0

Сравнение

VIP Club

Комплекты акустики $510-780

Автор статьи: Абрамов Денис
25.10.2004 8385 0
Исследуя в октябрьском тесте акустические наборы, цена которых колеблется около отметки $1000, мы констатировали факт богатого разнообразия. Оно проявилось в различии технических решений главной задачи - обеспечить добротное звучание и в функциональной оснащенности компонентов. Особенно впечатляла их дизайнерская многоликость. Совершенно справедливо: внешний фактор сейчас чрезвычайно важен! Покупателя уже трудно привлечь стандартным набором черных коробочек, ссылаясь исключительно на их благородный звуковой имидж. Однако при известном взгляде на вещи разнообразие это можно рассматривать в качестве признака, так сказать, избыточности денежного фактора. Закономерно желание предпринять исследование в более низком ценовом регионе. Изучив реалии рыночного предложения, мы выбрали коридор $500-750, ожидая обнаружить здесь достойную альтернативу.
Исходя из общих соображений, можно заключить, что приобретение акустического 5.1-комплекта за эти деньги вполне отвечает идее дополнить его AV-электроникой адекватного класса. Здесь мы со спокойной душой советуем читателю обратить внимание на тест AV-ресиверов ($250-300), который публикуется в нынешнем номере. Если приплюсовать еще DVD-плейер (например, за $150), получится, что полная система 5.1-кинотеатра обойдется в $1000. Сумма немалая, но ведь и уровень качества радикально превосходит тот, что сулят «театры из одной коробки».
Нижняя граница ценового интервала была установлена ввиду необходимости соблюдения элементарных Hi-Fi-норм по таким параметрам, как тональный баланс, уровень нелинейных искажений и ширина частотного диапазона. Практика показывает: у маститых производителей, которые действительно хотят удовлетворить упомянутым нормам, пока не получается уложиться в сумму менее $500 за театральный 5.1-комплект (акустика с активным сабвуфером).
В данной ценовой области отслеживается тенденция расслоения продукта на две категории. У представителей одной из них проявляется стремление добиться максимально возможного качества звука за меньшие деньги, что неизбежно отражается на особенностях внешнего вида. Вряд ли это устроит борцов за идеалы дизайнерского интерьера. Зато остальные вполне могут рассчитывать на использование 5.1-системы не только в кино, но и для музыкальных приложений. Вторую категорию образуют комплекты, рассчитанные на поклонников стиля, прежде всего - современного. Что касается звука, то создатели акустических дизайн-концептов, вероятно, ставят перед собой задачу уже и конкретней: как минимум гарантировать качество театрального звука. Потребителю остается прежде всего понять, какая из этих категорий отвечает его представлениям о домашнем кинотеатре.
Среди готовых 5.1-комплектов за $600, особенно дизайнерского уклона, все чаще появляются однородные. Они состоят из сабвуфера и 5 одинаковых сателлитов. При прочих равных этот вариант обладает существенным преимуществом - тональным единообразием, что благотворно отражается на качестве пространственных звуковых эффектов. Важным атрибутом театрального комплекта является набор средств для оперативной инсталляции. Проблема размещения акустики - отнюдь не последняя. Купил - привез - распаковал - а вешать некуда и «цеплять» не за что. Знакомая картина? Порой при отсутствии таких средств под рукой корректная установка неоправданно затягивается... Влиянием положения АС на качество звука никогда нельзя пренебрегать. Колонка, стоящая в резонирующей мебельной нише, ни при каких условиях не переиграет ту, что стоит на специальной стоечке или на заданной дистанции закреплена на кронштейне.

