-декодера - Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и DTS. Другие построены по схеме «6+5» с шестью усилителями и пятью декодерами (к упомянутым добавлены еще два - для 6.1 -форматов Dolby Digital EX и DTS ES). Наконец, один аппарат в тесте реализует промежуточный вариант «5+5»: пять каналов усилителей и все декодеры (тыловой центр - фантомный). В общем, потребителю есть отчего прийти в замешательство. Понимая это, мы ставили перед собой задачу не только сравнить аппараты, но и объяснить целесообразность той или иной схемы, выявить область ее оптимального применения.

Что объединяет технику этого класса? Усилители мощности практически у всех участников собраны на дискретных элементах. Все аппараты являются полноценными коммутационными узлами, поскольку способны управлять не только аудио- и композитным видеосигналом, но и сигналом S-video (некоторые - и компонентным видео), то есть готовы к работе одновременно с двумя источниками такого сигнала. На сегодняшний день это DVD-проигрыватель и приемник сигналов телевидения высокой четкости (ТВЧ или HDTV). Поскольку такого вещания в России пока нет, данная возможность в комплексной оценке имеет минимальный вес. Добрая половина аппаратов оснащена 5.1-входом - с прицелом на Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio. Однако возможность подключения дополнительных усилителей мощности (5.1-выход) предусмотрена только у одного претендента. Некоторые участники теста имеют AV-вход на передней панели, что облегчает введение в систему игровой приставки последнего поколения или видеокамеры.

Dolby Pro Logic II - способ матричного декодирования двухканального сигнала, имеющего информацию для тыловых АС (с видеокассеты, DVD, CD и пр.). Существуют два режима DPL II - Movie (для саундтреков) и Music (для музыкальных записей). В отличие от «обычного» Dolby Pro Logic, тыловой канал в DPL II стереофонический, полнодиапазонный; имеется и отдельный сабвуферный канал (задейст-вуется все аудиооборудование, как в Dolby Digital 5.1).

DTS Neo:6 - конкурент Dolby Pro Logic II, способный разложить двухканальный сигнал не только на 5.1, но и на 6.1 каналов (информация для тылового центра синтезируется).

Dolby Digital EX Matrix 6:1 и DTS ES Matrix 6:1 - алгоритмы получения 6.1-аудиосигналов, согласно которым информация для тылового центра при кодировании подмешивается в левый и правый тыловые каналы, а выделяется матричным способом.

DTS ES Discrete - единственный на сегодня полноценный 6.1-формат; информация для тылового центра содержится в отдельном канале.

Denon AVR-1603

Декодер Dolby Pro Logic II/ Dolby Digital/DTS.
Коммутация: коаксиальный и 3 оптических входа цифрового сигнала, 2 аудиовхода (один со сквозным каналом), 4 AV-входа (один со сквозным каналом), из них 3 с управлением сигналом S-video, 5.1-канальный вход, 7 DSP-режимов, AM/FM-тюнер с RDS, память на 40 пресетов, программируемый пульт ДУ, мощность 5X70 Вт (8 Ом, 0,08% THD).
Масса/габариты: 10,4 КГ/434Х147Х417 мм.
Ориентировочная цена: $480
Достоинства: отличное звучание.
Недостатки: отсутствие декодеров Dolby Digital EX и DTS ES
S&V-эффект: * * * *

Если бы не заглушка, закрывающая AV-вход (разъем S-video в нем отсутствует, но есть гнездо оптического цифрового сигнала), переднюю панель аппарата можно было бы считать классической. Зато компоновка ресивера классическая без всяких натяжек: пятиканальный усилитель с 5.1-декодерами. Системный пульт ДУ один из самых эргономичных к тесте. Разноцветные кнопки хорошо видны в полутьме домашнего кинозала, а органы управления громкостью и режимами работы DVD-проигрывателя вообще сделаны фосфоресцирующими. Единственный недостаток ПДУ - два механических переключателя источников, причем второй выполнен многопозиционным, и ошибку в выборе сделать очень легко. Предварительная настройка с передней панели не осуществляется, а с пульта проходит быстро и безболезненно благодаря логично выстроенному алгоритму и толковой инструкции. Шаг задержки сигнала эквивалентен не 30 см, как у остальных соискателей, а 10 см, что способствует более точной настройке. И это не замедлило сказаться на звучании. Ресивер давал слитную звуковую картину, но не за счет потери разрешения - четко локализованные эффекты не тонули в фоновой музыке. Рекомендуем аппарат всем любителям домашнего кинотеатра, предпочитающих традиционный 5.1 -канальный звук или просто не имеющих возможности разместить в комнате дополнительную АС. А также тем, для кого главное - прослушивание музыки. В стереорежиме Denon работает прекрасно, а наличие 5.1-входа с Denon AVR-1603 ACH характеристиками, приближающимися к образцовым, позволит в полной мере насладиться записями суперформатов (SACD и DVD-Audio).

