0

Сравнение

VIP Club

The Fourth Kind

Автор статьи: Антонов Андрей
23.10.2014 1018 0

Акустические системы ProAc Response D30/R

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» А применительно к аудиофильским реалиям — на Стюарта Тайлера, основателя и бессменного разработчика акустических систем под маркой ProAc. Мы уже трижды тестировали, вне всякого сомнения, замечательную продукцию этой небольшой английской компании, в том числе обе старшие модели — Carbon Pro Eight и Kevlar K6, но пока ни словом не обмолвились про, безусловно, самую популярную (в том числе и по количеству подражаний) и даже — не побоюсь этого слова — легендарную акустическую систему Response 2.5, настоящую визитную карточку этого производителя, соперничать с которыми могут разве что «вечно юные» Tablette.

Модель 2.5 не выпускается уже лет десять, но, как говорится, дело ее живет — и нам, как поклонникам марки со стажем, интересно узнать, какова же ситуация на текущий момент. Думаю, что и читателям это будет любопытно. Начнем.

Флагманская серия Response появилась в ассортименте производителя спустя 10 лет после основания, в 1989 году, а началась она с выпуска пары полочных АС под немудрящими индексами 1 и 2. 20 лет назад стартовало производство старшей модели Response 4 —феноменальных по своим качествам полнодиапазонных напольных колонок. Ценник, правда, тоже внушал уважение: с учетом инфляции, текущий североамериканский retail составил бы почти 30 тысяч долларов. В 1995 году Стюарт, прекрасно понимая, что и «полочники», и подобные «четверкам» «шкафы» — это все же не совсем mainstream, решает создать более общеупотребительный напольный вариант «двоек»: и в начале следующего года мир узнал о существовании Response 2.5. Успех был феноменальным и практически молниеносным, что вдвойне (или в два с половиной раза?) удивительно, потому как конструкция их была, прямо скажем, незамысловатой (по крайней мере, на вид), что, вкупе с выдающимся качеством звучания, продолжает до сих пор вдохновлять на разного рода «подвиги» отважных самодельщиков. Судите сами: стандартный прямоугольный корпус с портом фазоинвертора на задней панели, пара динамиков Scan-Speak (вуфер 18W/8535-00 и твитер D2010/851300), типовой разделительный фильтр... Но оказалось, что «поверить алгеброй гармонию» дано далеко не каждому. Впоследствии я встречал массу людей, которые утверждали, что сделали лучше, либо дешевле и не хуже, но не видел ни одного, кто посмел бы утверждать, что сумел повторить. Вероятно, где-то в этом месте и проходит зыбкая грань между ремеслом и искусством.

Из других примечательных событий тех лет можно отметить, во-первых, выпуск в 1998 го­ду модели Response Five, в форм-факторе которой (а отнюдь не по образу и подобию «четверок») впоследствии будут решены уже упоминавшиеся выше Carbon и Kevlar, а во-вторых — созданную на стыке тысячелетий экспериментальную и далеко не однозначно принятую серию Future, которая впервые (но далеко не в последний раз) за историю компании была оснащена ленточными ВЧ-излучателями.

Акустические системы ProAc Response D30/R

Технические характеристики (по данным производителя)
Импеданс 8 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя 10-200 Вт
Частотный диапазон 20 Гц – 30 кГц
Чувствительность 89 дБ
Габариты 1041 х 257 х 311 мм
Масса 27 кг

2001 год принес серии Response букву D в индексах моделей (от слова Dynamic), и буквально пару лет спустя 2.5 «превратилась», соответственно, в D25. Массо-габаритные характеристики новинки остались практически неизменными, а вот оснащение обновилось изрядно. Прежде всего, НЧ-динамик с диффузором из целлюлозы, армированной углеволокном, был заменен на полипропиленовый с покрытием, производства английской компании Volt, а твитер, будучи по-прежнему датским, «увеличил» диаметр своего купола до дюйма. Кроме этого, порт фазоинвертора с задней панели переехал на днище, что, во-первых, сделало АС менее зависимыми от расположения относительно стен комнаты прослушивания, а во-вторых — как бы ненавязчиво намекало на обязательность использования шипов. В цифрах ТТХ эти конструктивные изменения отразились, в первую очередь, как возросшая на пару децибел (до 88 дБ) чувствительность и упавшая вдвое (до 10 Вт) минимальная рекомендованная мощность усилителя.

Примерно в это же время на смену Response 4 пришли Response D100, в которых порт фазоинвертора также был расположен в днище, но направлен не в пол, а в несъемную опорную плиту. Смысл подобной конструкции заключается в том, что разработчику заранее известно расстояние от выхода порта до первой отражающей поверхности, и он может использовать это значение в процессе расчета характеристики звукового давления фазоинвертора. В 2007 году настал черед и D28: на этот раз изменения относились практически только к корпусу, снабженному, по аналогии с флагманом, несъемной опорной плитой.