Методика тестирования
Процесс тестирования театральных комплектов, как и АС любого типа, включал две независимые процедуры: комплекс объективных измерений и экспертное прослушивание. Измерялись основные характеристики всех сателлитов и сабвуфера: амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), зависимость коэффициента нелинейных искажений (КНИ) от частоты, зависимости от частоты модуля и фазы входного импеданса, частотно-переходная характеристика. В технических комментариях к рецензиям приведены первые два.
АЧХ - зависимость чувствительности колонки от частоты. Напомним, чувствительность принято измерять в терминах дБ/2,83 В/1 м, что означает величину уровня звукового давления, которую данная АС создает при подаче на ее вход синусоидального электрического сигнала с эффективным значением напряжения 2,83 вольта на расстоянии 1 метр от лицевой панели колонки. В нашей лаборатории АЧХ измеряется импульсным методом, моделирующим условия свободного поля (полное отсутствие отражений). На графиках АЧХ сателлитов по вертикальной шкале отложены нормированные уровни чувствительности. Нулевой уровень соответствует чувствительности 94 дБ/2,83 В/1 м. Таким образом, уровень -10 дБ соответствует чувствительности 84 дБ/2,83 В/1 м, и т.д. Вертикальная шкала на графиках АЧХ сабвуферов отградуирована в уровнях (отнормированных по величине входного электрического воздействия), которые смысла абсолютных значений не имеют (только относительных). По горизонтальной шкале в логарифмическом масштабе отложена частота. В итоговой таблице приводятся следующие параметры АЧХ: средняя чувствительность, средняя неравномерность, нижняя граничная частота. Средняя чувствительность (для сателлитов) - результат усреднения всех значений чувстительности по дискретному набору частот, лежащих (в данном случае) в интервале 200 Гц-20 кГц. Оценка этого параметра - составляющая часть оценки конструкции системы. Разумеется, чем выше чувствительность, тем выше оценка.
Средняя неравномерность (среднеквадратичное отклонение) характеризует меру отклонения данной АЧХ от идеальной прямой (проведенной по уровню средней чувствительности параллельно оси частот). Заметим, что величина этого параметра зависит не только от размера мелких (в частотном смысле) флуктуации, но и от глобальных тенденций повышения или понижения чувствительности с изменением частоты (дисбалансов). Оценка средней неравномерности учитывается при оценке качества звучания. Нижняя граничная частота сателлитов измеряется по уровню -10 по отношению к уровню средней чувствительности. Для сабвуферов границы вычисляются по уровню -10 дБ относительно максимума АЧХ. В контексте данного теста нижняя граничная частота для сателлитов имеет значение лишь как параметр (отчасти), характеризующий возможность согласования их с сабвуфером. КНИ - коэффициент нелинейных (гармонических) искажений, измеряемый в процентах. Его величина отложена по вертикальной оси графика. По горизонтальной оси - также частота в логарифмическом масштабе.
В данном тесте в техническом комментарии к каждой модели приведено два совмещенных графика. На одном изображена АЧХ сателлитной (фронтальной) АС, измеренная при трех углах отклонения от акустической оси (0o, 45o и 90o, красная, синяя и зеленая кривые). Ниже на том же графике сиреневым цветом изображена зависимость КНИ сателлитной АС при уровне звукового давления 88 дБ. На втором графике показана АЧХ сабвуфера - красным, синим и зеленым цветом построена характеристика при соответственно максимальном, среднем и минимальном положениях регулятора верхней частоты среза ФНЧ. В отдельных оговоренных случаях на графиках, относящихся к сабвуферам, показаны различные кривые, иллюстрирующие какие-либо особенности или режимы работы саба. Измерение нижней граничной частоты в составе комплекса имеет смысл лишь для сабвуфера, однако данные о НЧ-потенциале сателлитов были получены и использовались при расчетах и субъективной экспертизе. В рецензиях принята следующая градация помещений по площади: маленькая комната - 9-15 кв. м, средняя - 15-20 кв. м, большая - 20-35 кв. м.
Ниже приведены характерные примеры АЧХ и зависимостей коэффициента нелинейных искажений для сателлитных АС и активных сабвуферов с краткими комментариями. Из параметров АЧХ наиболее важным показателем является ее частотная стабильность, численно выражаемая малыми неравномерностью и дисбалансами. Для КНИ существует прямая зависимость - чем меньше искажения, тем шире динамический диапазон (лучше динамика АС). Значение КНИ сателлитной АС в общем случае увеличивается на низких частотах, где эффективность излучения АС падает - это «нормально». Однако в рабочей полосе частот (середина - высокие частоты) КНИ хорошей АС обязан быть как можно меньше, и на графике не должно быть локальных повышений (пиков) нелинейности.

Мало высоких частот
плюс острая направленность
Узкий участок
стабильной чувствительности
Мало высоких частот

Корректная работа фильтра;
«плоская» АЧХ
Узкий рабочий диапазон
(АЧХ – «горбом»)

Высокая стабильность,
малая неравномерность АЧХ
Очень низкий КНИ
во всем рабочем диапазоне


AAD E-7


Е-30 - широкополосная АС закрытого типа. Габариты - 107x107x153 мм, масса - 1,2 кг. 85-мм широкополосный динамик с диффузором из полимера с алюминиевым покрытием. Частотный диапазон - 130 Гц-20 кГц. Рекомендуемый диапазон мощностей усилители - 10-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование. Фильтр высоких частот. Настенный монтаж.
Е-6 - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 290x290x296 мм, масса - 10 кг. 165-мм динамик с плоской мембраной из пенополимера. Номинальная мощность усилителя - 70 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 40-160 Гц. Плавная регулировка фазы - 0o-180o. ФВЧ с частотой среза 80 Гц. Автовкл./выкл. Опоры.
Ориентировочная цена: $695
Достоинства: уверенный верхний бас, хорошо передает пространственные эффекты, компактность
Недостатки: сложно согласовать сабвуфер и сателлиты, в комплекте отсутствуют кронштейны для настенного монтажа
S&V-эффект: * * *

Е-7 - самый компактный (и недорогой) вариант театрального набора из компонентов фирменной серии Е. Полезный объем закрытого кубика Е-30 - 1,5 л. Весь частотный диапазон обслуживает единственный динамик, чей маленький, но хорошо подготовленный для столь суровой работы диффузор выполнен двухслойным - из полимера и алюминия. На входе - конденсатор для отсечки баса. Допускается настенный монтаж. Невелик (165 мм) НЧ-драйвер увесистого сабвуфера Е-6 (младшего в Е-серии); его плоская пенополимерная мембрана закреплена на жестком подвесе. Имеется почти полный набор терминалов (нет только кроссоверногс входа - Bypass). Все выходные сигналы обработаны фильтром высоких частот. Сабвуфер устанавливается на опоры.
Оптимального согласования комплекта удается достичь при почти полностью распахнутой полосе сабвуфера. Не затрагивая особо глубоких компонент, последний надежно отрабатывает всплески «ударного» баса. Сужение частотного диапазона ведет к появление как бы динамического провала в верхней области НЧ-регистра (выстрелы глуше). Идентичность пятерки сателлитов, разумеется, на пользу многоканальному звуку - образ пространства ощущается вполне однородным. Но порой хочется лучшего разрешения на высоких частотах. Если сделать погромче, в звучании Е-30 появляются агрессивные нотки (будто АС освобождается от опеки хранящего невозмутимость сабвуфера). Е-7 - компактный театральный комплект для небольших помещений. До форматов 6.1 и 7.1 систему можно нарастить, докупая Е-30 поштучно.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Чувствительность для столь компактных однополосных сателлитов очень неплохая - 88,4 дБ. АЧХ в большей части диапазона стабильна (весьма недурно для одного динамика), но актуальны все же увеличение чувствительности с ростом частоты и локальный подъем на 160 Гц (окрашивание). Сравнительно высокая направленность позволяет нивелировать последствия ВЧ-дисбаланса за счет изменения ориентации колонок. КНИ на средних частотах (после 200 Гц) замечательно мал, но повышен на отрезке 4-8 кГц и у нижней границы диапазона. При максимальной частоте среза АЧХ сабвуфера весьма стабильна на широком участке 50-100 Гц; нижняя граница скромная - 38 Гц; уровень нелинейности относительно высок.