Рабочая полоса частот усилителя мощности составляет 16-90000 Гц при неравномерности ±1,1 дБ (рис. 1). При такой полосе наличие многоканального аналогового входа делает вполне актуальным воспроизведение музыкальных программ с SACD и DVD-audio. Номинальная мощность в двухканальном режиме 89,4 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается до 110 Вт. Фирма оговаривает искажения порядка 0,08% при мощности 80 Вт, но при половинной мощности, что больше соответствует реальной программе, - наши измерения дали всего 0,02% (рис. 2). Коэффициент демпфирования более 230 позволяет усилителю работать практически с любой акустикой. Электронные регулировки тембров обеспечивают диапазон ±10 дБ. Максимум регулировки на низких частотах достигается на частоте 110 Гц, а для высоких - действуют во всем диапазоне без частотных ограничений, кроме режимов с цифровой обработкой.
Декодер Dolby Digital дает среднее значение разделения около 62 дБ, но по отдельным направлениям значения варьируются от 56 до 74 дБ. Для декодера DTS обработка очень ровная с разделением более 59 дБ. У встроенного FM-тюнера хорошая чувствительность (1,9 мкВ) при лучшей среди тестируемых избирательности (почти 53 дБ). Отношение сигнал/шум более 65 дБ.

Harman/Kardon AVR 2550


Декодеры Dolby Digital/Dolby Pro Logic II, DTS, Logic 7. Пять DSP-режимов и фирменный режим VMAx.
Коммутация: 4 цифровых входа (2 оптических, 2 коаксиальных), 2 цифровых выхода (оптический и коаксиальный), 2 аудиовхода (1 со сквозным каналом), 3 AV-входа с управлением сигналом S-Video, AM/FM-тюнер с RDS, память на 30 пресетов. Системный пульт ДУ (некоторые кнопки подсвечиваются).
Выходная мощность 6x40 Вт (8 Ом, 0,07% THD). Масса/габариты: 10,6 кг/440х 68x39 мм.
Ориентировочная цена: $450
Достоинства: прост в управлении.
Недостатки: отсутствуют 6.1-декодеры и 5.1-вход/выход линейного сигнала.
S&V-эффект: * * *

Беглый взгляд, и производитель угадывается безошибочно - раньше, чем замечаешь логотип. Все классическое: черный корпус с острыми гранями, полоска золотистых кнопок, двойная индикация режимов. Ресивер имеет развитую систему управления, позволяющую «привязать» определенный цифровой вход к любому аналоговому, а также задать для разных входов «свой» аудиорежим. В связи с этим первоначальная установка - процедура длительная (параметры АС приходится вводить для каждого входа), зато в результате ресивер окажется готов к работе с любым сигналом. Провести се можно как с передней панели, так и с пульта - программируемого, способного управлять компонентами основных марок, при этом транспортными (Play, Stop и т.д.) функциями DVD-проигрывателя или «видика» можно командовать, не отключая пульт от управления усилителем. К недостаткам ресивера нужно отнести невозможность нарастить его мощность (учитывая низкую мощность штатных усилителей) и несовместимость с сигналами с SACD и DVD Audio (нет и входа 5.1), а также DTS-ES и Dolby Digital EX. По этим причинам Нагman нельзя рекомендовать жаждущим звука 6.1. Чувствуется, что разработчики пытались сделать универсальный аппарат, но мы рекомендуем его, в первую очередь, любителям стерео-, а не многоканального звука. При работе с двумя полнодиапазонными колонками ресивер покажет себя с наилучшей стороны. А для успешной работы в домашнем кинотеатре их целесообразно дополнить чувствительной тройкой (или даже четверкой) тыловых колонок. Если вам удастся решить непростую задачу согласования такой системы, ресивер вознаградит вас звучанием высокого качества.

