0

Сравнение

VIP Club

«Алхимия» черного золота меломанов: мастеринг, производство, перворессы и 180 грамм недоверия

Автор статьи: Мунтяну Юрий
10.07.2017 19783 12

Как вы уже, вероятно, поняли из названия, речь снова пойдёт о виниле. Если точнее, то о грампластинках. Динамично растущий тренд, о причинах которого мы уже писали, ставит перед любителями грампластинок ряд интересных вопросов, которые ежегодно муссируются на соответствующих форумах. Многие из этих вопросов связаны с самим носителем (записью пластинок, мастерингом, производством, масса-габаритными характеристиками).

Алхимия черного золота меломанов1.jpg

Так, многие люди, неравнодушные к винилу, задаются вопросами: на каких пластинках звук лучше (33 или 45 об. в мин.), чем хороши первопрессы, влияет ли скорость записи на качество. Не редки рассуждения о более высоком качестве «тяжёлого винила» (пластинок с массой 180 – 200 гр.) по сравнению со стандартными. Много кипучих споров вызывает сравнение качества старых и новых «пластов», проблемы мастеринга и ремастеринга.

В этой статье постараемся детально рассмотреть, каким образом влияют на качество звука грампластинок некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, порядковый номер пресса). А также ответить на вопрос: «имеет ли место влияние массы винилового диска на конечный результат воспроизведения?». Последовательно пройдемся по каждому из этапов производства с лирическими отступлениями, касающимися обозначенных выше вопросов.

Лакер – селекция и дефекты

Чтобы понять от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания грамзаписи. Полагаем, подобный ликбез будет полезен людям не знакомым с тем, каким именно образом создается виниловая «магия».

Первым этапом создания пластинки является изготовление лакированного эталона (лакера). Круглый алюминиевый диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака. После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергаются селекции. Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия. Выявление минимальных неровностей приводит к «отбраковыванию» лакера. «Выживает» не многим более 50 %.

Алхимия черного золота меломанов2.jpg

Теоретически любой бракованный лакер, проскочивший контроль и не замеченный при «нарезке», отразится на эталонном прессе, и далее на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с его помощью. На практике подобные дефекты крайне редки, а любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества. Существует мнение, что если такая пластика все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно увеличить её коллекционную стоимость через N-цать лет.

Мастеринг — срезать частоты, оставив музыку

Перед нанесением (нарезкой) записи на лакер необходимо проведение специального мастеринга, при котором запись будет обработана таким образом, чтобы звучать на виниле максимально качественно. Именно на этом этапе формируется почти всё, что впоследствии мы будем слышать при воспроизведении пластинки.

Алхимия черного золота меломанов3.png

Как материал для звукозаписи, винил достаточно «притязателен», и мастеринг для грамзаписи представляет собой своеобразный компромисс. С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум из исходной записи (передав все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанная дорожка не вызывала проблем при воспроизведении.

Сложность винилового мастеринга связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают на дорожке большую ширину и глубину. Соответственно, чем выше динамический диапазон и чем шире частотный, тем большую площадь будет занимать дорожка с такой записью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на грампластинке получается при нарезании наиболее глубоких и широких дорожек, максимальным шагом между ними и использовании максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.

Алхимия черного золота меломанов4.jpg

Идеальным форматом для высокого качества грамзаписи многими инженерами считается один трек на одной стороне 12 дюймового диска, при скорости 45 оборотов в минуту (RPM). Скорость 78 RPM практически не используется в современной грамзаписи. Подавляющее количество современных пластинок записываются/воспроизводятся на скорости 33 оборота в минуту (RPM). При этом пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и, в связи с неэкономным использованием площади, содержат меньше записей. Соответственно, создание коллекции из таких дисков потребует больше вложений.

Алхимия черного золота меломанов5.jpg

Существенным аспектом мастеринга грамзаписей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов. Наиболее критичным в этом отношении является участок спектра от 5800 до 7900 Гц, а также единичные резонансные частоты.