Boston MS 8000S


Micro80x II - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 175x108x146 мм, масса - 2 кг. Динамики: НЧ/СЧ-головка с 90-мм полимерным диффузором, твитер с 19-мм полимерным куполом. Частотный диапазон - 120 Гц-20 кГц. Частота раздела - 4,5 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 15-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Фильтр высоких частот. Кронштейн для настенного монтажа.
Micro80c II - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 110x200x129 мм, масса - 2 кг. Динамики: НЧ/СЧ-головка с 90-мм полимерным диффузором, твитер с 19-мм полимерным куполом. Частотный диапазон - 120 Гц-20 кГц. Частота раздела - 4 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 15-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Фильтр высоких частот.
PV350 - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 330x287x393 мм, масса - 8,1 кг. Динамик с 203-мм полимерным диффузором. Номинальная мощность усилителя - 50 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 75-125 Гц. Обход ФНЧ. Управление фазой - 07180o. Автовкл./выкл. Опоры.
Ориентировочная цена: $625
Достоинства: универсальные сателлиты с хорошими музыкальными данными, хорошая укомплектованность, компактность
Недостатки: сравнительно маломощный сабвуфер
S&V-эффект: * * * *

MS 8000S состоит из двухполосников серии MicroSpeakers и одного из меньших сабвуферов линии PowerVent. Новый центр отличается от сателлитов лишь формой. Корпуса колонок из пластика; стенки сабвуфера из ДСП. У всех Micro80 входной конденсатор освобождает сигнал от низкочастотных компонент. Поле рассеяния неэкранированных сателлитов незначительное. В комплекте - бухты акустического кабеля и металлические кронштейны для настенного монтажа фронта и тылов. Центр по умолчанию устанавливается на TV. Коммутационные ресурсы сабвуфера: монофонический линейный и высокоамплитудные стереовходы. Крайне правое положение регулятора ширины полосы - режим Bypass. Динамик с увеличенным ходом диффузора (Deep Channel Design), защищенный ребристой пластиковой решеткой, и порт фазоинвертора излучают в пол.
Сателлиты дают на удивление зрелый, тонально уравновешенный, детальный звук; такого не ждешь от театральной акустики исследуемой категории. Причем речь идет о качестве, вполне достойном музыкальных программ. Однако при использовании в музыкальном контексте сабвуфера придется повозиться с его настройкой; по нашему мнению, лучшие результаты достигаются при значении верхней границы, значительно меньшем указанного в паспорте (120 Гц), иначе в верхней части НЧ-регистра появляется окрашивание. Похоже, динамический потенциал сателлитов богаче потенциала PV350, но если не ставить перед MS 8000S некорректной задачи озвучивания крупных пространств, комплект, можно доверить практически любой звуковой материал.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера


АЧХ сателлитов отличается высокой стабильностью: средняя неравномерность в рабочей полосе частот - ±1,9 дБ (наименьшее в тесте значение); обращают на себя внимание лишь локальные флуктуации частотки в нижнем верхе (риск небольшого окрашивания) и нарастание чувствительности с повышением частоты в верхней части диапазона. Хорошая пространственная однородность звукового поля в угловом секторе ±45o. Уровень нелинейных искажений - один из самых низких в тесте. При максимальной полосе энергия сабвуфера концентрируется в области верхнего баса, при минимальной - основная ее часть сосредоточивается в среднем секторе НЧ-регистра. Невысокий при умеренной громкости КНИ заметно растет с ее повышением.

Canton Movie 22-Х II


Plus X - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 200x130x130 мм, масса - 1,7 кг. Динамики: 110-мм НЧ/СЧ-головка с целлюлозно-графитовым диффузором, твитер с 25-мм куполом из алюминиево-магниевого сплава. Частотный диапазон - 45 Гц-30 кГц. Частота раздела - 2,5 кГц. Номинальная мощность - 40 Вт. Номинальное сопротивление - 4-8 Ом. Настенный монтаж.
С-600 - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 130x300x155 мм, масса - 3,5 кг. Динамики: две 110-мм НЧ/СЧ-головки с целлюлозно-графитовыми диффузорами, твитер с 25-мм куполом из алюминиево-магниевого сплава. Частотный диапазон - 45 Гц-30 кГц. Частота раздела - 2,5 кГц. Номинальная мощность - 100 Вт. Номинальное сопротивление - 4-8 Ом. Магнитное экранирование. Настенный монтаж.
AS-22 SC - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 395x255x380 мм, масса - 11,1 кг. 220-мм динамик с целлюлозно-графитовой конической мембраной. Номинальная мощность усилителя - 70 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 30-180 Гц. Управление фазой - 07180o. ФВЧ с частотой среза 90 Гц. Магнитное экранирование. Шипы.
Ориентировочная цена: $780
Достоинства: отличный центр, чистый и детальный звук сателлитов, глубокий корректный бас сабвуфера
Недостатки: высокая цена, отсутствие штатных кронштейнов для настенного монтажа
S&V-эффект: * * * *