Усилители фирмы всегда отличаются большим запасом по пиковой мощности. Номинальная мощность в двухканальном режиме 75,5 Вт (0,7%) на кратковременных пиках увеличивается почти до 93 Вт, что более чем вдвое превышает значение, заявленное фирмой для долговременной мощности ресивера. Полоса частот усилителя мощности при неравномерности ±0,5 дБ составляет 16-65000 Гц (рис. 1), а на верхней границе 90 кГц спад увеличивается всего до 1,8 дБ. Нелинейные искажения при половинной мощности не превышают 0,01% (рис. 2). Обратите также внимание, что на низких частотах нет преждевременного роста искажений: тут срабатывает мощный блок питания. Регулировки тембров обеспечивают подъем и завал по ±12 дБ и действуют во всем диапазоне без частотных ограничений, кроме регионов с декодированием цифровых источников. Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения около 61 дБ, (предельные значения по отдельным направлениям имеют диапазон от 55 до 64 дБ). Декодер DTS дает обработку с таким же разделением (61 дБ), но даже с большей асимметрией (от 55 до 66 дБ).
Тюнер обладает лучшей чувствительностью (1,5 мкВ) и максимальным отношением сигнал/шум при приеме FM-станций (более 66 дБ). Избирательность только около 43 дБ.

Kenwood KRF-V8060D



Декодеры Dolby Digital/Dolby Digital-EX/Dolby Pro Logic II, DTS/DTS-ES (Discrete 6.1/Matrix 6.D/DTS Neo:6.
Восемь DSP-режимов. Коммутация: 4 цифровых входа (2 оптических, 2 коаксиальных), 3 аудиовхода (1 со сквозным каналом), 5 AV-входов с управлением сигналом S-Video, вход 5.1, возможность управления компонентным сигналом. AM/FM-тюнер с RDS, память на 40 пресетов.
Системный пульт ДУ. Выходная мощность 6x100 Вт (6 Ом, 0,09% THD).
Масса/габариты: 9,8 кг/440х159x392 мм.
Ориентировочная цена: $450
Достоинства: наличие декодера DTS-ES Discrete 6.1 и входа Phono.
Недостатки: сложный в освоении пульт ДУ.
S&V-эффект: * * * *

Дизайн передней панели «под 80-е» - матовый алюминий, множество кнопок и поворотных рукояток - становится все популярнее. Но у Kenwood'a такое решение - не просто дань моде. Оно облегчает предварительную настройку, которую удобнее выполнять именно с передней панели, а не с пульта: кнопки со стрелками и поворотный регулятор Multi Control гораздо эргономичнее джойстика на ПДУ, к тому же, находясь вблизи флуоресцентного дисплея, ясно видишь мнемонические картинки, помогающие настройке. Пульт же, призванный командовать всеми компонентами системы (он программируемый, коды приведены в инструкции), пестрит разноцветными кнопками, и найти среди них нужную непросто. Функциональная же насыщенность достойна высшей оценки. Наличествуют все декодеры, стоящие ныне на вооружении, вплоть до DTS ES Discrete (есть даже соответствующая индикация на дисплее), предусмотрена возможность управления компонентным сигналом и подключения дополнительной стереопары. Стоит отметить и такую остроумную придумку: шестой канал усиления можно переориентировать на озвучивание пассивного сабвуфера. То есть потребитель вправе выбирать, какой канал для него важнее, центральный тыловой или дополнительный басовый (вместо дорогого активного можно выбрать сравнительно дешевый пассивный саб, например, автомобильный). В итоге перед нами очень современный аппарат - для любителей масштабных фильмов со звуком 6.1 (ресиверу легче даются пространственные, а не точно локализованные эффекты) или владельцу проигрывателя, совместимого с форматами SACD и DVD Audio (линейные входы предусмотрены).

При неравномерности ±0,5 дБ ресивер имеет наиболее широкую полосу 16-70000 Гц (рис. 1), да и относительный спад на верхней границе меньше всех -1,6 дБ. Тембры можно регулировать в диапазоне ±10 дБ: на высоких частотах во всей полосе, а на низких максимум соответствует частоте 100 Гц. Максимальный подъем по низким можно включить также с пульта кнопкой BASS BOST. Дополнительный подъем самых низких частот еще на 9 дБ (розовая кривая, рис. 1) обеспечивается при включении LOUDNESS (с пульта или передней панели). Выходная мощность около 100 Вт предельная, на что он способен: увеличения на пиках практически нет. Тут, скорее всего, сказываются недостатки блока питания: при значении КНИ для средних и высоких частот около 0,01%, на низких и особенно при малом сигнале они растут очень сильно (рис. 2). Коэффициент демпфирования тем не менее составил более 140. Среднее разделение для декодера Dolby Digital составляет 57 дБ (разброс 50-63 дБ). Для декодера DTS значение разделения всего 50 дБ, притом что по отдельным направлениям (между тыловыми каналами) падает вообще до 38 дБ.

Чувствительность тюнера сильно затрублена и составляет всего 8 мкВ при наименьшей в тесте избирательности: всего 40 дБ. Отношение сигнал/шум при приеме FM-станций более 65 дБ.

