0

Сравнение

VIP Club

Акустическая система KEF R900

Автор статьи: Карпунин Денис
21.10.2013 1773 0
В прошлом году исполнилось ровно полвека с тех пор, как 2 октября 1961 года Раймонд Кук основал компанию Kent Engineering & Foundry, более известную по аббревиатуре KEF. В связи с этим знаменательным событием известный журналист Кен Кесслер и бывший инженер компании доктор Эндрю Уотсон написали книгу по ее истории, а мы решили протестировать флагмана новой R-серии, первые упоминания о которой появились минувшей осенью.
Акустическая система KEF R900
Отслужив радистом в Королевском флоте, Раймонд Кук получил степень бакалавра по электротехнике в Лондонском университете, после чего устроился на работу в отдел разработок акустических систем корпорации BBC. Кроме этого, он 5 лет занимал должность технического директора компании Wharfedale. Основной идеей KEF стало использование инновационных материалов для производства динамиков. В дебютной 3-полосной АС K1 Slimline в качестве НЧ-излучателя был установлен динамик B1814 с прямоугольным диффузором габаритами 18х14 дюймов, изготовленным из полистирола с нанесенной на него с двух сторон алюминиевой фольгой. Аналогичной конструкцией обладал и овальный диффузор СЧ-динамика M64. Для купольного диффузора ВЧ-динамика T15 была использована металлизированная полиэфирная пленка. В 1973 году появилась на свет первая модель линейки Reference, под индексом 104, а спустя 6 лет Елизавета II посвятила Раймонда Кука в офицеры ордена Британской Империи. В 1984 году он являлся президентом AES, а через 4 года была выпущена серия акустических систем Cx5 — первая, в которой использовались коаксиальные динамики Uni-Q (их создание стало возможным, в том числе, благодаря разработке сплава на основе неодима, железа и бора). В 1993 году Кук получает от AES серебряную медаль за выдающийся вклад в измерения громкоговорителей, а спустя 2 года уходит из жизни в возрасте 70 лет. В 2007 году был представлен малотиражный (100 пар) и, пожалуй, самый амбициозный (в том числе и по стоимости) флагман компании — Muon, а также вторая версия «двухсотой» серии Reference. Два года спустя демонстрируется сугубо концептуальная модель Blade, которая в прошлом году, с некоторыми доработками, запускается в серию. Собственно говоря, тестируемые нами сегодня акустические системы с точки зрения позиционирования занимают место чуть ниже «референсной» серии, а по конструктиву многое позаимствовали от «Лезвий». Конструкция В серию входят три напольных модели, пара полочных, две АС центрального канала, дипольный тыловой излучатель и сабвуфер. Рассматриваемая нами 3-полосная напольная R900 оснащена коаксиальным динамиком Uni-Q с фирменным радиальным ВЧ-волноводом tangerine и парой НЧ-динамиков. Формально все они изготовлены из металла, но есть нюансы: так, например, дюймовый купол твитера — алюминиевый, диффузор СЧ-динамика диаметром 105 мм изготовлен из алюминиево-магниевого сплава и снабжен своего рода радиальными ребрами жесткости, а НЧ-диффузоры диаметром 170 мм, по сути дела, — гибридные, с алюминиевой внешней частью и целлюлозной внутренней. Вдобавок они могут похвастаться отсутствием пылезащитных колпачков. Интересно, что маскировка разного рода крепежных элементов — это некое общее место представленных акустических систем; на передней панели также отсутствуют элементы крепления корзин динамиков и защитной сетки (последняя держится на магнитах), а на задней панели можно обнаружить интегрированные внутренние перемычки на клеммах для подключения усилителя. Режим bi-wiring реализуется поворотом пары рукояток. НЧ-динамики нагружены на независимые объемы, акустическое оформление — фазоинвертор, четыре порта (по два на каждый динамик) выведены на заднюю панель. Корпус устанавливается на 4 металлические опоры, которые необходимо предварительно закрепить в днище болтами, а в опоры, в свою очередь, вкручиваются шипы. Варианты отделки корпуса — натуральный шпон ореха и палисандра либо черный лак. Изготовлены АС в Китае. Прослушивание Оглядываясь назад, не могу не отметить, что мне всегда были интересны акустические системы с неброским акронимом на логотипе. Еще во времена, предшествовавшие российскому черному понедельнику, когда, казалось, каждый только тем и занимался, что заначивал кровно заработанные и неровно конвертированные на усилители и акустические системы стоимостью в 100, 200 или 300 вечнозеленых дензнаков Федеральной резервной системы, компания KEF заняла незыблемые высоты на пространстве в 1/6 части суши (или, как минимум, в крупных мегаполисах). Загружаем в проигрыватель диск «Blue Light ’Til Dawn». Широчайший диапазон Кассандры Вилсон воспроизводится легко и вкрадчиво, как и задумано. Ни на вокале, ни на партии акустической гитары, изобилующей и открытыми басовыми струнами, и флажолетами, незаметно никаких следов «сшивок». Очень своеобразно прописанная скрипка, скрипящая (мои извинения за тавтологию), словно для смычка умышленно пожалели канифоли, обладает таким количеством призвуков и послезвучий и в то же время — таким эхом, что, кажется, она одна и создает атмосферу помещения прослушивания. Тогда как всё остальное намеренно приглушено. НЧ-составляющей в новых акустических системах ровно столько, сколько нужно, — по крайней мере, на мой слух. Прекрасно передается звучание нижних нот контрабаса: в «Come On In My Kitchen» от самого Роберта