Модельный ряд Canton претерпел реорганизацию, в связи с чем в театральном наборе из сателлитов Plus и сабвуфера AS-22SC появился отдельный центр - С-600. Вся акустика выполнена очень добротно. Динамики изготовлены по самым передовым технологиям: купольная мембрана твитера из алюминиево-магниевого сплава, диффузоры НЧ/СЧ-головок и басовика из целлюлозы, покрытой демпфирующим слоем графитового порошка. Вполне адекватно динамическому оснащению пластиковое оформление Plus, С-600 и MDF-корпус AS-22 SC. Головки защищены съемными металлическими решетками. AS-22 - один из самых оснащенных сабвуферов теста: все типы терминалов, целых два фильтра высоких частот с разными темпами спада АЧХ. Для настенного монтажа сателлитов потребуется приобрести кронштейны. Центр можно сразу повесить на стену с помощью пары прилагающихся шурупов (в комплекте даже дюбели имеются).
Высокой оценки заслуживают спектральная полнота и целостность создаваемых комплектом звуковых образов при вполне музыкальном тональном балансе. AS-22, пожалуй, лучший сабвуфер теста: на широком низкочастотном пространстве он производит чистый корректный бас. Небольшие попутные шумы фазоинвертора в театре ничего не портят. Уверенно справляется с самыми непростыми задачами центр; и хотя сателлиты Plus заметно уступают ему в динамике и перегрузочной прочности, ресурса комплекта достаточно для озвучивания относительно больших помещений (20-25 кв. м) без ущерба качеству. Movie 22-Х - вполне универсальный комплект.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Plus X обладает высокой чувствительностью - 92 дБ. АЧХ с ростом частоты плавно (в среднем) нарастает, совершая незначительные флуктуации около этой тенденции; весьма высока пространственная однородность поля. Чувствительность центра почти на 2 дБ выше (рекорд теста), чем у сателлитов; его АЧХ рекордно стабильна в большей части средневерхнего регистра. Отметим исключительную малость КНИ С-600, который практически не меняется в интервале уровней тестовых сигналов 82-88 дБ (один из лучших результатов теста). Верхняя граница частотного диапазона сабвуфера заходит в область средних частот, а нижняя достигает отметки 33 Гц. Среди участвующих в тесте сабов AS-22 SC характеризуется наименьшими нелинейными искажениями.

Davis Acoustics Forsage 510


Proton Sat - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 160x110x115 мм, масса - 0,68 кг (включая подставки). Динамики: 40-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором из целлюлозы, твитер с 12-мм полимерной купольно-конической мембраной. Частотный диапазон - 30 Гц-20 кГц. Частота раздела - 15 кГц. Номинальная мощность- 15 Вт. Номинальное сопротивление - 4 Ом. Магнитное экранирование. Фильтр высоких частот. Настенный монтаж.
Proton Sub - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 415x415x410 мм, масса - 11,4 кг. 200-мм динамик с диффузором из целлюлозы. Номинальная мощность усилителя - 150 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 80-150 Гц. Управление фазой - 0o/180o. Опоры.
Ориентировочная цена: $600
Достоинства: отличная динамика сателлитов, мощный сабвуфер
Недостатки: не очень надежный контакт пружинных клемм
S&V-эффект: * * * *

Сателлиты из комплекта Forsage 510, определенно, создавались с учетом требований идеологии Lifestyle. Диаметр рабочей поверхности диффузора НЧ/СЧ-динамика - всего 35 мм, зато поддерживающий его деятельность фазоинвертор имеет целых два порта. На входе фильтра стоит конденсатор, чье фильтрующее действие начинает сказываться уже с 300 Гц. В очень вольготных условиях работает твитер - его заботам доверен лишь совсем небольшой участок спектра-15-20 кГц. Подставочка, которая крепится к сателлиту на резьбе, имеет шаровой шарнир - можно корректировать направление излучения. Очень серьезно смотрится сабвуфер: крупный массивный корпус, надежная НЧ-головка. Из терминалов - входные и выходные высокоамплитудные клеммы и линейный моновход.
Если пренебречь закономерным отсутствием баса, то звук сателлитов воспринимается как результат работы на удивление «взрослой» акустики с хорошей даже по меркам Hi-Fi динамикой. Тональный баланс ненавязчиво освежен детальными высокими частотами; чисто в середине. Приблизительно при среднем положении регулятора ФНЧ сабвуфер достигается органичное единство четкой середины и уверенного баса, на стыке не образуется характерного динамического разрежения. Разумеется, повышение громкости безнаказанным не остается (прежде всего для качества средненизкого регистра), но запаса мощности вполне достаточно, чтобы от души насладиться самыми экзотическими НЧ-эффектам; F510 - универсальный с хорошим басом аудиокомплект для комнаты среднего размера и мощного ресивера.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

График АЧХ обладает хорошей стабильностью, хотя прибыль чувствительности с ростом частоты все же довольно существенная. Сравнительно невысока направленность сателлитов. Весьма мал в большей части диапазона уровень нелинейных искажений; если бы не пик на 200 Гц, то мы определенно имели бы дело с рекордсменом, но даже при нем среднее значение КНИ - одно из самых невысоких в тесте. «Полочка» стабильной чувствительности сабвуфера (при максимальной частоте среза) занимает участок - 50-100 Гц; при регулировках его АЧХ меняется очень незначительно. Нижняя граница - 35 Гц. При умеренной громкости (82 дБ) коэффициент гармоник Proton Sub - один из самых низких в тесте (всего 7%).