Алхимия черного золота меломанов6.jpg

Кроме того, любая стереофонограмма, записанная на винил, имеет ряд ограничений по панорамированию. В «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Подобный сигнал невозможно воспроизвести в LP формате, по причине широкой траектории записи низкочастотных волн. В случае «несфазированности» каналов грамзаписи, при воспроизведении игла проигрывателя может попросту слететь с нужной траектории. Именно поэтому НЧ-сигнал на правильно обработанных грамзаписях воспроизводится в моно, а СЧ и ВЧ в стерео.

Не менее важным нюансом считается уровень RMS (измеритель действующих значений) исходной записи. При нарезке лакера уровень RMS записи не должен превышать — 12 дБ RMS. Более высокий показатель (особенно в области ВЧ) способен привести к перегреву головки токарного резака.

Сапфиром по лаку – прессом по ПВХ

После селекции лакеры отправляют в студию, и начинается второй этап – запись эталона. Нарезка осуществляется с помощью специального станка — токарного резца, в котором использована специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка. Контроль осуществляется с помощью микроскопа.

Алхимия черного золота меломанов7.jpg

При проведении записи головка резца требует постоянного охлаждения, которое проводится с использованием сжатого гелия. Лаковая стружка от вырезанной дорожки убирается своеобразным пылесосом.

Алхимия черного золота меломанов8.jpg

Лакер с записью отправляется на производство, где аэрозольным способом последовательно покрывается двухлористым оловом и серебром. Олово позволяет серебру «прилипнуть» к диску. После этого для увеличения прочности диск гальваническим способом покрывается никелем.

Алхимия черного золота меломанов9.jpg

После никелирования металлическая часть эталона отделяется от лакера. В дальнейшем металлический оттиск применяется для штамповки серийных пластинок.

Алхимия черного золота меломанов10.jpg

Штамповка готового серийного диска осуществляется при помощи пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.см. Горячий пресс, с установленными эталонными штампами, сплющивает куски поливинилхлорида (в профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них запись.

Алхимия черного золота меломанов11.jpg

После этого происходит охлаждение практически готовой пластинки. Далее происходит обрезание кромки, проводится процедура контроля качества, упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история далёкая от вопросов качества записи.

Первопресс – целесообразно или нет

В контексте вопросов о первом прессе более всего нас интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном во время тысячекратного применения. Как уже отмечалось, характер звучания зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лакера и точности записи на резаке. Но эталон не вечен и изнашивается в процессе массового производства. Поэтому поводу возникло достаточно логичное предположение о том, что звучание пластинки, которую выпустили раньше, будет лучше и точнее.

Сами производители грампластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет получить два абсолютно идентичных носителя. Соответственно, каждая пластика в каких-то крошечных деталях будет звучать по-разному. При этом те самые легендарные «первопрессы» в каких-то малозначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к исходному оригиналу.

Алхимия черного золота меломанов12.jpg

При переиздании, особенно современном, давно записанных альбомов на виниле, необходим повторный мастеринг. Единых стандартов для мастеринга нет. Новый процесс подготовки грамзаписи к изданию, как правило, проводится новым мастеринг-инженером, который, зачастую, не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером. У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, что и как должно звучать. Поэтому не редки случаи, когда первое и последующие издания существенно отличаются в звучании (правда, иногда сложно определить в худшую или лучшую сторону).

Алхимия черного золота меломанов13.jpg

Естественно, что «как бы TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с коллективом или исполнителем. Как правило – это именно первый релиз или сверхредкая промо серия. При этом даже убежденные винилопоклонники, съевшие больше «собак» на этой теме, считают первопресс лишь относительным преимуществом. Это отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru, Олег Бочаров:

«Покупать первопрессы в хорошем состоянии — удовольствие не из дешевых, но не так сложно найти второе-третье издание и получить столь же адекватную радость. При наличии выбора я бы советовал не экономить 200-300 рублей, и по возможности брать английский или американский релиз. Плюс оригинальный японский винил сейчас в Москве не так уж и дорог, а звучит вполне на уровне — к примеру, я совершенно спокойно нашел Pink Floyd «Meddle», самурайский тираж 1971 года с английских матриц (то есть близнец первопресса), звук — чудо, а стоит всего $40.»

