Домашние кинотеатры $650-2000
В принципе, передавать перемещения источников из фронта в тыл способна и стереосистема, но для этого слушатель должен находиться на совершенно одинаковом расстоянии между АС, а это нереально. Значит, необходима дополнительная обработка сигнала, что вполне возможно. Еще на заре становления стерео было хорошо известно: если подмешать в один канал инвертированный сигнал другого канала, стереобаза субъективно расширится, создавая впечатление, что колонки раздвигаются. И это только начало. Современные аудиопроцессоры обладают на этот счет колоссальными возможностями. Они могут вводить задержки, добавлять реверберационные эффекты, формировать сложные фазовые соотношения между сигналами. Однако опыт применения различных режимов виртуального звучания показал: для полной иллюзии звукового окружения только процессорной обработки недостаточно. Тогда вкупе с программной обработкой разработчики начали использовать аппаратные средства. Чтобы разобраться в них, предлагаем краткий ликбез на тему, как можно регулировать диаграмму направленности системы громкоговорителей. Представим идеальный источник звука, который излучает одинаково во всех направлениях (на языке акустиков - «имеет круговую диаграмму направленности»). Установим рядом с ним второй такой же излучатель и рассмотрим точку сбоку от оси симметрии системы. Сигналы от излучателей будут проходить до этой точки разные расстояния, поэтому можно найти такую точку, где разность этих расстояний будет равна половине излучаемой длины волны. Сигналы придут в эту точку в противофазе и взаимно уничтожатся. Значит, из двух ненаправленных источников мы получим направленную систему. Если взять большее количество излучателей, эффект будет более выраженным. Меняя фазовые соотношения между сигналами, подаваемыми на каждый источник (динамик), можно менять направление эффекта. И по такому пути пошла Yamaha, создавая свои звуковые проекторы. Там установлено по нескольку десятков громкоговорителей, для каждого рассчитываются свои параметры обработки, и в непрерывном режиме осуществляется обработка: из цифрового потока восстанавливается многоканальная информация, сигнал каждого из каналов проходит предварительную обработку (включая спектральную) и они смешиваются для передачи через два канала воспроизведения. Затем формируются необходимые фазовые соотношения между массивом динамиков в соответствии с требуемыми параметрами излучения. Можно только поражаться гигантскому объему проделываемых вычислений, но нас интересует их результат. Bose 3-2-1 GS Series II $2000
► Недостатки: неотключаемый транскодер NTSC-PAL
Фронтальная акустика - колонки Gemstone. Несмотря на миниатюрность, они способны озвучить помещение весьма приличных размеров, т.к. имеют высокую чувствительность (за счет использования магнитов из сплава «железо-бор-неодим»). В каждой АС находятся два драйвера под небольшим углом друг к другу. Каждый драйвер «раскачивается» отдельным усилителем и работает на свой порт фазоинвертора (выведен на заднюю стенку). Чтобы исключить возможность неправильной коммутации, все соединения выполняются прилагающимся кабелем с нестандартными разъемами. Сабвуфер выполнен по схеме Acoustimass.
Пульт - достаточно эргономичный (радует четкое разделение на рабочие зоны и ясные обозначения кнопок), программируемый, позволяет управлять еще тремя AV-устройствами, в том числе телевизором. Те, кто не хочет читать инструкцию, могут прослушать информацию с диска (входит в комплект), правда, если способны переводить с иностранного на слух (русской записи не оказалось).
Модель отлично подходит для тех, кого тяготит общение с техникой. Здесь - простейшая инсталляция, минимум настроек, за исключением громкости и тембров НЧ/ВЧ (кстати, при первом включении тембры устанавливаются почти на верхних пределах - советуем вернуть их в «нулевое» положение).