ELAC Cinema 1


Cinema 1 Sat - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 117x90x103 мм, масса - 0,85 кг. Динамики: 80-мм НЧ/СЧ-головка с двухслойным диффузором (целлюлоза и алюминий), твитер с 19-мм двухслойной купольной мембраной (целлюлоза и алюминий). Частотный диапазон - 100 Гц-21 кГц. Частота раздела - 3,8 кГц. Номинальная мощность - 40 Вт, пиковая - 60 Вт. Номинальное сопротивление - 6 Ом. Магнитное экранирование. Фильтр высоких частот (частота среза - 50 Гц). Кронштейн для настенного монтажа.
Sub 101 ESP - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 370x275x380 мм, масса - 12,2 кг. 200-мм драйвер с диффузором из целлюлозы. Пиковая мощность усилителя - 80 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 40-180 Гц. Фильтры высоких частот с частотами среза - 50 Гц (низкоамплитудный сигнал), 90 Гц (высокоамплитудный сигнал). Управление фазой - 0o/180o. Опоры.
Ориентировочная цена: $600
Достоинства: глубокий бас, высокое качество пространственных эффектов, хорошая укомплектованность
Недостатки: сравнительно невысокая динамика низких частот
S&V-эффект: * * * *

Кронштейн сателлита
ELAC Cinema 1 Sat
И в стартовом акустическом комплекте германская ELAC демонстрирует свой высокий технологический потенциал. Ферроохлаждаемые ВЧ-головки сателлитов построены на неодимовых магнитах. Как твитер, так и НЧ/СЧ-драйвер излучают двухслойными мембранами - целлюлоза с алюминиевым покрытием. На входе кроссовера - отсекающий лишний бас фильтр высоких частот. Корпуса выполнены из пластика и хорошо задемпфированы. В комплекте удобные поворотные кронштейны для настенного монтажа. Отлично оснащенный Sub 101 ESP - уже двукратный участник наших тестов. ESP - фирменная схема защиты НЧ-усилителя. Динамик установлен в днище и излучает в пол, фазоинвертор - на фасаде. На линейных выходах фильтром высоких частот сигнал освобождается от басов ниже 50 Гц, на высокоамплитудных - ниже 90 Гц. Прецизионно размечены шкалы регулятора частоты среза ФНЧ и уровня усиления - солидно. Заметная индивидуальность звукового имиджа сателлитов - высокая контрастность ВЧ-деталей, обеспечиваемая легким подчеркиванием соответствующего регистра, но без акцентирующих передержек. В многоканальном варианте этот нюанс идет исключительно на пользу выразительности трехмерного звукового образа. Свежо, детально и при хорошей динамике. Для музыки, возможно, немного жестковато - дело вкуса Глубокий масштабный бас Sub 101 очень неплох для раскрытия «крутых» театральных эффектов. Музыкальные же НЧ-события порой все же требуют более высокого разрешения. Комплект Cinema 1 - хороший вариант театральной акустики для небольшого помещения.


Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Флуктуации частотной характеристики незначительные, но на протяжении всего рабочего диапазона наблюдается плавное повышение чувствительности с увеличением частоты, результирующий прирост в верхней октаве составляет 8 дБ. В большей части диапазона коэффициент нелинейных искажений невелик, но заметно подрастает при подходе к нижней границе; среднее значение КНИ при 82 дБ составляет 0,5% - очень неплохо. Весьма обширны полномочия сабвуфера: будучи в состоянии эффективно излучать в области верхнего баса, он уверенно заходит и в область нижнего; граничная частота опускается до значения 28 Гц - это самый глубокий бас теста. При большой громкости (94 дБ) повышен уровень гармонических искажений.

Infinity Alpha HCS II


Alpha HCS Sat II - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 228x146x175 мм, масса - 2,4 кг. Динамики: 110-мм НЧ/СЧ-головка с CMMD-диффузором, твитер с 10-мм поликарбонатной купольно-конической мембраной. Частотный диапазон - 80 Гц-20 кГц. Частота раздела - 3,5 кГц. Рекомендуемый диапазон мощностей усилителя - 10-60 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Навесной монтаж (кронштейны - опция за $15).
Alpha HCS II Center - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 125x290x172 мм, масса - 3 кг. Динамики: две 80-мм НЧ/СЧ-головки с CMMD-диффузорами, твитер с 10-мм поликарбонатной купольно-конической мембраной. Частотный диапазон - 80 Гц-22 кГц. Частота раздела - 4 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 10-60 Вт. Номинальное сопротивление - 6 Ом. Магнитное экранирование.
Alpha Junior Sub II - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 420x260x335 мм, масса - 11 кг. 210-мм динамик с композитным диффузором (CDPC). Номинальная мощность усилителя - 110 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 50-150 Гц. Управление фазой - 0o/180o. Опоры.
Ориентировочная цена: $670
Достоинства: отличная динамика, высокая детальность
Недостатки: монтажные кронштейны приобретаются отдельно
S&V-эффект: * * * *