Marantz SR4200



Декодер Dolby Pro Logic II/ Dolby Digital/DTS.
Коммутация: 2 коаксиальных и 2 оптических входа цифрового сигнала, 3 аудиовхода (2 со сквозным каналом), 3 AV-входа (один со сквозным каналом), с управлением сигналом S-Video, 5.1-канальный выход, 6 DSP-режимов, AM/FM-тюнер с RDS, память на 50 пресетов, программируемый пульт ДУ, мощность 5X70 Вт (8 Ом, 0,09% THD), масса/габариты: 9,7 КГ/440Х164X365 мм.
Ориентировочная цена: $460
Достоинства: возможность подключения более качественного усилителя мощности.
Недостатки: отсутствие декодеров Dolby Digital EX и DTS ES и шестого канала усиления.
S&V-эффект: * * *

На передней панели - никаких ухищрений, нет даже AV-входа, лишь органы управления основными функциями и люминесцентный дисплей. В попытке придать ей стильность, разработчики свели число кнопок к минимуму, поэтому первоначальная настройка возможна только с пульта ДУ. Он программируемый, соответствующие коды приведены на последних страницах инструкции. С точки зрения эргономики пульт Marantz - не лучший в тесте. Хотя органы управления меню четко делят его на рабочие зоны, на нем множество «лишних» кнопок, а надписи над некоторыми не соответствуют выполняемым функциям. И еще: при выборе источника сигнала пульт автоматически переходит в управление этим источником, и чтобы вновь заставить его командовать ресивером, надо нажать кнопку AMP. Алгоритм инсталляции логичный, но к нему надо приноровиться.

Звучание аппарата скорее музыкальное, нежели кинотеатральное, причем он тяготеет к поп-музыке. Саундтреки же он наилучшим образом отыгрывает, будучи подключен к системе «сателлиты-сабвуфер». В составе комплекса из пяти напольных АС без сабвуфера он звучит слишком сдержанно. Положение спасает наличие линейного выхода с декодера. Посему рекомендуем аппарат, во-первых, любителю современной музыки, для которого просмотр фильмов с многоканальным саундтреком - не главное; во-вторых, человеку, ориентированному на покупку комплекта из миниатюрных АС и басовика, и, наконец, тому, кто в обозримом будущем планирует нарастить ресиверу «мускулы», дополнив его солидным усилителем мощности (5.1-канальный выход предусмотрен). Но стоит ли прилагать такие усилия ради ресивера, не оснащенного 6.1-декодерами?

Усилители в этом ресивере самые классические: полоса при неравномерности ±0,5 дБ не превышает 40 кГц. Отсутствие многоканального аналогового входа не предполагает широкополосного сигнала от SACD или DVD-Audio. Регулировки тембра эффективные (±10 дБ), но работают только с цифровой обработкой: при их активизации полоса ограничивается частотой 22 кГц (рис. 1). Искажения при малых уровнях мощности не превышают 0,03%, но сразу начинают расти при ее увеличении, достигая 0,06% при выходе в 60 Вт. Затем уже происходит их существенный рост, но сначала для средних частот (рис. 2). Небольшое превышение среднего уровня искажений для небольших мощностей наблюдается также в области низких частот.
Разделение каналов при работе декодеров цифровых сигналов Dolby Digital и DTS практически одинаково (56,4 и 57 дБ соответственно), но в обоих случаях относительно невелико разделение между тыловыми каналами. Минимальные значения составляют 45-46 дБ, что существенно нарушает желанную симметрию. Тюнер по совокупности параметров для FM-диапазона лучший в тесте. Он делит первое место по чувствительности (1,5 мкВ), лучший по избирательности (более 54 дБ) и при отношении сигнал/шум 66 дБ уступает менее 0,5 дБ лидеру по этому показателю.

Panasonic SA-HE200



Декодеры Dolby Digital/Dolby Digital-EX/Dolby Pro Logic II, DTS/DTS-ES (Discrete 6.1/Matrix 6.D/DTS Neo:6. Шесть DSP-режимов и функция Remaster.
Коммутация: 5 цифровых входов (4 оптических, 1 коаксиальный), 4 аудиовхода (2 со сквозным каналом), 3 AV-входа с управлением сигналом S-Video, вход 7.1, выход сигнала тыловых задних каналов. AM/FM-тюнер с RDS, память на 30 пресетов. Выходная мощность 6x100 Вт (6 Ом, 0,05% THD).
Масса/габариты: 11,9кг/430х158х390 мм.
Ориентировочная цена: $450
Достоинства: наличие декодера DTS-ES Discrete 6.1 и входа Phono.
Недостатки: нельзя переключить шестой усилитель для работы с пассивным сабвуфером.
S&V-эффект: * * * * *