Эти простые и понятные взгляды на «первопрессы» послужили основой для того, чтобы в «загнивающих» западных странах возникли сугубо маркетологические модели ценообразования на «редкие» и вроде как «хорошо звучащие» грампластинки. Цель вживления идей об «уникальности звучания» отдельных серий пластинок в коллективное сознание — это банальный развод меломанов на максимальное количество бабла за виниловый антиквариат (пылящийся на складах дяди Джона с 197-протёртого года). Таким образом, цена пластинок некоторых серий за полтора-два года может взлететь от $ 40 – 50 до $ 1000 и выше. Наиболее активным пропагандистом таких взглядов является Том Порт (торговец коллекционными первопрессами), который, между всем прочим, не может терпеть современных записей.

«Порт уверен, что все современные переиздания стоимостью 30 долларов ничего не стоят вообще. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасают эту чепуху. Ко всем бонусам и надписям вроде «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением.»
Цитата: Stereo.ru
Алхимия черного золота меломанов14.jpg

В ряде случаев взгляды Порта относительно обоснованы. Так, некоторые небольшие студии в Европе не учитывают многих особенностей мастеринга и издают откровенную халтуру. Но, вопреки его мнению — это явление не является абсолютной истиной, обязательным условием современного релиза и даже широко распространённой практикой. Более 70 % современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи. Могу также отметить, что некоторые современные издания почти неотличимы от старых. Не мало современных мастеринг-инженеров намеренно используют саунд концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того самого винтажного «true vinyl sound».

180 грамм или чего стоит масса

Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 г. и выше) звучат значительно качественнее, чем менее тяжелые. Обоснований для подобных утверждений зачастую не приводится.

Исторически сложилось, что высококачественные релизы, в момент появления тяжелых прессов, выпускались на более тяжелых «пластах» с массой 180 – 200 грамм. Там и мастеринг был более совершенным, и оригинальные мастер ленты применялись, и технология производства была совершеннее. Но это относится лишь к западным пластинкам конца 60-х – начала 70-х. Советские грамзаписи начала 60-х также были толстыми и увесистыми (в основном для увеличения прочности), но не обладали высоким качеством звучания. В традиции закрепился стереотип о том, что тяжелый винил – это хорошо, а тонкий — как получится.

Алхимия черного золота меломанов15.jpg

Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться совершенно любым. Не мало компаний выпускают толстые пластинки намеренно, дабы привлечь покупателя заветной надписью «180 g», напоминая о времени, когда сахар был слаще, а трава зеленее. При этом мастеринг может оставаться совершенно никаким, как и исходник и качество самого материала пластинки.

Между тем тяжелый винил имеет ряд вполне ощутимых преимуществ: более высокая прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также стабильность при проигрывании (что не слишком актуально для владельцев качественных проигрывателей с тяжелыми дисками и столами).

Алхимия черного золота меломанов16.jpg

Говоря проще, как мы уже выяснили, наиболее существенным фактором, определяющим качество звучания грамзаписи, является мастеринг, а увеличение массы и толщины скорее служит для повышения долговечности.

Итог

В сухом остатке получаем следующие выводы:

  • первоочередным для качества звука LP является мастеринг и качество мастер-ленты;
  • наиболее предпочтительным, для обеспечения более широкого динамического и частотного диапазона, является использование скорости 45 оборотов в минуту (RPM) с глубокими, широкими дорожками и большим шагом;
  • далеко не все современные релизы существенно уступают первопрессам по качеству, особенно при использовании оригинальных мастер-лент, адекватном мастеринге;
  • цены на первопрессы часто астрономически завышены, за счет существующего ажиотажа, а их реальная коллекционная стоимость может быть значительно ниже;
  • масса в 180 грамм для современной пластинки не является показателем качества звучания и скорее может сказать о долговечности.

Мастеринг делится не на цифровой и аналоговый, а на качественный и некачественный, так как общеизвестно, что возможности студийных цифровых систем ничем не уступают аналоговым.

Алхимия черного золота меломанов17.jpg

Искренне надеемся, что статья оказалась полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.