Насыщенная служебная панель
нового Alpha Junior Sub
Сателлиты из модифицированного комплекта Alpha Home Cinema System II практически те же, что и в прежней, знакомой нашим постоянным читателям системе, зато появился новый «спеццентр», построенный по симметричной схеме d'Appolito. Корпуса колонок аккуратно склеены из плит MDF. НЧ/СЧ-мембраны изготовлены по фирменной технологии CMMD - Ceramic Metal Matrix Diaphragm. На тыльной панели сателлита имеется отверстие с резьбой для настенного кронштейна; штатных в комплекте нет. Сабвуфер сохранил прежнюю электронную начинку, но излучение теперь доверено новому НЧ-драйверу с целлюлозным диффузором синего цвета - Custom Designed Pulp Cone. Junior II оснащен парой линейных входов и высокоамплитудными входами и выходами. Защитно-декоративные решетки съемные. Среди достоинств комплекта Alpha особо стоит выделить широту динамического диапазона практически на всем протяжении частотного диапазона. В музыкальном стерео сателлиты не отличить от хороших полочников Hi-Fi-класса. Именно динамика плюс тональная аккуратность открывают комплекту дорогу в мир музыкальных приложений. Полноценно, «по-взрослому» насыщает мощным глубоким басом театральный звук Junior Sub, равных которому в подборке совсем немного. Напрашивающееся сравнение с прежним Junior - определенно в пользу новичка: запас мощности тот же, но объективно стала лучше динамика. Для «тонкой» музыки сабвуфер все же немного «тяжеловат». На основе Alpha HCS II можно построить добротную универсальную AV-систему даже в просторном помещении.


Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Осевая АЧХ Sat II отличается хорошей равномерностью вплоть до 7 кГц, выше чувствительность немного повышается; восхищает исключительная стабильность частотки, измеренной под углом 45o. Параметры АЧХ (осевой) центра очень близки. Неординарно низким у Sat II оказался уровень нелинейных искажений почти всюду, включая нижнюю часть диапазона; немного повышенное среднее значение КНИ при 88 дБ определяется вкладом (при усреднении) большого пика нелинейности на 20 кГц, реальным значением которого смело можно пренебречь. Практически симметричная АЧХ сабвуфера дает значение нижней границы 32 Гц (второй результат). Нелинейные искажения Sub II - одни из самых низких в тесте (второй результат).

Infinity Primus HCS


Primus HCS Sat - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 245x150x173 мм, масса - 3,2 кг. Динамики: 100-мм НЧ/СЧ-головки с MMD-диффузором, твитер с 19-мм MMD-куполом. Частотный диапазон - 100 Гц-20 кГц. Частота раздела - 3 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 10-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование. Настенный монтаж.
Primus HCS Center - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 150x363x173 мм, масса - 4,5 кг. Динамики: две 100-мм НЧ/СЧ-головки с MMD-диффузорами, твитер с 19-мм MMD-куполом. Частотный диапазон - 100 Гц-20 кГц. Частота раздела - 3 кГц. Диапазон мощностей усилителя - 10-100 Вт. Номинальное сопротивление - 8 Ом. Магнитное экранирование. Настенный монтаж.
Primus Sub - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 455x270x397 мм, масса - 15 кг. 210-мм динамик с композитным (CMMD) диффузором. Номинальная мощность усилителя - 100 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 50-150 Гц. Управление фазой - 0o/180o. Опоры.
Ориентировочная цена: $550
Достоинства: отличная динамика, высокая детальность
Недостатки: иногда хочется пожелать большей глубины басу, нет кронштейнов в комплекте
S&V-эффект: * * * * *

Primus HCS развивает традицию продолжения акустических Hi-Fi-линий в театральную область. Второй из участвующих в тесте комплектов Infinity выгладит не менее достойно, чем первый. Сателлиты и центр покрупнее, а сабвуфер поменьше. Технология MMD (Metal Matrix Diaphragm), применяемая для изготовления всех излучающих мембран сателлитов и центра Primus, - несколько упрощенный вариант более дорогой CMMD. В отличие от Alpha, здесь применены чисто купольные ВЧ-головки. Но точно также организуется настенный монтаж. Похоже, CMMD-динамик сабвуфера Alpha просто перешел к Primus Sub по наследству. Служебные панели сабов Alpha и Primus одинаковые - регулировки ФНЧ уровня; инвертор фазы; линейные входы и набор высокоамплитудных терминалов; отдельный LFE-вход. Да, НЧ-усилитель Primus Sub на 10 Вт скромнее.
Участвующие в тесте комплекты от Infinity объединяет высокая динамика соблюдение тонального баланса на Hi-Fi-уровне и самодостаточность сателлитов, причем центр и сателлиты о: лично согласованы меж собой. Сочетание перечисленных факторов приводит к ощущению, что работает компонентный, причем недешевый театр. Primus HCS Sat звучат немного помягче, будто бы чуть покомфортнее, хотя заметно это, главным образом, на музыкальна записях. Сабвуфер Primus по ряду показателей уступает Alpha Junior, но в театральном контексте это практически незаметно. В самом деле, большинство LFE-эффектов не требует сверхглубоких низов, а с насыщением комнаты плотным и мощным «мясом» среднего баса Primus Sub справляется без проблем.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Частотные характеристики как сателлитов, так и центра образцово стабильны: значения средней неравномерности обеих АЧХ рекордно малы - ±1,9 дБ и ±1,7 дБ соответственно. И сателлиты, и центр обеспечивают рекордно низкий уровень нелинейных искажений. При минимальном значении верхней частоты среза ФНЧ сабвуфера его излучение сосредоточено в области среднего баса, при максимальном - «собирается» в верхней части НЧ-регистра. Нижняя граница составляет 38 Гц, что на 6 Гц выше граничного значения Jinior Sub из родственного комплекта. Средний КНИ почти такой же, как у более дорогого родственника, однако характер зависимости коэффициента гармоник от частоты у последнего более «правильное».