Ton-модель в линейке фирмы воплощает новейшие аудиоразработки Panasonic, в частности, функцию Remaster (перевод CD-потока с разрешением 16 бит/44 кГц в 24 бита/96 кГц), оконечные усилители на полевых транзисторах (улучшенная схема Н+), декодирование любого 6.1-сигнала и возможность подключить две центральные тыловые АС. Последнее - уловка фирмы, желающей поставить SA-HE200 в один ряд с ТНХ-сертифицированными аппаратами (седьмого усилителя нет, обе колонки озвучивает один канал усиления). Есть и другие уступки здравому смыслу в пользу дизайна. Например, функция Dimmer оказывается практически бесполезной: дисплей гаснет, но кнопки на передней панели снабжены яркими светодиодными индикаторами, которые остаются включенными всегда. Зато задержки сигнала и размер АС изменяются только с фасада. Системный пульт ДУ имеет сдвижную крышку, но под ней расположены и некоторые часто используемые кнопки. В остальном он хорошо продуман: четкое разделение на две рабочие зоны и кнопки с подсветкой облегчают пользование в полутьме кинозала. Первоначальная настройка возможна только с передней панели, ее алгоритм довольно замысловат, но логичен. Звучит аппарат значительно лучше моделей предыдущего поколения (см. техкомментарий). Усилители прекрасно справляются с напористыми эффектами (выстрелами, взрывами), при этом звуковая картина не смазывается. Советуем Panasonic тому, кто всерьез размышляет о покупке проигрывателя DVD-Audio или SACD, и желающим поменять стереоусилитель на многоканальный, а качественные «напольники» оставить. Дело в том, что ресивер прекрасно работает практически с любой акустикой.

У усилителей этого ресивера есть некоторые трудности с частотами на границах диапазона, где неравномерность составляет ±2 дБ (красная кривая, рис. 1). Однако при более строгом подходе полоса частот усилителя мощности 25-50000 Гц (неравномерность ±0,5 дБ) вполне адекватна не только саундтреку видеофильмов, но и новым суперзвуковым форматам. Включение регулировок тембра, которые имеют диапазон ±10 дБ, увеличивает усиления на средних на 2 дБ (розовая кривая, рис. 1) и ограничивает частотный диапазон (22 кГц) из-за цифровой обработки. Как обычно усилители мощности работают в классе Н+, но в отличие от предыдущих моделей фирмы здесь нет увеличения искажении на средних значениях мощности (рис. 2), да и абсолютная величина их при половинной мощности всего 0,004%! Обратите внимание также и на то, что это значение не превышается до достижения номинальной мощности практически во всем диапазоне частот.

У декодеров ресивера абсолютно лучшие показатели в тесте: для Dolby Digital среднее значение разделения составляет более 61 дБ при очень хорошей симметрии, а для DTS - вообще 71 дБ.

Чувствительность FM-тюнера средняя (5 мкВ), как и избирательность (44 дБ). Но отношение сигнал/шум вполне на уровне - 65 дБ.

Pioneer VSX-D811S



Декодеры Dolby Digital/Dolby Digital-EX/Dolby Pro Logic II, DTS/DTS-ES Matrix 6.1/DTS-ES Discrete 6.1/DTS Neo:6. Четыре DSP-режима.
Коммутация: 4 цифровых входа (3 оптических, 1 коаксиальный), 3 аудиовхода (1 со сквозным каналом), 4 AV-входа с управлением сигналом S-Video, вход 5.1, линейный выход сигнала всех каналов (6.1). AM/FM-тюнер с RDS, память на 30 пресетов. Программируемый пульт ДУ с возможностью обучения. Выходная мощность 6x100 Вт (8 Ом, 1% THD).
Масса/габариты: 10,0 кг/420х158х401 мм.
Ориентировочная цена: $450
Достоинства: наличие декодера DTS-ES Discrete 6.1.
Недостатки: несимметричные характеристики 5.7-входа, вентилятор ощутимо шумит.
S&V-эффект: * * * *