Джонсона скользящие по струнам пальцы Кенни Дэвиса извлекают почти утробное рычание инструмента, и оно передается исключительно точно, без малейшего намека на гул или перегруз. «Одна хорошая девочка» в исполнении Дуга Маклеода. Бочка отмеряет доли, губная гармоника вторит гитаре в духе Вилли Брауна. Блюз Дельты в чистом виде. Жирный, сочный звук. С великолепной фразировкой. С прекрасно записанными вокалом, партиями гитары и перкуссии. Отображение акустики помещения — одна из сильных сторон R900. Звук не просто вышел из «колонок»: в нем явственно прослеживается и эшелонированность, и четкость прорисовки образов по ширине сцены. Атака бочки — не агрессивная, но собранная. Не размазанная, но, вместе с тем, не выхолощенная и не сухая. Звучание дóбро-гитары1 с сингловым датчиком — визитная карточка мастера: неброское, с абсолютно узнаваемым, чуть «квакающим» тембром. Невольно появляется мысль: а если и был прогресс в электрогитарах со времен 60-х годов, то был ли в нем особый смысл? Сюита No3 (ре-мажор) Иоганна Себастьяна Баха в исполнении оркестра под управлением Леонарда Фридмана — чистое и светлое торжество лучших человеческих надежд и чаяний, солнечное настроение, бесстрашное устремление в будущее. Вот бы нам еще не знать, что их будущее — это наше прошлое. Легкие, словно невесомые ноты клавесина, стройный хор скрипок. Партитура, пропитанная солнцем, как пол собора Святой Варвары сквозь витражи в погожий сентябрьский денек. Звуки струнных собираются в струи и проливаются, ниспадая дождем на слушателя. Бах не был бы гением, если бы спустя почти 300 лет мы не восхищались его шедеврами, в которых, как в отражении, каждый видит только то, что ему предначертано. Порою мне кажется, что самый распоследний любитель панк-рока, услышав однажды эту сюиту, не сможет устоять перед искушением послушать ее вновь. Это не вопрос пристрастия, жанров и направлений — это вопрос метаболизма. Химического обмена веществ, хронической нехватки эндорфинов под серым покрывалом сиюминутного бытия. Описывать звучание — задача столь же трудная, сколь и неблагодарная. Но, если можно так выразиться, звучание камераты подобно воздуху, заполняющему всё свободное пространство. И слева, и справа, и вглубь. И заполнение это отнюдь не искусственное. Ни единым призвуком не выдается «вторичность». Возникает полная иллюзия присутствия компании2 и того, что она не проповедует, но исповедует. Звучание некоторых, скажем так, экстремальных жанров мне понравилось меньше. Но может быть, это сопротивление материала? Не всегда можно служить двум господам, и иногда преданность важней гибкости позвоночника. «Бессонница» от самого «дисциплинированного» коллектива в мире. Запись живого концерта King Crimson в Аргентине. Мощный, наэлектризованный звук. Главный по «напряжению» — один из лучших бас-гитаристов Трей Ганн. Не знаю, высекает он его из стика Чепмена или из гитары Уорра, — но за напряжение в сети можно ручаться (не случайно на картинках его сольных и совместных работ мелькают высоковольтные столбы и мачты — в виде ли фотографий, как на постере «Trey Gunn & Beth Fleenor», или абстракций, как на обложке альбома «The Joy of Molybdenum»). За «коронный разряд» отвечают гитары Роберта Фриппа и Эдриана Белью. Можно быть ярым поклонником прогрессив-рока, а можно относиться к творческому наследию Фриппа со сдержанностью, не исключающей изрядной доли уважения как к его музыке, так и к новаторству в области гитарной техники. Но то, что он обладает талантом создавать из хаоса звуков бриллианты созвучий, оспаривать, по меньшей мере, недальновидно. Учитывая состав коллектива, инструменты, на которых играют участники проектов Роберта Фриппа, а также частотный и динамический диапазон их записей, неудивительно, что масса поклонников как самого жанра, так и лейбла Discipline (и не только) используют записи при тестировании выбираемой аппаратуры. Мне кажется вполне оправданным такой подход. Он позволяет оценить и тембральный баланс, и способность системы правильно выстраивать сцену, и передачу последней, и множество других, более тонких аспектов. R900 вполне уверенно справляются с большинством предъявляемых к ним требований. Лично мне больше всего понравилась их способность передать атмосферу живого исполнения, драйва, энергетики, электричества, срывающихся скончиков пальцев и заставляющих нас растворяться в потоке космической музыки. Для чего же еще нужна музыка, как не для того, чтобы разбудить эмоции, непрестанно пытающиеся вздремнуть под убаюкивающие напевы повседневной реальности? KEF R900 — не стопроцентно универсальная система. Имея богатую историю и глубокие корни, она может позволить себе быть именно такой. Безусловно, прибавив в процессе эволюции и в качестве, и в классе, она стала одной из самых интересных и востребованных акустических систем. Подойдет ли она вам? Или подойдете ли вы ей? Пока не послушаете — не узнаете. Вывод Что же в итоге? Во-первых — великолепная передача сцены: спасибо прародителям идеи Uni-Q и ее воплотителям на нынешнем этапе. Во-вторых — великолепная четкость и динамика, спасибо им же. В-третьих — абсолютно корректная передача тембров: спасибо разработчикам новой серии. В-четвертых и в-пятых — можно продолжать, но лучше выкроить полчаса и услышать единожды, чем прочитать трижды.
журнал "ProHighEnd" 3/12 www.prohighend.ru
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!