JAMO A 410 PDD


A 410s - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 221x110x85 мм, масса - 1 кг. Динамики: 95-мм НЧ/СЧ-головка с диффузором из пропитанной целлюлозы, твитер с 25-мм купольно конической полимерной мембраной. Частотный диапазон - 120 Гц-20 кГц. Частота раздела - 3 кГц. Номинальная мощность - 50 Вт. Номинальное сопротивление - 6 Ом. Магнитное экранирование. Фильтр высокой частоты. Подставка-кронштейн.
A 4Sub - активный сабвуфер с акустическим оформлением закрытого типа и пассивным радиатором. Габариты - 325x600x154 мм, масса - 11 кг. 203-мм НЧ-динамик с диффузором из целлюлозы и 203-мм пассивный радиатор
с плоской целлюлозной мембраной. Номинальная мощность усилителя - 100 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 40-200 Гц. Плавная регулировка фазы - 0o-180o. Опоры. Автовкл./выкл. Настенный монтаж.
Ориентировочная цена: $600
Достоинства: хорошая динамика сателлитов, аккуратный верхний бас
Недостатки: подчеркивание высоких частот, порой хочется побольше низкочастотной глубин
S&V-эффект: * * * *

Слева – басовик и радиатор;
сбоку – терминалы (JAMO A 4Sub)
JAMO A 410 PDD - комплект из фирменной линии Aesthetic, дизайнерская концепция которой уделяет повышенное внимание изяществу внешнего вида акустики. Объем корпуса сателлита лишь совсем немного превышает объем, занимаемый двумя его динамиками. Все 5 колоночек магнитоэкранированы; на всех - фильтры высоких частот (входной конденсатор). Входящие в комплект складные подставки можно использовать в качестве настенных кронштейнов. Весьма непрост оригинальный сабвуфер A 4Sub. Он вооружен НЧ-динамиком и помогающим ему пассивным радиатором. На фасаде за откидной алюминиевой крышкой - ручки регуляторов уровня, ширины полосы и фазы. Устанавливать сабвуфер можно либо вертикально (см. фото), либо горизонтально на четыре опоры. АЧХ для разных положений будут отличаться. В комплекте - бухта кабеля с Г-образным RCA-разъемом, который удобно использовать для коммутации через линейные терминалы, спрятанные под съемной боковинкой. Заметное подчеркивание сателлитами высокочастотных компонент в сочетании с хорошей их детализацией и богатой динамикой способствует формированию эффектного трехмерного театрального звука. Отлично артикулирована актерская речь, бережно доносятся тонкие нюансы. Уверенно работают A 410s с высокими уровнями сигнала. На комфортной громкости деликатно, четко очерчивая контуры верхнего баса, играет сабвуфер. При максимальном усилении низкочастотное содержание становится немного рыхлым. Но для кинотеатра в небольшой комнате запас мощности сабвуфера вполне достаточен.


Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Результирующий прирост чувствительности сателлитов с повышением частоты от средних к верхней октаве составляет 10 дБ. Измеренное значение нижней границы - 147 Гц. В рабочем диапазоне частот коэффициент нелинейных искажений стабильно мал. При максимальном значении верхней частоты среза рабочий диапазон сабвуфера охватывает участки среднего и верхнего баса плюс почти всю нижнюю середину. Самая верхняя кривая на графике АЧХ иллюстрирует поведение A 4Sub при его вертикальной установке вплотную к жесткой стене (существенно повышается эффективность излучения). Высокое среднее значение КНИ (5% при 94 дБ) определяется его резким скачком на 40 Гц, в большей же части диапазона фактор нелинейности образцово мал.

Ultimate Titanium


TS-60 - двухполосная АС фазоинверторного типа. Габариты - 370x225x260 мм, масса - 5 кг. Динамики: 165-мм НЧ/СЧ-головка с полипропиленовым диффузором, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частотный диапазон - 45 Гц-20 кГц. Номинальная мощность - 100 Вт.
TS-400C - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 170x400x170 мм, масса - 4,5 кг. Динамики: две 140-мм НЧ/СЧ-головки с полипропиленовым диффузором, твитер с 25-мм шелковым куполом. Частотный диапазон - 80 Гц-20 кГц. Номинальная мощность - 120 Вт. Магнитное экранирование. Опоры.
TS-40 - двухполосная АС закрытого типа. Габариты - 235x155x175 мм, масса - 2,5 кг. Динамики: 140-мм НЧ/СЧ-головка, твитер с 12-мм куполом (полипропилен). Частотный диапазон - 70 Гц-20 кГц. Номинальная мощность - 60 Вт. Настенный монтаж. У всех АС номинальное сопротивление - 4-8 Ом, частота раздела - 3 кГц.
TSW-1200 - активный сабвуфер фазоинверторного типа. Габариты - 445x390x430 мм, масса - 9 кг. 300-мм динамик с полипропиленовым диффузором. Номинальная мощность усилителя - 150 Вт. Диапазон регулировки верхней частоты среза ФНЧ - 40-130 Гц. Опоры.
Ориентировочная цена: $510
Достоинства: эффектный средний бас, широкополосные фронтальные АС
Недостатки: немного разобщенная фронтальная панорама, центру недостает активности в высокочастотной области, сравнительно невысокая чувствительность сателлитов
S&V-эффект: * * *