Откидная крышечка, доставшаяся ресиверу от старших собратьев, скрывает большинство органов управления и полный AV-вход (включая разъемы для оптического цифрового сигнала и S-Video), поэтому передняя панель не выглядит перегруженной - скорее наоборот. Но это, так сказать, фасад. За ним - шестиканальный усилитель. Шестой канал может озвучивать две тыловые центральные (в данном случае правильнее назвать их тыловыми задними) АС или пассивный сабвуфер. Информация для тылового центра выделяется «правильным» способом даже из сигнала DTS ES Discrete, т.е. налицо полная совместимость с 6.1 -канальными форматами. Предварительную настройку лучше проводить с пульта ДУ, поскольку некоторые операции (например, запись радиостанции в память) с передней панели недоступны. Пульт - программируемый с функцией обучения, достаточно эргономичный (только регулятор громкости расположен не на лучшем месте). Но инструкция... С множеством грамматических и смысловых ошибок, она ставит в тупик даже эксперта. Сама же инсталляция довольно логична, а доступ к регулировке громкости каждого канала - прямой с пульта - облегчает точную настройку. А она важна, ведь даже при небольшом дисбалансе звуковая картина может деформироваться. В целом ресивер неплохо себя зарекомендовал, особенно при воспроизведении звуковых дорожек к фильмам. Отсюда однозначный вывод - это сугубо кинотеатральный аппарат, несмотря на наличие 5.1-входа. Характеристики последнего по усилению не совсем симметричные, так что подключать к ресиверу проигрыватель DVD-Audio или SACD можно, но правильно настроить такую систему будет очень сложно.

Классический спад частотной характеристики на 3 дБ происходит только на частоте 90 кГц, а при неравномерности ±0,5 дБ полоса частот усилителя мощности составляет 16-50000 Гц (красная кривая, рис. 1). Регулировка тембра имеет диапазон ±6 дБ с достаточно большим влиянием на средние частоты. При включении цифровых обработок полоса ограничивается на частоте 22 кГц (розовая кривая, рис. 1). Номинальная мощность в двухканальном режиме составила 102 Вт (0,7%), и это, похоже, предел, поскольку сама фирма указывает мощность в 100 Вт при КНИ 1%. Искажения при половинной мощности - 0,02% (рис. 2) и незначительно спадают при ее уменьшении. Существенный рост искажений на низких частотах начинается при мощности около 90 Вт. Регулировки тембров обеспечиваются в диапазоне ±10 дБ и действуют только с цифровой обработкой, а потому ограничиваются в районе 22 кГц. Декодер Dolby Digital обеспечивает среднее значение разделения около 57 дБ, а по отдельным направлениям значения отличаются всего на ±4 дБ. Декодер DTS дает очень ровную обработку, но с разделением всего 55,6 дБ. FM-тюнер в этом ресивере один из лучших по набору специальных функций и достигнутых параметров. При чувствительности 1,65 мкВ и избирательности 52,2 дБ отношение сигнал/шум составляет 66 дБ.

Yamaha RX-V530RDS



Декодер Dolby Pro Logic II//Dolby Digital/ DTS, коаксиальный и З оптических входа цифрового сигнала, 2 аудиовхода (один со сквозным каналом), 4 AV-входа (один со сквозным каналом) с управлением сигналом S-Video, 2 входа компонентного сигнала, 5.1-канальный вход, линейные выходы сигнала всех каналов, 10 режимов Cinema-DSP, AM/FM-тюнер с RDS, память на 40 пресетов, программируемый пульт ДУ, мощность 6X80 Вт (8 Ом, 0,06% THD).
Масса/габариты: 10,0 кг/435Х150X387 мм.
Ориентировочная цена: $440
Достоинства: возможность создания фантомного тылового центра.
Недостатки: сложный алгоритм первоначальной настройки.
S&V-эффект: * * * *

Yamaha верна себе: черный корпус (есть фирменная «титановая» разновидность) и оранжевый люминесцентный дисплей с многоступенчатым Dimmer'oм - незаменимый при первоначальной настройке, поскольку экранных меню нет. Проводить эту процедуру можно как с передней панели, так и с пульта ДУ самых консервативных очертаний, который легко программируется на управление другими компонентами. Он хорошо продуман, чего не скажешь о процедуре первоначальной настройки - она неоправданно усложнена. Во-первых, задержка индицируется в миллисекундах, а не опосредованно, через расстояние от слушателя до АС; во-вторых, для центра и тыла она настраивается по-разному (внимательно читайте инструкцию!); в-третьих, от обилия регулируемых параметров фирменных DSP-режимов разбегаются глаза. Нужны ли эти украшения, когда и в «чистом» Dolby и DTS саундтреки звучат напористо и собранно? При наличии соответствующего флажка в DVD-записи ресивер сам распознает информацию Dolby Digital EX/DTS ES и переходит в режим Matrix 6.1, создавая фантомный тыловой центр. Если флажка нет, ресивер можно перевести в Matrix 6.1 принудительно. Словом, все - характерные особенности звучания (см. техкомментарий), отсутствие входа Phono на задней панели и AV-входа на передней указывает на то, что перед нами именно кинотеатральный аппарат. Рекомендуем его тем, кто стремится наиболее точно (посредством скрупулезного регулирования многочисленных параметров) подогнать параметры системы под характеристики помещения, а также тем, кто не имеет возможности разместить в комнате тыловую центральную АС, но преимущества 6.1-канального звучания ощутить хочет.