KEF KIT100 $1950
► Недостатки: требовательность к инсталляции Конструкция. Сателлиты напоминают хвостовое оперение самолета, и это не случайно. Помимо основных (направлены на слушателя) коаксиальных динамиков они оснащены плоскими NXT-панелями, формирующими звуковое поле за счет колебаний плоской неоднородной мембраны. NXT-мембраны расположены в «хвосте» АС и излучают вбок, на стены, а отражения от стен имитируют тыловой сигнал. Каркасом сателлита является литая алюминиевая рама. В закрытой полости расположен фирменный коаксиальный магнитоэкранированный СЧ/ВЧ-излучатель Uni-Q, не раз получавший высокую оценку экспертов. Штатные подставки легко отсоединяются, их можно заменить стильными алюминиевыми стойками со скрытой проводкой (продаются отдельно). Сабвуфер, по габаритам напоминающий компьютерный системный блок, выполнен в закрытом оформлении.
Специфика формирования звука в тыловой зоне предъявляет особые требования к расположению сателлитов. Необходимо, чтобы они находились на одинаковом удалении от боковых стен (не далее 1-2 м), оси основных динамиков были направлены строго на слушателя.
Предельно простой в управлении приватный кинотеатр KEF KIT100 подкупает компактной реализацией. Он прекрасно впишется в комнату небольших размеров, более того, сам может стать центральным элементом современной обстановки.
TEAC MC-DV250 $650
► Недостатки: не предусмотрено подключение дополнительных видеоисточников
Пространственное звучание формирует алгоритм Dolby Virtual Speaker, работающий в двух режимах - Reference и Wide. Первый предназначен для передачи четко локализованных эффектов, второй больше подходит для прослушивания концертов или просмотра спортивных состязаний. Есть и режим Dolby Headphone для «киносеанса в наушниках».
Пульт ДУ предназначен только для общения с этой моделью, управление другими аппаратами в него не заложено. Включение любого из режимов Dolby Virtual Speaker придает звуковой сцене глубину. По сравнению со стерео ощущение объемности заметно усиливается, но эффекты не всегда локализуются уверенно. Обработка делает звучание более энергичным (в значительной степени за счет повышения громкости) и басовитым, добавляет реверберации, но звуки порой кажутся преувеличенными. Иными словами, алгоритм Virtual Speaker по результатам работы напоминает системы SRS или TrueSurround. На озвучивание больших помещений система не рассчитана (оптимальный вариант для кабинета или спальни), зато искажений не возникает даже на предельной громкости - при условии, что регулировки тембра НЧ и отдачи сабвуфера не стоят на максимумах.
Sony DAV-X1 $1000
► Недостатки: хаотичное расположение гнезд на задней панели Конструкция. Главное отличие этой системы от других участников теста - цифровые усилители S-Master, имеющие высокий КПД. Это позволило расположить все каналы усиления в центральном блоке, который и подключается к сети. Результирующие аудиосигналы выводятся на одно нестандартное гнездо, к которому подключается трехкомпонентный кабель. Хотя громкоговорителей, включая саб, в комплекте три, усилителей здесь шесть, поскольку в каждой фронтальной колонке находится по паре драйверов, каждый из которых озвучивается своим S-Master'ом. Драйверы чуть развернуты относительно друг друга и помещены в отдельные акустические камеры (внутри АС разделена перегородкой) имеющие на общей задней стенке порты фазоинверторов. Особенностью драйверов является неодимовый магнит и диффузор nano-fine из гибридного материала. В сабвуфере тоже два излучателя, каждый работает от отдельного усилителя мощности.
Управление комплектом трудностей не вызывает благодаря эргономичному (редко используемые кнопки спрятаны за сдвижной крышкой) пульту, который, кстати, управляет еще и телевизором. Сабвуфер абсолютно не бубнит (отличное демпфирование), но бас выдает не очень глубокий. Ситуация улучшается, если низам добавить усиления. В целом звучание спокойное, не акцентированное, без излишней яркости. При включении режима Focus Surround улучшается прорисовка образов. Разработчики утверждают, что для корректной работы система не требуют строго определенного размещения АС относительно стен, объемный звук создается независимо от размеров и формы комнаты, и мы убедились, что это действительно так.