Самый крупный в тесте комплект Ultimate Titanium являет собой пример, так сказать, «линейного» набора, составленного из малогабаритной акустики классической серии. Чувствуется добротное качество НЧ/СЧ-драйверов. На фронтальных АС и центре установлены очень солидные высокочастотники с шелковыми мембранами и крупными магнитами. Корпуса сателлитов выполнены из плит MDF. Для TS-40 предусмотрена возможность настенного монтажа. Сравнительно легкий сабвуфер оснащен излучающим в пол роскошным (300 мм) басовиком с полипропиленовым диффузором и парой фазоинверторных портов. Для коммутации - высокоамплитудные входы, линейные входы и выходы. Фаза излучения не регулируется.
Слитность звучания комплекта достигается примерно при среднем положении регулятора ширины полосы сабвуфера. Однако даже при небольшом уровне усиления TSW-1200 в звуке чувствуется перевес в низкочастотную область. Но в качестве негатива этот факт можно рассматривать лишь в связи с музыкальными приложениями, в кино много баса не бывает. Эффектно работает сабвуфер, легко отрабатывая большинство низкочастотных «задумок» звукорежиссера. Для согласования комплекта уровень сигнала центрального канала целесообразно приподнять, иначе панорама получается слабо сфокусированной и немного блеклой в центре. С учетом сравнительно невысокой чувствительности и необходимости поканальных регулировок лучше не экономить на мощности ресивера - 100 Вт на канал будет в самый раз. Комплект Titanium способен озвучить даже крупные пространства.
Рис. 1. АЧХ/КНИ сателлита Рис. 2. АЧХ сабвуфера

Как фронтальные АС, так и центр обладают сравнительно невысокой чувствительностью - 85 дБ и 84 дБ соответственно. АЧХ фронта и центра свидетельствуют о существенном повышении чувствительности в верхнем басе и в области нижней середины, отсюда - фантастические значения нижних границ (25 Гц у центра), отсчитываемых по уровню -10 дБ от среднего значения (не от максимума на басах). У центра дисбаланс в пользу НЧ/СЧ-аспекта выражен сильнее. Нелинейные искажения сателлитов умеренные. Весьма эффективно действует регулятор ширины полосы сабвуфера, меняющий не только верхнюю частоту среза ФНЧ, но и амплитуду излучения на центральной частоте (точка максимума АЧХ). Уровень КНИ мал на участке 40-100 Гц.

Звук Конструкция Ориентировочная цена, $ S&V-эффект
AAD Е-7 *** *** 695 ***
Boston MS 8000S ***** **** 625 ****
Canton Movie 22-Х II **** ***** 780 ****
Davis Acoustics Forsage 510 ***** **** 600 ****
ELAC Cinema 1 **** **** 600 ****
Infinity Alpha HCS II ***** ***** 670 ****
Infinity Primus HCS ***** ***** 550 *****
JAMO A 410 PDD **** **** 600 ****
Ultimate Titanium *** *** 510 ***

S&V-совет

Основной вывод - резкого снижения качества комплектов за $600 по сравнению с исследованными два месяца назад системами за $600 не происходит. За одним исключением, обуславливающим ощутимую неоднородность сегодняшнего теста: нынешние сабвуферы, обладая хорошим (почти идентичным) функциональным оснащением, уступают более дорогим моделям по качеству баса. Его глубина у всех примерно одинакова - эффективно отрабатывается область верхнего (80-160 Гц) и в лучшем случае среднего (40-80 Гц) баса. С такими сабвуферами можно рассчитывать на адекватное качество LFE-эффектов в небольшом помещении. Впрочем, в подборке есть и приятные исключения...
В силу численного перевеса 5.1-комплектов, состоящих из пяти одинаковых сателлитов и сабвуфера, оценка интегральной работы сводится к изучению отдельных составляющих (сат./саб.). Конечно, это не означает, что потребитель тоже будет воспринимать компоненты раздельно. Напротив, важен именно интегральный результат. А результат этот, по нашему мнению, сильно зависит от двух объективных моментов: уровня нелинейных искажений сателлитов и сабвуфера (раз) и степени тональной схожести всей пассивной акустики (два). Это главное. Малость КНИ автоматически обуславливает премиальную динамику, а тональная близость - адекватную реализацию пространственных эффектов. Глубина баса идет в третью очередь. Впрочем, кому как... Отрадно, что в тесте подобралось несколько очень сильных систем, в которых благодаря рациональному перераспределению вложенных средств удалось добиться впечатляющих результатов не только на театральном поприще, но и в сугубо музыкальной области (трифоник или стерео). «Суперные» музыкальные релизы - DVD-Audio и SACD-Multichannel - продолжают оставаться экзотикой. Зато появление театральных форматов Dolby Digital EX 6.1, DTS ES 6.1 и даже ТНХ Surround EX 7.1 обязывает производителей выпускать АС поштучно. В этой связи возможность быстрого наращивания системы до шести-семи каналов только приветствуется (и в тесте такие примеры есть).

Звучание

Анализировать качество звучания акустики, предназначенной в основном для домашнего кино, надо с известными оговорками. Во-первых, часто звукорежиссура саундтреков (типичные записи DVD-Video) ограничена стандартным набором приемов; во-вторых, используется естественная компрессия Dol

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!