Полоса частот усилителя мощности при неравномерности ±0,5 дБ составляет 16-45000 Гц (рис. 1), а в полной полосе неравномерность увеличивается до ±1,6 дБ. Тембр можно регулировать в пределах ±10 дБ на краях диапазона, но заметное влияние на средние частоты уменьшает ее почти на 2 дБ. Поскольку эти регуляторы механические, то их действие сохраняется и при цифровой обработке, и ограничения по ширине рабочей полосы частот уже зависят от цифровых источников. Выходная мощность достигает 93 Вт (при 0,7%), а на пиках превышает 110 Вт. Искажения при половинной мощности составляют около 0,01%, но на самых малых мощностях они неожиданно увеличиваются до 0,06% практически для всех частот (рис. 2). Обратите внимание на то, что реально полезная мощность (с малыми искажениями) на низких частотах почти на 10 Вт меньше, чем на средних и высоких. По формальным признакам цифровые декодеры Dolby Digital и DTS одинаковы - разделение 60,6 и 60,2 дБ соответственно. Но Dolby Digital отличается большей симметрией: в то время как для него разброс по каналам составляет 13 дБ, для декодера DTS - он более 18 дБ. По чувствительности (2,3 мкВ) и избирательности (44 дБ) FM-тюнера ресивер занимает в тесте среднее положение. Отношение сигнал/шум хорошее (64,5 дБ), но среди тестируемых - минимальное.






































Мы неоднократно говорили о важности коммутационных особенностей. Поэтому тыльную панель в этом смысле можно назвать «лицом» AV-ресивера. Клеммы для подключения основных колонок у всех ресиверов винтовые, что для техники такого уровня - норма и достоинство. Обратите внимание, что клеммы Harman/Kardon разноцветные (требование новейшего стандарта, призванное облегчить «сборку» AV-системы), а клеммы Kenwood имеют пометки с названиями «стандартных» цветов. Возможностью подключения дополнительных АС оснащены Denon, Kenwood, Panasonic и Pioneer (винтовые клеммы - только у двух последних). Различна конструкция гнезд оптического цифрового сигнала. У Harman, Marantz и Yamaha они снабжены заглушками, у остальных - более современная конструкция с откидной шторкой. Все модели, кроме Kenwood, оборудованы сквозным каналом по оптическому цифровому сигналу, а Marantz и Harman - еще и по коаксиальному. Вход Phono для подключения проигрывателя «винила есть у Kenwood и Panasonic; 5.1-входу Denon и Yamaha, 7.1-вход - у Pioneer, а 5.1-выходс предусилителя - у Marantz и Yamaha (Pioneer имеет 7.1-выход). У Kenwood есть гнезда для подключения системной шины SI.16. Panasonic и Pioneer имеют вентилятор охлаждения (у Panasonic он включается только при работе ресивера на высокой громкости, когда шум маскируется). Отключаемых сетевых розеток не имеют Panasonic и Pioneer; у Denon и Marantz их по одной, у Harman, Kenwood и Yamaha - по две.


S&V-совет

Усилия разработчиков были направлены в двух диаметрально противоположных направлениях. Одни фирмы совершенствовали классическую 5.1-канальную компоновку, другие спешно вводили в ресивер дополнительный канал усиления и декодеры Dolby Digital EX и DTS ES в надежде на появление соответствующих DVD-записей. Бесспорный факт - посредством 6.1-канального звука в тылу создается более устойчивая аудиокартина. Но какой ценой! В 5.1-канальной системе фронтальную и тыловую акустику можно расположить вдоль боковых стен комнаты прослушивания, а телевизор поставить у третьей. А вот с размещением одного-двух дополнительных тыловых центров в 6.1/7.1-системе проблем больше... Об этом нужно помнить перед покупкой 6.1-ресивера. Если вы решили обзавестись 5.1-аппаратом, подумайте, так ли важен для вас программируемый пульт ДУ, множество DSP-режимов, возможность управления сигналом S-Video. Ведь DVD-проигрыватель, игровую приставку последнего поколения и ресивер цифрового TV лучше подключать к телевизору по RGB или компонентному сигналу. Между тем, стоимость вышеперечисленных дополнений составляет немалую часть цены AV-ресивера.