Напоминаем, что у нас можно приобрести:

Проигрыватели

Фонокорректоры

Пластинки

  • 0
  • 0
  • 1
Пользователь 1602165932, Критик 1-го уровня 21.07.23
Очень интересная и позновательная статья, благодарю автора.Более 50 лет слушаю винил, никогда не гонялся за первопрессами, все это маркетинговые ходы производителей, самые лучшие пластинки по звуку до введения цифры т.е. до 1983 года, далее все хуже и хуже, новые пластинки не плохие, но они практически мало чем отличаются от компакт дисков, разве, что ценой, поэтому не стоит переплачивать. в мире довольно много еще пластинок прошлых лет и в очень не плохом состоянии, кто ищет, тот нйдет!========
  • 0
  • 0
  • 2
Владимир, Критик 1-го уровня 10.10.22
Привет всем меломанам\виниломанам. Респект автору, было интересно почитать. В сегодняшней москве цены на винил задраны, увы, а с Discogs не выпишешь ничего. Справедливости ради добавлю что много и от аппаратуры и ее настройки зависит. Ну и, купил парочку Picture disk. Красиво, можно и на гвоздь в стенке повесить. Но слышно жуткий гул поначалу.========
  • 0
  • 0
  • 1
Петр Ожиганов, Критик 1-го уровня 09.03.22
Купил когда то коробку CD 5 альбомов Weather Report, а их не возможно слушать, верхняя середина режет уши, завинуловские клавишные как циркулярка плюс тарелки по мозгам. Теперь Weather только на виниле слушаю, Даже болгарская пластинка из детства 2й середины 70х радует, а на CD какой-то кошмар. Неужели это тоже мастеринг виноват или все таки формат?========
  • 9
  • 0
  • 0
Дмитрий, Критик 11-го уровня 23.02.22
Да, про нарезку интересно было почитать, правда все-равно ничего непонятно) А насчет мастеринга и звучания современных пластинок согласен - у меня есть оригинальные издание 50-х годов прошлого века, они звучат гораздо лучше и чище, чем новодел.========
  • 1
  • 0
  • 0
Алим, Критик 2-го уровня 17.08.21
Том Порт абсолютно прав. весь новодел что у меня есть сплошное расстройство. всё передавлено компрессором, никаких передних средних и задних планов, всё как под стеклом. берёшь оригинал с теми же песнями - как чистый кислород, всё дышит, живёт, все детали на месте. я ещё пока не слышал новую пластинку, которая могла бы сравниться по качеству с пластинками до 1995 года. говорят Мо-Фай и Мьюзик ОН Вайнил делают достойные релизы, но я пока не готов почку за них продавать.========
  • 4
  • 0
  • 3
Вячеслав, Критик 6-го уровня 23.07.21
"Мастеринг делится не на цифровой и аналоговый, а на качественный и некачественный" - а вот здесь бы по-подробнее, с аргументами и фактами.========
  • 4
  • 0
  • 0
Андрей, Критик 6-го уровня 09.05.21
Спасибо за понятный и достаточно детальный обзор изготовления виниловой пластинки было очень интересно прочитать эту статью.========
  • 10
  • 0
  • 0
Игорь, Критик 18-го уровня 30.03.21
Спасибо. Хорошая познавательная статья. Конечно многое было известно, но кое-какие подробности дополнили мои знания о нарезке винила.========
  • 4
  • 0
  • 22
ВолОв, Критик 8-го уровня 23.10.20
Действительно, качество звучания винила в 1ю очередь определяется мастерингом, который специально делается именно для винила. Причем исходная студийная мастер запись (в частности, на ленте) может быть весьма качественной, а мастеринг для винила оказаться неудачным. С другой стороны исправить корявый "исходник" при мастеринге для винила крайне сложно, но можно... Во 2ю очередь на звучании сказывается качество прессовки, самой массы и т.п. В 3ю очередь количество (<100) и условия прокручиваний пластинки, её хранения и т.д. Заигранные начинают не только шелестеть (щелчки от царапин не самое страшное) - звучание безвозвратно деградирует в целом.========
  • 0
  • 0
  • 4
Роберт, Критик 1-го уровня 16.07.17
Замечательная статья. Много лет слушал грампластинки и мало знал об их изготовлении. Спасибо.========
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!