Yamaha YSP800/DVD-D557/YST-SW030 $800/200/150
► Недостатки: отсутствует тюнер Конструкция. Система реализована по оригинальной схеме 1.1. Фронтальная колонка YSP800 - одна, причем это не просто АС, а так называемый звуковой проектор, сочетающий в себе процесссоры обработки сигнала и матрицу из усилителей и драйверов (два 10-см динамика расположены на краях лицевой панели, а между ними - 4-см громкоговорители в количестве 21 штуки; у каждого есть свой усилитель). Проектор формирует пять звуковых лучей. Один направлен прямо на слушателя и вкупе с двумя расходящимися в стороны и отраженными от боковых стен формирует фронтальную звуковую картину. Еще два луча направлены так, чтобы, отражаясь от боковых стен и задней стены, имитировать тыловой сигнал. Есть функция Target Beam, позволяющая получить один суммарный луч (со сжатым динамическим диапазоном) и направить его в любую точку помещения, чтобы любитель ночных киносеансов не мешал домочадцам спать. Ясно, что характеристики этих лучей нужно корректировать с учетом габаритов комнаты и места установки проектора. Так и происходит.
Проектор позволяет подключить к нему два AV-устройства помимо DVD-проигрывателя, но коммутирует только аудиосигнал.
По сравнению со стереозвуком сцена ощутимо расширилась, заполнив все пространство между стен, отчего сильно выигрывают масштабные сцены. Ощущение такое, что действие стало занимать все пространство перед зрителем. Приблизились боковые источники, на них отчетливо угадывается направление, причем сильно выходящее за базу акустической системы. Если действие на экране происходит в помещении, объем последнего может быть даже преувеличенным. Зона локализации некоторых эффектов (большей частью с преобладанием высоких частот) в многоканальном варианте вполне определенная, может вдруг распространиться на все помещение (например, хор жильцов из «Собачьего сердца» в варианте Movie кажется излишне многоголосым, поэтому для воспроизведения музыки лучше выбрать другой режим). Бас напористый, энергичный, но чуть подчеркнутый в районе 100-120 Гц, за счет чего кажется, будто уменьшилась его глубина. Кое-кому из наших экспертов звучание комплекта показалось несколько искусственным, но все сошлись в главном - система работает очень эффектно.
► Результаты Человек по своей природе консервативен и к новым разработкам обычно относится скептически. Однако применительно к участникам теста такое отношение может быть объективно обосновано. Если идею, положенную в основу звукового проектора Yamaha, понять несложно, то представить, как без отражения от стен двухканальная система сможет воспроизвести тыловые сигналы с эффектом, аналогичным многоканальному варианту, довольно трудно. Подтвердились ли опасения? ► Звучание Все двухканальные театры в большей или меньшей степени создавали иллюзию расширения воспроизводимой звуковой сцены, но у всех (включая и Yamaha) нередко была заметна деформация эффектов. Источники как бы увеличивались в размерах, хотя не все в равной степени, что, по-видимому, является следствием введения фазовых и временных предварительных искажений в сигналы. Очевидно, за счет дополнительных возможностей, которые дала нестандартная акустика, Bose и Sony показали чуть лучшие результаты. Эффективность комплекта TEAC несколько ниже, по создаваемому впечатлению система не превосходит двухканальные домашние кинотеатры, основанные на чисто программной обработке. Более впечатляющие результаты продемонстрировал комплект Yamaha: созданная путем расширения стереобазы сцена заполнила существенно большее пространство, причем заметно увеличился и диапазон направлений, по которым отслеживались перемещения звуковых. Звучание всех без исключения систем более сочное, чем исходное стерео, (видимо, подчеркиваются отдельные участки спектра входного сигнала).