Звучание

На оценки по звучанию влияли мощность усилителей, параметры разделения по каналам при декодировании саундтреков DD/DTS/DPL-II и качество стереотракта. Они оказались лучшими у трех претендентов: Denon, Yamaha (оба - 5.1-канальные) и Panasonic (6.1-канальный). На нижней ступеньке оказался Marantz, в отдельных случаях предпочитавший принести точную локализацию в жертву масштабности. Выгодно отличаются от него ресиверы от Harman/Kardon и Yamaha, максимально использующие рабочий диапазон мощностей. Наиболее благоприятное впечатление произвел Denon - умением с максимальной точностью доносить до слушателя как многоканальный саундтрек, так и стереозапись. Всего на полкорпуса отстал от него Panasonic.

Конструкция

Удивило, что для аппаратов, столь близких по цене, конструктивные отличия оказались разительными. Kenwood, Panasonic и Pioneer имеют 6-канальные усилители и вход 5.1 (у Pioneer - 7.1-вход). Входом 5.1 оснащен также Denon. Выход 5.1 присутствует у Marantz и Yamaha (Pioneer оснащен выходом 6.1); у Panasonic есть линейный выход только сигнала тыловых задних каналов, а также выход на дополнительные АС - он, как и у Pioneer, с винтовыми клеммами. Им же оборудованы еще Kenwood и Denon, однако клеммы у этих аппаратов пружинные. Harman и Marantz не имеют на передней панели AV-входа. Компонентным видеосигналом управляют Kenwood и Yamaha. Panasonic оборудован вентилятором. Вход Phono есть только у Kenwood и Panasonic.

Функции



Функциональные возможности являются, в первую очередь, отражением конструктивных особенностей. Все 6.1-канальные аппараты декодируют сигнал Dolby Digital EX и оба варианта DTS ES (у Pioneer нет соответствующей индикации на дисплее). Из 5.1-канальных аппаратов только Yamaha распознает 6.1-сигнал и выделяет информацию тылового центра в фантомный канал. Шестой канал усиления Kenwood и Pioneer можно направить на работу с пассивным сабвуфером. У Marantz и Pioneer предусмотрена возможность дать четырехбуквенное заглавие пресетам тюнера. Наибольшее их число - у ресивера Marantz. Декодером Dolby Pro Logic II оснащены все аппараты, а Harman - еще и фирменной системой Logic 7 для превращения двухканального звука в многоканальный.

Управление

Систему экранных меню имеет лишь Panasonic. У Kenwood самый информативный дисплей (сразу видно, на какую АС подается тестовый сигнал). Алгоритмы управления достаточно прозрачны у всех аппаратов, кроме Pioneer (из-за некачественного перевода инструкции) и Yamaha. Наилучшая эргономичность у пультов Denon и Pioneer, наихудшая - у Kenwood и Marantz. Пульт Pioneer не только программируемый, но и обучаемый, а с пульта Harman транспортными (Play, Stop и тд.) функциями DVD-проигрывателя или «видика» можно управлять, не отключаясь от управления усилителем. Переназначить входы цифрового сигнала можно у всех аппаратов, но у Pioneer этой возможностью наделен лишь один коаксиальный вход.

S&V-эффект

Нечасто в тесте Приз симпатий получают два аппарата. Denon покорил наших экспертов по-настоящему точным Hi-Fi-звучанием и продуманной системой управления (претендующие на эксклюзивность Harman и Marantz, увы, не могут похвастаться ни тем, ни другим). Ресивер Yamaha удостоился награды, в первую очередь, за возможность создать виртуальный тыловой центр, чрезвычайно полезную в наших небольших помещениях. Самые передовые решения, причем практически не в ущерб звучанию (в отличие от Kenwood и – в меньшей степени - Pioneer), реализованы в относительно недорогом аппарате Panasonic. Он и вышел Победителем.

Таблица 2

Звук Сборка Функции Упр-ние Цена, $ S&V-
эффект
Denon
AVR-1603
***** **** *** ***** 480 ****
Harman/
Kardon

AVR2550
**** *** *** ***** 450 ***
Kenwood
KRF-V8060D
*** ***** ***** **** 450 ****
Marantz
SR4200
*** **** *** *** 460 ***
Panasonic
SA-HE200
**** ***** ***** **** 450 *****
Pioneer
VSX-D811S
*** ***** ***** *** 450 ****
Yamaha
RX-V530
**** **** **** **** 440 ****


Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!