2009 год стал дебютным для новых флагманских «восьмерок», а выбор углеволокна в качества титульного материала, по слухам, объяснялся не только своими акустическими качествами, но и территориальной близостью к штаб-квартире «формульной» команды Mercedes AMG Petronas. Еще через пару лет настал черед и кевлара, а, кроме того, — позапрошлый год запомнился выпуском модели D40, первой нефлагманской, но при этом с углеволоконными диффузорами. Стало очевидно, что Стюарт планирует экспансию этой технологии и на другие модели в линейке. Что ж, от trickle down engineering еще никто не умирал — более того: уж лучше упрощать флагманские технологии, нежели искусственно усложнять какое-нибудь стандартное по сути решение.

Нынешним летом компания объявила о появлении новой модели, D30, которая формально не заявлена как прямое продолжение «двух с половиной», но мы-то с вами знаем... Модель доступна в двух вариантах — с традиционным дюймовым тканым куполом ВЧ-динамика и «новомодным» ленточным, площадью 6 см2, из гофрированной фольги, с магнитной системой на основе сплава AlNiCo. Диффузор НЧ-динамика, диаметром 130 мм, изготовлен из углеволокна, пропитанного полимерным составом, отполированного с внешней стороны и покрытого лаком с внутренней. Динамик нагружен на порт фазоинвертора, направленный в опорную плиту корпуса. Зазор между нижней панелью корпуса и опорной плитой теперь обеспечивается не фронтальной и тыловой панелями, а алюминиевыми проставками с антирезонансным покрытием (аналогичный материал используется в отделке корзин динамиков). Варианты отделки корпуса: натуральный шпон черного ясеня, махагони, вишни и клена, а за отдельную плату возможны палисандр и эбеновое дерево. Изготовлены АС в Англии.

По сути, единственное более-менее важное объективное отличие D30 от D28 — возросшая буквально на полдецибела чувствительность: других радикальных нововведений в ТТХ я не обнаружил. Что еще хотелось бы отметить перед прослушиванием? Изначально продукция компании комплектовалась опорными шипами, потом появились конусы, но на D30 вновь вернулись привычные шипы — может, и губительные для паркета, но весьма полезные для качества звучания. Две пары покрытых родием клемм для подключения усилителя, по традиции, поставляются компанией J.A.Michell Engineering. Как оказалось, они не предназначены для использования лопаток не в режиме bi-wiring. Причина — в опять же традиционных полуцилиндрических жестких перемычках, которые не зажимаются при коммутации лопатками. Так что либо пара бананов, либо две пары — и тогда все равно чего, можно и лопаток.

И вот еще что: традиционно эти АС со смещенными относительно вертикальной оси ВЧ-динамиками принято располагать твитерами внутрь. Причина банальна — желание разработчика избежать отражений от стен помещения прослушивания. Понятно, что можно посильнее довернуть АС на слушателя или вообще предположить, что разнос ВЧ-динамиков увеличит ширину звуковой сцены, но кто мы такие, чтобы спорить со Стюартом Тайлером?

Прослушивание

Пожалуй, такие спорщики могли бы найтись. А я не стану. Из истории фирмы: «В семье Стюарта очень любили музыку, все играли на каких-нибудь музыкальных инструментах, и дети регулярно посещали с мамой концерты классической музыки». В мой родной и ныне далёкий город однажды приезжала группа «Цветы», также известная как группа Стаса Намина. Еще приезжали различные деятели эстрадного жанра из дружественных стран соцлагеря. За что с ними так поступали, я теперь уже не узнаю, но память услужливо стерла этот сектор практически начисто. Иными словами, приобщаться к прекрасному я начал ab ovo, без прелюдий, а одной из первых акустических систем, по которым я постарался выстроить внутреннюю меру соответствия слышимого с действительным, была модель Response Five. Затем при различных обстоятельствах я познакомился с моделями Response 1.5, 2.5, 3.8 и флагманом — Response 4.

Эх! «Приделать бы к Наташкиной фигуре — да Катькин бы характер золотой...» Более всего меня на тот момент печалило отсутствие в модели 2.5, принятой мной за эталон, чудесной медной «пули», которая имелась в полуторной модели, но сама «полуторка», увы, ощутимо уступала более старшей «товарке». И оттого, когда выпал шанс отслушать и сравнить сразу две модели (да ещё столь близких по характеристикам), я в предвкушении начал потирать руки. Кто из нас не испытывал этого неискоренимого желания заглянуть в прошлое? Пересмотреть старый альбом?