► Конструкция За исключением Yamaha, состав всех моделей практически одинаков: пара колонок, сабвуфер и блок с DVD-плейером. Где размещены усилители, по большому счету не так уж важно. Подключить и установить такой комплект не сложнее, чем стереосистему. Классические двухполосные сателлиты - только у комплекта TEACMC-DV250 . Сателлиты Bose и Sony - однополосные, но имеют по два одинаковых драйвера, оси которых чуть развернуты в сторону друг от друга. Каждый драйвер запитывается от своего усилителя. В сателлитах KEF тоже по два автономно запитываемых излучателя, однако они расположены друг за другом, причем дальний от слушателя драйвер - плоская NXT-панель. Самую оригинальную конструкцию имеет звуковой проектор Yamaha: пространственное звучание формируется всего одной колонкой, зато в ней 23 динамика. Преимущество такого решения - в простоте установки (но не настройки!). Сабвуферы - по ощущению (да и по измерениям тоже) - наиболее низкочастотные у комплектов Bose, Yamaha и Sony. Первый и второй - активные, мало того, в их корпусах размещаются усилители всех каналов. У Sony сабвуфер пассивный (все усилители комплекта - цифровые, работают в умеренном тепловом режиме, поэтому легко разместились в центральном блоке). Он имеет двойной привод (два динамика, каждый «раскачивается» своим усилителем). Такая схема позволяет создать мощный бас при помощи саба небольших размеров. Полноценные AV-входы - только у Bose, KEF и Sony. Комплекты TEAC и Yamaha не коммутируют видеосигнал. ► Функции Курс на упрощение установки вылился и в естественное сокращение возможностей - у большинства моделей осталось лишь самое необходимое. Исключение составляет комплект Sony, и такие особенности, как чтение SACD и русскоязычное меню, можно только приветствовать. Не столь очевидна польза от возможности превратить видеокадр или JPEG-картинку в фон для меню, но многим нравятся подобные безделицы. Примечательно, что полный отключаемый транскодер NTSC-PAL наличествует только у DVD-проигрывателя Yamaha. Транскодер остальных аппаратов не допускает «сквозного прохода»: на выходе всегда или PAL, или NTSC. Зато все транскодеры - полные, дают возможность записывать NTSC-картинку на PAL-видеомагнитофон.
► Управление Большой набор функций у Sony не осложнил общение с ней. Дабы не перегружать и без того насыщенный пульт, разработчики наделили его возможностью дополнительно управлять лишь телевизором. Пульт TEAC командует только DVD-ресивером, даже сабвуфер приходится настраивать с задней панели. Зато пульт Bose управляет тремя дополнительными устройствами, а пульт проектора Yamaha - пятью. Принцип plug&play максимально реализован в комплекте Bose, что закономерно: желающих «просто включить и слушать» больше, чем любителей копаться в настройках, выискивая некие тонкости. Наиболее сложная настройка у Yamaha, но у нее есть отлично работающая система автоматической инсталляции. ► Выбор Хотя конкуренция между «имитационными» (1.1; 2.1 и т.п.) системами домашнего кинотеатра «полноканальными» (5.1 или 6.1) комплектами в последнее время обостряется, вожделенный принцип «колонки убери - звук оставь» пока остается недостижимым. Однако двухканальные системы Bose, Sony и ТЕАС, безусловно найдут себе применение во многих случаях - в первую очередь, для озвучивания сравнительно небольших помещений (спальни или кабинета). KEF хочется отнести к ним же, но не позволяют размеры сателлитных громкоговорителей. Эта система лучше впишется в интерьер гостиной до 25 м2. Однако магистральный пульт развития домашнего кинотеатра с минимумом АС прокладывают, как нам кажется, звуковые проекторы Yamaha. Реально соперничать с многоканальным комплектом способны только они, да и то (подчеркнем еще раз), при условии, что инсталляция проведена тщательно, а все требования к окружающей обстановке и размещению выполнены. В нашей тестовой лаборатории она показала себя замечательно. Однако это - идеальные условия. Как-то она покажет себя в наших маленьких, переполненных мебелью комнатах? Хотя разработчики думали об этом (предусмотрен специальный трехлучевой режим с несколькими разновидностями), очень возможно, что реализовать потенциал проектора не удастся. Словом, если вы ни при каких обстоятельствах не хотите устанавливать в гостиной больше двух-трех громкоговорителей, при покупке имитационного домашнего кинотеатра вам стоит подумать о перестановке мебели (по большей части, из квартиры на дачу). Устроит ли вас и ваших домочадцев такой вариант?
Использование данных материалов допускается только с разрешения автора |