Сколько раз за свою жизнь я уже пожалел о том, что пытался переслушать то, что давно «перерос», но в этот раз ощущал лишь нетерпение. Две пары акустических систем были установлены почти рядом, но не настолько, чтобы создать эффект удвоенной ширины фронтальной панели. Коммутация была выполнена с возможностью быстрой смены подключаемых АС. Прогрев. И, собственно, вот оно — таинство зарождения звука.

ProAc Response D30 являет собой, кажется, воплощение самой консервативной схемы на свете, и найти внешние отличия от легендарной предшественницы — как говорится, не кусок от печенья.

Первая мысль: а похож ли этот звук на тот, что я слышал когда-то раньше? Несомненно. В нём с ходу узнаётся фирменный почерк, но больше удивляет другое: на фоне акустических систем других производителей звучание D30 вызывает ассоциации со сдернутым одеялом, с той разницей, что виртуальное одеяло не меняет громкость и тональный баланс — оно равносильно исчезновению самих АС, словно заставляя фонограмму материализоваться прямо из воздуха. Второе впечатление — это однородность сцены, даже на референсных записях. Возможно, она не столь детальна, чтобы услышать, у кого именно из хористов поскрипывают башмаки, или на слух определить лады ритм-гитариста, но она передаёт взаиморасположение музыкантов, обозначает глубину пространства и обеспечивает приличную широту сцены. При этом сцена воспринимается именно как неразрывно звучащее пространство, а не набор отдельных звуковых образов. Пытаясь охарактеризовать звучание D30, я бы выстроил следующий ряд: естественность, натуральность, интонационная точность. По всем параметрам продукт прославленной фирмы не утратил своих если не доминирующих, то, как минимум, передовых позиций.

Подключая к контрольному тракту пару D30R, я опасался, что принцип «лучшее враг хорошего» сработает и на этот раз. Кроме того (надеюсь, аудиофилы со стажем поймут меня): признавая неотвратимость технического прогресса, я откровенно побаивался всевозможных экзотических ленточных, электростатических, плазменных и прочих «нетрадиционных» динамиков. Как несложно предположить, для меня это был вопрос не фобий, а сомнений в ценности всех этих нововведений с точки зрения звука. Но поскольку метры с килограммами не меряются, то оставалось ждать. И вот эта возможность — сравнить не просто две системы, а два принципа, два подхода в рамках, по сути, одного и того же проекта. Это само по себе — залог корректного сравнения и уверенности, что на конечный результат не повлияют какие-либо неучтённые факторы. Ставлю ровно те же фонограммы, закрываю глаза и погружаюсь в музыку.

Поразительно, но различия проступают с каждой нотой. Они не обрушиваются, не ошеломляют — они проявляются, словно черно-белый снимок в кювете. Звук D30R воспринимается как более яркий, с лучшим разрешением в верхнем диапазоне (что и понятно, СЧ/НЧ-секция у них всё та же, что и у D30) и более развернутой сценой. Первоначальная склонность D30R подавать материал как набор разрозненных звуков явно была обусловлена отсутствием предварительного прогрева. К нам на тест они пришли, что называется, «в ружейной смазке». По прошествии двух суток обнаружились кардинальные изменения. Звучание ленточной версии приблизилось к звуку модели с традиционным ВЧ-динамиком, но различия остались, как осталось и понимание того, что это различия принципиальные. Обусловленные именно разной конструкцией ВЧ-секции.

Подытоживая результат прослушивания, меня так и подмывало написать: «Редкий случай! D30R — идеальный выбор для тех, кто выслушает обертона в пиццикато, а D30 — для любителей серьёзной академической и винтажной музыки, дабы не теряли лес за дровами». Однако вот парадокс: для меня большей ценностью и притягательностью обладает музыка с историей, от баллад миннезингеров до блюза и хард-н-хеви, но мои предпочтения остались на стороне D30R. Возможно, ещё и потому, что от них исходило что-то сродни предвкушению праздника. А зачем нужна музыка, если она не дарит праздник?

ВЫВОД

Замечательный образец того, как, грамотно выбрав сферу приложения усилий, можно сохранить творческий запал, мастерство, коммерческий успех и уважение самых широких слоев общества, независимо от того, пользуются ли они продукцией ProAc или нет. И D30, и D30R — стопроцентно универсальные системы с непревзойдённым потенциалом. Различия не столь явные помогут каждому остановить свой выбор на наиболее предпочтительном варианте. А если он для вас не очевиден — поддайтесь порыву сердца, не прогадаете.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА

CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
предварительный усилитель Aesthetix Calypso;
оконечный усилитель Aesthetix Atlas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!